Республика Мордовия

 Историко-этнографический сайт

 

О районе
Администрация
Депутаты района
Деловая жизнь
Культура и образование
Здравоохранение
Общественные организации
Отдых и туризм

Новости

Мокшень

English

Français

 

 

 

ТРАДИЦИОННАЯ РОДИЛЬНАЯ ОБРЯДНОСТЬ МОРДВЫ

П. Рябов "Мать-мокшанка с ребёнком", 1967 г.

В мордовской крестьянской семье рож-дение детей издавна обставлялось разно-образными обрядами, основной смысл ко-торых заключался в стремлении обеспе-чить безопасность новорождённому и ро-женице, оказать благоприятное воздейст-вие на нового члена семьи и приобщить его к соответствующим эталонам бытово-го уклада, к семейнородовой единице.

Обряды, предшествующие рождению ребёнка. О будущем потомстве начинали заботиться с момента вступления в брак. Обеспечить деторождение были призва-ны такие магические приёмы, как сажание молодой на колени ребёнка, обсыпание их зерном, хмелем. При обсыпании хмелем, например, приговаривали : «Сколько в по-ле хмелинок,  столько  в доме детинок !». В молитвах, связанных со свадебными об-

рядами, заключалась просьба о многочадии будущих супругов, о большой семье..

Божествами, влияющими на деторождение, считались у мордвы богиня воды Ведь ава и богиня леса Вирь ава. На молениях, устраиваемых в их честь, просили даровать людям «полные лавки детей». Существовало поверье, что Ведь ава во-рует новорожденных и даже еще не родившихся детей. Поэтому, если у женщины не было детей, она ходила на речку и обращалась к покровительнице воды с мо-литвой: «Ведь ава, матушка, прости меня, быть может, я тебя обидела и по-этому не рожаю детей».


Неродящие женщины приносили покровительнице воды различные жертвы. Так, в Тамбовской губернии мордовки в полночь бросали в реку живого петуха. Предварительно женщина делала несколько поклонов в сторону реки и просила Ведь аву дать ей способность родить детей. В Пензенской губернии женщина раскладывала на берегу пшено, хмель, деньги и просила Ведь аву «простить ее и найти в ней себе место». По возвращении домой она стукала по двери и говори-ла : «Тебе чтобы высохнуть, а мне пополнеть». В Нижегородской губернии в случае бездетности мордовки втайне от соседей и домашних мололи муку и пек-ли пресные лепешки, а затем также втайне от всех муж и жена несли их в пол-ночь к берегу реки или озера, где молились Ведь аве.

Бездетные женщины приносили жертвы и покровительнице леса — Вирь аве. До начала XX века у мордвы сохранялся обычай устраивать моления под «священ-ными» деревьями. К ним приходили и в тех случаях, если дети в семье умирали, а бездетные женщины приносили сюда лепешки, блины, яйца и т. д.

Для мордвы характерно особое почитание предков. К ним также обращались за помощью, делали жертвоприношения и в случае бесплодия.

Прибегали и к помощи повитухи, к которой женщины-мордовки относились с особым почтением. Повитуху просили тайно взять послед у родящей женщины. Его подмешивали к какому-нибудь кушанью и давали съесть женщине, у которой не родились дети, но так, чтобы она не знала об этом. Считалось, что после этого у бесплодной женщины станут рождаться дети, а та, у которой был взят послед, перестанет рожать. Повитухе приписывали и способность прекращать деторож-дение. Для этого якобы было достаточно зарыть особым образом детскую рубаш-ку или испортить послед. Для этого бабушка клала его в лапоть и в полночь заби-вала осиновым колом. Если женщина не хотела рожать 3, 5, 6 и т. д. лет, то пови-туха зарывала послед ее последнего ребенка соответственно на 3, 5, 6 и т. д. день после родов.

Беременные женщины-мордовки работали до самых родов. Поэтому нередки бы-ли выкидыши. Для предохранения от них использовали нитки, которые не вме-щались в берда, оставались лишними. В случае опасности выкидыша женщина перевязывала ими живот и носила до самых родов, а потом бросала.

