Праздник иконы Казанской Божией матери
в Мордовском Пимбуре
Фото С. Шевченко, 2004 г. июль. Мордовский Пимбур. В середине XVIII века, спустя почти восемь столетий после крещения Руси, мордва-мокша приняли "веру греческого вероисповедания" и стали православными. Первое время, как и повсюду после введения новой веры, новые праздники принимали оттенки прежних — языческих — верований. Но постепенно новые поколения забывали дорогу к языческим капищам и православные праздники стали для мокшан своими ... Есть в селе Мордовский Пимбур праздник, именуемый в народе Казанской (т.е. Казанской Божией матери). Почему именно этот праздник празднуют там ? Точный ответ едва ли кто сможет дать. Есть только предположения, гипотезы. Но наряду с ними спокойно уживается в сознании людей необыкновенная легенда. «Был жаркий июльский день, косцы из Мордовского Пимбура с раннего утра, укладывавшие в ров-ные валки под корень снятые травы, порядком устали. Потом были насквозь пропитаны домотканые рубахи мужиков.. Соленый пот застилал глаза. Вблизи ни деревца, ни кустика, чтобы можно было передохнуть в тени. И настала такая минута. когда косцы все разом отправились к роднику со студеной ключевой водой, находящейся в низине близлежащего глубокого оврага. Шли к роднику в предчувствии, что скоро утолят жажду. Нещадно палило солнце. Было душно. Спустились в низину. От родника дохнуло свежестью и легкой прохладой. Когда первый из косцов присел на корточки и нагнулся, чтобы испить водицы, то замер от необычного видения — со дна родника, с прозрачной, как тонкий хрусталь, водой, на него смотрела, словно сошедшая с иконы, Казанская Божья Матерь. — Ай да, чудеса, мужики ! — встал с четверенек косец, так и не приложившись устами к воде, и обвел односельчан удивленным взглядом округлившихся глаз. Остальные косцы последовали его примеру. Поочередно пригибались, всматривались в дно родника — на каждого из них смотрел лик Божьей Матери. — Это знамение ! — пришли к выводу косцы — и троекратно осенили себя крестом. Необычное явление в одночасье облетело всю округу. Все решили, что быть хорошему урожаю. И с того времени каждый год в день Казанской Божьей Матери к роднику сходились люди всех возрас-тов, чтобы не только испить святой водицы, но и принести ее домой для малых детей и стариков. К сожалению, не все события, связанные с тем родником, были безоблачными и светлыми. Долгое время там бродила и нечистая сила. Тому подтверждение — событие более чем полувековой дав-ности. Рядом с родником в пещере, вырытой в холме (вход в пещеру сохранился и по сей день), жил монах-отшельник. Старожилы утверждают, что это был ещё далеко не старый человек. Жил скромно. Боль-шую часть своего времени проводил в молитвах, просил Бога, чтобы снизошла с небес на землю бла-годать и люди стали по отношению друг к другу терпимее. Монах-отшельник желал всем добра. Но нечистая сила в облике живых людей его люто, видать, возненавидела и убила. Монах принял муче-ническую смерть. Кто он и откуда ? Какая у монаха была судьба до того часа, когда он добровольно уединился от мирской суеты и соблазнов в пещере у родника со святой водой ? Об этом никто не знает». В дальнейшем и судьба родника находилась под угрозой уничтожения. И тому виною был воин-ствующий атеизм. Родник засыпали землей. И казалось все, не пробиться больше на поверхность свя-той водице. Но проходило время. Земля над родником влажнела, и снова начинали бить ключи. Зава-ливали родник и железобетонными плитами. Но стойким, живучим оказался он, через все преграды и невзгоды пробивался к людям. История с монахом-отшельником и святым родником не выдумана. Все это было на самом деле. Прошли годы. Очистили от складов и скота многие сельские церкви. И нет запрета на празднование почитаемых на Руси церковных праздников. И потянулись люди к религии и Богу, ища и находя ус-покоение для своих душ в наше непростое время. И родник со святой водой не позаброшен. К нему всегда тянулись люди. А в 1989 году, когда в день иконы Казанской Божьей Матери было принято решение отмечать еще и день Первого снопа, над святым родником установили дощатую часовню. Сотни людей тогда собрались на праздник. И теперь уже ежегодно у оврага, где родник, собираются не сотни, а тысячи людей не только из Мордовии. И уже совместно проводят культурно-развлека-тельные мероприятия отдел культуры Зубово-Полянского района и отдел культуры соседнего Бедно-демьяновского района Пензенской области. А в 1996 году над родником возвели новую, добротную, из отборных бревен часовню. Был большой праздник. Люди молились, пели церковные песни, зажигали поминальные свечи. И чтобы попасть в часовню, надо было выстоять большую очередь. Из года в год в день Первого снопа на морд.-пимбур-ской земле проводятся и народное гуляние, и ярмарка по продаже продовольственных и промышлен-ных товаров. И думается, еще многие годы люди в день иконы Казанской Божьей Матери и день Первого снопа будут совершать к нему паломничество. (По книге "Зубова Поляна") На предыдущую страницу На следующую страницу На страницу Жизнь зубовополянцев в фотографиях На страницу Виды Зубовой Поляны |