|
Историко-этнографический сайт
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
О районе
|
Первый российский политэконом — Иван Тихонович Посошков, — размышляя государственно, предлагал в отношении мордвы проводить следующую полити-ку: «А чаю не худо указ послать и в Низовые городы, чтобы и у мордвы детей брать и грамоте учить отдавать, хотя бы и насильно. А егда научатся, то и самим им слюбится; потому что к ним паче русских деревень, приезжая сол-даты, и приставы, и подъячий овогда с указом, овоща ж и без указа, и чинят, что хотят, потому что они люди безграмотные и беззаступные. И того ради всякий их изобижает, и чего никогда в указе не бывало, того с них спрашивают и правежем правят. А егда дети их научаться грамоте, то грамотные будут у них владетельми, и по-прежнему в обиду их уже не дадут и будут свою братью от всяких напрасных нападок оберегать. А иные, выучась грамоте, познают святую христианскую веру, возжелают и креститися, то тии грамотники ма-ло по малу иных свою братью к христианской вере приводить будут». Следует сказать, что методы христианизации, которые в предшествующий пери-од применялись в крае, носили ярко выраженный насильственный характер, что естественно вызывало негативную реакцию народа, отразившуюся в песне :
Крещение идет
хотят...». В 1656 году архиепископ рязанский Мисаил был убит в Шацком уезде при попытке «мордву, и татар в святое крещение приводити». Христианство было воспринято мордвой как «чужеродная» религия. Неслучайно одна из героинь устного народного творчества Мамилька, сидящая в москов-ском остроге «за мордовскую веру, за мордовские законы» советует своей сестре : Не
ездь, сестрица, не ездь, Ялгавка, А другая героиня фольклора, Сырява, отвечает отказом сызранскому воеводе, который приказывает отречься от своего национального костюма и креститься : Я не
скину хвосты, Примечание : под
хвостами понимается пулай — Потерпев неудачу с быстрой христианизацией народа, правительство и его мест-ные органы усилили нажим на мордовскую и татарскую знать края. Местным феодалам было что терять, и чаще всего они принимали новую веру под страхом попасть в немилость, а то и под прямые репрессии : " ... А буде они не крестят-ся, — и им сказать, что они сосланы будут в Богороцкой на пашню" (из отпис-ки Темниковского воеводы Николая Спафария в Москву).
ший синод обратился подканцелярист Починковской конторы поташных дел Василий Симонов. Он предложил проект обучения мордвы русской грамоте. В своём доношении в синод он писал : «Всепокорно молю... дабы его император-ского величества указом и по благословению Святейшего Правительствующего синода повелено было на оные призрить светом и извести омраченные слепо-тою неверием, чтобы просветить книжным учением мордовских детей, кото-рые породилися от крещеных и от некрещёных. И егда познают писание, и в нём уразумеют истинного Бога, тогда самовольно обратятся ко крещению, обра-тят же и протчих к вере христианской...» Проект Симонова не был осуществлен, как, впрочем, и проект Посошкова. Госу-дарственным и церковным властям пришелся не по душе их демократизм, однако сам факт существования подобных предложений говорил о многом. Он свиде-тельствовал о том, что в русском обществе вызревает тенденция мирной христи-анизации мордвы, тенденция ненасильственного утверждения «веры христовой» в мордовском крае. Она начинает просматриваться и в действиях правительства, которое понимает, что насилие порождает ответное насилие. Опыт XVII века с массовыми выступ-лениями мордовских крестьян, убийство митрополита рязанского Мисаила, по-громы монастырей — свидетельства тому. С начала XVIII века правительство начинает проводить политику «кнута и пря-ника». Уже в мае 1681 года царь Фёдор Алексеевич обратился к мордве с ука-зом, в котором призывал, «поискав благочистивыя христианския веры греческо-го закона, крестились все, а как они крестятся и им во всяких податях дано бу-дет льготы на шесть лет, а буде они креститься не похотят, и им сказать, что они будут отданы в поместья и вотчины». Петр I и его преемники продолжили эту традицию. В 1720 году новокрещёнам (так называли принявших христианскую веру мордовских крестьян) были даны льготы на три года, «дабы тем придать к восприятию веры греческого закона лучшую охоту». В ноябре 1722 года Петр I писал казанскому губернатору : «... ко-торые из басурман крестились, в службу не бери, и которые взяты и ныне обре-таются ещё в Казанском гарнизоне, и оных отпусти в домы их...» Сохранилось мордовское предание, которое в какой-то мере отразило личное участие Петра I в крещении мордвы. Согласно этой легенде однажды Пётр по-встречал человека со звериными шкурами и пожелал узнать, кто он и откуда. Че-ловек назвался мордвином и при разговоре не скинул шапки. Пётр назвал его невежею и потом спросил его о вере. Узнав о том, что мордвин не знает ни Христа, ни его, Петра, государь стал уговаривать своего собеседника креститься и уговорил. Царь сам был восприемником при крещении, а затем в знак милости пожаловал зверолову земли.
