Республика Мордовия

 Историко-этнографический сайт

 

О районе
Администрация
Депутаты района
Деловая жизнь
Культура и образование
Здравоохранение
Общественные организации
Отдых и туризм

Новости

Мокшень

English

Français

Недавно начавший функционировать кра-еведческий музей Зу-бовой Поляны обра-щается к жителям рай-она и выходцам из не-го с просьбой оказать содействие в пополне-нии фондов музея.  С благодарностью будут приняты :
* предметы быта рус-ских, мордовских, та-тарских семей из дере-вень и райцентра
* старая русская, мор-довская, татарская оде-жда
* значимые вещи, при-надлежавшие извест-ным людям и выход-цам из района

* документы, книги, фотографии, рукописи известных людей и об известных людях райо-на
* рукописные, звуко-вые, фото и видео вос-поминания о жизни в XX веке
* рукописные, звуко-вые, фото и видео вос-поминания о репрес-сиях в районе
* рукописные, звуко-вые, фото и видео вос-поминания ветеранов ВОВ и о ветеранах
* другие артефакты, имеющие отношение к жизни района в прош-лом и в наши дни

Адрес музея :
431110 Мордовия, Зубова Поляна, ул. Новикова-Прибоя, музей.

Тел :
(83458)
2-21-71

 

 

МОРДОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ

Фольклорный хор «Мокшаваня»
Мордовской Поляны
, конец 1990-х гг.

Народный костюм мордвы, осо-бенно женский, очень красочен. Недаром его называют венцом де-коративно-прикладного творчест-ва мордовских женщин. Будучи в основе своей единым, он подраз-деляется, прежде всего, на эрзян-ский и мокшанский подтипы, ко-торые, в свою очередь, включают не менее полутора десятка разно-видностей. Известный исследова-тель этнографии Поволжья конца  ХIХ-начала  XX  века  И.  Смирнов

так писал о мордовской рубахе : "Благодаря оригинальному расположению наши-вок рубаха эта получает некоторое сходство с верхней одеждой "долмати-ком" византийских царей, а масса потраченной на вышивки шерсти придаёт ей значительную тяжесть и торжественность".

 

Народные костюмы мокши и эрзи достигли законченной художественно выразительной формы к середине XIX в. И если мужская и повседневная женская одежда отлича-лась простотой и целесообразностью, то праздничная одеж-да женщин была очень сложной, многосоставной, с обили-ем различных украшений, с целым рядом приемов драпи-рования фигуры, что объясняется тем, что сложно украшен-ный наряд мордовок уходит своими корнями в I – начало II тысячелетия.

Самостоятельно женщина порой не могла одеться в такой костюм. Обряд одевания, в котором участвовало два-три человека, иногда длился несколько часов.

Сложный и тяжеловесный женский костюм, особенно его праздничный вариант, подчёркивал широко почитаемые в мордовском народе здоровье, силу и выносливость жен-щины. Благодаря такому костюму индивидуальные особен-ности каждой фигуры нивелировались и подгонялись под устоявшиеся в народе представления о красоте.

Женщина-мокшанка в праздничном костюме.

Краснослбодский уезд Пензенск. губ. Фото М. Евсевьева, 1920-е гг.

Мордовский мужской костюм был таким же,  как и одежда, которую носили рус-ские мужчины. Именно это отмечали все контактировавшие с мордовским наро-дом путешественники и исследователи прошлого и оставившие свои записи, хо-тя и в этой одежды, особенно в древние времена, имелись свои особенности. Так, важное значение в костюме мордвы принадлежало поясу. Кроме того, что он служил украшением, к нему удобно было подвешивать оружие (меч, саблю) и другие необходимые предметы.

 

Пояс обычно изготавливался из полоски кожи и имел сереб-ряную, бронзовую или железную пряжку. Пряжки могли быть простыми — в виде кольца с язычком для застегивания — и более сложными — с щитком для прикрепления к рем-ню. Щиток богато украшался литым, резным и другими ви-дами узоров, а иногда и полудрагоценными камнями. На нём изображались человеческие лица, узоры, цветы, расте-ния. На другой конец ремня обычно надевался металличес-кий наконечник, который также покрывался различными узо-рами. С внешней стороны к ремню прикреплялись металли-ческие пластины бляшки. Эти пластины имели различ-ную форму: прямоугольную, квадратную, сердцевидную. Они

Поясное кольцо из Кельгининского могильника, 16 в. (Зубово-Полянский район)

также украшались узорами и изображениями. У воинов древней мордвы пояс слу-жил знаком отличия. Чем более уважаем был человек, чем больше он совершил военных подвигов, тем богаче был его пояс. У прославленных воинов он укра-шался десятками пластин-бляшек. К нему приделывались дополнительные нако-нечники и пряжки.

