|
Струны чуткой
души
|
|
Лидеру национальной детской поэзии Мордовии Анатолию Федоровичу
Ежову 10 октября исполняется 70 лет. Лидером его назвал
известный русский поэт, лауреат Государственной премии России
Виктор Кочетков. Вот его слова: «Я неплохо знаю Мордовию, ее
богатые исторические и культурные традиции, но когда прочитал
стихи поэта Анатолия Ежова, я еще больше полюбил этот народ,
услышал новые чарующие звуки струн его чуткой и отзывчивой души.
Через поэзию Ежова можно заглянуть вглубь истории мордовской
земли, увидеть грани сегодняшней жизни, узнать о чаяниях народа
и надеждах на будущее».
Конечно же, наша газета не могла оставить без внимания важное
событие, и мы отправились к юбиляру в гости.
|
 |
ПЕРВЫЕ ШАГИ
Прежде чем отправиться к Анатолию Федоровичу, прочитал в
воспоминаниях Григория Пинясова слова детской писательницы
России Ирины Токмаковой: «Корни поэзии Анатолия Ежова уходят
вглубь народной души, питаются ее живительными соками, поэтому в
ней много доброты, света и мудрости. Когда читала его сказки, то
сложилось такое впечатление, будто в Мордовии не только люди, но
и лес-ные обитатели кажутся смышлеными и интересными. Такая
поэзия многого стоит». Хотелось удивить поэта и писателя своей
осведомленностью, но он о мнении Токмаковой уже давно знал и
предложил чаю. А еще ему хотелось узнать новости о своих
коллегах в Доме печати.
Анатолий Федорович относится к категории тех пишущих людей,
которые о себе рассказывают скупо. Он даже извинился за свою
профессиональную привычку старого журналиста больше слушать, чем
го-ворить. А начинал он пробовать свое перо со стихотворения о
людях труда в Зубово-Полянской район-ной газете в школьные годы.
«Первая публикация — это всегда крылья. Пусть для невысокого
полета, но все-таки крылья», — признался Анатолий Федорович.
Разумеется, охватила детская эйфория, но до звездной болезни не
дошло: постепенно душа утихомири-лась, тем более, отец Федор
Григорьевич насмешливо остудил: «Эка важность. Вон девки каждый
день частушки сочиняют». Отец был строгим: на видном месте у
косяка красноречиво висели вожжи. Прав-да, пускал он их в ход
крайне редко, со всех детей (пять братьев и две сестры) требовал
быть трудолю-бивыми и скромными. И Анатолий Федорович начал
писать в стол.
Однако скромные крылья, данные райгазетой, требовали от
выпускника Подлясовской школы Анато-лия Ежова продолжения полета
на более значительной высоте.
НЕ ДУМАЙ О СЛОВЕ
На втором курсе филологического факультета МГУ имени Огарева
Анатолий Ежов перешел на про-фессиональную журналистскую работу
в газету «Мокшень правда». Однако писать в эту газету и жур-нал
«Мокша» он начал еще на первом курсе и был знаком с основными
небожителями мордовской ли-тературы: с Ильей Девиным, Михаилом
Сайгиным, особенно сдружился с Александром Малькиным. Александр
Степанович, как большинство красивых людей, старел незаметно и
внешне мало чем отли-чался от начинающих молодых литераторов.
Это был солнечный поэт и солнечный человек, у которого Анатолий
Федорович научился не столько литературным премудростям, сколько
здравомыслию в быту и жизни.
— Не думай о славе, думай о хороших стихах, и твоя жизнь станет
комфортной, — часто повторял Малькин. — Люби жизнь во всех ее
проявлениях, и хорошие строки придут сами.
И действительно, журнал «Мокша» все охотнее и охотнее публиковал
стихи Анатолия Ежова.
— Учись импровизировать стихами, — говорил Малькин и объяснял:
— Например, бритье, откровенно говоря, — дело скучное, а ты не
скучай, сочиняй. Ну-ка, дай тему.
— Я и газета «Мокшень правда», — подкидывал Ежов.
— Очень хорошо. Так, вот… Когда я закончу бриться, стихотворение
будет готово.
И действительно, пока поэт мыл станочек, то уже читал
свежеиспеченное стихотворение о своем моло-дом коллеге. Четыре
строфы, 16 благозвучных строчек. Этому фокусу научился и сам
Ежов. Однажды его супруга Галина Ивановна спросила: «Ты чего там
бреешься и бормочешь?»
— Да вот, какие-то дурацкие стихи в голову лезут. Вот и убираю
дурь.
Шутка в жизни супругов Ежовых — дело обычное.
