
Девушки из Покасс. Справа
– Татьяна Чудайкина (в девичестве Чеснова).
1939 г. Из семейного альбома Чудайкиных
– Окуньковых
– Кемяшовых. |
В семье нас было шесть человек детей. Мы жили в
селе Покассы Зубово-Полянского района. Жили дружно,
весело. Старшие помогали родителям, Чудайкиным Елисею Кирилловичу и Татьяне
Ники-форовне (в девичестве Чесновой), ухаживать за младшими братишками и
сестренками. Я в семье была самой старшей, поэтому на меня ложилась самая
большая ответственность. Особенно в лет-ние месяцы,
когда родители уходили на болота рыть торф. Вырытые пласты торфа привозили
до-мой на разбитой тачке, резали на более тонкие пластины и сушили на
солнце. После высушивания убирали их во двор для хранения до зимы. Ведь
топили ими и русские печи, и печки-"голландки". Со временем в болоте торф
закончился и стали отапливать дома дровами, которые привозили из леса.
В 1956 году сильно заболел папа. Здоровье его с
каждым днем ухудшалось. Я постоянно слышала от взрослых, что долго он не
проживет. И вот в дом пришло это горе. Папа умер, когда мне было девять
лет, а самому маленькому братику Володе — один год и три месяца. До сих
пор у меня перед глазами стоит картина : за гробом идут малыши, не понимая,
что же произошло, почему все так пла-чут. Сестренка меня спросила : «А
почему папа лежит и не встает ?» Для меня это были
страшные дни, я очень тосковала по отцу, ночами укрывалась одеялом, чтобы
никто не слышал, как я плакала. Он часто снился мне во сне, я
просыпалась и всем рассказывала, как мне приснился
отец.
Приходили соседи, родные и всегда был один и тот
же вопрос моей маме : «Как ты, Татьяна, бу-дешь
поднимать их, растить ?» |

Чудайкин Елисей Кириллович
(1909-1957), житель с. Покассы.

Первоклассница Валя Чудайкина.
1955 г.
|
От государства никакого пособия на нас мама не
получала. И куда только она ни обращалась, но так и не достучалась до
сердец коммунистов. И осталась она со своим горем один на один. Ведь шесть
че-ловек надо напоить, накормить, обуть, одеть, а на что ? Спасибо, была
корова, благодаря ей мы и вы-живали. Выращенного телёночка, поросёнка мама
продавала и покупала нам необходимые вещи. Сами
мы ни молока, ни мяса, ни масла толком и не ели никогда.
Помню, расшалятся дети, и, чтобы успоко-ить их,
мама всегда говорила : «Вот отдам вас в приют Беднодемьяновский !» Сразу
наступала тишина. Но не надолго : дети есть дети.
Шли годы. Оставив меня присматривать за младшими,
мама ходила работать в колхоз. Наравне с муж-чинами она убирала с
полей солому, метала сено в стога. Эта хрупкая, худенькая женщина поднимала навильники на высоту стога. Бывало, придет домой, сядет и
плачет, а мы около неё — кто целует, кто гладит, и вместе с ней начинаем
плакать. Затем мама начинает всех успокаивать. Часто видела её со слезами
на глазах. Ведь в семье она была и за женщину, и за мужчину.
Летом была проблема : как заготовить корм для
коровы. Уже в десять лет я взяла в руки не только серп — мама научила меня
косить косой. Подрос брат, и эстафету косца я передала ему. На плечах
носили мешки с травой, и на тачках возили, а ещё маме выделяли
"процент" —
сено из колхоза за рабо-ту. Так мы и держали свою корову-кормилицу. Да и
она-то тоже не доедала наравне с нами — детские руки не могли заготовить
ей сена вдоволь. Так шли трудные для нашей семьи, — а особенно для мамы —
дни.
Однажды приехал к нам из Вадинска друг папы.
И оказалось, что он и не знал о его смерти. Его это из-вестие поразило. Ведь отец у нас был очень сильный, крепкий, трудолюбивый мужчина. До
сих пор вспоминают, какой он был трудоголик. Здоровье своё он подорвал
на войне. Однажды он и его товари-щи целые сутки стояли в
воде по пояс, спасаясь от окруживших их со всех сторон немцев. После
этого, он говорил, у него и стали болеть ноги. У него был ревматизм, не
работал сердечный клапан. Его брат Иван Кириллович погиб на войне с
фашистами, да и он, фактически, тоже погиб на той войне, только дата его
гибели не совпала с годами войны.
Папин друг посоветовал маме определить нас в
Ширингушскую школу-интернат. Он говорил маме : «Там они будут и обуты, и
одеты, напоены и накормлены. На каникулы домой будут приезжать, сама к ним будешь ездить». Тогда я
уже училась в пятом классе. Это был октябрь 1960 года. Помню, мама
спросила : «Кто поедет в интернат ?» Желающими
были все. Но она выбрала меня и сестру Нину, кото-рая была на год младше
меня. Как же мы радовались и ждали того момента, когда нас отвезут в
ин-тернат !
И вот мама едет в Ширингуши. Там её, как она
рассказывала, встретили очень дружелюбно. Ей там очень понравилось.
Директор Маскаев Максим Афиногенович сказал, чтобы везла всех. Но она не
ре-шилась. После каникул первой четверти мама с дядей Борей повезли нас на
дровнях на новое место жи-тельства. Столько было радости от предвкушения
того, что я увижу новые места, буду учиться в новой школе, мне дадут новые
вещи…
|

