Республика Мордовия

 Историко-этнографический сайт

 

О районе
Администрация
Депутаты района
Деловая жизнь
Культура и образование
Здравоохранение
Общественные организации
Отдых и туризм

Новости

Мокшень

English

Français

 

 

 

ТРАДИЦИОННЫЕ ПЧЕЛОВОДЧЕСКИЕ ОБРЯДЫ МОРДВЫ

Бортник за работой, начало XX в. 

Мордва издревле занималась пче-ловодством. Вначале мёд собира-ли в лесу у диких пчел, затем ста-ли делать ульи — вначале колод-ные, а в XIX веке появляются и рамочные. Мёд не только шёл в пи-щу, использовался для изготовле-ния напитков и лекарств, но также в больших количествах продавал-ся, им платили дань. Покровите-лями пчеловодства у мордвы счи-тались Нишке паз, Нешке шкай (э., м.) и его божественная сестра Ниш-ке тейтерь, Нешке стиръ (э., м.). Каждая пасека также имела собст-венное божество Нешке пере-аву, обитавшее в одном из самых боль-ших ульев. Этнограф И. Смирнов приводит легенду о том, что один молодой человек хотел взять отту-да мёд без разрешения. Но это ему не удалось : лишь он стал вырезать соты, как из улья потекла кровь, а пчёлы разлетелись.
 

Моления в честь покровителей пчеловодства устраивали в середине июня, когда шло роение пчел. Происходило оно на пчельнике. К молению готовили большое количество медового пива (пуре), которое варили прямо на месте. Богов молили о сохранении пчёл, о хорошем сборе мёда. В жертву им приносился первый вы-летевший рой, который хозяин ссыпал в свою рубашку и затем топил её в болоте. После такого дара рои не должны были улетать с пчельника, наоборот чужие пчёлы должны прилетать на него. В дар покровителям пчельника приносили также белого гуся. На пороге сторожки им также клали мёд и другие кушанья, лили пуре. Затем угощались сами и переходили на другой пчельник. В некоторых местах подобное моление происходило и осенью, перед тем, как ульи перевозили на зимовку.

Моление устраивалось и перед началом качания мёда. Проходило оно также на пчельниках. У богов просили способствовать размножению пчел, получению от них больше мёда. Главным напитком здесь, как и на молении во время роения пчел, было пуре. По окончании обряда большой деревянный ковш обходил всех участников. Чашки с медовым напитком ставили и перед ульями, приглашая бо-гов угоститься им. В течение двух дней сельчане по очереди обходили все пчель-ники. Впоследствии это моление было приурочено к Ильину дню. С пасек оно переместилось в дом. Хозяева освящали первый мёд в церкви, а затем каждый в своём доме произносил над ним молитву : «Как пчёлы собирают сладкий мёд, так пусть в нашем доме добро, богатство копится». Затем приглашали умер-ших предков есть сладкий мёд и пить медовый квас — пуре. В конце молитвы просили их беречь «тружеников-пчёл от воров-разорителей, мороза-стужи и злых глаз».

По материалам Г. Корнишиной

Традиционная обрядовая культура мордвы :

 

На первую страницу

История этнонима "мордва"   Религиозные представления древней мордвы   Мифология мордвы   Праздники-моляны   Община   Мордовская семья   Матримониальные обычаи мордвы   Мордовские языки   Мордовские имена   Мордовские названия населённых пунктов   Мордовский национальный костюм   Танцевальная культура мордвы   Мордовская кухня   Мордовская народная медицина   Мордва глазами иностранцев в VI-XVIII веках   Российские этнографы о мордве в XVIII-XIX веках   Были о мокшанских богатырях

Hosted by uCoz