О районе
Администрация
Депутаты
района
Деловая жизнь
Культура и образование
Здравоохранение
Общественные организации
Отдых и туризм
Новости Мокшень
English
Français
|

Общежитие педагогического колледжа,
2003 г.
ЗУБОВОПОЛЯНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
:
ИСТОРИЯ И НЫНЕШНИЙ ДЕНЬ
Решение
правительства только что созданной Мордовии об открытии
педтех-никума в Зубовой Поляне было принято в 1930, однако от
принятия постанов-ления до начала занятий понадобилось более двух лет. В районном
центре не было специальных зданий, педагогических кадров, подготовленных к
занятиям в техникуме учащихся, оборудования и учебников.
Получив
директивное указание об открытии в Зубовой Поляне педтехникума,
местные власти стали срочно искать подходящее временное помещение для
за-нятий, квартиры для педагогов, комплектовать вновь созданный очаг
просве-щения студентами. Один из первых преподавателей педтехникума позже
вспо-минал : «Набирали учащихся
в педагогический техникум в порядке вербовки. Преподаватели выезжали в
села Зубово-Полянского, Торбеевского и Ковылкин-ского
районов, собирали юношей и девушек и проводили с ними разъяснительную
работу. Престиж учительской работы был в то время невысок, молодые люди
охотнее шли в трактористы».
В августе
1932 года прием заявлений и другие организационные работы велись на
квартире учителя С. М. Журавлева. Предполагалось начать занятия с
перво-го сентября, однако даже к октябрю не были решены многие
организационные вопросы. В справке, представленной в отдел кадров
Мордовского облоно ди-ректором Зубово-Полянского педагогического
техникума С. Ф. Грачевым в октябре того же года, отмечалось,
что "здание, предназначенное для техникума, занято учреждениями РУМ и ГПУ,
топливом техникум не обеспечен, нет пре-подавателей по физике и
математике".
К этому
времени в техникум поступило только 22 заявления от юношей и деву-шек,
пожелавших стать педагогами, причем 17 из них имели начальное образо-вание.
Библиотека нового учебного заведения умещалась в одном шкафу, не было
столов и стульев, классных досок, наглядных пособий. Не работала столовая,
до глубокой осени первые студенты варили пищу на кострах около реки.
Однако, все эти трудности не пугали выросших в деревнях юношей и девушек,
привык-ших к нищете и лишениям.
Так как
уровень подготовки учащихся был крайне низким, было решено открыть наряду
с основным два подготовительных отделения. Занятия в техникуме нача-лись в
декабре 1932 года. Первый учебный год закончился 10 июня 1933 года, однако
учебный план выполнен не был.
Вся
программа подготов-ки будущих ликвидаторов неграмотности населения была
крайне политизиро-вана. Основными учебны-ми предметами
в те годы были :
история классовой борьбы, мордвоведение, педагогика и педология, русский
язык и литерату-ра, цикл математических наук, биология и некото-рые другие.
Химию и труд преподавал С. М. Журав-лёв,
историю и географию
— К. К. Кшнякин. Заве- |

Зоя Носкова в роли черкешенки |

"Демон" |

В роли монаха студент А. Дренясов |
В училище был организован драмкружок,
которым руководила Мытова Александра Ивановна, литератор.
Спектакль по "Демо-ну" Лермонтова был поставлен в 1940 г. |
дующим учебной
частью и преподавателем педагогики и педологии был
утверж-ден М. С. Сёмин, окончивший к тому времени в Москве
Академию коммунис-тического воспитания имени Н. К. Крупской.
Директора
педагогическо-го техникума часто меня-лись. В 1934 году техни-кум возглавил
Михаил Фёдорович Шишков, а уже через год должность директора занял
Фёдор Григорьевич
Сурдин. Не-которое время училищем
руководила Инжеватова, а затем более двух лет —
С. И. Романов.
Много сделал для повы-шения качества препода-вания в
техникуме и в це-лом в районе Николай
|

Ф. Г. Сурдин с семьёй |
Иванович Шеляков, работавший и директором зубовополянской школы, и за-вучем
педучилища. Из воспоминаний
: "В то время был острый
недостаток ква-лифицированных кадров. Работавшие в районе учителя, особенно в мордовских сёлах, часто были подготовлены наспех, чтобы
закрыть вакансии, и из их числа было трудно найти достойных для
преподавания в педтехникуме. Но на Шеля-кова была возложена
обязанность подбора кадров. И он вышел из этого поло-жения следующим
образом. Собрав учителей из разных школ, он предложил им написать
составленный им же диктант. На работу были приняты те, кто сделал в нём
ошибок меньше всего."

