
Фото С.
Шевченко
|
В 1998 году я и моя ученица Юля Бычкова испытали радость
победы. Юля впер-вые в истории Зубово-Полянского олимпиадного
движения стала победительницей республиканской олимпиады по
праву. После школы закончила юрфак МГУ имени Н. П. Огарёва.
Сейчас она судья в Санкт-Петербурге. В 2009 году вошла в сотню
лучших молодых специалистов по программе президента России Д. А.
Медведева.
С тех пор мои ученики выиграли 44 из 46 олимпиад по праву,
обществознанию и из-бирательному праву от муниципального до
республиканского уровня, пять раз ста-новились победителями, пять
раз занимали 2-е – 3-е места на республиканском эта-пе
Всероссийских предметных олимпиад.
Часто учителя различных школ задают один и тот же вопрос: как
мне это удаётся? Я всегда ориентировался на тех детей, которые
хотели заниматься правом, общест-вознанием и ОБЖ сами, без
понуждения и принуждения. Дети должны хотеть учиться и хотеть
побеждать : тогда они могут во имя поставленных целей отка-заться
от многих развлечений и пустого времяпрепровождения.
Сошлюсь на один пример. В апреле 2011 года в районе прошла
спартакиада учащей-ся молодежи, посвященная Дню Победы. Чтобы
победить в ней, надо было хорошо стрелять, разбирать автомат,
уметь ходить строевым шагом. Жюри из профессио-нальных военных
признало тогда победителями во всех трех номинациях команду
девочек из гимназии — Елену Кильдишеву, Юлию Мокроусову, Ольгу Долгову, Марию Паркину, Анну Умрихину, Зою Чернилину. Меня не
интересовало, успешно
|
пешно ли они учатся, я предоставил им
возможность избавиться от школьного образа, самоутвердиться и
победить. Многие молодые и даже опытные учителя считают : чтобы
побеждать на олимпиадах, надо привлекать отличников, заучивать
мате-риал, натаскивать на различных тестах, благо их много в
Интернете. Это неверно. Надо учить прежде всего пониманию права
и юридическому мышлению, то есть быть теоретиком и практиком.
Неслучайно учащиеся гимназии — победители районных олимпиад
Сурикова Оксана, Асанина Анна, Медведева Ирина, Кол-мыкова
Екатерина, Татюшева Елена, Туряев Рустам, Ольга Косулина, Ирина
Паршина, Вика Китаева — достигали 20-30 бального преимущества
над другими конкурсантами. Все они обладали юридическим
мышлением, умели моделировать и ре-шать задачи. Хорошие знания
предмета — ещё не гарантия успеха. Важно умение
взаимодействовать с учащимися, умение слу-шать и слышать.
Родители тоже должны знать и разделять интересы своего ребенка,
помогая ему во всем.
Олимпиада — эта болезнь, которая переходит в хроническую,
заставляя идти вперед, догонять и обгонять учащихся других школ,
расти самим. Олимпиада — это средство достижения мечты, способ
найти своё призвание.
Более 20 моих воспитанников, прошедших через предметные
олимпиады, закончили и заканчивают высшие военные учебные
заведения и академии. Некоторые из них служат в органах разведки
и контрразведки, работают в крупных юридических хол-дингах.
Один из самых главных принципов подготовки: учитель должен
выбирать для себя большие цели, даже несоизмеримые с его
усилиями. Только так сможет он возвысить своих учеников, которые
возвысят его самого, помогут стать ему оптимистом, романтиком,
кумиром.
В. Филичкин, учитель обществознания права, ОБЖ,
"Заслуженный учитель Республики Мордовия".
Опубликовано: районная газета "Время и жизнь", № 37, 2011 г.
На первую страницу
На страницу Из века в век
|