"Учитель должен выбирать для себя большие цели..."

 

Фото С. Шевченко

В 1998 году я и моя ученица Юля Бычкова испытали радость победы. Юля впер-вые в истории Зубово-Полянского олимпиадного движения стала победительницей республиканской олимпиады по праву. После школы закончила юрфак МГУ имени Н. П. Огарёва. Сейчас она судья в Санкт-Петербурге. В 2009 году вошла в сотню лучших молодых специалистов по программе президента России Д. А. Медведева.

С тех пор мои ученики выиграли 44 из 46 олимпиад по праву, обществознанию и из-бирательному праву от муниципального до республиканского уровня, пять раз ста-новились победителями, пять раз занимали 2-е – 3-е места на республиканском эта-пе Всероссийских предметных олимпиад.

Часто учителя различных школ задают один и тот же вопрос: как мне это удаётся? Я всегда ориентировался на тех детей, которые хотели заниматься правом, общест-вознанием и ОБЖ сами, без понуждения и принуждения. Дети должны хотеть учиться и хотеть побеждать : тогда они могут во имя поставленных целей отка-заться от многих развлечений и пустого времяпрепровождения.

Сошлюсь на один пример. В апреле 2011 года в районе прошла спартакиада учащей-ся молодежи, посвященная Дню Победы. Чтобы победить в ней, надо было хорошо стрелять, разбирать автомат, уметь ходить строевым шагом. Жюри из профессио-нальных военных признало тогда победителями во всех трех номинациях команду девочек из гимназии — Елену Кильдишеву, Юлию Мокроусову, Ольгу Долгову, Марию Паркину, Анну Умрихину,  Зою Чернилину. Меня не интересовало, успешно

пешно ли они учатся, я предоставил им возможность избавиться от школьного образа, самоутвердиться и победить. Многие молодые и даже опытные учителя считают : чтобы побеждать на олимпиадах, надо привлекать отличников, заучивать мате-риал, натаскивать на различных тестах, благо их много в Интернете. Это неверно. Надо учить прежде всего пониманию права и юридическому мышлению, то есть быть теоретиком и практиком.

Неслучайно учащиеся гимназии — победители районных олимпиад Сурикова Оксана, Асанина Анна, Медведева Ирина, Кол-мыкова Екатерина, Татюшева Елена, Туряев Рустам, Ольга Косулина, Ирина Паршина, Вика Китаева — достигали 20-30 бального преимущества над другими конкурсантами. Все они обладали юридическим мышлением, умели моделировать и ре-шать задачи. Хорошие знания предмета — ещё не гарантия успеха. Важно умение взаимодействовать с учащимися, умение слу-шать и слышать. Родители тоже должны знать и разделять интересы своего ребенка, помогая ему во всем.

Олимпиада — эта болезнь, которая переходит в хроническую, заставляя идти вперед, догонять и обгонять учащихся других школ, расти самим. Олимпиада — это средство достижения мечты, способ найти своё призвание.

Более 20 моих воспитанников, прошедших через предметные олимпиады, закончили и заканчивают высшие военные учебные заведения и академии. Некоторые из них служат в органах разведки и контрразведки, работают в крупных юридических хол-дингах.

Один из самых главных принципов подготовки: учитель должен выбирать для себя большие цели, даже несоизмеримые с его усилиями. Только так сможет он возвысить своих учеников, которые возвысят его самого, помогут стать ему оптимистом, романтиком, кумиром.

В. Филичкин, учитель обществознания права, ОБЖ, "Заслуженный учитель Республики Мордовия".
Опубликовано: районная газета "Время и жизнь", № 37, 2011 г.

На первую страницу

На страницу Из века в век

Hosted by uCoz