Первая её публикация
была устной
—
неведомый телеграф разнес известие по фашистским лагерям смерти.
Замученные, истощенные, на гибель обреченные люди радовались ей,
как собственной победе. Это было то, о чем каждый мечтал. Бежали !
Да как
—
на захваченном самолете !
В Балтийском море на линии к северу от Берлина
есть островок Узедом. На западной его оконечности располагалась
секретная база Пенемюнде. Ее называли "заповедником Геринга". Тут
испытывались новейшие самолеты. Тут находился ракетный центр,
возглавляемый Вернером фон Брауном. С десяти стартовых площадок,
расположенных вдоль побережья, ночами, оставляя огненные языки, уходили
в небо "Фау-2". Этим оружием фашисты надеялись дотянуться аж до
Нью-Йорка. Но весной 45-го им важно было терроризировать более близкую
точку — Лондон. Однако серийная
"Фау-1" пролетала всего лишь 325 километров. С потерей стартовой базы на
западе крылатую ракету стали запускать с Пенемюнде. Отсюда до Лондона
более тысячи километров. Ракету поднимали на самолете и запускали уже
над морем.
|

Михаил Девятаев, мордвин из
Торбеева. Фото 1950-х гг. |
Авиационное подразделение, осуществлявшее испытания новейшей техники, возглавлял тридцатитрехлетний ас Карл Хайнц Грауденц. За его
плечами было много военных заслуг, отмеченных гитлеровскими наградами.
Десятки "Хейнкелей", "Юнкер-сов", "Мессершмиттов" сверхсекретного
подразделения участвовали в лихорадочной работе на Пенемюнде. В
испытаниях участвовал сам Грауденц. Он летал на "Хейнкеле-111", имевшем
вензель "Г. А." — "Густав Антон". База тщательно
охраня-лась истребителями и зенитками ПВО, а также службой СС.
8 февраля 1945 года был обычным, напряженным, с нервными перегрузками
днем. Обер-лейтенант Грауденц, наскоро по-обедав в столовой,
приводил в порядок в своем кабинете полетные документы. Внезапно
зазвонил телефон :

Ракета "Фау-1".
Реконструкция.

Фото военного
времени : старт ракеты
"Фау-2" |
— Кто это у тебя взлетел, как ворона ? — услышал Грауденц грубоватый
голос начальника ПВО.
— У меня никто не взлетал ...
— Не взлетал... Я сам видел в бинокль — взлетел кое-как "Густав Антон".
— Заведите себе другой бинокль, посильнее, — вспылил Грауденц. — Мой
"Густав Антон" стоит с зачехленными моторами. Взлететь на нем могу
только я. Может быть, самолеты у нас летают уже без пилотов ?
— Вы поглядите-ка лучше, на месте ли "Густав Антон"...
Обер-лейтенант
Грауденц прыгнул в автомобиль и через две минуты был на стоянке своего
самолета. Чехлы от моторов и тележка с аккумуляторами — это все, что
увидел оцепеневший ас. "Поднять истребители ! Поднять все, что можно
!
Догнать и сбить !"... Через час самолеты вернулись ни с чем.
С дрожью в желудке Грауденц пошел к телефону доложить в Берлин о
слу-чившемся.
Геринг, узнав о ЧП на секретнейшей базе, топал ногами — "виновных
пове-сить !". 13 февраля Геринг и Борман прилетели на Пенемюнде... Каким
об-разом голова Карла Хайнца
Грауденца уцелела — остается загадкой.
Воз-можно, вспомнили о прежних заслугах аса, но, скорее всего, ярость
Геринга была смягчена спасительной ложью : "Самолет догнали над морем и
сби-ли". Кто угнал самолет ? Первое, что приходило на ум Грауденцу,
"том-ми"... Англичан
беспокоила база,
с которой
летали "Фау".
Наверное, их
агент. Но в капонире — земляном укрытии для самолетов,
близ которого на- |
ходился угнанный "Хейнкель", нашли убитым
охранника группы военнопленных. Они в тот день засыпали воронки от бомб.
Срочное построение в лагере сразу же показало: десяти узников не
хватает. Все они были русскими. А через день служба СС доложила : один
из бежавших вовсе не учитель Григорий Никитенко, а летчик Михаил
Девятаев.
Характер
Михаил Девятаев ... Мы сидим в его доме. Михаил Петрович вспоминает.
