О районе
Администрация
Депутаты
района
Деловая жизнь
Культура и образование
Здравоохранение
Общественные организации
Отдых и туризм
Новости Мокшень
English
Français
|
ПОХОРОННЫЕ И ПОМИНАЛЬНЫЕ ОБРЯДЫ МОРДВЫ

Поминовение умерших на кладбище.
Фото начала XX века. |
С погребением умерших у мордвы свя-зано множество обычаев и обрядов.
Для них характерно сочетание норм официа-льной
религии — православного христи-анства и
дохристианских представлений о смерти и загробном существовании.
Смерть представлялась как переход в иной мир, где для умершего
продолжа-лось то же существование, что и на земле — люди трудились,
заводили семью, ве-селились. Существовало представление, что судьба души в загробном мире зави-сит от
выполнения
над телом умершего необходимых обрядов. Полагали также, что умершие
предки обладают способно-стью заботиться о живых родственниках, а тех, кто
не оказывал им почтение, они могли наказывать.
|
ПОГРЕБАЛЬНЫЕ ОБРЯДЫ
Погребальные обряды состояли из множества действий, направленных на
облег-чение перехода в потусторонний мир, устранение всевозможных
препятствий на этом пути, создание благоприятных условий существования «на
том свете».
Суеверный страх смерти, неумение объяснить ее причины породили
немало примет и поверий о кончине человека. Так, если в доме трескалось
или разби-валось зеркало, то считалось, что в скором времени умрет кто-то
из домочадцев. Много примет о смерти связано с животными : вой собак, крик
совы во дворе, появление в доме муравьев или большого количества мышей
якобы извещали о чьей-то смерти. К предвестникам смерти относили и вещие
сны. Верили, что если во сне человек говорит с покойным родственником или
знакомым, то он скоро умрет. Признаком близкой смерти кого-либо считалось,
если у умершего до этого человека тело долго не деревенело.
В погребальных обрядах мордвы чётко прослеживается, с одной стороны —
страх перед умершим, стремление быстрее избавиться от него, а с другой
стороны — забота о покойном с целью, чтобы он помогал, а не вредил живым.
Страх перед умершим был, вероятно, связан с реальной угрозой заразиться от
по-койника или его вещей, а так же опасением соприкосновения со cмертью.
Поэто-му в похоронном цикле было много магических действий, которые, по
пред-ставлениям мордвы, должны были предохранить от смерти, очистить после
кон-такта с покойным. В качестве предохранительных и очистительных
предметов использовали золу, «на лавке, где лежал покойник, насыпают из
горнушки золы с огнем», а также железные предметы : нож, топор,
ножницы. Нож втыкали в лав-ку, где находилось тело умершего, косарь
бросали под ноги участникам похорон, когда они возвращались с кладбища,
топором ударяли по тому месту, где ранее лежала голова умершего, стараясь
таким образом «пересечь смерти голову».
Немало обычаев похоронного цикла было связано с водой : обмывание
покойно-го, окропление избы водой после выноса из нее гроба, мытье рук и
лица после возвращения с кладбища, устройство бани для участников похорон.
Мордва ве-рила, что душа умершего «по выходе из тела» должна омываться в
воде. Поэтому, когда человек по всем признакам близок к смерти, родные
спешили поставить на окно около головы умирающего чашку или стакан с
водой.
Было также распространено верование в очистительную и защитительную силу
огня. Так, в селе Старая Шентала Шенталинского района Самарской области
во время поминок во дворе разводили большой костер, вокруг которого
обноси-ли поминальные блюда и в котором сжигали пряди волос, остриженные с
голо-вы или бороды поминающих. В некоторых местах небольшой костер
разводили даже в доме — через него перешагивали участники поминок, чтобы
очиститься от соприкосновения смерти, которая, по поверьям, приходит
вместе с покой-ными на поминки.

Похороны пожилой женщины в Зубовой
Поляне : проход по улице до церкви. Фото С. Шевченко, конец
1990-х гг.
|
«Преградить смерти дорогу в дом» старались разными спо-собами. Например,
при выно-се гроба из дома, в одних мес-тах старались не задеть им дверных
притолок, иначе «смерть зацепит и
других чле-нов семьи». В других же
мес-тах, наоборот, старались при выносе трижды коснуться верхней и нижней
переклади-ны двери, чтобы «не пустить смерть в дом». С этой же целью участников траурной |
процессии во время возвращения с кладбища несколько раз обводили
магичес-ким кругом, для этого использовались скребок или заступ,
употреблявшиеся при рытье могилы. Это действие повторялось через каждые
5-10 сажен.
У мордвы, как и у других народов, существовал страх перед вещами
умершего.
Щепки и обрезки досок от гроба отвозили в особое место. Обычно оно
распола-галось за околицей села недалеко от дороги, ведущей на кладбище,
или на самом кладбище. Вместе со щепками от гроба сюда же выбрасывали
посуду, из которой обмывали умершего, и сор, выметенный из избы после
выноса покойника. Вери-ли, что человек, нечаянно наступивший на эти вещи,
может умереть. Для избе-жания этого в подобных случаях, женщины устраивали
специальные моления.
Опасной считалась и могильная земля. Вернувшиеся с кладбища участники
похо-рон старательно высыпали землю из обуви. Если гроб отвозили к месту
погре-бения на телеге, то ее на 40 дней оставляли на кладбище или на
улице, а потом мыли. Считали, что земля с могилы, если ее положить на
чьем-то дворе, прине-сет хозяевам несчастье.