В училище долгое время существовал
студенческий оркестр. В первом ряду первый слева
– руководитель оркестра Максимов Николай
Григорьевич, четвёртый слева – Иван
Елисеев, 1951 г.
Постепенно
укреплялась материальная база. В довоенные годы были построены столовая,
второе учебное здание, оборудованы первые кабинеты. Значительно
расширилась библиотека. В 1938 году был открыт медпункт, в котором работал
фельдшер Н. В. Пенкин.

Выпускники 1952 г. (слева
направо) : Зоя Бокарева, NN,
Анфиса Балашкина, Иван Елисеев, Мария Кинякина. |
Первый
выпуск учителей начальных классов состо-ялся весной 1936 года. Ат-тестаты
получили 16 юно-шей и девушек. Среди них — Иван Киняев, Гаври-ил
Шичкин, братья Каба-новы, сестры Сяркины, Алексей
Чалдаев, Мак-сим Маскаев, Нина Пи-нясова.
С 1 января 1937 года
тех-никум стал именоваться
пе-дагогическим училищем. Для подготовки
учителей-практиков, не имевших ат- |
тестатов, было открыто заочное отделение. В предвоенные годы
состоялось 5 выпусков. Десятки молодых учителей пришли в сельские школы,
владеющие зна-ниями и новыми методиками. Неграмотность населения к концу
30-х годов в стране в основном была ликвидирована. Свой вклад в решение
этой важной проблемы внесли и выпускники училища.

Выпуск из педучилища.
В центре – директор Семков
В. Т. Первая половина 1950-х гг.
Они были
достойными людьми своего времени — честными, энергичными, преданными
Родине. Некоторых из них коснулись сталинские репрессии.
Был арестован и получил
большой срок концлагеря директор педтехникума
Ф. Г. Сурдин (погибший
в лагере, он был арестован по доносу преподавателя
М. И. Горюнова), а его жена В. О. Сурдина
была осуждена к гласному надзору, были расстреляны трое преподавателей — В.
М. Буйдеров, М.
Г. Дадонов, И. С. Ма-лофеев.
Лишились студенты и квалифицированного
преподавателя биологии и гигиены, врача больницы Г. А.
Оленина, тоже арестованного и
расстрелянного. Пострадали и студенты, в книге приказов
за 1937/38 учебный год можно найти такие записи : "Раису Матрохину,
учащуюся III класса «А», как дочь врага наро-да, исключить... без права поступления в другие учебные заведения; П. М. Шин-дина исключить...
как пособника врага народа; Бегеева за агитацию в пользу врага
народа Сурдина... исключить из состава учащихся..."
Студент Курчаткин Семён Захарович был осуждён на 2
года тюрьмы, студент Тулаев Ксенофонт Павлович
— на 2 месяца 8 дней.

