|
|
Историко-этнографический сайт
|
|||||||||||
|
О районе
|
вой,
а та, в свою очередь, от своей матери Александры Николаевны,
урожден-ной Бахметевой.
Родовое имение Бахметевых —
село Смольково Саранско-го уезда Пензенской губернии, где в 1852
году и родился
Дмитрий Николае-вич. Там, в имении дяди П. А. Бахметева,
он провёл ранние детские годы. Его отец князь Николай Андреевич
Цертелев (1790-1869) происходил из древней имеретинской
княжеской фамилии Церетели, той её ветви, которая в 1739
году переселилась в Россию. Был известен как крупный деятель образования (в 1823 году был назначен директором училищ
Тамбовской, потом Полтавской
губер-ний, позже был членом
Главного Управления Училищ, в отставку в 1860 году вышел с чином
действительного тайного советника), близким к славянофилам публицистом,
писал стихи (но к своим поэтическим творениям относился крити-чески
и даже категорически отказался издать их сборник, когда ему это предло-жили), был корреспондентом Т. Шевченко. Также был
известен и как этнограф : одним из первых он обратил внимание на
украинскую народную поэзию. Был действительным членом "Вольного
общества любителей словесности, наук и ху-дожества", "Петербурского
общества русской словесности (1820), почётным чле-ном "Императорского
Московского общества испытателей природы", "Научного общества при
Харьковском университете" (1824), действительным членом "Об-щества
истории и древностей" при Московском университете (1827) и "Копен-гагенского
общества древностей" (1859), в 1859 году был избран почётным чле-ном
Харьковского университета. В 1820 году награжден за этнографические
тру-ды серебряной медалью Академии Наук. От первой жены (имя
её неизвестно, умерла после 1836 г.) у него было пятеро детей
(Надежда, Людмила, Николай, Пётр, Анна). Второй его женой была
помещица из Липягов
Спасского уезда
Варвара Семёновна Чулкова.
У них родились сыновья Алексей (ставший из-вестным
дипломатом и публицистом) и Дмитрий.
Похоронен Н. А. Цертелев в Липягах, могила до
настоящего времени не сохранилась. С 1877 по 1880 годы он состоял председателем съезда мировых судей Спасского уезда, потом определился на службу в министерство финансов, но вскоре вышел в отставку и занялся публицистикой : редактировал журналы «Дело», «Русский вестник» (этот журнал считался традиционным оплотом русского политическо-го консерватизма, и Цертелев, как его редактор, подвергался критике со стороны русских деятелей либерального направления). Как публицист он сотрудничал с тем же "Русским вестником", "Московскими ведомостями", "Журналом Министерства народного просвещения" и другими изданиями (в "С.-Петер-бургских Ведомостях" напечатано около 25 его статей). Но свои стихотворения и общественно-литературные статьи довольно часто печатал и на страницах ли-беральных журналов : в "Вестнике Европы", в "Русской мысли" и в других. В 1890 году он основал новый ежемесячный журнал "Русское обозрение", кото-рым руководил на протяжении трёх лет **. Вот названия некоторых из его работ, свидетельствующих о его размышлениях и круге духовных интересов: "Границы религии, философии и естествознания", "Спиритизм с точки зрения философии. Медиумизм и границы возможно-го", "Свобода и либерализм", "Нравственная философия гр. Л. Н. Толсто-го", "Пространство и время как формы явлений", "Печать и общественное мнение", "Нужна ли реформа местного управления ?", "К вопросу о свобо-де печати". Его прозаические «Метафизические сказки» были опубликованы уже после его смерти. (Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона о Цертелеве: "Как философ, Ц. примыкает к Шопенгауэру и Гартману, хотя признает непознаваемость высших начал познания и бытия. "Что такое внутренняя сущность познающего, мыслящего, хотящего субъекта независимо от нашего познания — этого мы сказать не можем, так же как не можем сказать, что такое, независимо от нашего познания, сущность познаваемого материального мира. Разбирая эти во-просы, мы увидим только, что они сами по себе несообразны, так как они сводятся к вопросу, что такое непознаваемое; но если бы мы могли ответить на это, оно уже не было бы непоз0на-ваемым". Как поэт, Ц. выказал большое умение владеть формой; в его стихах звучат те же но-ты, которые он проводит и в своей философии. Как публицист, Ц. держался строго консерва-тивных взглядов, но был далек от всякой агрессивности. Статьи его по поводу жгучих вопро-сов всегда держались в сфере идей; будучи горячим патриотом, Ц. впадает в ультранациона-лизм"). Цитаты из философских работ Ц. Кроме философии, Цертелев интересовался психологией, был действительным членом Психологического общества при Московском университете. В 1890-е годы опубликовал ряд статей по вопросам судопроизводства и права, связанных с пересмотром судебных уставов, принятых в период царствования Александра II. Совершенное знание немецкого языка, обширная философская эрудиция позво-лили Цертелеву осуществить перевод первой части "Фауста" Гете. Переводил он и гётевского "Манфреда". Его переводы из Гете должны быть отнесены к числу наиболее значительных для своего времени попыток поэтической интерп-ретации великого немецкого поэта. С английского он переводил Д. Байрона. Некоторые лирические стихотворения Цертелева ("Мне снился сон, лучами золотыми...", "Море широкое, даль бесконечная...", "Мы долго шли рядом одною дорогой...", "Туча промчалась и землю дождем напоила...") были по-ложены на музыку известными русскими композиторами М. М. Ипполитовым-Ивановым, А. С. Танеевым, А. А. Балабановым и другими. С юности и всю жизнь он был близок по духу с поэтом А. К. Толстым и филосо-фом B. C. Соловьёвым, сыном известного историка. С ним Цертелев был еди-номышленником в области философского идеализма, но серьёзно расходился в общественно-политических воззрениях : в противоположность либерально-оп-позиционным настроениям В. С. Соловьёва, заявлявшего себя резким критиком правительственной бюрократии и официальной церкви, Цертелев держался вполне консервативных взглядов и последовательно проводил их в своей об-щественно-публицистической деятельности, в частности, он выступал за цензу-ру в печати и посвятил этой проблеме отдельную работу. В некрологе не смерть Цертелева Э. Радлов писал о В. Соловьёве и Цертеле-ве : «Тесная дружба этих двух благороднейших людей началась еще в 5-й Мос-ковской гимназии, где оба обучались... и длилась в течение всей жизни. Оба про-ходили вместе Московский университет, оба одновременно занимались за гра-ницей. Дарование обоих проявилось в философии, в поэзии, в публицистике, в ли-тературной критике. Политические взгляды их сильно расходились. Князь Д. Н. Цертелев держался консервативного направления, между тем как Соловьёв ду-мал, что либеральный монархический режим необходим России, но это разли-чие политических взглядов нисколько не отражалось на их дружбе. В философ-ском отношении обоих мыслителей следует отнести к защитникам идеалисти-ческого направления; но в то время как Соловьёв создал собственную мистичес-кую систему, князь Цертелев примкнул к направлению Шопенгауэра и его ис-толкователя Э. Гартмана. С Гартманом князь Д. Н. Цертелев поддерживал дружеские отношения...». В. С. Соловьёв несколько раз гостил в его усадьбе, хотя и признавался, что при-родные условия в Липягах скудные. В 2011 году краеведом С. Д. Олениным найдены факты, свидетельствующие, что посетителем Липягов был и будущий известный поэт Андрей Белый, при-езжавший туда в детстве с матерью к соседям Цертелевых Хохловым. Д. Н. Цертелев запомнился ему "не как философ-поэт, а как забавно рассеянный фотограф".