А вот на профессиональной ниве — в журналистике — жизнь была не
всегда безоблачной. Трамплином стало стихотворение «Партии»: в
1960-е годы наши сердца, в том числе и сердце Анатолия
Федоровича, принадлежали КПСС. Это стихотворение жирным 12-м
кеглем вышло на первой полосе газеты «Мок-шень правда», и
редактор Сурков пригласил студента на профессиональную работу.
Сначала учеником литсотрудника (была такая должность), потом
стал литсотрудником отдела промышленности, которым заведовал
писатель Михаил Андреевич Кяшкин. И вот молодой журналист принес
репортаж с экскава-торного завода, который, как ему казалось,
подготовил блестяще. Переписал дважды. И надо же, какой
неприятный сюрприз: Кяшкин сначала зачеркнул полстраницы, потом
страницу и в конечном итоге за-браковал весь текст, прошипев:
«Со словом надо работать. Иди, дерзай, а этот материал не
годится».
Анатолий Федорович и сегодня уверен, что звезды без хорошей
практики не вспыхивают. Требуется большой труд, выработка
собственного стиля изложения — собственной хватки, и только
тогда можно говорить опять же не о звездности, а о простой
квалификации пишущего человека. Что касается звездности, то о
ней лучше не думать вообще, и, как говорил Малькин, жизнь станет
прекрасной. Терпе-ние и терпение, несмотря на неизбежные
«шишки».
ТЯЖЕЛОЕ МОЛЧАНИЕ
Анатолий Федорович прошел большую журналистскую школу, а потом и
сам занимал руководящие пос-ты в сфере средств массовой
информации. Окончил Высшую партийную школу при ЦК КПСС,
отделе-ние журналистики, он обладатель двух дипломов о высшем
образовании. Конечно же, у него своя жур-налистская «хватка» и
своя «хватка» писателя и поэта в литературном мире России.
Однако, несмотря на многочисленные литературные регалии, он со
своими учениками ни журналистскую, ни литератур-ную дедовщину
никогда не устраивал, старался быть деликатным, и это ему всегда
удавалось. А зани-мал он весьма серьезные посты: редактор
районной газеты, редактор Мордовского радио, заместитель
Председателя Комитета гостелерадио при Совете Министров
Мордовии, Министр печати РМ. Прихо-дилось ли заслуженному
писателю Мордовии конфликтовать со своими подчиненными, так
сказать, пользоваться отцовскими «вожжами»?
Одна из его бывших сослуживиц рассказала интересный случай.
Анатолий Федорович находился в ко-мандировке, и за это время его
небольшой коллектив слегка расслабился. Приехал он недовольный,
и на планерке решил сказать все, что он думает о работе
коллектива в его отсутствие. Все понимали, что шеф недоволен.
Тишина. Ежов тяжело молчал. Оказывается, можно молчать тяжело.
Сейчас грянет гром. Тогда одна из сотрудниц робко попросила:
«Анатолий Федорович, только не матом». И этим разря-дила
обстановку, которая вновь стала рабочей. Тяжелая тишина
запомнилась, и сотрудница сказала: «Чем так молчать, лучше бы уж
поругал».
Я напомнил этот служебный эпизод юбиляру, но он об этом случае
позабыл. И тогда его сын Евгений рассмеялся: «Это похоже на
папу. Иногда он так молчит, что уж лучше бы избил. А вообще,
Абай Ку-нанбаев говорил: «Кричащий в гневе смешон, молчащий —
страшен».
Кстати, сын Евгений Анатольевич является начальником полиции г.
Саратова, полковник, а в прош-лом году окончил Академию МВД
России. К двум высшим образованиям прибавил академическое.
«СЕРЕБРЯНЫЕ ОРЕШКИ»
Удивляет, что, занимая ответственные посты, Анатолий Федорович
ухитрялся находить время для своего основного предназначения:
писал стихи, прозу, которая изумляла даже таких корифеев русской
советской литературы, как Виктор Кочетков и Ирина Токмакова. А
первая книжка стихов вышла в 1970-х годах. Тоненькая книжица,
которая для автора стала самой дорогой: «Тяштенят — сиянь
пяште-нят» («Звездочки — серебряные орешки»). (Увы, по-русски
строчка звучит неважно). В те годы писа-телям платили хорошие
гонорары. За эту книжку Анатолий Федорович получил более
полутора тысяч рублей. Чтобы понятнее было молодежи, скажу, что
можно было купить на эти деньги: лучший мото-цикл тех лет «Урал»
с коляской или 15 хороших костюмов, или машину сахара.
А потом книги больших и малых объемов начали выходить часто.
Всего у писателя 23 книги, на днях выйдет 24-я. Читатели
надеются и на 25-ю.
От души поздравляем юбиляра, желаем ему крепкого здоровья и
писательского счастья.
Иван Бородачёв
Газета "Известия Мордовии", 07.10.2011 № 152.
Фото из газеты.
На
первую страницу
Назад на страницу
Поэты и писатели |