Он мордвин. Был у матери тринадцатым ребенком. Отец умер от тифа,
когда мальчику было два года. Легко представить, как жилось в
многодетной бедной деревенской семье. Однако все дети выжили. И по
законам жизни выросли крепкими, смелыми, не боящимися невзгод.
В 1934 году в мордовский поселок Торбеево прилетел самолет — забрать
больного. Михаилу было шестнадцать лет. Вид само-лета на поле, короткий
разговор с летчиком поселили в юной душе мечту. Школа окончена. Матери
он сказал : "Еду в Казань. Вернусь летчиком".
В Казань он явился босым, в майке, сшитой из стираного кумача. Первые
две ночи спал на вокзале. Путей в летчики сразу найти не мог,
определился в речной техникум. И окончил его успешно. Одновременно
учился в аэроклубе. Потом было воен-ное училище. В 1939 году он явился в
родное Торбеево лейтенантом : "Мама, я — летчик !"
Война застала его под Минском. Уже 23 июня Михаил Девятаев участвовал в
воздушном бою. 24 июня он сбил вражеский самолет. А еще через день сам
попал под огонь "мессершмита" и выпрыгнул с парашютом из горящего
"ишака" (истребителя И-16). Не прояви он находчивость, война и жизнь
окончились бы для него в этом бою под Минском — "Мессершмит"
раз-вернулся расстрелять летчика. Михаил стянул стропы и быстро
"колбасой" понесся к земле. В ста метрах он дал парашюту раскрыться и
спасся. Потом он еще не один раз покидал горящие самолеты. К лету 44-го
года он сбил девять вражеских само-летов. Пять раз сбивали его. У него
были прострелены рука и нога. Лежал в госпитале. Снова вернулся на
самолет. Полтора года из-за ранений летал на "кукурузнике", но потом
добился возвращения в истребительный полк. В 1944 году Девятаев был
награжден тремя боевыми орденами.
Тут нет возможности рассказать о множестве интереснейших боевых
эпизодов, о том, как копился опыт войны, как посте-пенно немецкие
летчики потеряли господство в небе, как стали бояться "яков", как боевая
взаимовыручка, дерзость, наход-чивость приносили победу. Но об одном
случае рассказать надо. Он выявляет характер летчика Девятаева. Вы
почувствуете : все, что случилось потом, в звездный час его жизни, было
закономерным, было подготовлено всем течением его жизни.
Осенью 43-го года из-под Кривого Рога надо было вывезти тяжело раненного
генерала — только в Москве могли сделать сложнейшую операцию. Три
самолета У-2, вылетая, не достигали цели — в тумане не находили село или
терпели аварию, пы-таясь садиться на раскисшую землю. Девятаев,
полетевший четвертым, нашел село, благополучно сел, отыскал нужный дом и
узнал : генерала четыре часа назад отправили в Москву поездом ...
Конечно, можно было бы вернуться и доложить все, как было. Девятаев
поступает иначе. Прикинув время и путь следования нечастых в
прифронтовом крае пассажирских вагонов, он полетел над железной дорогой
и скоро увидел поезд. Как заставить остановиться ? "Я полетел низко,
едва не касаясь коле-сами паровоза. Отворачивал в сторону, покачивал
крыльями — нет, машинист не понимал, чего добивается "кукурузник".
"Тогда, выбрав место, я посадил самолет и выбежал на полотно, отчаянно
размахивая шлемом. Поезд промчался мимо. Я взлетел еще раз, обогнал
состав, сел и выбежал снова на полотно".
На этот раз поезд остановился. Посреди степи генерала перенесли в
самолет. К вечеру он был уже в Москве. Он лежал на носилках белый,
бескровный. Велел позвать летчика. Тот подошел, приложил ладонь к шлему.
Генерал попросил достать из кобуры пистолет. "Лейтенант, возьмите на
память. Сколько буду жить, столько буду вас помнить".
Такой эпизод ... В нем — весь человек : чувство долга, находчивость,
смелость, стремление достигнуть цели ... Летом 1944 года Михаил Девятаев
снова на истребителе, воюет в дивизии Александра Покрышкина.

Лагерь-музей
Заксенхаузен : траншеи рядом с газовыми ка-мерами, в которых
расстреливали советских военнопленных.

Лагерь-музей
Заксенхаузен : остатки печей, в которых сжигали узников. |
После боя
День 13 июля был переломным в его военной судьбе. Накануне наступления
под Львовом он сопровождал бомбардировщики, сделал за день три боевых
вылета. Уже на заходе солнца поднялся в четвертый раз навстречу летев-шим
"Юнкерсам". Он не заметил, как из-за облака вынырнул "Мессерш-митт"...