письма и к Д. Н. Цертелеву (около 20 писем) с 1874 по 1899 год. Содержание пи-сем в большинстве своём философские — оба увлекались идеализмом, мистикой. Оба путешествовали по городам Европы, письма адресованы во Францию, Лон-дон и другие города, в них часто упоминаются Липяги. Так, B. C. Соловьёв в одном из посланий другу в 1876 году сообщал, что он посылал несколько писем в Липяги и обещает, что «в Липяги непременно приеду в конце июля». Через три года в одном из писем философ и поэт опять пишет, что «зимой хочу побывать в Липягах... кланяюсь Липягам и всему "Спасскому и Наровчатскому уезду». По-сылались приветы княгине Екатерине Фёдоровне — жене Цертелева, и матери Варваре Семёновне, последней — особенно часто. В одном из писем Соловьёв написал стихи, посвященные Д. Н. Цертелеву: Другу молодости
Враг я этих умных,
по вопросам веры.
Интересовался он и крестьянином из села Шуты Козьмой,
который называл себя «шутовским богом». Впечатления от их встреч и
разгово-ров нашли отражение в статье философа «Очерки из русского самосознания»,
опубликованной в 1889 году в «Вестнике Европы».
В Липягах у супругов
Цертелевых родились
дочь Наталья и сын Юрий (Геор-гий). За свою службу и земскую деятельность Цертелев был пожалован в действи-тельные статские советники, награжден орденами Св. Станислава 2 степени и Св. Анны 2 степени.
Писал стихи. Когда фронт
обрушился, приезжал в Липяги (тогда-то и был сде-лан снимок).
В памяти жителей Липягов он остался как сердечный, добрый
мо-лодой человек, учивший
кататься на велосипеде детей липяговских крестьян. Их пути с женой,
Татьяной Никитичной Уваровой, разошлись. По
слухам, он «по-ступил в комиссары» (эти слухи, может быть, и не
соответствовали действитель-ности — в Интернете есть сведения о
некоем переводчике с немецкого Юрии Дмитриевиче Цертелеве), а жена вместе с дочкой покинула
Россию с Добро-вольческой армией, в эмиграции
жила в Париже. Сестра Юрия Наталья Дмитриевна
была замужем за
Д. Э. Ухтомским, сыном камер-юнкера князя
Э. Э.
Ухтомского, дипломата, поэта, ориенталиста,
коллекционера.
ковском художественном театре концертмейстером, вышла замуж за профессо-ра технического вуза... Цитаты из философских работ Д. Н. Цертелева:
"Пока религиозное сознание достаточно сильно в человеке, он в
догматах веры может найти для себя решение всех сомнений,
возникающих перед ним во внеш-ней жизни; но когда сомнение проникает
глубже, когда оно касается самого ис-точника религиозных убеждений —
религиозное сознание теряет силу и стано-вится необходимо найти
другой критериум нравственности или очистить поле для самого
безграничного эгоизма". По материалам спасского краеведа Н.Забродиной, сайта "Библиотека русской философии и культуры ("Дом А.Ф.Лосева")", сайта Википедия, рассказам жителей Липягов, другим источникам. _____________________________________ * В Институте русской литературы (Пушикнского Дома) РАН хранятся письма к Д. Н. Цертелеву: Е. П. Блаватской, П. П. Гнедича, К. Ф. Головина, И. А. Гончарова, М. Н. Ермоловой, А. Ф. Кони, Н. С. Лескова, Д. С. Мережковского, Я. П. Полонского, Л. А. Ростопчиной, М. Г. Савиной, Е. А. Салиаса де Турнемир, Е. В. Салиаса де Турнемир, Т. Л. Толстой, А. А. Фета, И. И. Ясинского. ** Принимая во внимание общенациональный характер журналов, можно сделать вывод, что за полтора века из всех жителей Спасского уезда и территорий бывшего уезда (включая Зубово-По-лянский район), посвятивших себя журналистике и публицистике, Д.Н.Цертелев добился наиболь-шего успеха.
На первую
страницу |