О районе
Администрация
Депутаты
района
Деловая жизнь
Культура и образование
Здравоохранение
Общественные организации
Отдых и туризм
Новости Мокшень
English
Français
Недавно начавший
функционировать кра-еведческий музей Зу-бовой Поляны
обра-щается к жителям рай-она и выходцам из не-го с
просьбой оказать содействие в пополне-нии фондов
музея. С благодарностью будут приняты :
* предметы быта рус-ских, мордовских, та-тарских семей
из дере-вень и райцентра
* старая русская, мор-довская, татарская оде-жда
* значимые вещи, при-надлежавшие извест-ным людям и
выход-цам из района
* документы, книги, фотографии, рукописи известных
людей и об известных людях райо-на
* рукописные, звуко-вые, фото и видео вос-поминания о
жизни в XX веке
* рукописные, звуко-вые, фото и видео вос-поминания о
репрес-сиях в районе
* рукописные, звуко-вые, фото и видео вос-поминания
ветеранов ВОВ и о ветеранах
* другие артефакты, имеющие отношение к жизни района
в прош-лом и в наши дни
Адрес музея :
431110 Мордовия, Зубова Поляна, ул.
Новикова-Прибоя, музей.
Тел :
(83458)
2-21-71 |
|
МОРДОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ
Фольклорный
хор «Мокшаваня»
Мордовской Поляны, конец 1990-х гг. |
Народный костюм
мордвы, осо-бенно женский, очень красочен. Недаром
его называют
венцом де-коративно-прикладного
творчест-ва мордовских женщин. Будучи
в основе своей единым, он подраз-деляется, прежде всего, на
эрзян-ский и мокшанский подтипы, ко-торые, в свою
очередь, включают не менее
полутора десятка разно-видностей.
Известный исследова-тель
этнографии
Поволжья конца ХIХ-начала
XX века
И. Смирнов
|
так писал
о мордовской рубахе : "Благодаря оригинальному расположению наши-вок
рубаха эта получает некоторое сходство с верхней одеждой
— "долмати-ком"
византийских царей, а масса
потраченной на вышивки шерсти
придаёт ей значительную тяжесть и торжественность".
|
Народные костюмы
мокши и эрзи достигли законченной художественно
выразительной формы к середине XIX в. И если
мужская и повседневная
женская одежда отлича-лась простотой
и целесообразностью,
то
праздничная одеж-да женщин была очень сложной, многосоставной, с
обили-ем различных украшений, с целым рядом приемов драпи-рования
фигуры, что объясняется тем, что сложно украшен-ный наряд мордовок
уходит своими корнями в I – начало II тысячелетия.
Самостоятельно женщина
порой не могла одеться в такой костюм. Обряд одевания, в котором
участвовало два-три человека, иногда длился несколько часов.
Сложный и тяжеловесный
женский костюм, особенно его праздничный вариант, подчёркивал широко
почитаемые в мордовском народе здоровье, силу и выносливость
жен-щины. Благодаря такому костюму индивидуальные особен-ности
каждой фигуры нивелировались и подгонялись под устоявшиеся в народе
представления о красоте. |
Женщина-мокшанка в праздничном костюме.
Краснослбодский
уезд Пензенск. губ. Фото М. Евсевьева, 1920-е
гг. |
Мордовский мужской костюм был
таким же, как и одежда, которую носили рус-ские мужчины. Именно это
отмечали все контактировавшие с мордовским наро-дом путешественники и
исследователи прошлого и оставившие свои записи, хо-тя и в этой одежды,
особенно в древние времена, имелись свои особенности. Так, важное
значение в костюме мордвы принадлежало поясу. Кроме того, что он служил
украшением, к нему удобно было подвешивать оружие (меч, саблю) и другие
необходимые предметы. |
Пояс обычно
изготавливался из полоски кожи и имел сереб-ряную, бронзовую или
железную пряжку. Пряжки могли быть простыми — в виде кольца с
язычком для застегивания — и более сложными — с щитком для
прикрепления к рем-ню. Щиток богато украшался литым, резным и
другими ви-дами узоров, а иногда и полудрагоценными камнями. На нём
изображались человеческие лица, узоры, цветы, расте-ния. На другой
конец ремня обычно надевался металличес-кий наконечник,
который также покрывался
различными узо-рами. С внешней стороны к ремню
прикреплялись металли-ческие пластины —
бляшки. Эти пластины имели различ-ную
форму: прямоугольную,
квадратную, сердцевидную.
Они
|
Поясное
кольцо из Кельгининского могильника, 16 в. (Зубово-Полянский район) |
также украшались
узорами и изображениями.