Машина словно споткнулась. В кабине — дым, перед глазами — языки пламени
... Со стороны безнадежность его положения была, наверное, особенно
ясной. "Мордвин, прыгай !" "Мордвин" — позывной Девятаева. "Миша,
приказываю !"— это был голос его командира ... Бой шел за линией фронта.
Прыгая из самолета, который вот-вот взорвется, Михаил ударился о
хвостовой стабилизатор и приземленья на парашюте уже не помнил. Оч-нулся
в землянке среди летчиков. Но речь — чужая... Это был плен.
Сначала с ним обошлись почти по-рыцарски — перевязали рану, накормили,
не тронули ордена. Даже как будто с уважением на них смотрели — такого,
мол, ценим. Но, оказалось, все было психологической подготовкой склонить
к измене. Когда Девятаев с возмущением и со свойственной ему прямотой
сказал : "Среди летчиков предателей не найдёте", — отношение
измени-лось. Стучали кулаком по столу, топали ногами, подносили к лицу
пистолет. Требовали не так уж много : название части, расположение,
имена команди-ров ... Ничего не сказал !
В прифронтовом лагере военнопленных встретил таких же, как сам. Все в
плену оказались после вынужденных посадок и прыжков из подбитых ма-шин.
Были раненые, с обожженными лицами и руками, в обгоревшей одеж-де. Но это
были люди, уже видавшие Сталинград, Курскую дугу, освобождав-шие Киев,
это были летчики, знавшие вкус победы, вгонявшие в землю не-мецких асов.
Сломить их было нельзя. |

Учётная карточка Девятаева из
концлагеря.
Из книги "Девятаев",
Саранск, 2008 г. |
Их держали от остальных пленных отдельно. И на запад повезли не в
поезде, а в транспортных самолетах.
Начался для летчиков лагерный плен. Их поместили в отдельный барак.
Рядом валялась чья-то одежда, обувь, детские рубашонки, ночные горшки
... Решились спро-сить у охранника : что это значит ? Эсэсовец,
ухмыля-ясь, с видимым удовольствием объяснил
: "В бараке жи-ли еврейские
семьи, вчера всех ... туда, — он показал на трубу крематория, —
освободили место для вас".
Бежать ! Бежать во что бы то ни стало ...
Cекретная база
К концу 44-го года фашисты стали испытывать острую нужду в рабочей силе.
Узников Заксенхаузена осмотре-ли врачи и, как видно, нашли, что часть до
предела ис-тощенных людей пригодна к работе в каких-то иных местах.
15 ноября полтысячи пленных загнали в вагоны. Везли куда-то три дня.
Когда вагоны открыли, более полови-ны людей были мертвыми.
"Учитель Никитенко Григорий" (так Девятаев ухит-рился обозначить себя в
лагерных документах) оказался среди тех, кого построили перед
комендантом нового лагеря. Тот сказал : "О побеге не помышляйте. Отсюда
никто не убегал и не убежит".
Узники сразу поняли, что находятся близко от моря — летали чайки, сырой
ветер пронизывал до костей, зас-тавлял сбиваться в тесные кучи. С умерших
снимали робы — подшивали к своей одежде подкладку.
И было ясно : лагерь находится около важной военной
базы. В |
неделю раз, вечерами, в небо с рёвом, оставляя
полосы света, улетали ракеты. Где-то вблизи располагался
аэродром.
Три с половиной тысячи пленных каждое утро на плацу, ежась от ветра,
получали наряд на работу.

Карта острова Узедом с базой
Пенемюнде на побережье Балтийского моря |
Самой тяжкой была работа аэродромной команды : засыпали воронки, носили
замес из цемента. Но именно в эту команду стремился все время попасть
"учитель из Дарницы". "Рев самолетов, их вид, их близость с громадной
си-лой всколыхнули мысль о побеге".
Все, кто работал тут, понимали : пленным пути с этой базы не будет, всех
уничтожат. И потому пытались бежать. Один отчаянный югослав затаился на
островном озере. "Поймали. В назидание всем поставили перед строем и
спустили овчарок. Чтобы загрызли не сразу — шею обмотали брезентом. Я
видел много всего, но более страшной картины не помню. И все-таки
засыпал и просыпался с мыслью : бежать !"
Постепенно "учитель из Дарницы" нащупал единомышленников. В мимо-летных
разговорах обронил осторожно мысль о побеге, сказав, что есть среди
пленных опытный летчик.