Во время беременности женщина должна была соблюдать некоторые запреты. Будущей роженице запрещалось бить животных, смотреть на калек, нищих, посе-щать больных, ходить на похороны. Считалось, что в этих случаях она могла ро-дить калеку, урода или мертвого ребенка. В случае нанесения обиды животному — новорожденный мог якобы появиться на свет весь в шерсти. Нельзя было так-же класть за пазуху яйца — «ребенок будет золотушным», семечки — «ребенок может заболеть корью», орехи — «у ребенка будут шишки». То есть эти запреты были из области имитативной магии — «по образу и подобию», свойства людей, животных или предметов «могут» перейти на новорожденного. Но эти запреты были продиктованы и опасениями за здоровье беременной и будущего младенца. Действительно, увидев калеку или присутствуя на похоронах, будущая мать мог-ла испугаться или сильно разволноваться, а ударив животное, могла получить ответный удар. Предосудительным также считалось отказать беременной женщи-не в желанной пище, ибо отказ мог привести к тому, что ребенок якобы всю жизнь будет ощущать недостаток в этой пище.

В традиционных крестьянских семьях предпочтение отдавалось рождению маль-чиков : они считались продолжателями рода, семьи, а девочки были обузой. Это подтверждают следующие поговорки : «Отца, мать кормлю — долг плачу, сыно-вей в люди вывожу — взаймы даю, дочь снабжаю — за окно бросаю». Когда дети спрашивали, откуда появился в семье маленький ребенок, то при рождении мальчика отвечали : «Ведь ава подарила», если рождалась девочка, то говорили : «Ведь ава бросила».

Чтобы узнать пол будущего ребенка, вели наблюдение за беременной женщиной. Например, в Клявлинском районе Самарской области считали, что если на лице женщины много пигментных пятен, то родится сын. Большой продолгова-тый живот, обращенный более к правой стороне, также указывал на рождение сына. О поле первенца гадали и во время свадьбы. Когда молодые прибывали в дом жениха, свекровь кидала гостям кольцо : если его ловил мужчина, то у моло-дых первым должен был родиться сын, если женщина — дочь.

Обряды, сопровождавшие рождение и первые недели жизни ребенка. В прошлом женщины-мордовки нередко работали до самых родов, поэтому неред-ко ребенок появлялся прямо в поле. Местом рождения мог быть также и дом, а в случае необходимости сенник или баня. Случалось, что женщины рожали без всякой помощи, особенно если это был не первый ребенок. Но часто на помощь им приходила повитуха : бабушка (м., э.), идень бабай (м.), бабушка бабай (э.). Они пользовались у мордвы большим уважением. На Пасху все женщины, ко-торым повитуха помогала при родах, приходили к ней с подарками. Дети, кото-рых она принимала, называли ее бабушкой, а она их унок, унокт — мои внуки. Когда повитуха умирала, то женщины, рожавшие с ее помощью, приносили лен-ты, куски полотна, тесьму или вышитые полотенца, ими обвязывали руки умер-шей. Считалось, что на «том свете» все они превращались в цветы. Такой же обычай существовал и у русских. Они думали, что «по этим лентам повитуху узнают умершие младенцы, которым она помогла появиться на свет».

К. Лемох "Новое знакомство"

В качестве повитухи предпочи-тали здоровую женщину, имев-шую много детей и внуков, час-то ею была свекровь роженицы. Мать последней не могла помо-гать ей при родах, её даже не извещали о начале родов, так как она своими переживания-ми за дочь якобы предопреде-лит трудные роды. Женщины-повитухи обладали несомненно определенным  минимумом ме-

дицинских знаний и навыков, которые передавались по наследству : при труд-ных родах поили роженицу мыльной водой или сырыми яйцами, вызывая тем самым рвотные судороги. Наряду с этим выполняли и магические приемы. На-пример, для облегчения родов расплетали роженице косы, развязывали все узлы на одежде, вынимали серьги, открывали двери, размыкали замки, заставляли му-жа три раза перешагивать через жену и т. д. При трудных родах просили священ-ника открыть алтарные ворота. Иногда для этого ездили за много верст. Этот прием широко применялся еще в 20-30-е гг. XX в.