Кроме страха перед умершим и его вещами, в похоронной обрядности мордвы
выражалась и забота об умершем и его будущем «существовании» в
потусторон-нем мире. По сообщению этнографа, мордва «покойников хоронят
в самом луч-шем платье». Иногда на женщин надевали несколько (обычно
3) рубах, поясов и украшений к ним. Это, по-видимому, делалось для того,
чтобы обеспечить ее за-пасом одежды на «том свете».
Забота об умершем выражалась и в обычае класть с покойником те вещи,
кото-рые могут «пригодиться» ему и ранее умершим сородичам в загробном
мире. Мужчинам клали лыко с кочедыком для плетения лаптей, палку, чтобы
оборо-няться на «том свете» от собак, ножик, огниво, трубку с табаком.
Женщине — пеньку, веретена, гребень, нитки и т. п., а «в пазуху им
кладут куриную голову и ноги для того, чтобы и там она для усопшей несла
яйца и выводила цыплят». Ребенку — игрушки, сладости, чашку с ложкой.
В гроб клали и продукты : ле-пешки, яйца, вино, а также деньги — на
разживу. Этот обычай стал исчезать в конце XIX века.
В похоронах у мордвы принимали участие все родственники покойного.
Счита-лось обязательным прийти на похороны даже дальней родне. Женщины,
шедшие на похороны, в знак траура повязывали свои головы белым холстом
так, что кон-цы от повязок достигали пяток. Если умирал взрослый человек,
то его родствен-ницы носили такую повязку шесть недель, если ребенок, то
три дня.
Все приходящие в дом умершего после известия о смерти приносили с собой
продукты и деньги. На принесенные деньги иногда покупали ложку и чашку для
покойника — ойметькс (э.), вайме петькс (м.) (букв,
посуда для души), которые ставили на стол во время поминок перед
воображаемым умершим. Эти прино-шения преследовали цель помочь семье
покойного. Они предназначались также самому покойнику и душам всех ранее
скончавшихся родичей. Специально выб-ранный старик или старушка отламывали
по кусочку от каждого кушанья, скобли-ли грош ножом и просили души умерших
предков способствовать благополучию этого дома, чтобы в хозяйстве было
вдоволь того, что принесли родственники и соседи. Таким образом, этот
обряд преследовал две цели : с одной стороны — обеспечить покойных всем
необходимым на «том свете», а с другой — испросить у них благополучия и
обилия продуктов на этом свете.
Родственники и ближайшие соседи оставались в доме покойного до полуночи
или на всю ночь. Они помогали готовиться к похоронам: обмывали и одевали
умершего, готовили еду, делали гроб. Последний, обыкновенно, делался в
день смерти человека, а если он умер ночью, то на следующий день. Сейчас
гроб де-лается из досок. А в XIII-XVIII веках он долбился из половинок
расколотого де-рева, такие гробы в некоторых местах просуществовали до
конца XIX в.
Вплоть до начала XX века во всех районах проживания мордвы существовал
обычай вырезать на крышке или стенках гроба отверстия (одно или
несколько), похожие на окна. В Бугульминском уезде Самарской области
в них вставляли стекло. Мордва считала, что на «том свете» гроб станет
домом покойного и через прорубленные «окна» его душа сможет свободно
выходить в мир живых. Через них должны были также доходить до умерших
приношения, которые передава-лись родным во время поминовения.
С начала XX в. обычай прорубать отверстия в крышке или по бокам гроба стал
отмирать. Иногда делали лишь подобие окошек — чертили их изображение
доло-том или другим острым предметом по бокам гроба. Сейчас в большинстве
ре-гионов проживания мордвы от этого обычая осталась лишь традиция делать
изображение окон на могиле лопатой. Но в некоторых селах Самарской
области (Большой и Малый Толкай
Похвистневского района, Старое и Новое
Сур-кино Шенталинского района) и теперь на крышке гроба
на уровне лица покой-ного вырезают небольшое окошечко.
Вместе с гробом во многих мордовских селениях делают носилки —
кандумань чуфт, носилат (м.), на которых гроб с телом
покойного несут на кладбище. Там гроб снимают с носилок и опускают в
могилу на веревках, которыми носилки были связаны. Жерди же от них либо
кладут вдоль могилы на поверхности зем-ли, либо бросают на кладбище. В
некоторых селах имеются специальные носил-ки, которые хранятся на кладбище
и используются всеми жителями по мере на-добности.
В прошлом, вероятно, этот обычай был распространен среди всей мордвы.
Предположительно обычай выноса покойника на носилках восходит к временам,
когда умерших хоронили еще без гроба и выносили их на могилу на доске или
на лубке. Затем, когда мордва стала хоронить умерших в гробах,
использование но-силок в похоронном обряде постепенно прекращалось.
На дно гроба насыпали стружки или сухую траву, покрывали их полотном,
затем клали тело покойного. Под голову умершего обычно подкладывали
подушку. Причем, она не должна была быть перьевой, так как считалось, что
на «том све-те» умершего заставляли пересчитать все эти перья. Поэтому
подушку набивали листьями от веника или просто клали под голову сам веник.
В день похорон мужчины с утра отправились копать могилу, а в доме
собирались люди проститься с покойником и проводить его в последний путь.
В это время близкие родственницы с определенными временными интервалами по
очереди оплакивали его, а в ночное время во главе с местной монахиней пели
псалмы и читали Псалтырь. Похоронные причитания ольксемат,
явсемат (м.), лайшемат (э.) исполнялись и в ходе траурного
шествия, особенно в момент опускания гроба в могилу, и во первые дни
приготовления в похоронам.