Фотография на память перед отъездом в
интернат : Нина и Валя Чудайкины,
Чудайкина Татьяна Никифоровна (спра-ва) и ее сестра Кемяшова Мария
Ники-форовна (слева), 1960 г.

Во время
урока физкультуры в
Ширин-гушском интернате.
Слева —
Чудайки-на Валя. 1963 г. |
Приехали.
Лошадь привязали к столбу у старой
почты, которая находилась рядом со школой. Нас привели в учительскую.
Приём был очень теплым, добросердечным. Пришла женщина–завхоз, и повела нас
на склад. Выдала нам новую школьную форму, новые ботинки и другие вещи.
Радости не было предела. Воспитательница Раиса Петровна в спальне показала
кровати и тумбочки. Все это было интересно. Завязалась беседа с
одноклассниками. Меня с сестрой расспрашивали обо
всём, и девочки нам тоже очень понравились. Прошло какое-то время, и вдруг
меня осенило : «А где же ма-ма ?» Я выбежала из корпуса, побежала туда, где
была привязана лошадь, а там пусто — никого нет, уехали. И здесь-то я
поняла, что самое главное не вещи, которые мне выдали, не новая
обста-новка, не новые друзья, а мама, которой впервые в жизни не оказалось
рядом со мной. Села я на недоеденное лошадью сено и расплакалась. В этот момент мне ничего на
свете не надо было, толь-ко бы вернулась ко мне моя родненькая и забрала
меня в родной дом. Подошла ко мне Раиса Пет-ровна с девочками, стали
уговаривать, успокаивать. Среди них я
обратила внимание на черненькую девочку, она
стояла и тоже сильно плакала. Это была Надя Щукина, мы с
ней подружились, и все годы учёбы в интернате наши глаза не просыхали от
слёз. Всячески старались не показывать свою душевную боль, часто уходили в
лес, который был рядом со школой, и там давали свободу своим рыданиям.
Я думала, что сестра Нина спокойно переносит
разлуку с сестрой и братьями, потому что никогда не видела её слез. И
только много позже она призналась, что очень тосковала, особенно по ночам,
когда, как и все дети интерната, оставалась одна со своими мыслями и
переживаниями, обидами и радостями прошедшего дня.
Я не хочу сказать, что в интернате нам было
плохо. Отнюдь нет. Нас окружали очень хорошие, доб-рые, отзывчивые,
заботливые люди. Я всех их помню, ценю, люблю и уважаю за то, что они
при-нимали участие в нашем воспитании и обучении. Они многому научили меня
и других детей, жив-ших в интернате.
От мамы часто приходили письма. Она тоже очень
тосковала по нам. Однажды приехала нас про-ведать и решила забрать обратно
домой. Я понимала, что нелегко ей быть в разлуке с нами. Раиса Петровна
стала уговаривать её не делать этого, зная наше семейное положение.
В интернате очень хорошо была поставлена
воспитательная работа. Жизнь была интересной и раз-нообразной. Было очень много разных кружков, готовились концерты, мы
выезжали с ними в со-седние деревни — в Старое Бадиково, в Журавкино,
ездили даже Пензенскую область — в
Вадинск. Я занималась акробатикой, танцами, баскетболом, волейболом,
бегом. У нас проводились разные
спортивные соревнования, конкурсы, мы ходили в походы. В
памяти сохранилась
военизирован-ная игра «Зарница». Велась шефская работа в
помощь престарелым. Мы помогали старым людям
: носили
им воду из колодца, пилили дрова, убирались в
доме. Мы находили таких людей в посёлке. На трудовую деятельность
детей обращалось большое внимание. Даже в летний период
старше-классники приезжали в интернат из дома для того, чтобы
заготовить корм для коров интерната !
Дети вырастали трудолюбивыми и с развитым чувством долга.
Вроде бы жить да радоваться. Но, увы ! Никто и
ничто не заменит родную мать. Когда
мы приез-жали на
каникулы, мама предлагала
остаться дома. Но я понимала, что ей будет тяжело нас растить
|

