Республика Мордовия

 Историко-этнографический сайт

 

О районе
Администрация
Депутаты района
Деловая жизнь
Культура и образование
Здравоохранение
Общественные организации
Отдых и туризм

Новости

Мокшень

English

Français

 

 

МОКШАНСКИЕ БОГАТЫРИ

Вот рассказывали старики, какие прежде были могучие богатыри в народе. А работали и жили со всеми вместе, как мужики.

В селе Ачадове несколько раз рождались очень сильные люди, прямо-таки богатыри. Было это ещё до крещения, когда ездили в дальние угодья, что за тридцать — сорок верст. Сторожа помещиков, через чьи земли ездили, силь-но притесняли мокшу.

Случалось, что даже убивали ачадовцев. Только когда богатырь Сарай ходил с ачадовцами на те дальние луга, никто из сторожей не подходил. Говорили :

— Сарай идет !

Сарай был не так высок, как «широк», и весил пятнадцать пудов. Драться он не любил, был смирным и тихим. Голос тонкий. Но когда он мирно боролся с де-сятью сельскими силачами, то подкидывал их даже на крыши сараев.

Однажды случилось так, что Сарая в Зарубкине арестовали урядники. Сарай уговаривал :

— Пустите, не держите меня.

А те :

— Подержим тебя здесь ! Посиди.

Тогда Сарай вырвал одним рывком дверь со всеми петлями и ушел в село. Урядники даже не посмели показаться ему на глаза.

Записал краевед Б.Е. Смирнов в селе Ачадово в 1963 г.

****

Фадей Денисович Шамонин, по-уличному Фотька, был одним из потомков Сарая, имел огромный рост — два метра. Его шубу одевали два обычных человека, да еще по две руки засунут в один рукав. Тогда сельские мужики в свои леса и луга ездили окружным путем, через Новую Потьму, чтобы миновать барских сторожей. Фотей же едет напрямую, и с ним соберутся подвод десять — пятнадцать. Платят ему по три копейки за защиту. Сторожа как услышат, что Фотей едет, хоть барский лес руби — никто не подойдет. Фотька всегда на возу шестерик (дубину) держал, но грабителем не был, а справедливость защищал.

Раз зимой на мосту у Зубовой Поляны сторожа с объездчиком отбирали все у мужиков : топоры, потники (войлок, подкладываемый под седло), тулупы. Гору добра наложили. Объездчик, хотя и слышал, что «Фотька едет», но надеялся на своих лесников, мол, много их и все здоровые. Наконец на возу подъезжает Фотька (к тому времени уж старый стал). Объездчик кричит :

— Ты что лес грабишь и другим помогаешь ?

А тот :

— Не надо их обижать, отдай всё. Лес не ты нам дал.

А объездчик его плетью. Фотька предупреждает :

— Я сильный ! Меня нельзя трогать.

Объездчик рассвирепел и еще ударил. Тогда спрыгнул с воза Фотей, одной рукой схватил объездчика за бороду и бросил через перила моста. Объездчик ударился головой об лед.

Потом приехал следователь, допросили. Для пробы силы велели двадцатипяти-пудовую строительную «бабу» для забивания свай перенести в сарай, а Фотька отнёс ее по лестнице к следователю. Тот уж потом просит :

— Вынеси ее назад (что бы делали, если б он её там оставил ?)

И сказали ему:

— Судить тебя мы не можем. Объездчик ведь знал, что ты такой сильный. Иди домой.

В другой раз Фотей боролся с «ручным» медведем. Медведь стал стонать от боли, и Фотька бросил его. Но когда Фотей отвернулся, то медведь по-зверино-му, сзади, бросился и разорвал шубу Фотея. Тогда одним ударом тот убил мед-ведя.

Записал краевед Б.Е. Смирнов в селе Пичпанда в 1963 г.

* * *

Примерно в 1942 году умер 70-летний непомерной силы богатырь, мокшанин Бабскай Семен. Было их два брата : старший — Яков, младший — Семен, и оба великаны. С детства жили бедно. Роста Семен был около двух метров, но особенно заметными были огромная грудь и широченные плечи. Поэтому среди людей он казался толстым, как голландка. Руки доставали до колен. Больше о таких нигде не слыхали, разве что в былинах. Если б Бабскай жил в далекие времена и участвовал в старой войне — он всех одной только дубиной смял бы. А если б в эти годы жил, то был бы самым знаменитым борцом. Из себя был русоват, волосы кудрявые, на лицо красив. До старости был красив и чистопло-тен. Кроме непомерной силы и огромных кулаков (каждый кулак — с голову ре-бенка, примерно по десять мужицких) имел тяжелый бас, от которого людям не по себе становилось. На спор как грянет — все свечи, все огни в избе тухнут, ни один не выдерживает. А так, просто в разговоре, голос был приятный. Был ве-ликаном, а жил просто, даже тихо, можно сказать. Кулачные бои прежде бывали — один конец села на другой конец сходились — Бабскай никогда не выходил ни драться, ни бороться. Уж очень он боялся кого-нибудь нечаянно убить.

По характеру был добродушным. Когда к нему начинали приставать, даже оби-жать — он махнет лишь рукой, а не бил. Никогда не показывал на людях свою силу зря, не любил этого делать. Но бывали и с ним случаи, когда задевали за живое. Один раз мельник, здоровенный мужик — спина-то в целый метр ши-риной, сидя за столом с шестью сильными сыновьями, ругнул Бабская бродягой, мол, у тебя нет сыновей, а у меня вон сколько. Бабскай взял мельника за шиво-рот и швырнул через стол. Перебросил так, что на столе в посудах даже чай не разлился. Сыновья от страха лишь посмеялись над отцом :

— Не балуй с Бабскаем !