Они начинаются с момента, когда покойник обряжен и
положен в передний угол. Обычно вступительные плачи исполнялись в день
смерти. Дочь, оплакивая мать, причитала :
Ой,
маменька-матушка,
Ой, маменька любимая.
Зачем, маменька, ты уходишь ?
С вольным светом распрощалась.
Или тебе, маменька,
Света вольного не жалко ? и т. д.
Оплакивающая обращается к
домовому :
Держательница дома Кудава,
Смотрительница дома любимая,
Ты открой дверь свою пошире,
Подними повыше косяки.
Не одна я зайду,
Не одна я пройду.
Сначала я проведу
Семь человек из родни,
За ними позову отца родного.
Посмелее, посмелее, папенька,
Проходи-ка, папенька, проходи-ка,
Встань ты перед боженькой.
Встань-ка ты около моей маменьки,
Посмотри-ка ты на свою родню,
На семью свою оставленную.
После оплакивания дома дочь выходит к гробовщикам и
причитает там, обраща-ясь к Юрхтаве, хозяйке двора, причитает ей,
при переносе тела в гроб при-читает снова, а также когда проходят по селу,
приходят на кладбище :
Держательница всех могил,
Хозяйка кладбища, милая,
Хозяйка кладбища-матушка,
Покойники, мой род-племя,
Встречайте родную мать мою,
Примите матушку-кормилицу,
Не пугайте любимую маменьку,
Не обижайте свой род-племя,
Положите маменьку на место,
Возьмите к себе в жизнь вечную.
Похоронный причет как самостоятельный жанр бытовал
примерно в пятнадцати видах, которые по традиции в обязательном порядке
заучивались и исполнялись только женщинами и девушками. Главная их тема —
стремление выразить скорбь и горе об ушедшем человеке. Это настоящая
поэзия печали и скорби.

Похороны пожилой женщины в Зубовой
Поляне : вынос покойницы из церкви. Фото С. Шевченко, конец
1990-х гг. |
Гроб с телом покойника вплоть до кладбища несли мужчины, а женщины пели
молитвы и причитания. При выносе умершего брали с со-бой хлеб-соль, пироги,
блины, а в некоторых селах — платок и свечку или чашку с кружкой,
полотенце, нитки. Все это от-давали первому встречному на пути похоронной
процес-сии, чтобы на «том свете» ду-шу покойного встретили
так же хорошо, как
на земле встре- |
чают первого попавшегося прохожего. Этот обряд
называется по-русски встреч-ной. Он существует и у русских, у
которых первому встречному давали узелок с нитками, иголками и куском
пирога
Когда гроб несли по деревне, то процессия несколько раз останавливалась у
до-мов родственников и соседей покойного, которые выносили на улицу стол.
На него клали хлеб-соль, а около стола ставили скамейку, на которую
опускали гроб. Здесь хозяева данного дома прощались с умершим, а также
менялись носильщи-ки.
Кладбища у мордвы называются калма ланга (м.), калмо
ланго, калмазыръ (э.). В старину они устраивались на полянах
в лесу, около воды, по берегам рек. Эти места особо почитались. Долго
сохранялось среди мордвы представление о Кал-макзораве,
Калмазыръ аве — защитнице и хранительнице общественного
по-госта. Ее обиталищем считали место у ворот кладбища. Еще и теперь,
придя на кладбище, женщины-мордовки молятся у его ворот.
В литературе и архивах есть сведения о том, что могилу делали наподобие
погре-ба, со срубом и крышей. Такие захоронения и сейчас встречаются в
некоторых мордовских селениях. В нее клали палочку-мерку от гроба,
некоторые хозяйст-венные принадлежности (мужчине — узду, женщине —
подойник), деньги. До принятия христианства на могиле ставили обрубок от
слеги с изображением ро-довой меты или столб с развилкой на вершине. На
них вешали шкуры жертвен-ных животных. Меты ставились и на крестах. На
кладбищах некоторых мордов-ских сел их можно встретить и сейчас. Кресты,
по поверьям, должны быть обя-зательно деревянными, чтобы с помощью них
можно было переправляться через реку, которая якобы отделяет мир мертвых
от мира живых. Раньше для облегче-ния переправы на крыльцо дома умершего
человека специально клали шест или полено для этой цели.
До недавнего времени у мордвы сохранялись воспоминания о воздушном
спо-собе захоронения. Так, у эрзи сел Сабаево и Давыдово
Кочкуровского района Мордовии умерших хоронили в лесу.
Если человек умирал зимой или ранней весной, когда земля была еще мерзлая
или не было переправы через Суру (лес был за речкой), то покойника
в гробу из двух выдолбленных колод подвешивали на деревьях, а позже, когда
оттаивала земля, его хоронили в могиле. Такое же яв-ление было
зафиксировано и в селе Налитове Дубенского района Мордовии.
Временное захоронение на деревьях бытовало и у мордвы-мокши села
Лебе-жайка Саратовской губернии. Но там покойников
зарывали не на кладбище, а под березой, на которой гроб с их телами
находился зимой.
Обычай «воздушного захоронения» по-разному объясняется учеными. Одни
счи-тают, что он основан на вере в то, что души умерших перевоплощаются в
де-ревья. Другие связывают этот обычай с воззрением на деревья как на
божества плодовитости, из которых произошли все существа, а раз люди
родились на де-ревьях, то и хоронить их надо там же. Третьи предполагают,
что захоронение на дереве вызвано тем, что душа покойника принимает образ
птицы и ей легче на-вещать свое прежнее местопребывание, если его тело
помещено на дереве или специальном помосте. Возможно, что у мордвы
какие-то из этих представлений имели место.