указу императрицы Анны Ивановны от 11 сентября 1740 года в Казанской епархии «для обучения иноверческих детей» были учреждены четыре школы, в которых требовалось «обучать оных новокрещёных детей русской грамоте по алфавиту и слогам букваря с десятословием... однако ж при том за ними смот-реть, чтобы и своих природных языков не позабыли». Сторонником подготовки миссионеров со знанием языков был нижегородский епископ Питирим, на этой же позиции стояло и руководство созданной в 1740 году Конторы новокрещён-ских дел.
ния, проповедники, к сожалению, большею частью и ограничивались только этим легким способом обращения, не вменяя себе в обязанность — возбуждать в сердцах и мыслях нововокрещёных живую и искреннюю веру в Христа и на-учать христианству».
кий : «Мордовские праздники, большие моляны приурочивались к русским народ-ным или церковным празднествам, семику, троицыну дню, рождеству, новому году». Складывание новой, по сути своей национальной, религии вызывало за-кономерное беспокойство правительства и церковных властей. Поэтому в поли-тике «кнута и пряника» в конце 30-х – начале 40-х годов начинает преобладать «кнут». Вот типичнейший документ того времени — донесение избранного крестьянами села Пожарок Нижегородского уезда просителя Ивана Васильева в Нижегородскую консисторию (учреждение по управлению епархией) : «...свя-щенник Климентов сшед на мельницу с присланным из Нижегородской губерн-ской канцелярии солдатом Яковом, перехватив на мельнице помольцев татар и мордвы восемь человек, из которых иных бив, крестил насильно, а прочие ино-верные помольцы, оставя на помольном дворе привезённый свой хлеб для мо-лотья шестнадцать возов, неведомо куда от страха разбежались ...»
но мордовское население края отреагировало массовым бегством за Волгу, в Сибирь. Именно в это время среди мордовских крестьян распространились уто-пические воззрения о существовании где-то царства справедливости. Они нало-жились на старинные предания о Тюштяне, который увёл свой народ за море и будто бы основал это царство. По легендам «заморская мордва живет с Тюш-тянем в совершенном изобилии и довольстве, податей не платит и рекрутст-ва не знает». Мордовские крестьяне бежали в одиночку, семьями, а порой снимались с наси-женных мест целыми деревнями. В 1724 году староста мордовской деревни Су-досево Осип Петаев доложил о бегстве из деревни Сарока Болтаева «з же-ною и з детьми и с приимышем Турайкою Пунсилкиным». Через десять лет, в документах 1734 года, фиксируется бегство мордвы деревни Давыдовой Саран-ского уезда : «... мордва, которые платежем подушных денег положены на рос-товский драгунский полк, бежали все без остатку, а дворы оставили впусте ...». Бегство порой продолжалось и позже, даже когда согласно правительственному указу от 11 сентября 1740 года о льготах новокрещенным им стали выдавать по рубахе, кафтану с шапкой, рукавицы, чирики с чулками или сапогами, а женщи-нам — по волоснику, холщовой рубахе и сарафану.
Ф. Сычков "Водосвятие", 1916 г. Иногда же на смену пассивным формам сопротивления приходили активные, вспыхивали локальные стихийные восстания. В июле 1741 года крестьяне села Сыресева и деревни Хмелевки «многолюдством с ружьи и с копьи и з содаки» разгромили вотчину цесаревны Елизаветы Петровны при сельце Меянец. В 1756 году крестьяне села Петровка Саранского уезда разбили усадьбу местного помещика, а жители сел Дубровка и Чиндяново Алатырского уезда проделали то же самое с имением графа Шереметева. Впрочем, все это было мелкими сты-чками, довольно быстро подавляемыми.
