Республика Мордовия

 Историко-этнографический сайт

 

О районе
Администрация
Депутаты района
Деловая жизнь
Культура и образование
Здравоохранение
Общественные организации
Отдых и туризм

Новости

Мокшень

English

Français

 

Видео. Мордовские праздники. Мордовские традиции. Мордовское искусство. Мордовский край.

Википедиа на мокшанском языке. Приглашаются авторы, грамотно пишущие на мокшанском языке, принять участие в пополнении Википедии статьями.

Мордва.ру

Статьи и справочная
 информация
о мордовских
языках и культуре

   Калиновка

Единственное
поселение
мордвы-мокша
в Тюменской области : фотографии
её жителей и быта

Объединение финно-угорских народов
г. Москвы
общественная
организация

Эрзянский журнал
документы,
эпос Масторава (на эрзянском языке),
песни, фольклор ...

Обычаи, песни,
сказания мордвы

Этнологическая
информация об эрзе

Результаты переписи  по мордовскому этносу 2002 г.

 

Недавно начавший функционировать кра-еведческий музей Зу-бовой Поляны обра-щается к жителям рай-она и выходцам из не-го с просьбой оказать содействие в пополне-нии фондов музея.  С благодарностью будут приняты :
* предметы быта рус-ских, мордовских, та-тарских семей из дере-вень и райцентра
* старая русская, мор-довская, татарская оде-жда
* значимые вещи, при-надлежавшие извест-ным людям и выход-цам из района

* документы, книги, фотографии, рукописи известных людей и об известных людях райо-на
* рукописные, звуко-вые, фото и видео вос-поминания о жизни в XX веке
* рукописные, звуко-вые, фото и видео вос-поминания о репрес-сиях в районе
* рукописные, звуко-вые, фото и видео вос-поминания ветеранов ВОВ и о ветеранах
* другие артефакты, имеющие отношение к жизни района в прош-лом и в наши дни

Адрес музея :
431110 Мордовия, Зубова Поляна, ул. Новикова-Прибоя, музей.

Тел :
8 (83458)
2-21-71

 

МОРДВА, ЭРЗЯ, МОКША ИСТОРИЯ ЭТНОСА И ЭТНОНИМА

Эрзянские вышивальщицы.
Из фондов Мордовского краеведческого музея.

Зубово-Полянский район, рас- положенный в Республике Мордовия, является местом компактного проживания од-ного из древних народов, насе-ляющих территорию России. Народ этот называется мордва. Мордва — этнос, относящийся к финно-угорской группе на-родов, в которую также входят венгры, финны, эстонцы, каре-лы, марийцы, удмурты, коми и другие.

На всём протяжении своей ис-тории мордва вступала в кон-такты и этногенетические свя-зи с различными племенами и народами, населявшими  Евро-

азиатскую часть северного полушария, что отразились в его антропологическом облике. Так, материалы антропологического обследования мордовского и сосед-них народов дают основание заключить, что в формировании мордвы участво-вало, в основном, два расовых компонента : светлый массивный широколицый европеоидный тип, прослеживаемый особенно у мордвы-эрзи; тёмный грациль-ный узколицый европеоидный тип, преобладающий среди мордвы-мокши на юго-западе Мордовии; и небольшой компонент-примесь субуральского типа.

 

Карта России 1643 г.

Карта во весь экран

Этноним мордва — один из старинных эт-нонимов Восточной Европы. Первое досто-верное свидетельство дошло до нас с упоми-нания о нём в VI в. в труде византийского епископа Иордана “Гетика”, считающегося важным произведением эпохи раннего сред-невековья. Перечисляя ряд племен или народ-ностей, покоренных вождем готов Эрманари-

хом, Иордан называет и народ Морденс (Mordens), под которым исследователи разумеют мордву. В других западноевропейских источниках средневековья морд-ва называется также Merdas, Merdinis, Merdium, Mordani, Mordua, Morduinos.

 

Мокшанские женщины, 1926 г.
Из фондов Мордовского краеведческого музея.

Самое раннее письменное сообщение об этнониме эрзя (арису) дошло до нас в по-слании кагана Хазарии Иосифа (X в.), а об этнониме мокша (Moxel) в записках фла-мандского путешественника Гильома Руб-рука (XIII в.).