Высказывались предположения и о том, что у мордвы в прошлом существовало и
надземное захоронение. Упоминание об этом встречается в мордовском
фоль-клоре, например, в сказке «Дуболго Пичай».
Кое-где у мордвы долгое время сохранялись пережитки обычая имитации
свадь-бы во время похорон. В случае смерти взрослых незамужних девушек или
неже-натых парней выбирали заместителей умершего или умершей. Для него или
нее подбирали пару и устраивали нечто вроде свадьбы. Это, однако, не
накладывало никаких обязательств на жениха, невесту или родственников.
Пережитки этого древнего обычая и воспоминания о нем были отмечены у
мордвы Башкирии, Пензенской области и некоторых
районов Мордовии. Не везде избирали за-местителя умершего или
умершей, иногда покойницу просто одевали в свадеб-ное платье, гроб с ее
телом на кладбище несли подруги, которые исполняли не похоронные, а
свадебные причитания. В похоронной процессии принимали участие два парня,
которые назывались урьвалят (свадебные персонажи). После погребения
подруги девушки становились около могилы и исполняли хоровод-ную песню. В
некоторых местах на похороны девушки, как на свадьбу, ее род-ственницы
приносили кашу. Иногда в доме умершей развешивали всю ее одеж-ду, которую
после похорон преподносили подругам, девочкам, как и во время свадьбы,
родственница покойной раздавала в подарок ленточки.
Женитьба в глазах крестьян была естественной и необходимой. Поэтому они
считали нужным устроить свадьбу во время похорон тем, кто при жизни не
ус-пел жениться или выйти замуж.
Анализ современного погребального обряда выявляет устойчивую живучесть
ря-да его архаических черт. Основные моменты похоронной обрядности,
описан-ные выше, соблюдаются и сейчас.
Умирающего человека, как и раньше, кладут на лавку в передний угол, а на
окно около него ставят стакан с водой. Сохраняется представление о том,
что душа, выйдя из тела, окунается в ней или утоляет жажду. Эту воду
называют ойме лись-ма ведь (ойме — душа,
лисьма — источник, ведь —вода). Однако сейчас не все
представляют смысл этого обычая. Эту воду выливают в некоторых местах
сразу после похорон, в других — она стоит до сороковин.
После смерти человека на стол ставят хлеб и соль, на стену над покойником
ве-шают полотенце. В некоторых местах около стакана с водой кладут монету.
Это делается для того, чтобы душа, которая, по представлениям мордвы, 40
дней бы-вает дома, не страдала от голода и жажды. На полотенце душа якобы
отдыхает. После 40 дней его дарят первому человеку, пришедшему на поминки,
или его бе-рет кто-то из ближайших родственников покойного. Вскоре после
смерти тело умершего обмывают. Для этого приглашают специальных людей
экшилицят (э.), эшеляйхть (м.) (обмывальщиков), которым готовят
особые подарки и которых обязательно приглашают на все поминки. Обычно
обмывалыциками бывают по-жилые люди. Согласно традиционным воззрениям,
молодые люди не должны заниматься этим из-за опасности соприкосновения со
смертью. Обмывают по-койного из ведра или корыта. В некоторых местах
существует поверье, что во время обмывания покойного нужно израсходовать
всю воду и не добавлять ее, иначе в доме еще кто-нибудь умрет. Там, где
этот обычай не соблюдают, остав-шуюся после обмывания воду выливают в
чистое место — сад, огород или в «божий угол». Посуду, из которой обмывали
покойника, сейчас уже не выбра-сывают, как это делали раньше. Это говорит
о том, что чувство страха перед ве-щами, связанными с покойником,
становится менее острым. После обмывания покойника одевают.
Женщины-мордовки с 50-60 лет готовят одежду «на смерть» себе и своему
мужу. Можно проследить различия в похоронной одежде пожилых и молодых
девушек и женщин. В тех районах, где еще бытует народная одежда или она
вышла из употребления сравнительно недавно, пожилых женщин хоронят в
национальном костюме. Это характерно для мокшанских районов Мордовии,
а также эрзянских селений Заволжья, что вызвано степенью
сохранности традиционного костюма. В тех районах, где переход к городской
одежде происходил через русский на-родный комплекс, пожилых женщин хоронят
в рубахе со станом — рукавах, юбке или сарафане. На голову пожилой женщине
надевают два платка : один неболь-шой белый — концами назад, другой
побольше темный — завязывают под под-бородком. На ноги им часто надевают
лапти, хотя повседневно их уже не носят, их плетут специально «на смерть».
Таким образом, в похоронной одежде пожи-лых мордовок сохраняются такие
элементы костюма, которые уже вышли из по-вседневного употребления.
Молодых женщин и девушек хоронят в городской одежде, на ноги им обычно
надевают покупную обувь, чаще тапочки.
Мужская похоронная одежда более однообразна, чем женская. Мужчин у мордвы
везде хоронят в нижнем белье, брюках, рубашке, иногда в костюме. На ноги
наде-вают тапки или лапти. На голову чаще всего ничего не надевают, иногда
лишь делают тюрюк — кулек из холста.
«На смерть» готовят обычно и покрывало — савон, которым накрывают
умерше-го, холст, которым покрывают гроб, а также полотенца и платки для
раздачи пришедшим на похороны. Таких подарков готовят иногда до 100 штук,
так как на похороны у мордвы приходят все, даже самые дальние
родственники, живущие в данном селении.