Основной частью женского костюма, как у эрзи, так и у мокши, являлась рубаха панар туникообразного типа без воротника. Широкая рубаха подпоясывалась пле-тёным на дощечках шерстяным поясом — каркс с кисточками на концах — цёкт. У мокши рубаха панар дополнялась доходившими почти до щиколоток штанами покст.

Праздничные женские костюмы мордвы-эрзя.

Старая Бессоновка Самарской обл. Фото М. Евсевьева, 1920-е гг.

Женскую рубаху носили с поясом или специаль-ным сложным набедренным украшением, кото-рое по-эрзянски называется пулай или пулагай. Носили пулай чуть ниже талии, на бёдрах. Пер-вый раз девушки надевали его в день совершен-нолетия, после чего он считался обязательным элементом женского костюма вплоть до глубо-кой старости. Особенно богато украшался ракови-нами, цепочками, медными пуговицами, бляшка-ми, разноцветным бисером праздничный пулай. В праздничном костюме на пулай надевался би-серный пояс с красными короткими кистями — сэлге пулогай, по бокам подтыкались сшитые из холста и украшенные вышивкой и лентами боко-вые полотенца, похожие на передник. Чёткий и удивительно гармоничный рисунок валика верхней его части оттенялся прикреплённой к нижнему его краю длинной чёрной, красной,  зе-лёной  или  синей бахромой из  шерсти с кистями

по бокам. Хотя элементы пулая и его орнамент имели определённые каноны, допускался и очень широкий индивидуальный подход к его украшению. Пулай, как никакой другой элемент костюма, являлся определителем региональной при-надлежности его носительницы, также как и её состоятельности : кроме холста и шерстяных нитей, на оформление набедренников шло множество бисера, блёс-ток, бус, цепочек, пуговиц, раковин-каури, приобретавшихся в лавках.

 

В мокшанском костюме набедренные украшения представляли собой группу отдельных элементов в виде декоративных кистей-подвесок — цёкт, килькшт, каркспет, изготовлявшиеся из бус, же-тонов, шерсти или шёлка.

Самобытным элементом мордовского народного костюма была верхняя распашная одежда из хол-ста — руця, импанар (э.), мушказ, балахон (м.)

И у мокши и у эрзи традиционный костюм вклю-чал подобие платья, надеваемого поверх рубахи — кафтонь-крда, сарафан, изготовляемое первона-чально из крашеного холста, а позже и из фабрич-ных тканей.

Особая роль в национальном костюме отводилась головным уборам, которые строго соответствова-ли возрасту, семейному положению и проч. Жен-ские  головные уборы эрзи  —  панго, сорока, сор-

Панго (эрзянский)

Женский головной убор в виде конусообразного колпака с загну-тым верхом, на каркасе из двух лу-бяных пластин. Основа грубый домотканый холст, обшитая крас-ным кашемиром. Очелье обшито кашемиром более старым и по-тертым, чем остальное покрытие.

 

ка, шлыган — были высокими и имели варианты в виде цилиндра, полуци-линдра или конуса. Мокшанские головные уборы — панга, златной — пред-ставляли род мягкого чепца трапециевидной формы. Были распространены убо-ры типа полотенец или платков. В ряде районов у замужних женщин они повя-зывались таким образом, что напоминали рога — кодафкс (м.), кодавкс (э.). Девичьи и женские головные уборы различались также и тем, что у девушек они не закрывали волосы. В церковь девушки надевали своеобразный головной убор, состоявший из короткого полотенца с узорными концами.

 

Сюльгам (мокшанский).

Зубово-Полянский район.

Застёжка фибула с подвеской, женское нагрудное украшение. Состоит из собственно пряжки, имеющей форму трапециевид-ной плоской металлической пластинки с кольцом в верхней части, и подвески трапециевид-ной формы.

Декоративным центром нагрудных украшений мор-довки является застежка, которая закалывает ворот рубахи. По-мордовски она называется сюлгам, сюл-гамо. Аналогичное украшение встречается и у дру-гих финно-угорских народов. Грудь украшается так-же бусами, гайтаном из серебряных монет и бисера, а также сложным нагрудником (у мокши). К бисер-ному нагруднику прикрепляется сетка из мелких раз-ноцветных бусин, шерстяных кисточек и монет, бо-лее крупные из которых располагаются ближе к шее, а мелкие на периферийной части украшения.