Работая на аэродроме, теперь примечали все подробности его жизни : когда
заправляются самолеты, когда команды уходят обедать, какая машина
удоб-ней стоит для захвата. Остановили внимание на двухмоторном
"Хейнкеле-111". Он чаще других летал. После
приземления его тотчас же заправляли снова. Возле него не однажды чисто одетые люди в штатском
поздравляли пилота — удавались, как видно, какие-то важные испытания. "Я
прикиды-вал план захвата машины, рулежки, взлета под горку в сторону
моря. Но сумею ли запустить, сумею ли справиться с двухмоторной машиной
? Во что бы то ни стало надо было увидеть приборы в кабине, понять,
как, что, в какой |
последовательности надо включать — в решительный момент
счёт времени будет идти на секунды".
Во время аэродромных работ "учитель из Дарницы" не упускал случая
заглянуть на самолетную свалку и там впивался гла-зами в приборные доски
"Хейнкеля-111". Экипаж тяжелого двухмоторного бомбардировщика, с которым
до этого Михаил Де-вятаев встречался лишь в воздухе, состоял из шести
человек. Беглецам предстояло поднять его силами одного изможденного
узника. "Главное : запустить, вырулить и взлететь ... Случай помог
проследить операции запуска. Однажды мы расчищали снег у капонира, где
стоял такой же, как "наш", "Хейнкель". С вала я видел в кабине пилота. И
он заметил мое любопытство. С усмешкою на лице — смотри, мол, русский
зевака, как легко настоящие люди справляются с этой машиной, — пилот
де-монстративно стал показывать запуск : подвезли, подключили тележку с
аккумуляторами, пилот показал палец и отпустил его прямо перед собой, потом пилот для меня специально поднял ногу на уровень плеч и опустил —
заработал один мотор. Следом — второй. Пилот в кабине захохотал. Я тоже
еле сдерживал ликование — все фазы запуска "Хейнкеля" были ясны".
Заговорщики стали теперь обсуждать детальный план захвата машины.
Заучено было всё : кто ликвидирует вахтмана (охран-ника), кто расчехляет
моторы, кто снимет струбцинки с закрылков ... "Степень риска все
понимали : может поднять тревогу охрана; может неожиданно кто-нибудь
появиться у самолета; машина окажется без горючего; не запустим моторы;
могут, быстро хватившись, загородить полосу взлета; могут вслед послать
истребители; могут возникнуть и непредвиденные ослож-нения. Сам я
мысленно думал : шансы — один из ста. Но отступать мы уже не могли. Мы
уже сжились с мыслью : "В обед хлебаем баланду, а ужинаем дома, среди
своих," — и самолет уже называли не иначе как "наш "Хейнкель". 7 февраля
реши-ли: побег завтра или никогда".
Тот день
День 8 февраля 1945 года начался на острове как обычно. "Ночью взлетали
ракеты. Я не мог заснуть от рева и от крайнего возбуждения. Рано утром
до построения я сказал Соколову Володе, возглавлявшему аэродромную
команду : "Сегодня ! И где хочешь достань сигареты. Смертельно хочу
курить". Володя снял с себя свитер и выменял на него у француза пять
сигарет". Построение ... Отбор команд. Задача Соколова : сделать так,
чтобы в аэродромную группу попало сегодня не более десяти че-ловек,
чтобы все были советскими и обязательно все посвященные в планы побега.
Засыпали воронки от бомб. Охранником был эсэсовец. Обычно он требовал,
чтобы в обед в капонире, где было затишье, для него разводили костер.
Работу повели так, чтобы к 12 часам оказаться у нужного капонира.
"В 12 ноль-ноль техники от самолетов потянулись в столовую. Вот горит
уже костер в капонире, и рыжий вахтман, поставив винтовку между колен,
греет над огнем руки. До "нашего "Хейнкеля" двести шагов. Толкаю Володю
: "Медлить нельзя !" А он вдруг заколебался : "Может, завтра ?" Я
показал кулак и крепко сжатые зубы.
Решительным оказался Иван Кривоногов. Удар железякою сзади — и вахтман
валится прямо в костер. Смотрю на ребят. Из нас только четверо знают, в
чем дело. У шести остальных на лицах неописуемый ужас : убийство
вахтмана — это виселица. В двух словах объясняю, в чем дело, и вижу :
смертельный испуг сменяет решимость действовать.