Хоронят обычно на третий день после смерти. Ночью, пока покойник находится
в доме, читают над ним Псалтырь. Родственники умершего ночью обычно не
уходят, чтобы показать, что они жалеют умершего. Одна из ближних
родствен-ниц— лапши (э.), олькси (м.) — причитает над
покойным.
Все женщины, приходящие проститься с умершим, обязательно приносят так
на-зываемую поноску. В день смерти это обычно сырые продукты :
мука, крупа, яй-ца, а на другой день — лепешки, пироги, яичница. Приносят
и деньги, которые идут читальщицам.
Когда покойника помещают в гроб (обычно это делается в день похорон), то
на лавку, где лежало тело, кладут блин, лепешку или какой-то железный
предмет, например, нож или топор. При выносе гроба из дома под ним
проходят с куском хлеба или топором. Это делается для того, чтобы не
бояться умершего, однако в настоящее время не все могут объяснить этот
обычай.
Пока покойник находится в доме, не моют и не подметают пол, стараются
гром-ко не разговаривать, не включать радио и телевизор, занавешивают
зеркало. Сор выметают вслед за похоронной процессией. Выбрасывают и веник,
которым подметали.
До сих пор существует обычай брать с собой хлеб, соль, пироги или блины, а
в некоторых местах петуха или курицу и отдавать их первому встречному на
пути к месту погребения человеку.

Похороны пожилой женщины в Зубовой
Поляне : проща-ние с покойницей на кладбище перед опусканием гроба в
могилу. Фото С. Шевченко, конец 1990-х гг. |
При выносе гроба его ставят около дома на лавку, рядом устанавливают
стол с хлебом и солью и с причитаниями поминают умершего. Когда
похоронная процессия идет по деревне, то несколько раз она
останавливается возле до-мов родственников, где выно-сят подобные
столы и поми-нают умершего. В некоторых селах останавливается и
по-минают умершего не перед до-мами родственников, а в про-улке. Кое-где до настоящего |
времени гроб на кладбище носят на специальных носилках. В большинстве же случаев для этого
пользуются полотенцами и холстами. Количество носильщи-ков составляет
обычно 6 человек. Могилу роют человек 8-10. Перед началом рытья «откупают»
место у первых покойников, захороненных на этом кладбище. Их называют
калмо ушдыця, калмазырень прявт (э.). Их первых
поминают в родительские дни, на их могилах молятся во время засухи. В
некоторых местах еще сохраняется обычай вместе с первым покойным на
кладбище зарывать две деревянные чурки, одетые в мужскую и женскую
одежду, чтобы умерший не лежал здесь в одиночестве.
После опускания гроба в могилу все присутствующие бросают в нее горсть
зем-ли, а иногда и мелкие монеты, носовые платки, кусочки ткани. Возможно,
это яв-ляется отголоском обычая снабжать умершего всем необходимым на том
свете. В некоторых местах до сих пор закапывают в землю мерки от могилы и
от гроба. После того как могилу зарывают, одна из родственниц обходит
вокруг нее при-читаниями. Иногда вокруг могилы об ходят три раза все
присутствующие на по хоронах. Эти действия можно рассматривать как
пережиток обычая очерчивать магический круг вокруг могилы.
Предохранительные и очистительные обряды хотя и утрачивают свой
первона-чальный смысл, тем не менее еще по традиции совершаются. Так,
придя с клад-бища, участники похорон обычно моют руки перед крыльцом, не
заходя дом, а зимой иногда обсыпают их снегом. В некоторых местах для этих
людей устраи-вается и баня.
ПОМИНАЛЬНЫЕ ОБРЯДЫ
Отражением стремления живых удовлетворить нужды умерших и
предотвратить их гнев, снискать расположение являлись поминания умерших.
Поминки совер-шались в 3-й, 9-й, 20-й, 40-й дни, через полгода и в каждую
годовщину смерти. В селах Верхние и Нижние Кузлы
Пономаревского района Оренбургской об-ласти
делают поминки и на 6-й день после смерти. Такой обычай больше нигде не
зафиксирован.
На поминки приходили родственники умершего, принося с собой
что-нибудь съестное. На них «приглашали» и покойного, а также всех ранее
умерших родст-венников. Для этого ехали на кладбище, захватив с собой
вино, брагу и другие припасы. Немного из них съедали, положив прежде
несколько кусочков на мо-гильный холм. Туда же лили вина и брагу. Затем
обходили могилы всех родст-венников, приглашая их в гости. Недавно
усопшего звали и самого приехать в гости и пригласить других умерших
родственников.
У мордвы существовал обычай выбирать заместителя поминаемого покойника —
вастозай (м.), эземозай (э.). Им бывал обычно родственник
умершего, более всех похожий на него. Иногда заместителя выбирали еще при
жизни. По некото-рым сведениям, выбирали не только заместителя покойного,
но и его жены или мужа (в зависимости от того, кто умирал). Если муж или
жена умершего были живы, то они не садились за стол с заместителем
умершего. Оба лица были обя-зательно посторонними.
Им оказывали всяческое почтение : сажали в передний угол на разостланную
постель, угощали, выслушивали рассказы об их жизни в потустороннем мире и
жизни других умерших родственников, а при прощании падали перед ними ниц.
Совершив поминальный обряд в доме покойного, ехали провожать его душу на
кладбище. Здесь на могиле раскладывали различную снедь. С кладбища
возвра-щались с песнями и весельем.
