СМЕРТЬ В ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ВОЙНЫ

 

 

Ил-12 в полёте

Ровно полвека назад в Корее закончилась война. И с этого дня 38-я параллель стала границей, которая разрезала госу-дарство на две части: юг и север. Корейская война, о кото-рой мы мало знаем, принадлежит к числу тех противоречи-вых явлений новейшей истории, вокруг которых громоздят-ся целые горы мифов и легенд. Но, пожалуй, самым траги-ческим эпизодом этой бойни был день последний. Когда в Паньмыньчжоне уже было подписано соглашение о пере-мирии, в небе над Китаем был сбит советский транспорт-ный самолет «Ил-12».

27 июля 1953 года выдалось на редкость жарким, и участ-ник этой войны летчик Сергей Тюрин вместе со своими од-нополчанами  стоял  под  навесом  у  небольшого домика де-

журной службы (ДС) и ел мороженое, приготовленное китайским поваром по столь торжественному случаю. Все были переполнены радостью и держали наготове пистолеты, чтобы салютовать в честь победы.

В это время над аэродромом Аньдун послышались выстрелы зенитных батарей, а следом показались со стороны залива два американских самолета. Непрошеные гости продемонстрировали в воздухе свое мастерство и, завершив показатель-ное авиашоу двумя фигурами высшего пилотажа — восходящими бочками, так же внезапно улетели. Что хотели сказать столь шальным поступком американские асы, неизвестно, но это был первый мирный день после трех лет войны.

Он начался в понедельник и не предвещал ничего плохого. С раннего утра наши военные техники в аэропорту города Порт-Артура (Люйшунь) суетились около транспортного самолета «Ил-12». Они готовили машину к отправке в самый обычный очередной рейс. За годы войны подобных рейсов top-secret было совершено немало. Транспортники старались скрыться от нежелательных встреч с неприятелем за облаками, и это им всегда удавалось.

Штурман Иван Максимович Мулин, в обязанности которого входила тщательная проверка пассажиров, встречал всех прибывших у трапа самолета. В своей планшетке он строго вел учет и против фамилии каждого прибывшего на борт ставил галочки. Этим рейсом летели в основном военные врачи. Они возвращались домой после работы в авиационной дивизии, базировавшейся в Порт-Артуре. Этим рейсом должен был лететь еще один военнослужащий, но он опоздал и появился на аэродроме в последнюю минуту. Он отчаянно принялся размахивать руками, чтобы привлечь внимание летчиков. Но самолет уже выруливал на взлетную полосу, и командир показал ему руками крест. Мол, прости нас, но мы уже не сможем вернуться за тобой, и машина поднялась в воздух.

ЧП в мирное время

В сотне километров от города Хуадянь на полях трудились китайские крестьяне. Они рассказывали потом о трагедии, ко-торая развернулась прямо на их глазах. Четыре самолета с белыми американскими звездами долго летали над полями. Это были боевые реактивные F-86 «Супер Сейбры». Когда в просвете над облаками показался «Ил-12», американцы его расстреляли. В своем рапорте командир звена американских истребителей Ральф Парр писал: «В 12.30 обнаружил само-лет противника. Он был прямо подо мной. Совершив два захода с целью опознавания, я увидел на самолете «Ил-12» большие красные звезды. Во время третьего захода я открыл огонь. Оба двигателя самолета загорелись, а затем он взор-вался…».

Машина развалилась на две горящие части еще в воздухе, и перепуганные китайцы наблюдали, как обе упали в разные стороны.

Правительство СССР выразило ноту протеста, но американцы с упорной настойчивостью утверждали, что русский само-лет проводил воздушную разведку над Кореей. И только специалисты ООН, работавшие в это время в Китае, подтверди-ли, что самолет сбили в районе города Хуадянь. А это далеко не территория Страны утренней свежести. В заявлении ки-тайского МИД также указывалось место трагедии.

Предполагаемых версий нападения на самолет было несколько. По неофициальным данным, американская разведка располагала информацией, что по этому маршруту полетит борт с высшим командным составом ТОФ. В это время в Порт-Артуре находился маршал СССР Родион Малиновский. Были и другие мнения, что транспортный самолет вез в Россию сверхсекретный прибор со сбитого американского самолета и не менее секретные документы. Истинная причина атаки на самолет пока не установлена.

Печальная дата
 

Сразу после гибели самолета на месте катастрофы спасатели приступили к сбору останков погибших. Работать прихо-дилось в марлевых повязках. Из-за сильной жары трупы начали разлагаться. В китайском городе Мукдене останки были кремированы, а в декабре этого же года «груз-200» доставили во Владивосток и захоронили в Жариковском саду в районе Дальзавода.
 

Список погибших членов экипажа 27 июля 1953 года:


Глиняный Дмитрий — командир экипажа, 1918 г. р.
Мулин Иван — штурман, 1921 г. р.
Игнаткин Иван — помощник командира, 1922 г. р.
Коновалов Николай — бортовой радист, 1926 г. р.
Вылинок Николай — бортмеханик, 1927 г. р.
Головачев Федор — борттехник, 1914 г. р.

Погибли также 14 пассажиров.

(публикуется с сокращениями)

Т. Григорьева, газета «Владивосток»
30.07.2003 г.

 

На первую страницу

Назад на страницу Персоналии

Hosted by uCoz