|
Историко-этнографический сайт
|
||||||||||||||
|
А. Рябушкин "Деревенская свадьба в Тамбовской губернии", 1880 г. МАТРИМОНИАЛЬНЫЕ ОБЫЧАИ МОРДВЫ Брачные отношения мордвы заметно отличались от домостроя русских семей. Во-первых, брак в селах заключался в основном по любви. Никаких насильст-венных действий родителей в плане выбора невесты или жениха не практикова-лось. Во-вторых, практичные мокша и эрзя искали в будущих жёнах прежде всего добрых помощниц, на которых можно было бы бесстрашно возложить все тя-гости домашнего хозяйства. Но главное — они должны были активно пополнять дом детишками — будущими работниками. Признаком женской красоты для мордовского мужчины были толстые ноги, но сама прелестница при этом не должна была отличаться чрезмерной дород-ностью : «Жила-была одна девка Сыржа — толста, как дуб кряковистый, и ноги у неё, как поленья. Хороша была Сыржа, и много парней за ней ходило ...»
чтения молитв и свершения различных церковных обрядов. У мордовского народа не было определенного возраста вступления в брак. Ориентировались в основном на половое созревание юноши. В ходу была такая остроумная поговорка, основанная на жизненных наблюдениях : «Если держит на х.. ведро, может сдержать и бабу». С крепостной мордвой дело обстояло иначе. По закону, на молодую девушку, вдовца и вдову нельзя было накладывать оброк. Поэтому барин выдавал зрелых женщин за маленьких мальчиков, а девочек за стариков, в таком случае один из супругов выполнял двойную норму работы. Из-за такой возрастной несправед-ливости в семьях происходило много бытовых убийств : жёны душили малолет-них мужей, и наоборот. По этому поводу в народе слагали песни:
Вчера взятая молодушка,
перину, а под него дерюгу — уж больно муж мочился по ночам. Матушка рас-сердится на своего супруга, побьёт его, а он идёт жаловаться свекрови. Та его уймёт, да и ладно. Так они и жили». Несмотря на серьёзные намерения в выборе будущей супруги, иногда случалось, что жених отказывался от невесты после того, как ещё до свадьбы воспользо-вался её телом и любовью. Мордва строго судила таких обманщиков, а уважае-мые всеми старики возлагали на злоумышленника большой штраф. Впрочем, по-теря девственности не смущала других претендентов на руку молодой женщины. Мордовские женихи были не особо разборчивы на этот счёт. «Не беда, если девушка не смогла уберечь себя до брака, так как венец покры-вает все грехи. Любезна та жена, которая нарожает много сыновей и дочерей, а девушка, которая увлеклась и родила ребёнка до брака, только доказала, что не бездетна. Стыда в этом нет, виноват тот, «кто на телеге проехал и сле-ды оставил». При этом считалось, что незаконный приплод — доброе подспорье в хозяйстве, и мордва на этот счет поговаривала : «Чей бы бычок не скакал, а те-лёночек наш !» И так как невинность девушки не была непременным условием вступления в брак, то и её отсутствие не влекло никаких последствий ни для не-весты, ни для её родителей. Но зато непременным условием порядочности моло-дого мужа являлось молчание по поводу чужой «телеги», которая «наехала» на его жену.
е
выходили за стены дома, так как мордва трепетно относилась
к своей личной жизни. О своей сексуальной свободе мордовский народ пел на
посиделках :
«Я пошел по мокшанской
дороге, Когда любовное дело заканчивалось свадьбой, родители жениха доставали из своих денежных запасов, отложенных на чёрный день, от 80 до 100 золотых руб-лей и закатывали пир горой. В зависимости от платежеспособности семьи тор-жества длились от недели до месяца, и селение еще долго не успокаивалось пос-ле справленной в нем свадьбы. Зачастую такие мероприятия служили причиной демографического взрыва в населённом пункте.
Пролезайте между наших
ног,
взгляд на полную невозможность расторжения брака. Терпеть нужно было до по-следнего. Но если невозможно устроить даже худой мир, то лучше разойтись от греха по-дальше, иначе жди убийства. При разводе муж обязан был давать жене на пропи-тание. Дети брались по взаимному соглашению, либо этот вопрос безапелляци-онно решали старики. Несовершеннолетних детей, как правило, присуждали то-му из родителей, который мог предоставить гарантии, что у него есть возмож-ность безбедно содержать их. Но отец не обеспечивал детей, отданных матери, и наоборот.