С этой минуты пути к прежнему у десяти человек уже не было — гибель или
свобода. Стрелки на часах, взятых у вахтмана из кармана, показывали 12
часов 15 минут. Действовать ! Дорога каждая секунда.
Самый высокий Петр Кутергин надевает шинель охранника, шапочку с
козырьком. С винтовкой он поведет "пленных" в направлении самолета. "Но,
не теряя времени, я и Володя Соколов были уже у "Хейнкеля". У хвостовой
двери ударом зара-нее припасенного стержня пробиваю дыру. Просовываю
руку, изнутри открываю запор.
Внутренность "Хейнкеля" мне, привыкшему к тесной кабине истребителя,
показалась ангаром. Сделав ребятам знак : "В са-молёт !", спешу
забраться в кресло пилота. На лицах расположившихся сзади — лихорадочное
напряжение : скорее !
Владимир Соколов и Иван Кривоногов расчехляют моторы, снимают с
закрылков струбцинки ... Ключ зажиганья на месте. Те-перь скорее тележку
с аккумуляторами. Подключается кабель. Стрелки сразу качнулись. Поворот
ключа, движение ноги — и один мотор оживает. Еще минута — закрутились
винты другого мотора. Прибавляется газ. Оба мотора ревут. С боковой
стоян-ки "Хейнкель" рулит на взлетную полосу. Никакой заметной тревоги
на летном поле не видно — все привыкли : "Густав Антон" летает много и
часто. Пожалуй, только дежурный с флажками на старте в некотором
замешательстве — о взлете ему не сообщали.
"Точка старта. Достиг eё с громадным напряжением сил — самолетом с двумя
винтами управлять с непривычки сложнее, чем истребителем. Но всё в
порядке. Показания главных приборов, кажется, понимаю. Газ ... Самолет
понесся по наклонной линии к морю. Полный газ ... Должен быть взлет, но
"Хейнкель" почему-то бежит, не взлетая, хвост от бетона не отрывается
... В последний момент почти у моря резко торможу и делаю разворот без
надежды, что самолет уцелеет. Мрак ... Подумал, что загорелись. Но это
была только пыль. Когда она чуть улеглась, увидел круги от винтов. Целы
! Но за спиной паника — крики, удары прикладом в спину : "Мишка, почему
не взлетаем ?!!"
И оживает аэродром — все, кто был на поле, бегут к самолету. Выбегают
летчики и механики из столовой. Даю газ. Разметаю всех, кто приблизился
к полосе. Разворот у линии старта. И снова газ ... В воспаленном мозгу
искрой вспыхнуло слово "трим-мер". Триммер — подвижная, с ладонь шириною
плоскость на рулях высоты. Наверное, летчик оставил ее в положении
"по-садка". Но как в три-четыре секунды найти механизм управления
триммером ? Изо всех сил жму от себя ручку — оторвать хвост от земли.
Кричу что есть силы ребятам : "Помогайте !" Втроем наваливаемся на
рычаг, и "Хейнкель" почти у самой во-ды отрывается от бетона ... Летим
!!!"
Домой !
Управление триммером отыскалось, когда самолет, нырнув в облака, стал
набирать высоту. И сразу машина стала послушной и легкой. "В этот момент
я почувствовал : спасены ! И подумал: что там творится сейчас на базе !
Посмотрел на часы. Было 12 часов 36 минут — все уместилось в двадцать
одну минуту". Летели на север над морем, понимали : над сушей будут
пере-хвачены истребителями. Потом летели над морем на юго-восток. Внизу
увидели караван кораблей. И увидели самолеты, его охранявшие. Один
"Мессершмит" отвернул и рядом с "Хейнкелем" сделал петлю. "Я видел
недоуменный взгляд летчика : мы летели с выпущенными шасси".

"Хейнкель-111" |
Высота была около двух тысяч метров. От холода и гро-мадного пережитого
возбуждения пилот и его пассажи-ры в полосатой одежде не попадали зуб на
зуб. Но ра-дость переполняла сердце. Я крикнул : "Ребята, горю-чего в
баках — хоть до Москвы !" Всем захотелось пря-мо до Москвы и лететь. Но я
понимал : такой полет не-возможен — станем добычей своих истребителей и
зе-ниток".
