|
В некоторых сёлах долго оставался главным праздник поминания
умершего — «Куже(нь) лифтема». Отмечался он один раз в году, в
этот день брали с собой алкогольную выпивку, тогда как в другие
поминальные дни брали только «позу» — брагу.
Теперь это отмечают в субботу перед Троицей (Кизоняста), а
раньше, когда русскую Троицу не отмечали, — в другой день.
По мокшанскому обряду во время погребения с покойным клали в
гроб трубку, инструмент и т.д. А на «(К)гуже(нь) лифтема», во
время поминовения — «лимдема» его доброго имени на могиле
раскладывали: рубаху, штаны, шапку, кушак, обувь. «Вот, мол, всё
твоё... на том свете после бани сменяй одежду». Это делалось в
субботу перед Троицей — «кда Троицен суббота сай».
Праздник поминовения родителей закладывался ещё в языческие
времена, но праздновался и позже вплоть до 1960-х гг. К это-му
дню готовят разную закуску, выпивку и собираются на могилу
родителей, едут на лошадях. На кладбище раскладывают снедь,
после начинают молиться, затем угощаются, берут четверть вина,
наливают и подносят сперва сыновьям, дочерям, зятьям, невесткам,
вслед за этим угощают соседей. Иногда дело доходит до плясок и
песен. Исполнялись погребально-поми-нальные песни (характерные
для финно-угорских народов) и причеты «Кода кулофсь тиенчнесь,
стане монга тиендян, улель улез(а) циберь кулоть вастоц» (на том
свете было б ему хорошее место...).
Праздник этот был особый, проводился без попов, без церковной
службы один раз в год. Праздновала не только зубовополян-ская
мордва, но и атюрьевская, кишальская и другие мокшане, что
свидетельствует о всеобщем характере поминального дня у мордвы.
Следует отметить исключительную глубину нравственной памяти
народа.
В традиции некоторой части мордвы было при возвращении с
поминального праздника или похорон бросать порожние корзи-ны,
кошели из-под снеди за церковную ограду. Сюда же несли и бросали
стружки, щепки, оставшиеся после изготовления гро-ба.*
Через неделю после Троицы мордва праздновала праздник — «Тундань
ильхтема». Народ простой был, все приходили на празд-ник,
одевались ряженными по-старинному. Разыгрывали целые сцены.
Угостили маленького старичка с трубкой и уже пьяно-го положили в
старую осиновую колоду и понесли вдоль улицы Пахмос, с конца к
середине села. А народ веселится, кто на гре-бешке играет, кто в
заслонки бьёт. На палки платки привязали — вместо знамён. Народ
бежит, полна улица, до 1000 человек.
И вышел «Апр» (колдун): «Дайте-ка посмотреть мёртвого», и как
дал «покойнику» кнутом — тот вмиг выпрыгнул из гроба и пустился
бегом. «Апр» испортил веселье.
«На «Роштува» делали из жердей, палок и соломы — чучело лошади
или верблюда. Народу собиралось, как в кино. Самое прос-тое
чучело лошади делали на одного человека. Пологом (зиблек)
накроют, а голову соломой набьют. И для двоих-троих чело-век
делали чучело, но уже большой лошади».**
В летнее время проводили праздник «Шкабасти озондома». По
срокам, видимо, он совпадал с молением эрьзян «Нишке-пазу» —
26.06 — в день солнцестояния. Девушки соберут разные полевые
цветы, чтоб красиво было, готовят на «Мокшень-шкая» навроде
шапки из цветов, сплетут — «панчфонь такья».
Старики рассказывали, что праздник устраивался так. Человек
поднимается на дерево, на дуб. До этого украшают: красят и
зо-лотят его, поклоняются ему и уважают, как бога. Уши ему
прокалывали и вдевали золотые серьги. После этого народу он
ка-зался очень красивый, желанный. Поэтому и молились на него. А
он в шапке из цветов в летнее время народу дождь дает.
На коленях молились. А уж если встретится одетым богом «Мокшень-шкай»
— мужик сразу упадёт перед ним на колени. Тогда было время,
когда и ветру, и дождю, и грому молились.
Было время, когда золотили рога барану и поднимали его на
дерево, на место бога. Бякнет животное что-нибудь, а люди и
скажут: «Смотри: говорит!»***
* Записано в
1964-65 гг. со слов Кисткина А. С. 77 лет, из с. Салазгорь,
Парамонова М. Г. 73 лет, из с. Старое Бадиково.
** Записано в
1964-65 гг. со слов Сильманова П.И., 77 лет, из с.
Салазгарь.
*** Записано
осенью 1965 г. со слов Медведева Н.А., 86 лет, из с. Н.-Выселки.
Б.
Смирнов "III книга этнографических
этюдов"
(опубликовано в книге: Б. Ф. Кевбрин, В. И. Рогачёв, А. Д.
Шуляев "Мотивы родимой земли", Саранск, 2012 г.)
На первую страницу
Назад на страницу Сезонные
обряды и праздники мордвы
|