И. Сидельников "Вышивальщицы. Приданое", 1972 г. «Женщина в мордовской семье имела больше прав, чем в русской. Она пользо-валась большим влиянием на мужа, и обычно тот всегда советовался с ней по важным вопросам. Русских присловий, типа «курица не птица, баба не человек», мордва не признавала. Напротив в её быту ходили пословицы «Муж говорит, жена думает» или «Не верь мужу, спроси у жены». Бить хозяйку дома тоже было не принято. Мало того, такие мужья презирались за то, что не смогли ужиться с супругой. «Обходись с соседом рублём, а с женой лаской», — поучали своих сыновей мокша. Даже в случае измены благоверной кулачная расправа допускалась лишь на месте преступления : «Поздно тёлку бить, если дал быку залезть». А когда жена не слушается мужа, виноват он сам, так как не сумел заставить её уважать своё слово и желание. «И собаку прима-нишь, и кошку, а вот бабу труднее всего», — считали эрзя, но, по их мнению, эта трудная задача выполнима, если окружить женщину любовью и лаской. Брачное сожительство, как считала мордва, заканчивается смертью одного или обоих супругов, и неизвестно, «соединяются ли любившие в этом мире там, на небесах, или же остаются на век разъединенными». То, что описано выше, относится в основном к мордве XIX–начала XX века. Ра-нее, в дохристианский и раннехристианский период жизни мордовского народа, обычаи были несколько иными. Так, в дохристианский период у мордвина могло быть несколько жён. Свидетельства об обычае полигамии сохранились в мор-довском фольклоре. Так, в одной из песен говорится об очень богатом эрзянине, имевшем «семь взятых жен» и «семеро детей мальчиков». Но нескольку жен имели обычно люди состоятельные, представители господствующего класса — князья, мурзы.
Мурза, мурза, сюпав мурза !
Мурза, мурза, богатый мурза ! В другой песне повествуется о знатном мордвине Букментее, семеро сыновей которого имеют по две жены :
Атясь паро Букментей,
Хороший старик Букментий,
кина — 70 лет, Агашка Аркаева — 50 лет» и т. д. Однако подобных браков у мордвы было, по крайней мере в начале XVIII века, мало, двоеженство к этому времени сходило на нет. Так, по всему Алатырскому уезду составитель вышеуказанной переписной книги записал 31 такую семью. У мордвы долгое время существовал обычай при заключении брака давать моло-дой жене новое, "жизненное", имя — в определенном порядке в соответствии с возрастом их мужей.
«Жизненных» имён для номинации снох первоначально, вероятно, было больше. Ведь снох в больших, неразделенных, семьях, нередко насчитывавших по не-скольку десятков человек, было также много. Позднее, с распадом таких семей на малые, круг терминов свойства сузился, часть их трансформировалась в обычные женские имена. Идентично образованными титулами, также ставшими затем просто именами, мордва называла не только снох, но и женщин, имевших в свое время в мордов-ском обществе иной социальный статус. Например, титулами кирдява, инява, скорее всего, назывались жены мордовских правителей — кирди, инязоров, кана-зоров (от ине ‘великий', азор 'хозяин, владыка'; кан 'хан', азор 'хозяин, владыка'); термином покшава (от покш 'большой, большая', ава 'женщина') титуловались жены покштяев — глав родов.
По материалам Н.
Мокшина, Традиционная обрядовая культура мордвы :
Обряд
мордовской языческой свадьбы XIX века История этнонима "мордва" Религиозные представления древней мордвы Мифология мордвы Праздники-моляны Община Мордовская семья Мордовские языки Мордовские имена Мордовские названия населённых пунктов Мордовский национальный костюм Танцевальная культура мордвы Мордовская кухня Мордовская народная медицина Мордва глазами иностранцев в VI-XVIII веках Российские этнографы о мордве в XVIII-XIX веках Были о мокшанских богатырях Мордовский фольклор |