журной службы (ДС) и ел мороженое, приготовленное китайским поваром по
столь торжественному случаю. Все были переполнены радостью и держали
наготове пистолеты, чтобы салютовать в честь победы.
В это время над аэродромом Аньдун послышались выстрелы зенитных батарей,
а следом показались со стороны залива два американских самолета.
Непрошеные гости продемонстрировали в воздухе свое мастерство и,
завершив показатель-ное авиашоу двумя фигурами высшего пилотажа —
восходящими бочками, так же внезапно улетели. Что хотели сказать столь
шальным поступком американские асы, неизвестно, но это был первый мирный
день после трех лет войны.
Он начался в понедельник и не предвещал ничего плохого. С раннего утра
наши военные техники в аэропорту города Порт-Артура (Люйшунь) суетились
около транспортного самолета «Ил-12». Они готовили машину к отправке в
самый обычный очередной рейс. За годы войны подобных рейсов top-secret
было совершено немало. Транспортники старались скрыться от нежелательных
встреч с неприятелем за облаками, и это им всегда удавалось.
Штурман Иван Максимович Мулин, в обязанности которого входила тщательная
проверка пассажиров, встречал всех прибывших у трапа самолета. В своей
планшетке он строго вел учет и против фамилии каждого прибывшего на борт
ставил галочки. Этим рейсом летели в основном военные врачи. Они
возвращались домой после работы в авиационной дивизии, базировавшейся в
Порт-Артуре. Этим рейсом должен был лететь еще один военнослужащий, но
он опоздал и появился на аэродроме в последнюю минуту. Он отчаянно
принялся размахивать руками, чтобы привлечь внимание летчиков. Но
самолет уже выруливал на взлетную полосу, и командир показал ему руками
крест. Мол, прости нас, но мы уже не сможем вернуться за тобой, и машина
поднялась в воздух.
ЧП в мирное время
В сотне километров от города Хуадянь на полях трудились китайские
крестьяне. Они рассказывали потом о трагедии, ко-торая развернулась
прямо на их глазах. Четыре самолета с белыми американскими звездами
долго летали над полями. Это были боевые реактивные F-86 «Супер Сейбры».
Когда в просвете над облаками показался «Ил-12», американцы его
расстреляли. В своем рапорте командир звена американских истребителей
Ральф Парр писал: «В 12.30 обнаружил само-лет противника. Он был прямо
подо мной. Совершив два захода с целью опознавания, я увидел на самолете
«Ил-12» большие красные звезды. Во время третьего захода я открыл огонь.
Оба двигателя самолета загорелись, а затем он взор-вался…».
Машина развалилась на две горящие части еще в воздухе, и перепуганные
китайцы наблюдали, как обе упали в разные стороны.
Правительство СССР выразило ноту протеста, но американцы с упорной
настойчивостью утверждали, что русский само-лет проводил воздушную
разведку над Кореей. И только специалисты ООН, работавшие в это время в
Китае, подтверди-ли, что самолет сбили в районе города Хуадянь. А это
далеко не территория Страны утренней свежести. В заявлении ки-тайского
МИД также указывалось место трагедии.
Предполагаемых версий нападения на самолет было несколько. По
неофициальным данным, американская разведка располагала информацией, что
по этому маршруту полетит борт с высшим командным составом ТОФ. В это
время в Порт-Артуре находился маршал СССР Родион Малиновский. Были и
другие мнения, что транспортный самолет вез в Россию сверхсекретный
прибор со сбитого американского самолета и не менее секретные документы.
Истинная причина атаки на самолет пока не установлена.
Печальная дата
Сразу после гибели самолета на месте катастрофы
спасатели приступили к сбору останков погибших. Работать прихо-дилось в
марлевых повязках. Из-за сильной жары трупы начали разлагаться. В
китайском городе Мукдене останки были кремированы, а в декабре этого же
года «груз-200» доставили во Владивосток и захоронили в Жариковском саду
в районе Дальзавода.
Список
погибших членов экипажа 27 июля 1953 года:
Глиняный Дмитрий — командир экипажа, 1918 г. р.
Мулин Иван — штурман, 1921 г. р.
Игнаткин Иван — помощник командира, 1922 г. р.
Коновалов Николай — бортовой радист, 1926 г. р.
Вылинок Николай — бортмеханик, 1927 г. р.
Головачев Федор — борттехник, 1914 г. р.
Погибли также 14 пассажиров.
(публикуется с сокращениями)
Т. Григорьева, газета «Владивосток»
30.07.2003 г.