|
Историко-этнографический сайт
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
О районе
МОРДВА ГЛАЗАМИ
ИНОСТРАНЦЕВ Энциклопедическая статья на сайте Библиотеки Конгресса США (на англ.яз) On-Line энциклопедия (на англ. яз)
The
Columbia Electronic Encyclopedia
Wikipedia, the free
encyclopedia
О
мокша-эрзянском фольклоре на сайте Тартусского университета
Wikipedia, free
encyclopedia
о мокшанском
языке
Wikipedia, free
encyclopedia
об эрзянском языке
На немецком
этнографическом сайте
На
венгерском историческом сайте
Энциклопедическая
статья на финском сайте
|
Часть карты, изданной в Голландии в 1643 г. с рисунком, отражающим представление европейцев о России. МОРДВА ГЛАЗАМИ ИНОСТРАНЦЕВ В VI-XVIII ВЕКАХ
Mordani, Mordua, Morduinos. Византийский император Константин II Багрянородный в своём сочинении «Об управлении империей» определяет пограничные с печенегами земли и рас-стояния до них : «Пачинакия (т.е. Печенегия) отстоит от Узии и Хазарии на пять дней пути, от Алании — на шесть дней, от Мордовии — на десять дней, от России — на один день …» В 1235 году римско-католический миссионер, монах-доминиканец Юлиан с тре-мя спутниками отправился с охранною грамотою венгерского короля Белы ис-кать древнюю прародину своего народа и его сородичей-язычников, «желая об-ратить неверных». Юлиану удалось достичь сначала Волжской Болгарии, затем найти своих сородичей (венгров) «при большой реке Этиль (Ethyl)». На обрат-ном пути Юлиан прошёл через мордовские земли, впечатления от которых опи-сал в своем сочинении о путешествии : «... проехал по реке в пятнадцать дней царство Мордвинов (геgnum Morduanorum). Мордвины — язычники и до того жестоки, что у них считается никуда негодным тот, кто не убил много людей. Если кто-нибудь у них идёт по дороге, несут перед ним головы всех людей, уби-тых им, и чем больше голов, тем лучше он сам. Из черепов делают чаши и охотно пьют из них. Жениться тому нельзя, кто не убил человека. Они, узнав от своих пророков, что должны сделаться христианами, послали к князю вели-кой Лодомерии (Laudameriae), земли Русской, соседней с ними, с просьбою, что-бы им прислал священника для крещения их; но князь отвечал, что это не его дело, а Римского папы и что приближается время, когда все принуждены бу-дут принять веру римской церкви и подчиниться её власти». Упоминание о мордве связано с характеристикой подавления монголами вос-стания народов Среднего Поволжья в 1242 г. В своей «Истории монгалов» ка-толический монах-миссионер Плано Карпини пишет: «Возвратившись оттуда (из Западной Европы), они пришли в землю Мордванов, которые суть язычники, и победили их войною.» Иранский историк и государственный деятель Рашид-ад-Дин в своём сочинении "Джами-ат-таварих" ("Сборник летописей"), которое считается основным ис-точником по политической и социальной истории монголов, отметил, что в год курицы (IX.1236-VIII.1237) сыновья Джучи Бату, Орда и Берке, сын Угетай-каана — Кадан, внук Чагатая — Бури и сын Чингиз-хана Кулькан "занялись войной с мокшей, буртасами и арджанами (эрзянами) и в короткое время завла-дели ими." Послание Вацкого епископа Гильому III Овернскому содержит весьма любо-пытные данные об участии мордвы в западных походах монголо-татарских войск. Автор послания указывает: «Услышать точные сведения о них (т. е. мон-голо-татарах) мы не можем, ибо впереди них идут некие племена, именуемые морданами, и они уничтожают всех людей без разбору; и ни один из них не ос-меливается надеть обувь на ноги свои, пока не убьет человека; и, я полагаю, ими были убиты проповедники и братья-минориты и прочие послы, которых отпра-вил для разведывания король Венгрии. Без колебания они разорили все земли и разрушили все, что ни попалось, до самой упомянутой реки.»
