Пруд в Новых Выселках. Фото Т. Сорокиной, 2010 г.


О ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯХ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Суеверные люди верили, что жертвоприношение может помочь людям, поэтому, мол, раньше, когда пруды прудили, в плотину клали жертву — в глубокой древности покупали ребёнка у бедной семьи или сообща приобретали живность. Задача была та-кой, чтоб живьём туда положить жертву, тогда плотина будет крепкой — не прорвёшь. Рассказывали, что во время строитель-ства Виндреевского пруда (для чугунного завода) при закладке плотины положили жертву, и плотина та здоровая была — не прорвёшь.*


Другие старожилы, вспоминавшие древние обычаи, про человеческие жертвоприношения не говорили, но отмечали, что при строительстве всех плотин для мельниц приносили жертву: барана ли, кошку, а жертву давали. Так было при строительстве Зарубкинской, П.-Селищинской, Н.-Выселской и других плотин. Это дело делается тайком, чтоб никто не знал. Два-три челове-ка, те, кто организует постройку общественной мельницы, договариваются между собой и приносят жертву. Остальные даже толком и не знают, какую жертву положили в плотину — об этом никогда не говорят.**

 

* Записано осенью 1965 г. со слов Кисткина А.С., 77 лет, из с. Салазгарь.

** Записано осенью 1965 г. со слов Медведева Н.А., 86 лет, из с. Новые Выселки.

Б. Смирнов "III книга этнографических этюдов"
(опубликовано в книге: Б. Ф. Кевбрин, В. И. Рогачёв, А. Д. Шуляев "Мотивы родимой земли", Саранск, 2012 г.)

На первую страницу
Назад на страницу Мифология мордовского народа

Hosted by uCoz