Особое значение придавали поминкам на 40-й день после смерти. Их называли
большими. Они были как бы окончательными проводами усопшего в
потусто-ронний мир. Поэтому заместителя умершего чаще всего назначали
именно в день больших поминок, когда как бы пополнялись запасы одежды,
питания и всего прочего, необходимого покойному в загробном мире. С этой
целью закалывали животное : для умершего мужчины — быка или лошадь, для
женщины — корову или овцу. Мясо животного варили и съедали во время
поминальной трапезы, а кровь по частям разливали в каждое блюдо и
использовали для приготовления поминальных блинов. Голову, кожу и ноги
убитого животного зарывали в моги-лу. Заботились также и об одежде для
покойника: около его заместителя клали подушку, новую рубаху, сапоги или
новые лапти с оборами, пояс или белый ба-лахон. Имитировалось и
заготовление дров дли умершего. Во время больших по-минок во дворе
разводили костер, иногда даже разводили небольшой костер в избе. Как уже
отмечалось, таким образом старались защититься от смерти, кото-рая
«приходит» в дом вместе с покойником.
По окончании поминок заместителя умершего провожали с громогласным пла-чем
и словами : «Теперь более уже к нам не ходи, твой пир уже прошел.
Ступай живи в своем месте ! Когда еще будет у нас праздник, тогда милости
просим к нам в гости на время праздника. Ну, прощай !».
В конце XIX в. большие поминки уже не везде устраивали во всей полноте.
Обычай выбирать заместителя умершего стал исчезать. В ряде мест стали
просто раскладывать одежду покойного на лавке, где он умер, или на его
могиле. В дру-гих делали куклу, изображавшую усопшего, которую одевали в
его одежду и при-крепляли к ней зажженную свечку.
Своеобразные поминки совершались в год смерти после окончания жатвы.
Ко-гда убирали хлеб, лен или коноплю, то на долю покойного отделяли
небольшой участок жатвы. Души всех умерших приглашали в дом поминаемого
человека, где собирались его родственники с пивом, медовым квасом и
съестными припасами. Здесь они поминали покойника, затем, захватив с собой
питье и воду, отправ-лялись в поле. Участок поля, который оставался
неубранным, был обычно не-большим, но уборка его продолжалась долго, так
как срезали по одной соломинке и дергали по одному стеблю. В
Саратовской губернии во время работы не-сколько раз устраивали
трапезу. Убранные хлеб, лен и коноплю ставили в бабки и оставляли на
месте, как принадлежащие усопшему.
Помимо поминок, связанных со смертью одного из сородичей, у мордвы
устраи-вались общеродовые поминки по всем умершим родственникам. В конце
XIX ве-ка они приурочивались к церковным праздникам и совершались весной —
перед Пасхой и на Фоминой неделе, на Троицу и
осенью. Во многих местах на Страстной неделе топили баню для
поминаемых покойников. На полок ставили для них корытце с водой, горшок с
кашей и приглашали умерших предков прийти попариться. В этой же бане
парились и сами. В Великий четверг для покойни-ков
устраивали угощение — резали быка или свинью, на их крови пекли блины,
накрывали стол, ставили на него чашки и ложки, в некоторых местах
развеши-вали на стене для умерших женщин украшения, а для умерших мужчин
кафтаны. Над головой зарезанного быка вечером совершали поминальное
моление. На по-роге зажигали свечи, над порогом ставили горшок с кашей,
яйцами, поставку с брагой, ветчину. Предков приглашали в избу :
«Приходите те, которых мы зна-ем и которых не знаем, у кого нет сродников,
кому мы сделали зло, просим не одни мы, а все старики». Члены семьи
«встречали» души умерших на пороге из-бы. Когда начиналось поминовение, на
долю усопших кидали за порог крошки хлеба, а на стол клали 2-3 лишние
ложки и ставили полный стакан браги. Помя-нув усопших в одном месте,
ходили по домам родственников. «Угощение» по-койников продолжалось до
Пасхи.
Во вторник, а в некоторых местах и в первый день Пасхи, вся родня
собиралась в доме старейшины. Вот как описывает эти поминки в деревне
Кардафлей Пензенской губернии М.Е. Евсевьев :
«В Великую субботу в каждом доме пе-кут блины, на передней
лавке приготавливают постель для покойников — сте-лят войлок, кладут
подушки, на подушку — белый платок-утиральник. Накры-вают стол : на стол
ставят ведро браги, горшок каши, кучу блинов, перед ико-нами зажигают
свечку, все семейные становятся в ряд, хозяин и хозяйка дома выступают
немного вперед и начинают молиться — звать предков на праздник. «Прадеды,
прабабушки, услышьте нас, отряхните с себя земную пыль, приходи-те к нам
на праздник, на ваше имя блины пекли, брагу варили; соберите всех своих
родных и приходите; может быть, между вами есть безродные, кото-рых некому
пригласить, вы и их возьмите с собой, чтобы и они не остались без
праздника. У нас всего вдоволь — всем хватит ...». Потом хозяйка дома
указыва-ет на постель : «Вот вам для отдыха место мы приготовили, после
обеда отды-хайте тут». Затем все садятся за стол и начинают есть блины
и пить пиво.
В Великую субботу приготовляется в очередном доме родни по
мужской линии в складчину на все родство медовый квас, который называется
атянь пуре — квас предков. В этом доме, в первый день
Пасхи, собирается весь род, исключая молодушек, которые вошли в семью
в этом году, — молить медовый квас пред-ков. В доме накрывали два стола :
по правую сторону — для прадедов, по левую — для прабабушек; около
постели, приготовленной для предков, зажигали атянь штатол —
свечу предков. В каждом роду была своя свеча предков. Ее зажигали только
раз в год — в первый день Пасхи. Хранили эту свечу по году в каждой
семье рода. У кого хранилась эта свеча, у того готовили и медовый квас
предков и происходили общие поминки. Во время поминок все присутствующие
отвеши-вали поклон в сторону стола прадедов, а затем — в сторону стола
прабабушек.