В древнерусских источниках, самыми ран-ними из которых являются летописи, этно-ним мордва встречается с XI века. В "По-вести временных лет" (второе десятиле-тие XII в.), составленной Нестором, гово-рится о мордве  и месте её обитания : "А по Оце реце, где потече в Волгу же, Мурома язык свой, и Черемиси свой язык, Мордъва свой язык". Наряду с этнонимом мордва в летописях фигурирует и этноним мордвичи (“Мордовскиа князи с Мордвичи”). Этнони-

мы же мокша и эрзя в русских источниках стал появляться довольно поздно. "Мокшана", "мокшаня" впервые зафиксированы в "Книгах письма и меры" Д. Пушечникова и А. Костяева за 1624-1626 гг. А этноним эрзя начинает встре-чаться ещё позднее, с XIII века. Это объясняется тем, что мордва во взаимоотно-шениях с русскими выступали как этнически единый народ (этнос). Так русские их и воспринимали, и так отразили в летописях.

Мордва Сергачского уезда. 
Раскрашенная фотография конца XIX века.

"... всё это по большей части народ крупный, высо-кого роста, видимо, хорошо питающийся, здоровый, с открытым и чистым лицом, смелым взглядом, с свободными, непринуждёнными движениями."

Н. Оглоблин "В Мордовском крае" (1899)

Установлено, что в своей основе этноним мордва восходит к ирано-скифским языкам (сравните : иран-ское, таджикское мард — мужчи-на). В мордовских языках это сло-во сохранилось для обозначения мужа (мирде). В русском слове мордва частица -ва носит оттенок собирательности и может быть со-поставлена с этнонимами литва, татарва. В русских источниках вплоть до XVII в. мордва выступа-ет только под идентичным этнони-мом, т. е. этнонимом мордва. Но этот этноним мордва сама упот-ребляет чаще при контактах с дру-гими народами. Во внутриэтничес-ком общении они чаще применяют самоназвания эрзя и мокша.

Осознавая себя единым мордов-ским народом, считая как тех, так и других (т. е. эрзю и мокшу) двумя составными частями этого народа, эрзяне и мокшане наряду с обще-мордовским самосознанием обла-дают и особым (эрзянским и мок-шанским) самосознанием, что даёт

основание считать их двумя субэтносами мордовского этноса. Таким образом, этнос этот является бинарным (бинарными являются и некоторые другие этносы нашей страны : марийцы (горные и луговые), чуваши (верховые и низовые),  уд-мурты (северные и южные) и другие).

Студенты 1 курса факультета национальной культуры Мордовского университета, 2004 г.

Этнонимы эрзя и мокша не ме-стного, мордовского происхожде-ния, они также восходят к индоев-ропейским истокам : эрзя происхо-дит от иранского arsan (самец, му-жчина, герой), а мокша — от индоевропейского гидронима Мок-ша, который, в свою очередь, во-сходит санскритскому mokcha, оз-начающему 'проливание, утекание'

В количественном отношении в начале XX века эрзя примерно в 3 раза превосходила мокшу. В насто-ящее  время  более  точное соотно-

шение по переписям определить затруднительно, так как представители обоих субэтносов ассоциируют себя в основном с мордвой. Но, по мнению мордов-ских учёных, это соотношение осталось таким  же. Венгерские  же  учёные  при-шли к выводу, что вследствие процессов русификации и интернационализации к 3400 году мордва, как, впрочем, и другие угро-финские этносы, исчезнут вообще.

 

В литературе (и в массовом сознании) так-же существует ещё псевдоэтноним шокша. Слово шокша в этнонимическом значении стало использоваться сравнительно недав-но для обозначения эрзян Теньгушевско-го и Торбеевского районов Республики Мордовия (в которых проживают мокша). В Теньгушевском районе существовало 15 населённых пунктов (Баево, Березняк, Вяжга, Дудниково, Коляево, Кураево, Малая Шокша, Мельсетьево, Мокшан-ка, Нароватово, Сакаево, Стандрово, Ше-лубей, Широмасово, Шокша) и 5 поселе-ний в Торбеевском районе (Дракино, Кажлодка, Майский, Фёдоровка (исчез-ло в начале 1990-х гг.), Якстере Теште (ис-чезло в начале 1990-х гг.), насчитывающих около 10 000 человек, в которых прожива-ют шокша. Довольно давно оторвавшись от

Девушка в костюме шокша

общей массы эрзи (в XVI-XVII вв.), эта группа оказалась среди мокши и не могла не испытать определенного  влияния с её стороны, в том числе и в языке. Но не настолько, чтобы утратить своё эрзянское самосознание (эта группа, например, одевается как мокша, но говорит на языке эрзя).