го священнослужителя. Ему было велено «волей или неволей» крестить иновер-цев в Казанской, Астраханской, Симбирской, Нижегородской и Воронежской губерниях. Исполнять свои обязанности Д. Сеченов начал ревностно. 18 мая 1743 года Д. Сеченов прибыл в село Сарлеи Терюшевской волости и увидел близ церкви мордовское кладбище с намогильными срубами. Он прика-зал «оное кладбище, разруша, сжечь». Несколько сот мордовских крестьян напа-ло на миссионеров и солдат, которые попытались осуществить этот приказ. На помощь епископу из Нижнего Новгорода выступили войска, что подлило масла в огонь. Тем более, что начали они с ареста зачинщиков, о судьбе которых крас-норечиво сообщает документ : «... держаны были в тюрьмах, в каменном остро-ге, у преосвященного в семинарии, и в других местах. И, держав оных мордву, крестили из-под неволи ...»
питаном Лазарем Шмаковым бесчинствовали в селах и деревнях. Шмаков «...мордву для невольного крещения сыскивал, и возил под караулом под шпагами, и у мордовских жен косы обрезывал». Однако сил для пресечения восстания у него явно не хватало. Поэтому решением военной коллегии в Терюшевскую во-лость были направлены крупные части под командованием генерал-майора Стрешнева и премьер-майора Юнгера.
тей своих ко крещению не объявляют, и умерших для погребения к часовне не привозят, и во всем чинятся противны». Спустя сорок с лишним лет нижегородский архиепископ Дамаскин сообщал о независимой духовной жизни мордвы Екатерине II : «...они придерживаются многих старинных обычаев, обрядов и праздников». Опасение новых возможных выступлений заставило правительство прекратить практику взятия в рекруты «язычников» взамен христиан, были прекращены пе-реселения некрещёных из деревень, в которых жили новокрещёны. Осуществле-ны и частичные уступки. Например, власти отказались от ареста всех «зачинщи-ков» Терюшевского восстания ввиду их «великого множества». Таким образом, правительству не удалось форсировать процесс христианизации мордвы. Мордва сохранила в борьбе свое национальное самосознание и тради-ционную культуру. Но ни естественное недовольство мордвы христианизацией, ни даже убийство Мисаила не остановили процесса — он лишь замедлился и принял более приемлемые для язычников формы, и постепенно новые поколе-ния забывали дорогу к языческим капищам и православные праздники стали для эрзян и мокшан своими. Процесс постепенной христианизации мордовского края и, в том числе, в мокшанской его части, в наших местах, был завершён к сере-дине-концу XVIII века.
Пресвятой Богородицы в селе Покровских Селищах, построенная в 1756 г. Цер-ковь эта сооружена была из дерева и за счёт местных жителей. Правительст-во же прислало в новопостроенную церковь колокол, на котором имеется сле-дующая надпись : "Лит в Екатеринбурге в 1751 году, 7 пуд 35 фунт". Однако, даже посещая церкви, соблюдая все православные обряды, мордва ещё долго — вплоть до XX века — "совмещала" старые языческие обряды и христи-анские ритуалы, Христа порой понимая как "сменщика"-аналога главного мор-довского языческого бога Шкая. И. Дубасов отмечал в конце XIX века : "... морд-два и в настоящее время не совсем еще освободилась от языческих верований. Правда, внешним образом они выражают самую усердную привязанность к Православной церкви : соблюдают посты, любят церковное благолепие, большие мастера звонить по праздникам на колокольнях, но от этого до истинного христианства ещё далеко". О этом же говорят и воспоминания пожилых лю-дей даже в середине XX века. А вот что о своём эрзянском селе Старые Турдаки вспоминал И. Сибиряк, ди-ректор мордовского института национальной культуры : "Мои некрещёные пред-ки веровали в свои мордовские божества и участвовали во всевозможных обще-ственных (мирских), родоплеменных и семейных молениях. Эти обряды сохра-нились и в более поздние времена. В годы молодости моего отца они соверша-лись как в первозданно-самобытном виде, так и в сочетании с обрядами право-славно-христианской религии или, как её называли — русской поповской веры. Я помню, что в голодный 1906-1907 год, в годы тифа и холеры, старотурдаков-ские женщины, следуя мордовским религиозным обычаям, пропахивали "святые" борозды вокруг села сохою, впрягаясь в неё по очереди. Они верили, что болезнь моровая не перейдет через эту борозду, что она не пустит в село суховей и го-лод. В далекие же времена это совершалось женщинами и вокруг всего старо-турдаковского поля. Происходило это всегда глухой ночью, с полуночи и до утра, чтобы не было постороннего "дурного" глаза. Опахивали поле только женщины: вдовы, старые девы, которых прозывали черничками, взрослые девицы, и деви-цы на выданье. Замужние женщины для совершения этого обряда не допуска-лись. Совершалось множество и других молений разным божествам. Позднее, с укоренением православия и христианства, этот обряд стал заменя-ться хождением вокруг села или вокруг всего поля крестным ходом со всем цер-ковным синклитом, с иконами, хоругвями и со всем прочим. Служители церкви со своими певчими и другими помощниками читали и пели молитвы церковного богослужения на славянском, мало понимаемом даже ими самими языке и совер-шенно непонятном для мордвы, а селяне произносили молитвы и совершали мо-ления своим прежним божествам. И так всё переплеталось, и обе стороны бы-ли совершенно довольны. Одновременно соблюдалось два обычая и совершалось два обряда : и русский поповский, как его называли мордва, и свой мордовский, по обычаям дедов и бабушек, который они считали для себя основным. А бывало, что вслед за крестным ходом мордва пропахивали и нужные им борозды. За этим дело не вставало. Борозды могли быть пропаханы и до церковного обряда: так как часть мордвы находилась в двоеверии, то совершалось и то, и другое. И не только пропахивались борозды, но зажигались и костры, когда того требо-вали прежние поверья и обряды — так, как это делалось раньше, во времена, когда устраивались моления по древним обычаям и обрядам". О таком же трудном и долгом пути к христианству был путь и мокшанских кре-стьян Спасского уезда. Свидетельством этому являются рассказы стариков, за-писанные зубовополянским краеведом Б. Смирновым в 1960-х гг.