На уши надевали серьги с подвеской серебряной монетой, бусинкой или в виде шариков из гусиного пух.

Основным видом одежды из сукна и меха был су-мань — род кафтана из домотканного сукна тёмно-го цвета.

Кроме этих основных деталей костюма, он содержал множество других мелких деталей и украшений, варьировавшихся в зависимости от разных районов проживания мордвы. Одной  из таких непременных деталей является, например, вышивка. И даже в од-ном районе, например, в Зубово-Полянском, одежда и её детали в разных его концах варьируется.

Расцветка мордовской вышивки включает в себя, в основном, четыре цвета : черный с синим оттенком и темно-красный как основные тона, желтый и зеле-ный для расцвечивания узора.

Вышивание было не только обязательным, но и лю-бимым занятием мордовских девушек, за которым они проводили много времени. Обучение вышива-нию начиналось с 6-7 лет. К десяти годам девочки уже знали несколько видов швов, а к 12-13-ти годам им разрешалось ходить в гости к родным и подругам вышивать. Владение сложным искусством вышивки справедливо считалось одним из самых больших до-стоинств девушки. Стремясь не повторяться, мордов-ки постоянно совершенствовали своё мастерство как в технике исполнения, так и в отборе орнаменталь-ных рисунков, черпая их в окружающей природе. Сви-

детельство этого — названия мордовского орнамента : "змеиная головка", "ку-риные лапки", "козьи копыта", "крылышки", "еловые ветки", "солнеч-ные узелки", "звёздочки".

Между девушками каждой деревни шло постоянное сорев-нование в искусстве вышивания. А на свадьбе было при-нято демонстрировать многочисленные вышитые невес-той рубашки, платки, полотенца и другие подарки, прежде чем она вручит их жениху и его родственникам, участни-кам свадебной церемонии.

Широкое распространение у мордвы получили браслеты, перстни, кольца. Археологические изыскания свидетельст-вуют о самобытности древнего ювелирного производства у мордвы.

В праздники мордва носили сапоги. Кожаные сапожки мордовок имели острые носы, верх их часто обшивался красным сафьяном. Повседневной же обувью служили, как правило, лыковые лаптикархьть (м.), карть (э.). — со специальными петлями из лыка для прикрепления обор. Эрзянки оборачивали ноги белыми, мокшанки — белы-ми и чёрными онучамипракстат. Эстетика мордовс-кой женской красоты требовала оборачивать ноги в онучи ровно и толсто. Нередко мокшанки и теперь носят поло-сатые наколенники с геометрическим орнаментом, вяза-ные из шерсти.

Студентка-мокшанка
З.-Полянского педучи-лища в будничной
рубахе (анаевской)
, конец 1990-х гг.

Традиционный народный костюм в разной степени сохранился у мокши и эрзи. Если мордовки-мокшанки ещё довольно часто одевают его, имеют как буднич-ные, так и праздничные варианты национальной одежды, то мордовки-эрзянки наряжаются в него гораздо реже, лишь по праздникам или на концерты худо-жественной самодеятельности.

Девушки-мордовки

(студентки факультета национальной культуры в музее Мордовского университета, 2002 г.). Увеличить

Свахи надевают его на свадь-бу, а некоторые пожилые жен-щины берегут в качестве пос-мертной одежды. Учитывая всё более стандартизирующуюся культуру в условиях глобали-зации, приобщение молодёжи к этой части национальной культуры очень актуально.

Для того чтобы сохранить на-циональную культуру, тради-ции, обычаи, в Мордовском государственном университе-те  им. Н. П. Огарёва  уже  не-

сколько лет ведётся приём студентов на факультет национальной культуры, сту-денты которого изучают историю мордовской культуры, народные промыслы. Выпускники и выпускницы факультета работают в районных отделах культуры, в клубах и учреждениях культуры.

Учащиеся саранского художественного училища в разработанных ими стилизованных национальных костюмах, 2006 г.

По материалам Н. Мокшина, В. Балашова, В. Вихляева.

На первую страницу

История этнонима "мордва"   Религиозные представления древней мордвы   Мифология мордвы   Традиционные обряды   Праздники-моляны   Община   Мордовская семья   Матримониальные обычаи мордвы   Мордовские языки   Мордовские имена   Мордовские названия населённых пунктов   Танцевальная культура мордвы   Мордовская кухня   Мордовская народная медицина   Мордва глазами иностранцев в VI-XVIII веках   Российские этнографы о мордве в XVIII-XIX веках   Были о мокшанских богатырях   Мордовский фольклор