Преподаватели педучилища, ветераны
Великой Отечествен-ной войны Н. Г. Максимов (крайний слева) и А. С.
Чудаев со студентами заочного отделения.
Конец
1970-х годов. |
Коллектив
училища счи-тался сплоченным, работо-способным,"преданным де-лу партии,
социалистичес-кой Отчизне". Все лучшие человеческие качества вы-пускников и
учащихся
учи-лища, многие из которых были уроженцами сёл и де-ревень
Зубово-Полянского района, а абсолютное боль-шинство
— из Мордовии, особенно
ярко проявились в годы Великой Отечест-венной
войны. Многие пре подаватели и
учащиеся уш- |
ли на фронт. Судьба многих из них необычна и
интересна, других трагична.
Студент
третьего курса Иван Стручков любил музыку, писал стихи, мечтал
стать учителем. Но как только началась война, он заявил: «Моё место на
фронте». Дрогнуло сердце матери, слезы покатились по ее щекам — она
провожала на войну единственного сына. Много фронтовых дорог прошел
сержант Стручков, видел пожарища, воронки, окопы, руины, убитых
боевых друзей; штурмовал Пе-рекоп, освобождал города Украины
и Прибалтики. Под Кенигсбергом он по-лучил тяжелое ранение в
позвоночник и контузию. Лечащий врач, восхищаясь его выносливостью,
сказал : «Сержант Стручков — удивительный человек. Ад-ская боль — и
ни единого стона, ни одной жалобы. По натуре и характеру
—второй Павка
Корчагин». В ноябре 1945 года его привезли на родину. В Зубо-вой
Поляне он упорно учился ходить без костылей, сумел преодолеть недуги и
снова вернуться к труду.
Вся
страна узнала о подвиге выпускника училища
Ники-фора Тараскина, сумевшего организовать в тылу врага
— на Украине, в селе
Большая Знаменка, группу молодых патриотов, называвших себя ДОП
(Добровольной Орга-низацией Патриотов) и боровшихся с оккупантами.
Ещё
не было ни битвы под Сталинградом, ни танковых сраже-ний на Курской
дуге, ещё сильны и агрессивны были фа-шистские дивизии, а молодые
патриоты, как и их сверст-ники из "Молодой гвардии" в Краснодоне, верили в по-беду и по своему приближали её.
В 1943 году организация была раскрыта, и все её члены погибли. Позже
об их под-виге написали многие газеты Советского Союза. На
зда-нии педучилища висит мемориальная доска в память о её
выпускнике — Никифоре Климентьевиче
Тараскине |

Н. П. Караулов,
преподаватель истории |
Писатель Сергей Фетисов написал роман «Хмара»,
посвящённый борьбе и
под-вигу ДОПа.

Петр Иванович Африн
1923 г. р., уроженец села Савва, Торбеевского райо-на МАССР, с 1940 по 1942 год учился в Зубово.-По-лянском
педучилище. |
Сверстник
Николая
Тараскина Пётр Африн, попав-ший на передовую со студенческой скамьи,
со 2-го кур-са, получил смертельное ранение под Сталинградом и скончался в 1942 году от полученных ран. А было ему только
19 лет.
Молодые,
полные сил и энергии учителя стояли на-смерть у стен Сталинграда, на
Курской дуге, форси-ровали Днепр, брали Крым,
освобождали Польшу, Ру-мынию, Венгрию. Имена многих из
них высечены на скорбных
обелисках в городах и селениях Украины,
Белоруссии, России.
Остались на полях сражений преподаватели
училища : военрук Н. Д. Рожков, историк Н. П. Караулов. Места
призванных на фронт преподавателей занимали эваку-ированные с запада
специалисты. С августа 1941 года в |
училище работали Е. Я. Райбман,
И. М. Гельфандбейк, С. К. Портная. В сен-тябре 1942 года был
принят на работу преподавателем музыки Г. М. Карпенко.

Иван Семенович Киняев.
Фото военных лет.
Уроженец Новых Выселок. В 1936 году
окончил Зубово-Полянский педтехникум. Его аттестат об окон-чании
техникума числится под № 1. Активный комсомолец 1930-х годов.
Участник Великой Отечественной войны, с боями прошел путь от Волги
до Берлина. После войны ра-ботал учителем, преподавая
трудо-вое обучение в родном педагоги-ческом
училище. |
Годы войны были трудными для училища во всех отношениях. Все учебные
здания и общежи-тия были переданы под госпиталь, занятия в две-три
смены проводились в неприспособленном помещении лесхоза, в других
временных поме-щениях. Расписание составлялось на два-три дня из-за
отсутствия ушедших в армию преподава-телей. В учебный план вводились
не только тра-диционные, но и военные дисциплины : строе-вая
подготовка для юношей, радиотелеграфия для девушек. В училище были
организованы строе-вые подразделения : роты, взводы, отделения. Все
преподаватели и студенты участвовали в ра-боте групп самозащиты МПВО
(местной проти-вовоздушной обороны) —
дежурили ночью на улицах с пожарными инструментами (см.
при-казы по педучилищу военного времени).
Многие преподаватели и студенты были поли-тинформаторами, постоянно информировавшими население
поселка о положении на фронте, они же готовили подарки бойцам. И в то же
время все усиленно занимались учебными предметами. |
Все проблемы
военного времени пришлось решать тогдашнему директору учи-лища Павлу Васильевичу Букину.