Мордовское моление на Троицу. Фото М. Евсевьева, начало XX в. На этой фотографии хорошо видно совмещение старых верований и новых : отмечая христианский праздник Троицы, жители мордовской деревни празднуют его точно так же, как до крещения праздновали свои языческие праздники их предки — совместной трапезой и коллективным моле-нием не в храме, а на местности около деревни. Но, тем не менее, постепенно церкви сооружались во многих селениях края, Хри-стова вера крепла, авторитет священнослужителей возрастал. В XIX веке старые храмы обветшали, на смену им в разные годы были воздвиг-нуты более величественные каменные и деревянные строения. На карте 1883 года в той части Спасского уезда, которую ныне занимает Зубово-Полянский район, церкви отмечены в 19 селениях, причем, в некоторых из них было по два храма. Позже церкви строились и в других поселениях. Причём, отметим удиви-тельный факт : в XIX веке общины неграмотных крестьян строили (или, во вся-ком случае, являлись инициаторами строительства) церковные здания, которые своей архитектурой вызывают восхищение и сегодня (в отличие от строящихся наспех в наши дни в Зубово-Полянском районе порой неказистых бревенчатых сооружений).
ния, которым их подвергли коммунисты, пытаясь отвернуть от церкви. И многие достойно прошли через них, — а некоторые приняли мученическую смерть, — и остались верными православной вере. Количество церквей в Мор-довии к 1936 г. уменьшилось до 577, в 1934 г. действовали 225, в 1933 г. — 136, ещё через год — 71, на начало 1944 г. вообще не осталось ни одного действую-щего церковного прихода. Все монастыри и мечети были закрыты ещё рань-ше. Такие же гонения на церковь и священнослужителей проходили и в Зубово-По-лянском районе. Так, в августе 1929 года власти решили закрыть церковь в Мор-довской Поляне. Священнику было предложено уехать. Жители села устроили митинг около сельсовета. В ответ властями было возбуждено дело по обвинению 64 человек из окружающих деревень в «систематических действиях, направлен-ных против мероприятий, проводимых Советской властью на селе». Центром этой «антисоветской группировки» было объявлено Зарубкино, а руководителем — благочинный бывшего Спасского уезда священник Дмитриевский (Павел Петрович), проживавший в Беднодемьяновске. По итогам следствия судебная «тройка» ГПУ в ноябре-декабре 1929 года постановила : 13 человек освободить, 10 — расстрелять (включая священника Дмитриевского, обвинение по ст. 58-10, 58-11 УК РСФСР, реабилитирован 12.12.1990 г.), 31 — приговорить к различ-ным срокам заключения в исправительно-трудовых колониях, 10 человек объ-явить находящимися в розыске.
зывая к неукоснительному исполнению заповедей Иисуса Христа, но и собирала жителей Каргашина «во дни торжеств и бед народных». К языку большого коло-кола была привязана длинная веревка, позволявшая каждому «бить в набат» в случае пожара или каких-то других несчастий. В архивах сохранился проект, по которому строили церковь. 7 апреля 1935 года, в праздник Благовещения, в Каргашине собралась толпа женщин с требованиями и криками (из донесения НКВД) : «Уберите яровизиро-ванные семена из церкви !», «Церковь нужна для богослужения !». В это время в селе находился работник НКВД Тарасов, он стал уговаривать женщин разой-тись, и это ему удалось. Но после этого двое «кулаков», объявленных инициато-рами митинга, были арестованы. В село приехали следователь и судья. В резуль-тате — причиной было названо «невыполнение взятыми на себя колхозом обя-зательств» — несколько человек, объявленных «кулаками» были осуждены на 2 года. Чуть позже церковь была снесена.