В другой раз шестеро братьев Бабиных, все как один рослые, сильные, напали на Бабская. Уж очень хотелось им его побить, хотелось славы. Много раз они ударили его, хотя удары их были, что комариные укусы. Он же вяло, неловко так от них отмахивался, чтобы не ударить. Потом ему захотелось над ними подшу-тить, а бегать за ними было неохота. И он стал притворяться избитым, стал ка-чаться, будто от ударов. Бабины тут же сбежались к нему, добить решили. Стол-пились вокруг него, тут он кого схватил, кого свалил и из Бабиных крестец сде-лал : крест-накрест всех шестерых уложил и сел на них. Те не вытерпели и взмо-лились, чтобы он их отпустил. Отпустил он их всех невредимыми.

Но был он безграмотным, совсем темным, потому и пропал безвестным. Иной мужичок копит, копит и разбогатеет, а Бабскай не богател. Был честным : на за-каз покупал людям лошадей и получал за это плату. Толк-то в скоте он знал, осо-бенно в лошадях. Скупал в деревнях кожи. Этим он и жил. Все уходило у него на еду, поэтому искал всегда, чтоб дешево можно купить. В праздники баловался, развлекая людей. Зимой схватит кого-нибудь из молодых здоровенных мужиков и кинет в рыхлый снег — копайся там. Вылезет мужик, а он его опять в снег толкнет. Или посадит на каждую ладонь по человеку и носит обоих. А еще : ста-нет на четвереньки, на спину ему доски настелят. На эти доски лягут тридцать человек — он терпит. Пудовую гирю бросал через крышу дома, двухпудовую — через сарай. Только ушки гири мелькают. Однажды на спор взвалил на спину восемнадцатипудового быка и дотащил до своего дома. Деньги выиграл.

Рассказов о его силе было множество. Бабскай всегда приходил на помощь зна-комым и чужим. Встретятся зимой на дороге два воза, он съезжал в снег, уступая дорогу. Потом вытаскивал воз, который не под силу было сдвинуть нескольким мужикам.

Жил он одиноко. Жена его рано умерла, сын погиб. Да и сам он умер неожидан-но, на другой день после бани. Пришел из бани и пожаловался :

— Ноги холодные, помру скоро.

Все посмеялись над его словами. Наутро же он умер.

Записал краевед Б.Е. Смирнов в селе Новые Выселки в 1963 г.

***

Старик-мокша Суреч жил девяносто девять лет и умер при моей матери. Ходил он на медведей, а оружие-то его кинжал с крестовиной да рогатина дубовая. Брал с собой меру картошки и ковригу хлеба. С этим он шел на медведя. Случалось даже, что спасал незадачливых охотников с ружьями.

Старик он был высокий, но в драки не лез — боялся убить человека. Плел он лапти, а лыко носил на себе за двенадцать километров. Ноши связывал по пять пудов, а иногда и больше.

Как-то раз поймали при обходе его с лыком два лесника. Все припомнили : сколько лыка он перетаскал (а тогда строго было, для лаптей не хватало лыка).

— Что с тобой делать ? Давай к пню привяжем, пусть комары поедят его ! А на обратном пути отвяжем его.

Привязали к здоровенному ветровальному пню, а ствол повыше отпилили. Ушли лесники по просеке, не видно уже стало. Суреч опустился на колени, подлез под пень, поднялся и кое-как понес. Четыре километра до пасеки тащил, там пчело-вод развязал его. Приходят лесники— нет ветровального пня, нет и Суреча. Ку-да же он исчез ? Так и не поняли. Через неделю пошел лесник к тому пчеловоду — меду поесть. Заходит, а у сеней лежит тот пень.

— Откуда ?

— Да Суреч на спине притащил.

— Да там корней, земли сколько ?!

Заинтересовался лесник, привез как-то весы. Двадцать пять пудов потянул этот корень !

Записал краевед Б.Е. Смирнов в селе Новые Выселки в 1963 г.

***

В конце прошлого века в деревне Кильгинино умер старик Тюштянь, который когда-то по силе не имел себе равных. Это был высокий богатырь, борода огром-ная, нестриженая. Волосы острижены по-староверски : макушка выстрижена, а остальные волосы длинные. Был он простым пастухом, но силу показать любил, считал это за удовольствие.

Приехал как-то раз в волостное село Зарубкино силач-борец. Силу свою хотел показать, железо гнул. Спрашивает :

— Можно ли найти мне противника ?

Становой и урядник послали десятника (низшая административная долность, за-ведующий десятком изб или людей) за пастухом Тюштянем на речку Кулик, где тот пас стадо овец. Уговорили кое-как, привезли его.

Угостили белым хлебом и разъяснили, зачем оторвали от дела.

— А виноват не буду, не посадите ?

— Виноват не будешь !

— У меня совести не хватит первому бить. Вы скажите, чтоб он первым ударил, а то...

Тот ударил.

— Эх, как больно-то. Ну, хорошо, стань !

Тюштянь руку поднял, как мотыгу, и сверху ударил. Тот так и рухнул, где стоял. А Тюштяня отвезли опять к стаду.

Записал краевед Б.Е. Смирнов в селе Каргал в 1963 г.

А этот мордовский богатырь поколотил всех богатырей мира

На первую страницу

История этнонима "мордва"   Религиозные представления древней мордвы   Мифология мордвы   Традиционные обряды   Праздники-моляны   Община   Мордовская семья   Матримониальные обычаи мордвы   Мордовские языки   Мордовские имена   Мордовские названия населённых пунктов   Мордовский национальный костюм   Танцевальная культура мордвы   Мордовская кухня   Мордовская народная медицина   Мордва глазами иностранцев в VI-XVIII веках   Российские этнографы о мордве в XVIII-XIX веках   Мордовский фольклор

Hosted by uCoz