Василий Трофимович Cемков
Участник Великой Отечественной войны, до войны работал учителем
истории в средней школе. Дирек-тор педучилища в 1947-54 гг. Фото 1943
г. |
В июле 1946
года здания училища (см.
фото ста-рого здания педучилища), занятые спецгоспита-лем, были
освобождены, перестроены, капиталь-но отремонтированы. После войны резко
увели-чился прием молодёжи, желавшей получить про-фессию учителя. Возросло и
число преподавате-лей. В этом же году при училище была открыта базовая
школа, в которой студенты проходили практику.
В 1948 году
при училище открыли мастерскую по ознакомлению студентов с технологией
работ с бумагой, тканями и другими материалами.
Меняется учебный план,
педагогическое учили-ще переходит с 3-х летнего на 4-х летний срок
обучения, вводится семестровая система работы, учащиеся сдают
экзамены, зачеты, выполняют министерские контрольные работы.
Усиливают-ся требования
к преподаванию всех дисциплин, |
особое внимание обращается на грамотность студентов, на умение
свободно из-лагать свои мысли, решать сложные задачи. Однако, иногда эта работа носила формальный
характер. После известного разгрома генетиков сторонниками «ака-демика»
Г. Д. Лысенко на сессии ВАСХНИЛ в 1948 году преповавание всех
биологических предметов велось с антинаучных позиций. Обязательной
счита-лась атеистическая направленность преподавания биологии, истории,
географии. Такой путь прошла вся советская школа, педагоги которой
самостоятельно не могли разобраться в правоте той или иной теории. Тем не
менее, в эти
годы большое внимание уделяется работе на учебно-опытном участке :
проводятся разнообразные опыты, выращиваются новые сорта овощей. Прекрасно
выглядят цветники, создаются кружки юных натуралистов.
В 50-х годах
в училище практиковались всесо-юзные выпуски. Молодые педагоги направлялись
на работу в школы Севера, Урала, Алтая, Си-бири,
Дальнего Востока. Ехали туда с молодым задором, считая
работу вдали от Мордовии сво-им комсомольским долгом. Мордовские
села в Поволжье, Башкирии, Западной Сибири полу-чали
учителей, владеющих методикой обучения на родном языке.
В 1954 году
произошла очередная смена руковод-ства. В. Т. Семкова временно
заменила А. А. Данькова, а с августа 1956 года директором учи-лища
назначается Михаил Петрович Шекшеев. Он родился в эрзянском селе
Верхний Враг Лу-кояновского района Горьковской области. В
совершенстве овладев русским языком, успешно окончил в 1936 году
исторический факультет пе-динститута в Саранске. Сначала преподавал
в Инсарском педучилище, затем его назначили директором этого
учебного заведения. До войны он также поработал преподавателем
Темников-ского учительского института, а в августе 1941 года был
призван в армию. После войны снова работает в системе
народного просвещения. В 1946 году его назначают директором
Ичалков-ского педучилища. Там М. П. Шекшеев работа-ет шесть лет,
затем переезжает в Зубову Поляну. Преподает в средней школе
историю. В педагоги-ческом училище, куда его переводят как опытного
педагога, он сначала ведет уроки истории, затем надолго становится
директором. Энергичный и требовательный, за 20 лет работы
директором, он много сделал для
создания в училище коллектива преподавателей, способного решать
сложные пе-дагогические задачи.
Много внимания
он уделял организации учеб-ного процесса, жизни студенческих групп, посто-янно заботился о
расширении училища. Его за-слуга — строительство нового типового учебно-го
корпуса, которое было закончено в 1972 году (см. фото).
Студенты и преподаватели получили возможность заниматься в новых
кабинетах, обо-рудованных современными приборами и разно-образными
наглядными пособиями. Созидатель-ный труд директора отмечен орденом
Трудового Красного Знамени.
В 1976 году
М. П. Шекшеева, ушедшего на пен-сию, сменил Иван
Афанасьевич Чекалдин. Он руководил педучилищем 7 лет. За эти годы
— во второй половине 70-х–начале 80-х
годов — со-оружается пристрой к основному зданию, в ко-тором размещаются мастерские
и кабинеты дош-кольного отделения. На территории
училища за-кладывается учебный дендрарий, в рекреации размещается народная картинная галерея.
С августа
1983 года в течение 22 лет педагогичес-кое училище возглавляла
Антонина Ивановна Качалова.
Ей пришлось работать в трудное вре-мя
перестройки и переходного этапа в истории государства от социалистического метода хозяй-ствования к рыночной системе. Возникающие финансовые, хозяйственные и организационные проблемы требовали в этот период истории осо-бой гибкости мышления,
современного, делового подхода. В целях повышения качества
подготов-ки педагогических кадров в педучилище в сен-тябре 1992 года
открылись экспериментальные |