Художественная
самодеятельность в интернате. 1960-е гг. |
и назад в интернат
уезжала с болью в детской
душе. Самые тяжелые дни были пос-ле
каканикул. С первого же дня
после возвращения из дома в интернат начинался отсчёт,
сколько дней осталось до новых каникул.
Сколько бывало радости, когда до них оставались считанные дни ! Все подарки, полученные в школе на праздники, мы везли домой для братишек и сестрёнки, не съев
ни одной конфетки ! Мамины доходы не позволяли ей баловать
их сладостями ...
Однажды я сильно заболела. По всей видимости, у
меня был коклюш, потому что кашель был очень сильный, приступами, на протяжении месяца. Я
болела, а мамы рядом не было (у
нас тогда была уже другая воспитательница, Галина Михайловна
Попова. А Раиса Петровна уехала из посёлка. Я очень переживала
её отъезд. Ведь она нам как-то старалась заменить мать, часто
брала меня к себе домой, всячески пыталась
развеять мою тоску по моим родным и по дому...). На мой кашель никто не
обращал внимания — а так
хотелось вылечиться ... И хотелось, чтобы меня, больную, пожалели,
приласкали, успокоили ... Я целыми ночами
не спала
—толь-ко начинало
першить в горле,
сразу же пила воду, чтобы
не беспокоить девочек |

Татьяна Никифоровна
Чудайкина
с сыновьями Владимиром (слева) и Виктором (справа) на улице Покасс.
Начало 1970-х гг.
|
своим кашлем (спали мы все вместе в большой
комнате-палате). Так и приспособилась. Хорошо, что наступили летние
каникулы, и я уехала домой. Мама очень долго
лечила меня.
Подрос братик Витя и тоже приехал в интернат,
стал учиться с нами с первого
класса. Рос он спокойным,
добрым, ласковым мальчиком. С ним учились дети из
детдома и
часто его
обижа-ли. Бывало,
увидит меня,
подбежит, и начинает плакать : «Я хочу домой, к маме». Не было ласки,
теплоты, чтобы отогреть
детскую душу. Каждый день похож на другой. Не
скажешь ни-кому, что хочется, что не хочется, что нравится,
что не нравит-ся. Если надо, значит надо, и будь любезен выполнять
то, что от тебя требуют.
В моей
памяти остался такой эпизод из жизни, проведённой в интернате.
Я училась в шестом классе, сестра в пятом, а Витя
в первом. Наступили новогодние каникулы.
Как всегда, в предчувствии встречи с родными с
трепещущими от радости сердечками, мы сели в автобус, который должен был доехать до же лезнодо-рожной
станции в Зубовой Поляне, а там кто на
электричке, |
|