Самыми опасными для здоровья ребенка считались первые шесть недель. Все это время его старались уберечь от «дурного глаза», поэтому не показывали его по-сторонним. Большую роль в борьбе со злыми силами отводили воде. Сразу после родов три дня подряд топили баню, куда молодая мать вместе с повитухой и новорожденным ходили мыться. Перед обмыванием повитуха совершала молян в честь Ведь авы и Баня авы, в дар последней под порог клали монету. Если рож-далась двойня, то топили баню шесть дней, иначе, по поверью, душу одного из близнецов могла взять к себе Ведь ава.

Оберегами от «порчи» считались также и железные предметы : нож, топор, нож-ницы, иголки. Мать, укладывая ребенка в зыбку, три раза обводила ее ножни-цами, которыми отрезали пуповину, или ножом, чтобы «ведун ... не съел сердца его», а затем клала их новорожденному под голову. Хорошим защитным средст-вом у всех народов считался огонь и все производные от него : угли, зола, го-ловни. Перед тем, как первый раз положить младенца в зыбку, ее окуривали ды-мом от мусора, который оставался на берегах после половодья. Иногда вместо этого просто три раза обводили внутри зыбки горящей свечой или лучиной, а с утверждением христианства для этой цели стали применять ладан. Золой в тече-ние шести недель посыпали подоконники и пороги. Хорошим защитным средст-вом считались также ветки от веника, которым повитуха парила ребенка в бане. Их хранили в люльке до 40 дней.

Для предотвращения смерти детей у многих народов Поволжья, в том числе и у мордвы, практиковались различные обряды купли-продажи, которые должны были ввести в заблуждение «нечистую» силу и лишить ее возможности нанести вред ребенку. Ребенка «продавали» первому встречному или нищему, подавая его через окно. Затем мать выкупала свое дитя за 2-4 копейки. Применялся и так на-зываемый «обмен» ребенка. Дожидались первого встречного человека, отдавали ему ребенка, которого тот относил во двор и клал в конскую колоду. После этого он звал отца новорожденного взять якобы случайно найденное дитя.

Существовало также поверье, согласие которому, чтобы уберечь ребенка от смер-ти, нужно было в течение дня напрясть нитки, выткать из них холст и сшить младенцу рубашку. С целью сохранения жизни новорожденного его также заво-рачивали в рубаху кого-то из старших членов семьи : деда, бабушки, отца и т.п Обоснованием этого обычая являлось убеждение в том, что поскольку этот чело-век жив и здравствует, то будет здоровым и благополучным ребенком. В сере-дине XIX века, когда у мордвы еще были сильны языческие верования, родители шли с новорожденным в священную рощу и там, расколов березу на две поло-винки, протаскивали через нее младенца в рубашке которая в первый раз на него была надета. Рубашку затем оставляли в расколотом дереве. Этим самым с ре-бенка как бы снимались все его болезни.

Ведь ава, как уже отмечалось, могла «отбирать» детей у родителей. Поэтому, если дети в семье часто умирали, то повитуха выполняла обряд, который назывался «воровать детей у Ведь авы». Она заворачивала младенца в тряпки, которыми обычно затыкали в бане дымовое окошко, и передавала его через это окно другой женщине.

Опасениями за будущее потомство были вызваны и магические действия с пла-центой — идь куд (м.), аванъкс, эйденъ тодов (э.). Повитуха заворачивала ее в тряпочку, зарывала в подпол под доску в передней стене. В некоторых местах плаценту прятали в старый лапоть, который также зарывали под красным углом. В основе этого обычая лежало поверье, согласно которому, если послед выроет животное, то у женщины будут рождаться дети, покрытые щетиной и шерстью. Делалось это и для того, чтобы никто не мог использовать ее для воздействия на способность женщины родить. Поэтому зарывали в землю плаценту не только человека, но и домашних животных.