Поминать садились мужчины за стол, приготовленный для прадедов, женщины —
за стол прабабушек. Поминки совершали поочередно в каждом доме рода. При
этом участники их, переходя из дома в дом, переносили с собой и штатол,
кото-рый всегда ставили у постели, приготовленной для предков,
предполагалось, что предки ходят вместе с участниками поминок. У
мордвы-мокши во время пасхаль-ных поминок члены семьи покойника, умершего
последним в этом роду, несли с собой его вещи в знак того, что он ходит
вместе с ними. Завершались поминки в этом же доме, откуда они начинались.
Из него «провожали» покойников на клад-бище, где их просили не приходить
до тех пор, пока их снова не пригласят.
Общие поминки устраивали также в субботу на Фоминой неделе, когда
на клад-бище ходили с брагой и съестными припасами. После поминания на
могилах ос-тавляли пишу.
Перед началом яровой пашни покойников приглашали принять участие в
трапе-зе, которую устраивали на поле, и просили их способствовать урожаю
хлебов. А на Духов день (второй день Троицы) в некоторых
местах собирались на клад-бище. Поминальное моление совершали перед
березой, около которой закалыва-ли жертвенное животное. Кровью жертвы
обрызгивали дерево. Кожу убитого животного развешивали на березе. Со всех
присутствующих собирали кольца, кресты, сюлгамы и все это клали в дупло
березы или нанизывали на проволоку и вешали на ветви. Кости убитого
животного зарывали. Тут же на кладбище в большом котле варили похлебку из
мяса жертвенного животного, ее ели все присутствующие. Ею же обрызгивали
березу.
Общее поминовение происходило на Казанскую и осенью, когда поспевал
хлеб. М. Е. Евсевьев так описывал общие поминки на кладбище :
«Поминающие на кладбище садятся группами по родам и начинают угощать друг
друга своей стряпней и брагой. Всех детей наделяют яйцами, так что
некоторые дети при-носят с кладбища по 5-6 яиц, смотря по тому, сколько
семей вместе поминают. Все поминающие, как взрослые, так и малые,
представляют собой покойников. Каждая женщина, угощая на кладбище своих
родственников, угощает своих по-койников, а наделяя детей яйцами, наделяет
своих умерших детей и старается раздать столько яиц, сколько у нее умерло
детей. Нищие представляют собой умерших нищих и безродных... Многие
остаются на кладбище на целый день. Повопят, повопят, присядут отдохнуть
на могилу, затем опять начинают во-пить».
У мордвы существовало представление, что души умерших присутствуют в доме
во время церковных праздников и в родительские субботы. Поэтому в те дни,
когда не поминали покойников на кладбище, устраивали поминки дома. Перед
обедом в каждом доме зажигали свечу перед иконой, ставили на стол мясо,
яйца, кашу, блины и брагу. Старший из семейства совершал молитву об
упокоении душ умерших родных. После этого все угощались, отделяя от всех
кушаний по кусочку покойным.
Как видно, на сроки проведения поминок, как общих, так и частных, оказало
вли-яние христианство. Однако в самом их содержании сохранялось много
дохри-стианских черт.
Веря в участие умерших предков в земных делах, к ним обращались в важные,
ответственные моменты жизни. Так, в Троицын день, во время общих
поминок, просватанную девушку, у которой умерли родители или кто-нибудь из
родствен-ников, носили на руках к могилам всех ее родных. Она называла
всех покой-ников по именам, плакала. После отъезда свадебного поезда из
дома невесты там устраивали моление предкам, которых просили благословить
молодую на счаст-ливую жизнь.
Предкам представляли молодушку на следующий день после венца. В доме
жени-ха пекли для них блины, а затем старушки выводили молодую на «чистое
место» — к передним воротам или на огород, где и представляли ее предкам.
Молодая также не могла приходить на кладбище без специального «знакомства»
с предка-ми мужа. В первый раз она могла это сделать лишь спустя несколько
лет после выхода замуж. Обычно это происходило в субботу перед Троицей.
По представлениям мордвы, умершие становятся ближе к богам. Поэтому им
уст-раивались моления, обращаясь с разными просьбами, например, о дожде в
слу-чае засухи, о даровании детей в случае бездетности и т. п.
Чудодейственная сила приписывалась и земле, взятой с могилы. Для того,
чтобы выявить лжесвидетеля или вора, ее размешивали с водой и давали
выпить подо-зреваемому. При этом он должен был произнести следующие слова
: «Возьмите меня к себе, умершие предки. Чтобы мне умереть в этом году».
Если подозре-ния были небезосновательными, человек, по представлениям
мордвы, действи-тельно должен скончаться. Если предкам не оказывалось
надлежащее почтение, например, не устраивали поминок в надлежащее время
или упоминали их всуе, то они могли наказать виновных болезнью,
бездетностью или как-то иначе. Что-бы избавиться от гнева прародителей,
приглашали опытную ворожею.
Мордва приписывали гневу предков и мор на скотину или эпидемии. Для
уми-лостивления умерших совершали специальное общественное моление,
которое сопровождалось опахиванием или ограждением деревни. Во время
эпидемий со-бирали 3x9 щепок от гробов (цифры 3 и 9 считались
магическими), жгли их и пи-ли настой золы. В молитвах обращались к
покойнику, который при жизни отли-чался энергией, с просьбой о помощи.
Золу от гробовых щепок часто носили в ладанках на груди. Верили, что это
может способствовать успеху в делах.