ся огромные леса, в которых живут два рода людей, именно : Моксель, не име-ющие никакого закона, чистые язычники. Города у них нет, а живут они в ма-леньких хижинах. Их государь и большая часть людей были убиты в Германии. Именно Татары вели их вместе с собою до вступления в Германию, поэтому Моксель очень одобряет германцев, надеясь, что при их посредстве они ещё освободятся от рабства татар. Если к ним прибудет купец, то тому, у кого он впервые пристанет, надлежит заботиться о нём все время, пока тот поже-лает пробыть в их среде. Если кто спит с женой другого, тот не печалится об этом, если не увидит собственными глазами; отсюда они не ревнивы. В изоби-лии имеются у них свиньи, мед и воск, драгоценные меха и соколы. Среди них живут другие, именуемые Мердас, которых латины называют Мердинис, и они — сарацины. За ними находится Этилия.» (Примечание : Moksel - мокша; Merdas – мордва)
Роджер Бэкон, монах
францисканского ордена, «удивительный доктор», писал в своём «Великом
сочинении», характеризующем обитаемую часть земли : «К севе-ру же от этой
земли Тартарской между Танаисом и Этилией живут какие-то
народы…. И оба
эти народа живут на севере, рядом с полюсом, но более уда-лен от севера
народ, живущий сразу за рекой Танаис и называемый моксель,
подчинённый тартарам. И они — язычники, живущие совершенно без закона,
го-рода у них нет, но хижины в лесах. Государь их и большая часть их были убиты в Польше поляками и алеманнами и богемами. Ведь тартары повели их на
войну с поляками. А они во многом поддерживают поляков и алеманнов,
надеясь таким образом освободиться с их помощью от тартарского рабства.
Если к ним при-дет купец, тот, в доме которого он первым остановился,
должен проявлять за-боту о нём столько времени, сколько он желает там
пробыть. Ибо так приня-то в этих местах. За ними к востоку живет некий
народ, называемый мерду-им, зависимый от тартар. Но они — сарацины,
живущие по законам Магом-ета.»
и привязывают ей все четыре ноги к четырём кольям, а голову — к отдельному колу. Все эти колья вбиты в землю. Затем приходит человек с луком и стрелами, становится на соответственном расстоянии и стреляет в сердце до тех пор, пока не убьет лошадь. Потом её обдирают, из шкуры делают мешок, над мясом совершают какие-то свои обряды и съедают его; шкуру туго набивают соломой и зашивают её так искусно, что она кажется цельной; вместо каждой из ног подставляют прямой брусок дерева — так, чтобы лошадь могла стоять, будто живая, на ногах. Наконец, они идут к какому-нибудь большому дереву, обрубают соответствующим образом сучья и прилаживают сверху помост, на который и помещают эту лошадь стоймя. В таком виде они ей поклоняются и приносят в дар соболей, горностаев, белок, лисиц и другие меха. Все это они навешивают на дерево, подобно тому как мы ставим свечи в церкви. Таким образом получа-ется, что эти деревья сплошь заполнены мехами. Народ питается больше всего мясом, преимущественно диких животных, и ры-бой, которую ловят в здешних реках. Это всё, что мы могли рассказать о морд-винах.» Австрийский политик и дипломат Сигизмунд фон Герберштейн, служивший и в Московии, издал в 1549 «Записки о Московии», в которых писал : «К вос-току и югу от реки Мокши тянутся огромные леса, в которых обитает народ мордва, имеющий особый язык и подчиняющийся государю московскому. По од-ним сведениям, они идолопоклонники, по другим — магометане. Они живут в сё-лах, разбросанных там и сям, возделывают поля, питаются мясом зверей и и мёдом, богаты драгоценными мехами. Это очень сильные люди, ибо зачастую храбро отражают даже набеги татар ; почти все они пехотинцы, отличают-ся длинными луками и опытностью в стрельбе… Народ мордва живёт у Волги, ниже Нижнего Новгорода, на южном берегу. Они во всём похожи на черемисов, за исключением того, что дома встречаются у них чаще.» Итальянец Рафаэлло Барберини, путешественник, отметил : «Далее в верстах сто сорока за Нижним находится другая река, которая вливается здесь в Вол-гу, а течет с юга, и называется Сура, при устье которой стоит каменная кре-пость, именуемая Васильев Новгород. Неподалеку от этой реки находится тут ещё другая, именуемая также Малая Москва, которая течет с юга на восток и вливается в Оку, повыше города Муромы. На этом пространстве земли есть большие леса, обитаемые мордовскими племенами, имеющими свой язык, и ко-торые, частью идолопоклонники, частью же магометане. Народ дикий и воин-ственный; сражается пешим и вооружен луками и стрелами.»