Проводились с последом и другие обряды. Так, от него отрезали кусочек и вместе с пуповиной бросали туда, в соответствии с чем хотели видеть в будущем ре-бенка : у мальчика — в конюшню, «чтобы у него водились кони и он вырос хо-рошим хозяином», вешали на соху — «чтобы стал пахарем и всегда имел хлеб», у девочки — забивали в прялку или ткацкий станок — «чтобы была хорошей ткачихой или пряхой».

Кроме защитных обрядов, которые должны были уберечь новорожденного от «сглаза», болезней, у мордвы совершались обряды, призванные обеспечить ему долгую, счастливую и богатую жизнь. Уже при первом обмывании ребенка по-витуха клала в воду деньги, чтобы они всегда у него водились, парила его ряби-новым веником, чтобы вырос здоровым и красивым. Иногда мальчиков парили дубовым веником, чтобы были сильными и здоровыми, а девочек березовым, чтобы росли красивыми.

В день рождения ребенка дома устраивали моление над хлебом — кшинъ озон-дома (м.), кши ознома (э.). На стол клали каравай хлеба — шумбра кши, кашу, яйца, и повитуха или свекровь молодой матери поднимала хлеб и молила Норов аву беречь младенца, дать ему счастья и здоровья.

По представлениям мордвы, большое значение для дальнейшей судьбы ново-рожденного имел выбор «счастливого имени». До христианизации имя обычно давала повитуха или отец ребенка. Иногда ребенка называли по месту или вре-мени его рождения. Так, если он появлялся на свет во время жатвы, его называли Нуяльге (от нуема (э.), нума (м.) — жать), если во время дождя — Пизяй (от пи-земе (м., э.) — дождь), если рождался на пашне — Паксяй (от пакся (м., э.) — по-ле) и т. д. В тех семьях, где дети часто умирали, новорожденному давали имя первого попавшегося на глаза человека, предмета или животного. Обоснованием такого выбора имени было то, что поскольку этот человек, животное или пред-мет здравствуют, то и ребенок будет здоровым и счастливым. Подобное поверье бытовало также и у марийцев, удмуртов, башкир, русских.

Обряд наречения имени также проводила повитуха, она после принесении Куд-Юрт аве и умершим предкам благодарственной жертвы заставляла держать ко-го-либо каравай хлеба над головой младенца, а сама брала в руки другой каравай и, стукая хлебом об хлеб, говорила : «Даю тебе имя такое-то». В XIX веке язы-ческие имена у мордвы были заменены христианскими, которые давались во время крещения.

Крещение кстиндама (м.), лемдема (э.) — стало одним из самых торжественных обрядов детского цикла. К нему готовились все родственники ребенка. Важная роль в проведении крестин отводилась крестным родителям: крестной матери — крестнай тядя (м.), крестной ава (э.), и крестному отцу — крестнай аля (м.), крестной тетя (э.). Кума готовила подарки ребенку : рубашку, крест, шапочку, по-яс, риску — пеленку (на нее требовалось примерно 2 метра материи), в которую принимали младенца от попа после купели, причем девочку принимала кума, а мальчика — кум. В обязанности кума в некоторых местах входила плата за крещение. Так, молодые в селе Старые Сосны Клявлинского района Самар-ской области, кланяясь крестному в ноги, говорили : «Меня крестный из церкви выкупил». Но обычно за крещение расплачивались родители ребенка, и лишь ко-гда они не в силах были это сделать, за них платил кум.

В крестные приглашались как правило молодые родственники. Нередко кумов-ство являлось наследственным, переходило из поколения в поколение. Лишь в случае частой смерти детей в семье в крестные брали первого встречного че-ловека — встречной крестный.