У воинов
древней мордвы пояс слу-жил знаком отличия. Чем более уважаем был
человек, чем больше он совершил военных подвигов, тем богаче был его
пояс. У прославленных воинов он укра-шался десятками пластин-бляшек. К
нему приделывались дополнительные нако-нечники и пряжки.
Основной частью
женского костюма, как у эрзи, так и у мокши, являлась рубаха
панар туникообразного
типа без воротника.
Широкая рубаха подпоясывалась
пле-тёным на дощечках шерстяным поясом — каркс
с кисточками на концах — цёкт. У мокши рубаха панар
дополнялась доходившими почти до щиколоток штанами покст.
Праздничные
женские костюмы мордвы-эрзя.
Старая Бессоновка Самарской обл.
Фото М. Евсевьева, 1920-е гг. |
Женскую рубаху
носили с поясом
или специаль-ным сложным набедренным
украшением, кото-рое по-эрзянски
называется пулай или пулагай. Носили пулай
чуть ниже талии, на бёдрах. Пер-вый раз
девушки надевали его в день совершен-нолетия, после чего он считался
обязательным элементом женского костюма вплоть до глубо-кой старости.
Особенно богато украшался ракови-нами, цепочками, медными пуговицами, бляшка-ми, разноцветным бисером праздничный пулай. В
праздничном костюме на пулай надевался би-серный пояс с
красными короткими кистями — сэлге пулогай, по бокам
подтыкались сшитые из холста и украшенные вышивкой и лентами боко-вые
полотенца, похожие на передник. Чёткий и удивительно гармоничный
рисунок валика — верхней его части
— оттенялся
прикреплённой к нижнему его краю длинной чёрной, красной,
зе-лёной или синей бахромой из шерсти с кистями |
по бокам. Хотя элементы пулая и
его орнамент имели определённые каноны, допускался и очень широкий
индивидуальный подход к его украшению. Пулай, как никакой другой
элемент костюма, являлся определителем региональной при-надлежности
его носительницы, также как и её состоятельности
: кроме холста и шерстяных нитей, на оформление набедренников
шло множество бисера, блёс-ток, бус, цепочек, пуговиц, раковин-каури,
приобретавшихся в лавках.
В мокшанском костюме
набедренные украшения представляли собой группу отдельных элементов
в виде декоративных кистей-подвесок — цёкт, килькшт,
каркспет,
изготовлявшиеся из бус, же-тонов, шерсти или шёлка.
Самобытным элементом
мордовского народного костюма была верхняя распашная одежда из
хол-ста — руця, импанар (э.), мушказ,
балахон (м.)
И у мокши и у эрзи
традиционный костюм вклю-чал подобие платья, надеваемого поверх рубахи —
кафтонь-крда, сарафан, изготовляемое первона-чально из крашеного
холста, а позже и из фабрич-ных тканей.
Особая роль в
национальном костюме отводилась головным уборам, которые строго
соответствова-ли возрасту, семейному положению и проч. Жен-ские
головные уборы эрзи — панго, сорока,
сор-
|
Панго
(эрзянский)
Женский
головной убор в виде конусообразного колпака с загну-тым верхом,
на
каркасе из двух лу-бяных пластин. Основа – грубый домотканый холст,
обшитая крас-ным кашемиром. Очелье обшито кашемиром более старым и
по-тертым, чем остальное покрытие.
|
ка, шлыган — были высокими и имели
варианты в виде цилиндра, полуци-линдра или конуса. Мокшанские
головные уборы — панга, златной — пред-ставляли
род мягкого чепца трапециевидной формы. Были распространены убо-ры
типа полотенец или платков. В ряде районов у замужних женщин они повя-зывались таким
образом, что напоминали рога — кодафкс (м.), кодавкс (э.). Девичьи
и женские головные уборы различались также и тем,
что у девушек они не закрывали волосы. В церковь девушки
надевали своеобразный головной убор, состоявший из короткого
полотенца с узорными концами.
Сюльгам (мокшанский).
Зубово-Полянский район.
Застёжка
фибула с подвеской, женское нагрудное украшение. Состоит из
собственно пряжки, имеющей форму трапециевид-ной плоской
металлической пластинки с кольцом в верхней части, и подвески
трапециевид-ной формы.
|
Декоративным центром
нагрудных украшений мор-довки является застежка, которая закалывает
ворот рубахи. По-мордовски она называется сюлгам, сюл-гамо.
Аналогичное украшение встречается и у дру-гих финно-угорских
народов. Грудь украшается так-же бусами, гайтаном из серебряных
монет и бисера, а также сложным нагрудником (у мокши). К
бисер-ному нагруднику прикрепляется сетка из мелких раз-ноцветных
бусин, шерстяных кисточек и монет, бо-лее крупные из которых
располагаются ближе к шее, а мелкие — на периферийной части
украшения.