Ф. Сычков "Мокша разлилась", 1930 г. Английский дипломат, учёный Джилс Флетчер издал книгу «О государстве Рус-ском, или Образ правления Русского царя (обыкновенно называемого царём Московским)", в которой так отозвался о народах Среднего Поволжья : «Самы-ми грубыми и дикими почитаются татары мордовские, которые своими обы-чаями, так и странным образом жизни, отличаются от всех прочих.» Он также рассказал о русской торговле в различных регионах государства. Среди приоритетных товаров он назвал мёд : «Третье произведение — мёд, который, кроме того, что в значительном количестве употребляется самими жителями для напитков — мёдов разного рода и прочего, вывозится в довольно большом количестве за границу. Мёд преимущественно получают из мордвы и Кадома, близ земли черемисских татар...» Он же рассказал и о некоторых мордовских обрядах, например, погребальных : «Если у кого их них умрёт его приятель, то он убивает своего лучшего коня и, содрав с него шкуру, несёт её на длинном шесте впереди покойника на кладби-ще…. Они делают это… вероятнее всего, в знак любви, которую оставшийся в живых питает к своему умершему другу, желая, чтобы вместе в ним умерло и самое дорогое для него животное.»
Мокша около Темникова. Фото А. Наумовича, 1970 г. Шведский дипломат Пётр Петрей первым в западно-европейской литературе дал чёткую и довольно точную локализацию этнической территории мордвы в своей «Истории о великом княжестве Московском» : «В 28 милях к западу от Нижнего Новгорода, где река Сура отделяет Россию от казанских татар, ве-ликий князь Василий выстроил на берегу этой реки, при слиянии её с Волгою, деревянный город с крепостью, от нападений и набегов казанских татар и дру-гих народов, и назвал его Василь. Между этими городами живут два народа : один называется верхняя черемиса, а другой мордва, отделяет же их друг от друга Волга, и они граничат с Нижегородским княжеством.» И уточняет : «Княжество мордва тянется далеко на запад по реке Волге...». А описывая Волгу, он указывает на границу между мордвой и крымскими татара-ми : «Это река Волга протекает много больших городов, каковы : Тверь, Ка-шин, Холопий Город, Углич, Ярославль, Кострома, Галич, Муром и много дру-гих; потом течет в Нижний Новгород, после того поворачивает к югу, в Ва-сильев город, где мордовские татары отделяются от крымских...». Он также характеризует недавнее прошлое и современное ему политическое сос-тояние мордовского народа : «В старину они подвластны были казанским та-тарам, но теперь платят дань московитянам разными мехами, какие есть там, например, рысьими, куньими, волчьими, беличьими и горностаевыми, однако ж не больше, сколько надумают сами, по доброй воле, потому что великий князь не хочет притеснять их, чтобы они не сговорились с другими татарскими князь-ями и не отпали от него, так как они сами могут выставить в поле 20 тысяч войска.» К характеристике политической системы мордовского края примыкает описа-ние Петром Петреем воинских обычаев и традиций мордвы. Он пишет : «...Жен-щины так искусны и ловки, что стреляют из луков, как мужчины. Они приуча-ют к стрельбе и своих детей с измала, и не прежде дают им обедать, пока они не попадут в поставленную для стрельбы цель или мету. Когда идут на неприя-теля, вооружаются все, и мужчины, и женщины, которые всегда встречают врага с такою же храбростию и отвагой, как и мужчины, стреляют назад и вперед себя в неприятеля, который и обращается в бегство».
ской ситуации в этой части России : «Мужчины воинственны, они воюют боль-шей частью пешими, они суровые, живут грубо и чистоплотно... Мордвины крепкого сложения, ведут часто борьбу со своими соседями, татарами…. Они подчиняются царю.» Им особо выделено функционирование на мордовской территории засечных черт: «Недалеко от жилища этих народов стоит стена из деревьев и взрыхленной земли. Никто не имеет права взять хоть кусок дерева из этой ограды под стра-хом наказания. Стена называется зеек или засек; к западу она большей частью сделана из бревен и земли, а на восточной стороне — из веток и деревьев.»