Между крестниками и крестными были очень близкие взаимоотношения. Это выражалось во взаимопомощи, в подарках, которые они дарили друг другу на праздники. Большую роль играли крестные родители на свадьбе : крестные отец и мать жениха ходили сватать невесту, а затем возглавляли свадебный поезд; во время застолья крестных родителей молодых сажали на самые почетные места за столом; невеста дарила им подарки, равноценные дарам, предназначенным для кровных родителей; обход молодыми дворов родственников начинался с домов крестных.

Обычно крестили новорожденного в течение шести недель после рождения, приурочивая это событие к какому-либо празднику. Провожая крестных в цер-ковь, молились и произносили заговор :

Ходить вам в полном здравии,
Удачи вам в пути-дороге,
Попадите под добрый взгляд,
Счастливое и красивое имя
Новорожденному принесите.

Если же младенец рождался слабым и недоношенным, то его старались крестить в первые же часы его появления на свет. По поверьям, душа некрещеного мла-денца будет блуждать по ночам, не знать покоя, плакать днем и ночью. Крестила слабого ребенка повитуха или сама мать. Если все же новорожденный умирал некрещеным, то несли в церковь 40 крестиков с лентами, как подаяние от него. В одних местах их оставляли в церкви, в других эти крестики раздавали присут-ствующим на похоронах близким родственникам. Один крестик клали вместе с умершим ребенком в гроб.

Следующую группу обрядов детского цикла составляют обряды, которые «вво-дили» новорожденного в семейно-родовой коллектив, делали его одним из пол-ноправных членов этого сообщества. Первым в этом ряду стоял обряд эйкакш идема (э.), идень идема (м.) — выкуп ребенка, когда повитуха «вручала» младенца матери. Это происходило после третьей бани. Повитуха, держа в одной руке мла-денца, а в другой руке хлеб, спрашивала молодую женщину : «Что тебе нужно : хлеб или ребенка ?». Мать отвечала : «Ребенка». Бабушка отдавала ей ребенка со словами : «Вот твоя ноша».

Во время первого укладывания ребенка в колыбель с ним знакомились женщи-ны-родственницы. Колыбель по обычаю делал отец роженицы, а его жена пекла лепешки лавсень сюкорот (э.), лавцянь цюкорхт (м.) и пироги. При их печении она приговаривала : «Пахарем пусть будет», если родился мальчик, или : «Пря-хой пусть будет», если рождалась девочка. Лепешки и пироги клали в колыбель, и все женщины, присутствующие при этом обряде, по очереди качали ее, желая ребенку сытой и счастливой жизни. Иногда, перед укладыванием новорожден-ного в колыбель, туда клали мужские вещи или предметы, если желали в буду-щем рождения мальчика, соответственно — женскую одежду и орудия труда для девочки.

После крещения в течение трех — семи дней знакомиться с новорожденным-содафтома (м.), содавтома (э.) — приходили все родственники, соседи и знако-мые, то есть он «входил» в состав всей общины. По этому поводу проводилось специальное моление. Повивальная бабка обращалась с молитвой вначале к Иисусу Христу, а затем к «кормильцу Пасу», прося у них счастья для ново-рожденного. Для этого обеда варили кашу и пиво. И, обращаясь к богам — хрис-тианскому и языческому, — повитуха просила для ребенка столько счастья, сколько в каше крупы и соли. После троекратного повторения молитвы она съе-дала немного каши, а бабушка новорожденного выпивала пива. Затем все при-сутствовавшие угощались кашей и пивом. На этот праздник приглашали всех родственников, каждый из которых приносил с собой хлеб, ведро пива, горшок каши и плошку масла. Над каждой из принесенных каш повитуха трижды читала молитву. В некоторых местах во время обеда кум и кума брали ложку с кашей, в которую наливали браги и вина, приправляли эту смесь перцем и подносили от-цу новорожденного, говоря : «На, ешь ! Как жене было горько родить ребенка, так и ты отведай горечи». После обеда кум и кума поднимали вверх пирог с на-чинкой или блюдо с кашей и, обращаясь к новорожденному, желали ему вырасти таким же большим, на какую высоту были подняты пирог или каша.

