ОДЕЖДА МОКШАН |
|
Дольше всего в мокшанской одежде ходили промзинские старики и пасечники. Рубахи белые,
холщевые чуть не до щиколоток длинные, во всем почти одинаковые с женским «щам». Издали не отличишь мокшанских баб от промзинских
стариков — и те, и эти белые. У многих баб юбки еще покороче, чем
стариковские рубахи. У женщин штаны из-под юбок заметнее. Пояс («каркс»)
длинный, из шерсти, свисает по обоим бокам (как сейчас у баб в
праздничной одежде). Ножик и качедык висели на поясе. Как и на женском
поясе, были «кумбрят».
По низу рубашки и по обшлагам рукавов — вышивки такие же, какие сейчас
на бабьих рубахах.
Старики, общаясь с
молодежью, говорили: «Изменились обряды, а то ходили бы вы теперь парни
в «калпаках». Еще отцы многих стариков парнями-женихами в праздничные
дни надевали «кал-паки». Эти головные уборы — «калпак» — высокий, стоячий (как у попов «цилиндр») с кисточ-кой («цёкане») наверху и
красиво вышитым кантом.
Женщины носили лапти. Когда не было вязовых лаптей (красного цвета), то
бабы красили охрой простые лапти. Бабы и сейчас носят для тепла под
платком «калпак», сшитый из лоскутов, на-зываемый «чепец» («калпакозе
монь ули»). В зимнее время все мужики обязательно носили «ча- |

В. Каррик
"Мордвин",
первая половина 1870-х гг. |
пан» верхнюю одежду из
плотной шерстяной ткани, без воротника, длинную, почти до земли.
Записано в июле 1965
г. со слов Кичапина Т.Е., 68 лет, Щукина Т.С., 67 лет, Щукина
П.А. 99 лет, и др.
Б.
Смирнов "III книга этнографических
этюдов"
(опубликовано в книге: Б. Ф. Кевбрин, В. И. Рогачёв, А. Д.
Шуляев "Мотивы родимой земли", Саранск, 2012 г.)
На первую страницу
Назад на страницу Мордовский
национальный костюм
|