О приближении фронта догадались по бесконечным обо-зам, по колоннам машин
и танков. И вот показались ды-мы, вспышки разрывов ... Опять колонны
людей и ма-шин. Но теперь при виде летящего "Хейнкеля" люди с дороги
бегут и ложатся. "Наши !" Эту радость неожи-данно подкрепил плотный
зенитный огонь. Два снаряда "Хейнкель" настигли. Слышу крик : "Ранены
!" И ви-жу, дымится правый мотор. Резко бросаю самолет в
бо-ковое
скольжение. Дым исчезает. Но надо садиться.
Са- |
диться немедленно. Внизу
раскисшая, в пятнах снега земля : дорога, опушка леса, и за ней —
приемлемо ровное поле. Резко снижаюсь. Неубранные шасси в земле увязнут.
Надо их срезать в момент посадки скольжением в сторону ..."
Артиллеристы 61-й армии с дороги, ведущей к линии фронта, видели, как на
поле, подломив колеса, юзом сел "немец". Опуш-кой, опасаясь стрельбы,
солдаты бросились к самолету. А мы в "Хейнкеле" не вполне уверены были,
что сели среди своих. Плексигласовый нос самолета был поврежден. В
кабину набился снег с грязью. Я выбрался кое-как ... "Хейнкель",
пропа-хавший по полю глубокую борозду, казался сейчас неуклюжим толстым
китом, лежащим на животе. Первое, что предприняли прилетевшие,
попытались скрыться в лесу. Захватив винтовку убитого вахтмана и пулемет
с "Хейнкеля", поддерживая ране-ных, они пробежали сотню шагов по полю,
но повернули назад — сил не было. Приготовив оружие в самолете, решили
выж-дать, что будет.

Угнанный самолёт сразу же
взяли под охрану, а его необычный экипаж — под арест. Фото
1945 г. из книги "Девятаев", Саранск, 2008 г. |
На обороте полетной карты я написал, кто мы, откуда бежали, где до войны
жили. Перечислил фамилии : Михаил Девятаев, Иван Кривоногов, Влади-мир
Соколов, Владимир Немченко, Федор Адамов, Иван Олейник, Михаил Емец,
Петр Кутергин, Николай Урбанович, Дмитрий Сердюков".
— Фрицы ! Хенде хох ! Сдавайтесь, иначе пальнем из пушки ! — послыша-лись
крики с опушки леса.
Для сидевших в самолете это были очень дорогие слова.
— Мы не фрицы ! Мы свои, братцы !
Люди с автоматами, в полушубках, подбежав к самолету, были ошеломле-ны.
Десять скелетов в полосатой одежде, обутые в деревянные башмаки,
забрызганные кровью и грязью, плакали, повторяя только одно слово :
"Братцы, братцы ..." В расположение артиллерийского дивизиона их
по-несли на руках, как детей, — каждый весил менее сорока килограммов.
Было это 8 февраля 1945 года.
Василий Песков
"Российская газета", 4 мая 2007 г. |
МИХАИЛ ДЕВЯТАЕВ
: СТРОКИ БИОГРАФИИ.
Михаил Петрович Девятаев родился
8 июля 1917 года в д.
Варжеляй Спасского уезда (вскоре после его рождения
семья переехала в со-седнее Торбеево, ныне —
центр
одноименного района, соседнего с Зубово-Полянским)
в мокша-мордовской крестьянской семье. Был тринадцатым ребёнком в семье
(четверо его братьев — Пётр, Никифор, Василий, Алексей —
также участвовали в войне, Василий, Алексей погибли). Когда
ему исполнилось 2 года, от тифа умер отец. В 1933 году окончил 7 классов
средней школы и поехал в Казань, намереваясь поступить в авиационный
техникум. Из-за недоразумения с документами ему
пришлось учиться в речном техникуме, кото-рый он окончил в 1938 году.
Одновременно учился в Казанском аэроклубе. В
1938 году Свердловским РВК Казани призван в РККА. В 1940 году окончил
Оренбургское военное авиационное училище лётчиков им. К.
Е. Ворошилова. Был направлен служить в Торжок, а позже переведён в
Могилёв в 237-й истребительный авиационный полк
(Западный ОВО).

Вход в
концлагерь Заксенхаузен : "Работа делает свободным".

Заключённые в концлагере Заксенхаузен.
Фотография военного
времени.

В лагере Заксенхаузен.
Фотография военного времени. |
С первого дня войны молодой пилот истребителя
участвовал в боевых действиях, был команди-ром
звена 104-го гвардейского истребительного
авиационного полка (9-я гвардейская истреби-тельная авиационная дивизия,
2-я воздушная армия, 1-й Украинский фронт), совершил 180 боевых вылетов,
лично сбил 9 и, в групповом бою, 16 вражеских самолетов, дважды был
ранен.