красивы и опрятно одеты. Мордовские женщины красят в чёрный цвет свои ногти, чтобы быть красивыми... Мужчины иногда одеты на русский манер...» Он коснулся и такой стороне бытовой культуры, как пища : «Ничто не является у них нечистым, они едят даже собак.». Наибольший интерес в работе Н. Витсена представляет описание им религиоз-ных верований и обрядов мордвы. Он писал : «Молятся редко, но преимущест-венно этим занимаются, когда они пьют или когда режут животных, тогда они молятся богу, который создал небо и землю и всё, что там есть. Они благо-дарят его, что он дает возможность жить. Молятся, чтобы у них не было не-достатка, чтобы он их по окончании этой жизни повел в вечную радостную жизнь. Они живут мирно и без священников.» Н. Витсен зафиксировал веру мордовского народа в верховного бога, которая шла на смену языческим верованиям в божества, олицетворяющие силы приро-ды и т. д. : «Они верят в воскресение через 1000 лет и в превращение их в другие тела...» Продолжая мысль о почитании бога мордвой, он писал: «Живут по законам при-роды. Верят в единого бога, создателя всего мира, которому они жертвуют при еде и питье первые куски и глотки, бросая все это к небу. Они делают то же са-мое по отношению к тому, что собирают». Он отметил и момент, связанный с отношением мордвы к идолопоклонничест-ву : «Они не молятся идолам, но шкуры убитых животных вешают на деревья и перед ними становятся на колени». В книге Н. Витсена есть и описание мордовского погребального обряда : «При погребении ставят знак, показывающий профессию умершего. Кладут в могилу топоры и кремни, чтобы мертвецы ими могли бы воспользоваться; для всадника кладут лошадиный хвост, для пчеловода — улей и т. д.» Он также сделал открытие, отметив родство мордовского и марийского язы-ков: «Мордовский, или мордвинский, язык и черемисский языки почти одинако-вы и отличаются, как верхний и нижний немецкий». Джон Перри, корабельный мастер, работавший в России по приглашению Петра I, поражён наличием в центре христианского народа языческого народа. В своём "Повествовании о России, в особенности касательно замечательных дел нынеш-него царя" (1715) он написал : "По причине этих глупых и отвратительных суе-верий, а также невежественности священников и из-за общего вероломства русского народа... не только самоеды и те татары, кои граничат с с царскими владениями..., но также и мордва, и мурзы, и черемисские татары, живущие по сю сторону Волги, завоёванные около 140 лет тому назад, находящиеся непо-средственно под управлением царского правительства (по большей части в пре-делах Казанской провинции), — решительно отказываются принимать хрис-тианскую религию в той форме, в какой преподносят им её русские, хотя пос-ледние не один раз предлагали им значительные выгоды и расширение их льгот в том случае, если они дадут окрестить себя в русскую веру. Всё это, несмотря на то, что они ежедневно претерпевают всякого рода обиды и оскорбления от русских, главным образом за своё упорство в нежелании сделать это".
брании всех своих приятелей на рогожу, относили к жениху в покой и отдавали ему, говоря сии слова : «Вот тет, вергас, уча», то есть «вот тебе, волк, овца», в котором случае невеста, по благопристойности, притворяется столь неисто-вою, сколько сил её станет. Ещё и ныне имеют они такое обыкновение, что ког-да невеста после обвенчания возвращается из российской церкви, то должна она беспрерывно голосом вопить, да и некоторые из них в такой горести цара-пают себе лицо немилосердно. При том же у невесты бывает лицо закрыто фатою, или вышитым полотенцем. Ещё и ныне держатся они того обыкнове-ния, что на другой день после свадьбы старший из сродников, взяв хлеб с приве-шенною к нему небольшою шапкою и пряжкою, которую носят на груди, прино-сит в дар молодой, ставит трижды ей на голову и при том не всегда по поряд-ку говорит сии три слова : «Тятей, мезей, ливей», только выговариваемое на по-следи слово должно быть обыкновенное имя молодой. Детям давали имя обык-новенно прилагательное, и притом по случаю» (см. также Матримониальные обычаи мордвы и Мордовская языческая свадьма).