По окончании трапезы роженица дарила подарки свекру, свекрови, куму, куме, а также родственникам мужа. В ряде мест все родственники одаривались только при рождении первенца. При рождении всех следующих детей мать дарила по-дарки только родителям мужа и крестным младенца.

В XX веке появляется и постепенно упрочняется обычай устраивать угощение по поводу крещения ребенка — кстиньга (м.), кстинат (э.). На него приходили род-ственники родителей новорожденного с кашей, пирогами, хлебом, яйцами и прочей снедью. Постепенно эти приношения заменились на покупные: игрушки, одежду, мыло и т. п. Во время обряда обязательным блюдом, подаваемым на стол, обязательно была каша, которую пришедшие «выкупали», то есть клали око-ло чашки с кашей принесенные гостинцы и деньги.

Ф. Сычков "Дети", 1926 г.

Таким образом, родильные об-ряды мордвы формировались и развивались под влиянием ус-ловий жизни и религиозных воззрений мордовского народа. В конце XIX-начале XX в. в быт мокши и эрзи прочно во-шли христианские обряды : кре-щение младенца, причащение матери и ребенка в церкви по истечении 6 недель после рож-дения и другие. Вместе с тем во многих родильных обрядах кон-ца XIX-начала  XX века просле-

живаются следы дохристианских религиозных верований.

В настоящее время родильные обряды мордвы претерпели значительные изме-нения, во многом трансформировались. Например, повсеместно сохраняется обычай топить баню и мыть роженицу и ребенка после возвращения из роддома. Но если ранее это омовение считалось очистительным, магическим действием, то в настоящее время оно делается в основном лишь в гигиенических целях. Род-ственники приходят навещать новорожденного, беря по традиции кашу, пироги и другие кушанья. Прочно сохраняется и кумовство. Но в отличие от прошлого, в современных мордовских семьях в крестные отцы и матери нередко берут близ-ких друзей по работе или учебе. Характерно и взаимное кумовство, когда пред-ставители двух дружественных семей становятся друг у друга кумовьями.

В некоторых местах иногда выполняется обряд качания колыбели, но в нем уча-ствуют не взрослые женщины, как прежде, а девочки, которых приглашают род-ственники молодой матери. Девочки по очереди раскачивают колыбель, в кото-рую теперь кладут обычно не лепешки и пироги, а конфеты, семечки, печенье, орехи, которые затем раздают детям, выполнявшим обряд.

Сохранению здоровья ребёнка способствовали, по мнению мордвы, и различные словесные привороты и заклинания. Например, когда ребенок просыпается и потягивается, мать или няня гладят по животику и приговаривают :

Стяка, стяка, цёраняй (или стирняй),
Стяка, стяка, удыняй.
Лихтить, лихтить кядемкатнень,
Няфтить, няфтить пильгомкатнень.
Нуваргофтка ронгоняцень,
Катка, идняй, пизоняцень (нюрямняцень).

Встань-ка, встань-ка, сыночек,
Встань-ка, встань-ка, спящий.
Вынь-ка, вынь-ка рученьки,
Покажи-ка, покажи-ка свои ноженьки.
Потянись-ка всем своим телом,
Оставь, дитятко, свое гнездышко.

Основная тенденция современной родильной обрядности сводится к слиянию многочисленных в прошлом обрядов детского цикла в один семейно-общест-венный праздник в честь рождения ребенка. Родины устраиваются вскоре после возвращения матери и ребенка домой из больницы, в зависимости от состояния их здоровья. Приглашенные родственники, друзья, соседи родителей приходят с подарками в дом, где устраивается застолье.

Одновременно с исчезновением и трансформацией традиционных обрядов дет-ского цикла возникают новые. К ним относится, например, обычай отмечать дни рождения детей. Кроме близких родственников, в этот день приглашают сверст-ников ребенка. Детям старшего школьного возраста представляется возможность приглашать товарищей, принимать участие в подготовке праздника. Детские именины в малой семье — это повод для сбора за столом всех родственников и знакомых родителей именинника. Нередко в этот день устраивают два стола : для сверстников ребенка и для взрослых.