В воздушном бою над Львовом 13 июля 1944 года
самолет Михаила Девятаева был сбит. Летчик выбросился из
объятой пламенем машины с парашютом и попал в плен. Допрос следовал за
до-просом. Затем его на транспортном самолёте отправили в разведотдел
абвера в Варшаву. Не до-бившись от Девятаева никаких ценных сведений,
немцы отправили его Лодзинский лагерь для военно-пленных. Потом перевели
в лагерь Новый Кёнигсберг. Здесь Девятаев с группой това-рищей начал
готовить побег. По ночам подручными средствами
— ложками и мисками
— они рыли подкоп, на листе железа
оттаскивали землю и разбрасывали её под полом барака (барак стоял на
сваях). Но когда до свободы уже оставалось несколько метров, подкоп
обнаружила ох-рана. По доносу предателя организаторов побега схватили.
После допросов и пыток их пригово-рили к смерти и отправили в
лагерь смерти Заксенхаузен под Берлином. Но ему повезло
: в санитарном бараке парикмахер из числа заключённых заменил его
бирку смертника на бирку штрафника (№104533)
— убитого
охранниками учителя из Дарницы Григория Степановича Ни-китенко. В
лагере в группе "топтунов"
он разнашивал обувь немецких фирм. Позже при
помощи подпольщиков был переведён из штрафного барака в обычный. В конце
октября 1944 года его в составе группы из 1500
заключённых отправили в лагерь на остров Узедом, где находился
сек-ретный полигон Пенемюнде, на котором испытывались
ракеты, которыми немцы
бомбили Англию (ракеты
ФАУ-1 и ФАУ-2). Работающие в концлагере узники были заранее
приговоре-ны к смерти.
В феврале 1945 года вместе с
десятью другими заключенными Девятаеву удалось захватить не-мецкий
самолет "Хенкель" и на нем совершить побег из плена с острова смерти.
На самолете бывшие узники пересекли линию фронта и передали советскому
командованию стратегически важные сведения о засекреченном производстве
на острове Узедом. Особенно ценными оказа-лись сведения Михаила, который,
как лётчик, откорректировал налёты наших бомбардировщи-ков на полигон в
Пенемюнде. Фашисты свой последний шанс на победу опекали более чем
тща-тельно. Узедом неоднократно бомбили и англичане, и американцы, но —
увы! — до цели так и не добрались:
«воевали» с ложным аэродромом и бутафорскими «самолетиками». Поэтому
когда вырвавшийся из плена Девятаев назвал генерал-лейтенанту Белову,
командующему 61 армией, точные координаты установок, тот аж за голову
схватился. Никто не подозревал, что объект рас-полагался в двухстах
метрах от кромки моря, замаскированный под мирный лесок! «Лес» кре-пился
на специальных платформах, которые сводились при угрозе вражеского
налета, укрывая |
собой ракетные установки. По
наводке Михаила Петровича Узедом бомбили пять дней — и наши, и
союзники.
Однако, несмотря на это, особисты не поверили, что заключённые
концлагеря смогли угнать самолёт. "Мы подверглись жесткой
про-верке, — написал позже
летчик. —
Длительной и унизительной:" Следователи руководствовались приказом Сталина
считать попавших в плен предателями.
Результатом проверки стало ...
возвращение в Заксенхаузен, в котором после окончания войны
советской военной администрацией был организован фильтрационный лагерь,
куда были помещены те, кто подозревался в предательстве, и лагерь, в
котором отбывали наказание те, кто сотрудничал с фашистской властью и
считался врагом. До 2 ноября 1945 года он находился в фильтрационном лагере.
"Это твой лагерь ?"
—
спросил меня энкавэдэшник. "Да",
—
отвечаю. "А в каком блоке сидел ?"
—
"В тринадцатом". А он мне : "Хорошо, здесь и будешь опять сидеть".
—
Раз был в плену и выжил
—
значит, изменник Родины, я с этим пятном много лет прожил уже и после
освобождения, когда домой вернулся,
—
рассказывает Девятаев.

Михаил Петрович с супругой
Фаиной Хайрулловной |
Из лагеря его не раз
возили в разбомблённый союзной авиацией Пенемюнде
— его начал
изу-чать С. П. Королёв. "Старший лейтенант ему говорит, указывая
на меня : «Товарищ полковник, я отвечаю за него, буду везде
сопровождать». Королев (он представлялся Сергеевым)
закричал : «Пошёл отсюда ! Здесь я за все отвечаю !» Горячий был человек.