При характеристике бытового уклада мокшан П. С. Паллас отметил некоторые особенности их питания: «Можно еще упомянуть, что мордвинцы не топят ко-ровьего масла в печах по российскому обыкновению, но только пахтают так, как финцы и татара. Напротив того, по российскому обычаю пахтают они свежий сыр в кринках и сверху заливают свежим коровьим маслом, чтобы он всегда был мягок».
К числу общих наблюдений П. С. Палласа о мордве можно отнести его заметки об антропологическом облике мокшан и эрзян : «Светлорусых и рыжеволосых у мокшанцев меньше, нежели у ерзанцев, однако, и сии по большей части имеют темнорусые волосы. Женской у них пол так, как и у ерзанцов, редко попадается красивого лица, но напротив того, весьма трудолюбив.» Паллас дал первое в науке описание фауны мордовского края. По его наблюде-нию, в регионе преобладал смешанный лес, в котором росли дуб, липа, клён, бы-ло много орешника. Он зафиксировал употребление мордвой для крашения лис-тов чертополоха разнолистного, который "эрзянские мордвинцы называют пи-желдома-тикшедь, то есть "зелёная трава", а мокшанцы сенгертомь-тише, что тоже значит. Он также записал термины для обозначения зверобоя — шулктама-тише, души-цы — карнь-тише (мокш.), листьев костяники — елдалопарть (мокш.) и другие.
ещё употребляет свой язык, но они, по близкому сообщению или по взаимному смешению, свободно одни других разумеют. До распространения между ними христианской веры почиталось у них преступлением принимать жену из дру-гого колена, но ныне живут они уже больше в смешении. Однако ж всякий род держится своих старинных обычаев в рассуждении одеяния и некоторых по-ведений». Он детально описал некоторые обычаи, например, касающиеся матримониаль-ной стороны жизни : "Хотя, впрочем, многожёнство языческим их законом и не запрещается, однако, они вольностию сею столько же редко, как и черемисы, пользуются. Когда умрёт жена, то охотно женятся на свояченицах. Если полу-чит кто в том отказ, то кладёт тихонько на стол маленький хлебец и гово-рит : промысли мне свояченицу. После сего обращается он в бег, и ежели его настигнут, то бьют немилосердно, если же уйдёт, то выдают за него бесп-рекословно помянутую свояченицу."
жащиеся языческой своей веры мордовцы, коих, однако ж, теперь в остатке очень мало, едят без всякого зазрения, а, напротив, оставшиеся в языческом суе-верии чуваши и другие народы почитают оную поганой пищею».
Окрестности Зубовой Поляны : сенокос в лесу. Фото А. Наумовича, 1968 г. Немецкий ученый уделил особое внимание экономическому укладу мордовских селений. Его характеристика обобщает многие факты : «С того времени, как ста-ли они Российской державе подвластны, упражняются все в землепашестве, но живут не в городах, а в деревушках, подобно черемисским и чувашским, и весьма охотно строят жилища свои в лесах. Дворы, землепашество, небольшое ското-водство, домашняя рухлядь, пища и всё вообще расположение их хозяйства ни мало от черемисского и чувашского не разнится. По большей части бывают и у их дворов такие же, как у тех, огородцы, в коих садят про себя обыкновенную поваренную зелень. Но к звериному промыслу не столько они прикрепляются, как помянутые народы. Мордовки упражняются равномерно в таких же делах, как черемисские и чувашские женщины, и притом подобные им в прилежании и ис-кусстве. Народ сей несет равную с соседями своими гражданскую тягость, да и в самом поведении им сообразен. Мокшаны живут в привольных к лесному пче-ловодству местах; есть также между ними действительно и такие пчеляки, кои имеют у себя по сту и по двести ульев». По материалам В. Юрченкова История этнонима "мордва" Религиозные представления древней мордвы Мифология мордвы Традиционные обряды Праздники-моляны Община Мордовская семья Матримониальные обычаи мордвы Мордовские языки Мордовские имена Мордовские названия населённых пунктов Мордовский национальный костюм Танцевальная культура мордвы Мордовская кухня Мордовская народная медицина Российские этнографы о мордве в XVIII-XIX веках Были о мокшанских богатырях Мордовский фольклор |