ОДЕЖДА МОКШАН

 

Дольше всего в мокшанской одежде ходили промзинские старики и пасечники. Рубахи белые, холщевые чуть не до щиколоток длинные, во всем почти одинаковые с женским «щам». Издали не отличишь мокшанских баб от промзинских стариков — и те, и эти белые. У многих баб юбки еще покороче, чем стариковские рубахи. У женщин штаны из-под юбок заметнее. Пояс («каркс») длинный, из шерсти, свисает по обоим бокам (как сейчас у баб в праздничной одежде). Ножик и качедык висели на поясе. Как и на женском поясе, были «кумбрят».

По низу рубашки и по обшлагам рукавов — вышивки такие же, какие сейчас на бабьих рубахах.

Старики, общаясь с молодежью, говорили: «Изменились обряды, а то ходили бы вы теперь парни в «калпаках». Еще отцы многих стариков парнями-женихами в праздничные дни надевали «кал-паки». Эти головные уборы — «калпак» — высокий, стоячий (как у попов «цилиндр») с кисточ-кой («цёкане») наверху и красиво вышитым кантом.

Женщины носили лапти. Когда не было вязовых лаптей (красного цвета), то бабы красили охрой простые лапти. Бабы и сейчас носят для тепла под платком «калпак», сшитый из лоскутов, на-зываемый «чепец» («калпакозе монь ули»).  В зимнее время все мужики обязательно носили «ча-

В. Каррик "Мордвин",
первая половина 1870-х гг.

пан» верхнюю одежду из плотной шерстяной ткани, без воротника, длинную, почти до земли.

Записано в июле 1965 г. со слов Кичапина Т.Е., 68 лет, Щукина Т.С., 67 лет, Щукина П.А. 99 лет,  и др.

Б. Смирнов "III книга этнографических этюдов"
(опубликовано в книге: Б. Ф. Кевбрин, В. И. Рогачёв, А. Д. Шуляев "Мотивы родимой земли", Саранск, 2012 г.)

На первую страницу
Назад на страницу Мордовский национальный костюм

Hosted by uCoz