Обряды первого года жизни ребенка. Важными моментами в жизни ребенка считались появление первого зуба, первые шаги, первая стрижка волос. Все они отмечались определенными обрядами. Появление первого зуба обычно замечали старшие дети, которые смотрели за малышами. Тому, кто его обнаруживал, дари-ли подарок : девочке — платок, а мальчику — рубашку. В этот же день пекли ле-пешки — танцти цюкорнят, кокоркат (м.), тантей сюкорот (э.) — и первую из них отдавали тому, кто обнаружил зуб.

Когда ребенок начинал ходить, то совершали обряд «разрезания пут» — тярттъ керан (м.), тертъ керян (э.). Для этого ребенка ставили посредине стола и три раза проводили ножом между его ног, приговаривая : «Путы разрезаю». Затем ему давали ржаную соску — «впускали внутрь Норов аву», чтобы она берегла младенца так же, как бережет землю, помогала ему расти. Часто на эту цере-монию приглашали детей, самому ловкому из которых и поручалось произвести этот обряд. Это делалось для того, чтобы маленький ребенок вырос быстрым и смышленым. То есть подобными действиями стремились обеспечить условия, которые помогли бы ребенку скорее стать на ноги в буквальном смысле слова.

Одним их обрядов детского цикла была стрижка волос. Первый раз ребенка стригли, когда ему исполнялся один год. До этого времени, по народным поверь-ям, чтобы он беспрепятственно рос, нельзя было ему стричь ногти и волосы. Ногти мать по мере роста откусывала зубами. К обряду первой стрижки пригла-шались близкие родственники и обязательно крестные родители, которые его и выполняли. Мальчика стриг наголо крестный отец, а у девочки крестная мать выстригала прядку волос через кольцо, что должно было способствовать их рос-ту. Иногда право первой стрижки предоставлялось мальчикам-подросткам.

С волосами ребенка и роженицы были связаны особые поверья. Для того, чтобы привязать ребенка к матери, чтобы он в будущем всегда заботился о ней, пупови-ну перевязывали нитками, свитыми с волосами роженицы. Остриженные воло-сы детей не выбрасывали куда попало — их хранили за потолочной балкой или сжигали. Считалось, что если их подберет птица и использует для своего гнезда, то это вызовет слабоумие ребенка или у него будут частые головные боли. А ес-ли волосы попадут в норку к мышам, то у малыша могут заболеть уши. Чтобы оп-ределить срок жизни новорожденного, во время крещения кум бросал в купель комочек воска с затертыми в него волосами младенца. Если воск некоторое вре-мя оставался на поверхности воды, это якобы предвещало долгую жизнь ребенка, а если он сразу тонул — то скорую смерть. Подобный способ гадания был широ-ко распространен и у русских.

В настоящее время кое-где еще сохраняются подобные обряды. Однако рас-сматриваются они не как магические действия, а как шуточные церемонии, даю-щие родителям удобный повод пригласить гостей.

Итак, в современной родильной обрядности прослеживается генеральная тен-денция к изживанию ее традиционных, но еще функционирующих элементов.

По материалам Г. Корнишиной, Н. Беляевой.

Традиционная обрядовая культура мордвы :

 

На первую страницу

История этнонима "мордва"   Религиозные представления древней мордвы   Мифология мордвы   Праздники-моляны   Община   Мордовская семья  Матримониальные обычаи мордвы   Мордовские языки   Мордовские имена   Мордовские названия населённых пунктов   Мордовский национальный костюм   Танцевальная культура мордвы   Мордовская кухня   Мордовская народная медицина   Мордва глазами иностранцев в VI-XVIII веках   Российские этнографы о мордве в XVIII-XIX веках   Были о мокшанских богатырях

Hosted by uCoz