Мы с ним ходили осматривать ракеты, — рассказывал Девятаев. — Я
показал ему всё, что знал : места дислокации установок, подземные цеха.
Нашлись даже узлы ракет…" Королев тогда сказал, что пока не может «его ос-вободить».
После этой фактически повторной отсидки в Заксенхаузене власти
не оставили его в покое. Око-ло года ему пришлось в лагере на Иртыше
рубить лес, потом, когда он возвратился в Казань, не давали
Михаилу Петровичу возможности работать по специальности,
он перебивался случай-ными заработками, был чернорабочим.
Имея диплом капитана, работал
грузчиком в Казанском речном порту.
Допросам он подвергался почти до конца 1951 года, об
этом свидетельствуют |
рассекреченные материалы его дела в КГБ Татарстана. Такой же
горькой в течении 12 лет после войны была жизнь и его товарищей
по побегу. "И так,
— пишет он,
— мыкался до 1957 г. Восстановить
доброе имя мне помогли хорошие люди, печать. Но совсем недавно уз-нал
: помог мне и академик Сергей Павлович Королев".
Королёв ходатайствовал о возвращении ему и его товарищам доброго имени.
И после запуска в Советском Союзе первого искусственного спутника земли
15 августа 1957 года М. П. Девятаеву было присвоено зва-ние Героя
Советского Союза (но не за военные подвиги и побег с Узедома, а "за вклад в
советское ракетостроение"). Некоторое пред-ставление об
этом десятилетии остракизма даёт представление
прекрасный художественный фильм
"Чистое небо" Г.
Чухрая
с Евге-нием
Урбанским
в роли лётчика Астахова
(1961 г.), в котором видна аллюзия на судьбу М.
Девятаева.

Памятный
знак в честь участни-ков побега, открытый в Саранске в мае 2010
г. Такие же знаки по инициативе
племянников
одного из
участников побега Сергея и Ми-хаила Сердюковых установлены на
родине всех участников побега. |
Только после этого жизнь его изменилась. Ему были возвращены все его
прежние боевые награды и признаны заслуги. Он
награждён высшей наградой советского времени
— орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденами Отечественной
войны 1 и 2 степеней, медалями. Стал почётным
гражда-нином Республики Мордовия, городов Казани (Россия), Вольгаста и
Циновичи (Германия). В
Торбееве открыт
мемориальный музей
героя. О подвиге
М. Девятаева написаны книги, сняты фильмы,
сло-жены стихи и песни.
В 2008 г. в Мордовии издана новая книга о герое, в неё вошли ранее неизвестные
документы и факты. Но он так и не был реабилитирован ! Ведь после побега
с Узедома он был осуждён военным трибуналом как предатель, добровольно сдавшийся в плен !
В 1957 году
М. П. Девятаев
стал одним из первых капитанов
пассажирских судов на подводных крыль-ях "Ракета". Позже водил по Волге
"Метеоры", был капитаном-наставником. Уйдя на пенсию, активно участвовал в ветеранском движении, создал Фонд Девятаева, оказывал помощь тем, кто в ней особо нуждался.
Ежегодно, порой по несколько раз, бывал в Мордовии и Торбееве, выступая
с рассказами пе-ред молодежью. Следующим
поколениям россиян и своих земляков он оставил описание
своего фрон-тового пути в книгах "Полет к
солнцу" и "Побег из ада".
Михаил Петрович с любимой супругой Фаиной
Хайрулловной вырастили и воспитали троих детей. Оба их сына
— Алексей и Александр
— стали врачами-учёными, а дочь
Нелли — преподавателем му-зыки.
Умер герой 24 ноября 2002 года, на
85-ом году жизни.
Похоронен на аллее Героев Арского кладбища Казани, где расположен
мемориальный комплекс воинов Великой Отечественной войны.
|
Примечание : много
лет спустя после войны лётчик
посетил Пенемюнде. И увидел, что в этом курортном месте, откуда когда-то
стартовали несшие смерть ракеты и откуда он взлетел на захваченном "Хейнкеле", установлен
гранитный обелиск с именами всех десяти участников побега.
Видеофильм о М. Девятаеве
"Догнать и уничтожить!".
На первую страницу
На страницу Участие
зубовополянцев в Великой Отечественной войне
На страницу Старые
фотографии : встреча с Девятаевым
|