На уши
надевали серьги с подвеской
— серебряной
монетой, бусинкой или в виде шариков из гусиного пух.
Основным видом одежды
из сукна и меха был су-мань — род кафтана из домотканного
сукна тёмно-го цвета.
Кроме этих основных
деталей костюма, он содержал множество других мелких деталей и
украшений, варьировавшихся в зависимости от разных районов
проживания
мордвы. Одной из таких непременных деталей является, например,
вышивка. И даже в од-ном районе, например, в Зубово-Полянском,
одежда и её детали в разных его концах варьируется. |
Расцветка мордовской
вышивки включает в себя, в основном, четыре цвета : черный с синим
оттенком и темно-красный как основные тона, желтый и зеле-ный для
расцвечивания узора.
|
Вышивание было не только
обязательным, но и лю-бимым занятием мордовских девушек, за которым они
проводили много времени. Обучение вышива-нию начиналось с 6-7 лет. К десяти
годам девочки уже знали несколько видов швов, а к 12-13-ти годам им
разрешалось ходить в гости к родным и подругам вышивать. Владение сложным
искусством вышивки справедливо считалось одним из самых больших до-стоинств девушки.
Стремясь не повторяться, мордов-ки постоянно совершенствовали своё
мастерство как в технике исполнения, так и в отборе
орнаменталь-ных рисунков,
черпая их в
окружающей природе.
Сви- |
детельство этого — названия
мордовского орнамента : "змеиная головка", "ку-риные лапки",
"козьи копыта", "крылышки", "еловые ветки",
"солнеч-ные узелки", "звёздочки".
Между девушками каждой
деревни шло постоянное сорев-нование в искусстве вышивания. А на свадьбе
было при-нято демонстрировать многочисленные вышитые невес-той рубашки,
платки, полотенца и другие подарки, прежде чем она вручит их жениху и его
родственникам, участни-кам свадебной церемонии.
Широкое распространение у
мордвы получили браслеты, перстни, кольца. Археологические изыскания свидетельст-вуют о самобытности древнего ювелирного производства у мордвы.
В праздники мордва
носили сапоги. Кожаные сапожки мордовок
имели острые носы, верх их часто обшивался красным сафьяном. Повседневной
же
обувью служили, как правило, лыковые лапти
— кархьть (м.), карть (э.). — со специальными петлями из
лыка для прикрепления обор. Эрзянки оборачивали ноги белыми,
мокшанки — белы-ми и чёрными онучами — пракстат.
Эстетика мордовс-кой женской красоты требовала оборачивать ноги в онучи
ровно и толсто. Нередко мокшанки и теперь
носят поло-сатые наколенники с геометрическим орнаментом, вяза-ные из шерсти.
|
Студентка-мокшанка
З.-Полянского педучи-лища в будничной
рубахе (анаевской),
конец 1990-х гг. |
Традиционный народный костюм
в разной степени сохранился у мокши и эрзи. Если
мордовки-мокшанки ещё довольно часто одевают его, имеют как буднич-ные,
так и праздничные варианты национальной одежды, то мордовки-эрзянки
наряжаются в него гораздо реже, лишь по праздникам или на концерты
худо-жественной самодеятельности.
|
Девушки-мордовки
(студентки
факультета национальной культуры в музее Мордовского университета,
2002 г.).
Увеличить |
Свахи надевают его на
свадь-бу, а некоторые пожилые жен-щины берегут в качестве пос-мертной
одежды. Учитывая всё более стандартизирующуюся культуру в условиях
глобали-зации, приобщение молодёжи к этой части национальной культуры
очень актуально.
Для того чтобы сохранить
на-циональную культуру, тради-ции, обычаи,
в Мордовском государственном университе-те им. Н. П. Огарёва
уже не- |
сколько лет
ведётся приём студентов на
факультет национальной
культуры, сту-денты которого изучают историю мордовской культуры,
народные промыслы. Выпускники и выпускницы факультета работают в районных
отделах культуры, в клубах и учреждениях культуры.
Учащиеся
саранского художественного училища в разработанных ими стилизованных
национальных костюмах, 2006 г.
По материалам Н.
Мокшина,
В. Балашова, В. Вихляева.
На
первую страницу
История
этнонима "мордва"
Религиозные
представления древней мордвы
Мифология мордвы
Традиционные обряды
Праздники-моляны Община
Мордовская
семья
Матримониальные обычаи мордвы Мордовские языки
Мордовские имена
Мордовские
названия населённых пунктов
Танцевальная культура мордвы Мордовская
кухня
Мордовская народная медицина Мордва
глазами иностранцев в VI-XVIII веках
Российские этнографы о
мордве в XVIII-XIX веках
Были о
мокшанских богатырях
Мордовский фольклор
|