Особенно опасными считались так называемые заложные покойники, то есть
умершие неестественной смертью (утопленники, самоубийцы, умершие от
пере-поя). Для предотвращения их вредоносного влияния (например, в сильную
за-суху) тела таких покойников ночью вырывали из могил и бросали в реку
или бо-лото. Так же поступали и русские, марийцы, удмурты, пермяки.
То есть в поминальных обрядах на первый план выступает почтение к
покойни-кам. Многие из них совершались с целью задобрить предков, добиться
их помо-щи в делах живых людей.
В современной поминальной обрядности мордвы и сейчас сохраняется много
традиционных черт. Как и раньше, в день похорон в доме умершего устраивают
«горячий стол», то есть готовят суп, кашу, блины, пироги, кисель. На
второй день после похорон близкие родственники усопшего ходят на кладбище
— варжама (м.), варштамо (э.) (смотреть), где также поминают
скончавшегося. Теперь, как и прежде, поминки происходят на 9-й, 20-й, 40-й
день после смерти, через полгода и год. Накануне поминок в большинстве
случаев топят баню и «приглашают» умерших родственников помыться. Одна из
близких родственниц покойного, «обращаясь» к нему с причитаниями, говорит,
что его близкие истопили баню, принесли свежую родниковую воду, намочили
веники. Она просит покойника прилететь птичкой и стукнуть в окно, а если
он (или она) боится прилететь птич-кой, то хотя бы насекомым обернуться и
дать знать, что он (или она) прилетел, например, укусил бы в щеку.
На поминки приходят родственники и соседи умершего. По традиции, от
каж-дого родственного дома кто-то должен обязательно прийти, обычно —
пожилые женщины (молодые женщины приходят только в том случае, если в доме
нет по-жилой). Мужчины участвуют в поминках только в день похорон и на
40-й день после смерти. Сорокадневные поминки по-прежнему считаются
главными. В 1920-е гг. у мордвы Саратовской губернии до
этого срока одежда покойного хранилась в переднем углу, так как считалось,
что душа покойного находится там же. Здесь же стояла сшитая из тряпок
кукла, изображавшая усопшего. Спустя шесть недель после смерти
родственники несли одежду и куклу в баню, где ее мыли, чтобы «душа чистой
в рай вошла». На следующий день после поминок четверо родных выносили во
двор подушку и отряхивали ее, провожая этим ду-шу в загробный мир.
По традиции и теперь до 40 дней в доме покойного на столе стоят хлеб и
соль, на стене висит полотенце, перед иконой горит лампада. Соблюдаются и
«прово-ды души». Для этого выходят в проулок, расстилают на земле
полотенце, ставят на него поминальные блюда и вспоминают умершего.
Участникам 40-дневных поминок раздают ложки, кресты, женщинам — головные
или носовые платки, мужчинам — полотенца. В некоторых местах в этот день
по-прежнему развеши-вают на стене или раскладывают на лавке вещи умершего.
Иногда их после по-минок несут на кладбище, где развешивают на кресте.
Потом эту одежду раздают родственникам покойного. Этим как бы меняют
почившему одежду. Такое «пере-одевание» могут совершать и в годовщину
смерти, через год после смерти — на Троицу, но только в том случае,
если к этому времени прошло 40 дней.
До настоящего времени соблюдается обычай общих поминок по всем умершим
родичам. Они происходят на Пасху, Троицу, Казанскую и
другие церковные праздники. В эти дни ходят на кладбище, прихватив с собой
различную снедь. Вначале служат общую панихиду, затем расходятся по
могилам родственников, где поминают усопших семьями. На могилы крошат еду,
льют напитки, кладут деньги.
На Масленицу и Дмитриеву субботу поминают всех
умерших дома. Перед об-щими поминками также топят баню. На стол ставят
хлеб-соль, кружку браги и другую еду.
Некоторые люди еще верят в способность покойных предков оказывать помощь
живым. Их молят о здоровье, бесплодные женщины просят помочь им даровать
детей. Особенно стойко сохраняется традиция моления о дожде в случае
засухи.
Итак, с конца XIX века и до настоящего времени многие похоронные и
поми-нальные обряды значительно изменились и сократились. В первую очередь
от-мирали древние, еще дохристианские обряды, связанные с культом предков
: обычай класть в гроб и могилу вещи для покойного, выбрать на поминки его
«за-местителя», принесение в жертву животных и т.п. Близки к исчезновению
обря-ды, имеющие целью оградить живых от недоброжелательств мертвых, и,
если даже некоторые из них выполняются, например, прикосновение к печи
после возвращения с похорон или приседание на скамью, где стоял гроб, то
чаще всего им не придается магического смысла, а выполняются они часто по
инерции.
В то же время в похоронной и поминальной обрядности прочно закрепились
церковные обряды. Это чтение Псалтыря над умершим, отпевание его в церкви,
приурочивание общих поминок к церковным праздникам и др. Во время поми-нок
и в случае засухи молебны на кладбище стали совершать священники, на
мо-гилах вместо языческого знака стали ставить крест.
Тем не менее похоронные и поминальные обряды в сельской местности
сохраня-ются намного полнее, чем другие ритуалы. Это связано с тем, что
основными их исполнителями остаются пожилые люди, которые являются
хранителями народ-ной обрядности. Кроме того, старые люди завещают
похоронить их по обычаю предков.
По материалам
Г. Корнишиной, М. Ефимовой.
Предания
мордвы о наземных погребениях, записанные Б. Смирновым
Традиционная обрядовая культура мордвы :
|