Михаил Петрович Шекшеев. Директор педучилища в 1956-76 гг.

Евгений Павлович Иванов
Ветеран Великой Отечественной войны.
Неоднократно ранен. После
госпиталя в составе 7-ой гвардейс-кой стрелковой дивизии участвовал в
боях под Реницей и Ригой, прини-мал участие в ликвидации в Латвии
«Курлянского мешка». На фронте принимал участие в художествен-ной
самодеятельности.
«Кто сказал, что надо бросить
Песни на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне».
И после войны, уже в Зубовой По-ляне
под аккомпанемент баяниста Александра Сосина Евгений Павло-вич со
своим другом Колей Наза-ровым пел всеми любимые песни, прекрасно
читал стихи.
С 1950 года Евгений Павлович
пре-подавал в Зубово-Полянском педу-чилище русский язык, литературу,
театральное искусство. Фото 1975 г.

Иван
Афанасьевич Чекалдин
в го-ды работы директором Свеженс-кой школы, 1960-е годы. |
|
группы : «Педагогический лицей» и «Педагогический колледж». В 2000
году учи-лище изменило статус, именуясь с тех пор педагогическим колледжем. В
2002 году вступило в строй новое здание общежития педколледжа.

Концерт в педучилище. Дуэт из оперы Г. Артомовского «За-порожец за
Дунаем» исполняют преподаватели : Карась – Е. П. Иванов, Одарка – Л.
Чистякова, 3 января 1976 г. |
Несколько лет назад в пед-коледже отошли от
практи-ки подготовки специалис-тов только традиционных для
этого типа учебного за-ведения специальностей : учителей начальных клас-сов
и воспитателей детс-ких садов. Учитывая инте-ресы сельских школ Мор-довии, были открыты но-вые
отделения по подгото-вке учителей иностранного языка и информатики (жаль
только, что обучая таким специальностям, ни руко-водство, ни
преподаватели колледжа до сих пор (2010) не считают нужным
пред-
|
ставить своё учебное заведение российскому и мировому сообществу в виде
Ин-тернет-сайта...). С 2005 года педколледж перешёл
на целевую программу подго-товки специаалистов на договорной
основе с роо республики и соседних облас-тей. Будет
готовиться столько учителей и воспитателей, сколько их сможет
тру-доустроиться.
Началась организация подготовки кадров по
специальности «Менеджмент».

Концерт студентов, 2000 г. |
Создан центр информационных технологий. В настоящее
время там обучаются работе на компью-терах педагогические работники, но
контингент слушателей предпо-лагается расширить.
Планируется организовать подго-товку и переподготовку
незанято-го и работающего населения.
Педколледж реформируется, нахо-дит новые формы организации |
учебного процесса, студентам предлагаются дополнительные специальности, преподаватели делают всё
зависящее от них,
чтобы выпускники смогли достой-но встретить вызовы времени.
А они всю жизнь с благодарностью
вспомина-ют своих педагогов и годы, проведённые в стенах педучилища–педколледжа.
По материалам книги "Зубова Поляна",
районной
газеты "Время и
жизнь" (2005), архивов.
Репортаж о
праздновании 75-летия педколледжа в 2008 г.
Назад на страницу Книга
"Зубова Поляна"
Назад на страницу Система образования в районе
|