Сама себя эта группа мордвы называет мордвой, морд-вой-эрзей, эрзей, соседние мокшане именуют их чаще эрзей, русские — мордвой. Причисление этой группы мордвы к особой национальности или третьей ветви мор-довского этноса — результат ненаучного подхода к эт-ническим процессам и истории мордовского этноса со стороны некоторых учёных, а со стороны обывателей — недостатка знаний в этой области.

Шокшей называется также приток реки Мокши. Назва-ние сел Шокша и Малая Шокша произведено, скорее всего, от этого гидронима.

В научной литературе некоторое время, начиная с XVIII века, существовало мнение, что внутри мордвы кроме мокши и эрзи существовали ещё этнические группы ка-ратаев и терюхан.

На территории Казанской губернии в середине XIX ве-ка было 6 селений, в название которых входило слово каратай, 5 из них располагались в Тетюшском уезде : Мордовские Каратаи (Рождественское) на р. Кара-тай, Каратаи при озере Менситов (починок Менси-тов), Малые Каратаи, или Шершалан, где проживала мордва. Менситово и Малые Каратаи выделились из села Мордовские Каратаи.

В селе Каратай-Савиновка, или Барское, и в деревне Заовражные Каратаи проживали русские, а в деревне Каратай на реке Шошме в Казанском уезде — тата-ры. Видимо, название самого старого села со словом ка-ратаи произведено от гидронима Каратаи.

Таким образом, каратаи были не отдельным мордов-ским племенем, а локальной группой мордвы, подверг-шейся сильному татарскому влиянию : они восприняли татарский язык и некоторое элементы культуры татар, сохранив, однако, своё этническое, мордовское, самосоз-нание. Окружающие их татары однозначно относят их к мордве, называя их мукша, мукшилар (по-татарски — мордва),  русские и сами себя они также называют морд-вой.

Терюхане начинают упоминаться в научной литерату-ре со второй половины XIX века. В ходе изучения этой группы выяснилось, что это обрусевшие мордва-эрзя, проживавшие в 40 селениях Нижегородского уезда Ни-жегородской губернииТерюшевской волости — ныне Дальнеконстантиновский р-н). Слово терюхане связано с названием центра их расселения — села Боль-шого Терюшева и происходит, вероятно, от мужского имени (Теряй — Терюхай — Терюш).

Терюшевские мордва были крещены только в середине XVIII  века, позабыв к этому времени мордовский язык, но сохраняя, однако, мордовское самосознание и дохрис-тианские во многом обычаи и обряды. В первых деся-тилетиях XX века они полностью утратили мордовское этническое самосознание, окончательно влившись в рус-ский этнос.

Таким образом, и каратаи и терюхане не этнонимы, а псевдоэтнонимы.

В обывательских разговорах (особенно в связи с разви-тием Интернета) постоянно муссируются вопросы о мор-довском этносе, причём, некоторые представители даже мордовского этноса относят эрзю, мокшу (и даже исчез-нувших катараев и терюхан) к разным этносам. Это ошибочная точка зрения.

По материалам Н. Мокшина

Н. Баранова, мокша, преподавательница мок-шанского языка Зубово-Полянского педколледжа, запад Мордовии, 2004 г.

Владимир Мамайкин, эрзя, преподаватель немецкого языка проф-техучилища, посёлок Чамзинка, восток Мордовии, 2005 г.

Татьяна Ерина, эрзя, деревня Ботушево Атяшевского района, восток Мордовии, 2003 г.

Маркус Джеймс (Ерин), эрзя, со своей семьёй, Австралия, 2003 г. Дед Маркуса эмигрировал в Австралию в конце 40-х гг.

Н. Ф. Мокшин, эрзя, профессор Мордовского университета.  Художник В. Илюхин (?)

На первую страницу

Религиозные представления древней мордвы   Мифология мордвы   Традиционные обряды   Праздники-моляны   Община   Мордовская семья   Матримониальные обычаи мордвы   Мордовские языки   Мордовские имена   Мордовские названия населённых пунктов   Мордовский национальный костюм   Танцевальная культура мордвы   Мордовская кухня   Мордовская народная медицина   Мордва глазами иностранцев в VI-XVIII веках   Российские этнографы о мордве в XVIII-XIX веках   Были о мокшанских богатырях   Мордовский фольклор