Церковь, которая была в Новых Выселках, 1910-е гг. В Новых Выселках взамен старой, деревянной церквушки в 1890 году присту-пили к строительству каменного храма на 1 000 прихожан. Такого масштабного строительства в селе еще не знали. Каждое подворье, имеющее в своем хозяйстве лошадь, должно было поставить на место стройки три подводы камней. Камни собирали по полям, оврагам, по берегам реки Чиуш. Кирпичи формовали и об-жигали в полукилометре от строительного объекта. Кладку стен вели на извест-ковом растворе каменщики из Вадинска. В 1903 году строительство церкви было завершено. Открытие храма было приурочено к канонизации Серафима Саров-ского. По некоторым сведениям, на открытии храма присутствовал митрополит Антоний Вадковский, детство которого прошло неподалеку — в Ширингушах. Ново-Выселкская церковь простояла до 1944 года, когда её взорвали. Часть вторичного строительного материала была вывезена на окраину Зубовой По-ляны для возведения моста через реку Лундан на автотрассе Москва–Куйбы-шев, часть — в район так называемого «Тёщиного языка», где были непролаз-ные топи и болота (см. также о том, как в 1920-х годах церковь стала причи-ной бедствий для некоторых жителей села).
чае, в местных преданиях о том времени о нём говорится, что "его погубили", "он сгинул".
тоянию на 2004 г. относились 283 религиозные организации : 6 благочиний — 24 городских и 230 сельских приходов с 256 священниками. В Зубово-Полянском благочинии во главе благочинным о. Сергием (Позоровым, братом митрополи-та Варсонофия) — одном из крупнейших — насчитывается 27 приходов, а также имеются домовые церкви в исправительных лагерях УФСИН РФ по РМ (2006 г.) (церкви Зубово-Полянского района). Всего на территории Мордовии в 2004 насчитывалось 332 зарегистрированных религиозных организации, среди которых есть и нетрадиционные для России конфессии : молокане, баптисты, иудействующие (субботники) и некоторые дру-гие, традиционно классифицируемые как протестантские. Но число их адептов не превышает нескольких тысяч или даже сотен, и они существуют на положе-нии сект.
Местный уроженец иеромонах Алексий (Дегаев) восстановил второй храм. В 1995 года при храме организовалась небольшая женская монашеская община, ко-торая в 1996 году получила статус монастыря. За последующие восемь лет о. Алексий, духовник обители, и настоятельница игумения Варсонофия (Кузми-чева) построили несколько каменных келейных зданий, гостиницу, на стадии завершения находится величественная соборная Покровская церковь. Создано хозяйство, которое считается одним из лучших в Мордовии (его экологически чистая молочная продукция, продающаяся на рынке в Зубовой Поляне, пользу-ется большой популярностью). Число насельниц монастыря достигло 60 человек. При монастыре существуют приют-детский садик, оборудованный по последне-му слову техники и педагогической науки, и богадельня, в которой содержится за счет монастыря около 20 одиноких пожилых женщин". Подробнее о монастыре на его сайте ...
В Кочетовке первым муллой стал Хали Хасанович Мамин, бывший колхозник-передовик производства, до этого многие годы проработавший трактористом, а в Татарском Лундане — представитель известной в районе фамилии Чинакае-вых — Шамиль Ибрагимович, более 30 лет проработавший учителем истории.
По материалам В. Абрамова, Е. Мокшиной, А. Прохорова,
Церкви и приходы Спасского уезда в 1911 г. ______________________________________________________________________ * В 1937 году Кочетов Д. В. был осуждён по политической статье 58-10 УК РСФСР ("Пропаган-да или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти или к совершению отдельных контрреволюционных преступлений…. с использованием религиоз-ных предрассудков масс ...") на 3 года тюрьмы. Всего же в Зубово-Полянском районе только по официальным данным был репрессирован 51 "служитель религиозного культа", из них 41 полу-чил различные сроки тюремного заключения или концлагерей, 2 сослано (один – без права возвра-щения назад после окончания срока ссылки), 8 – расстреляно. В Мордовии в целом – тоже по офи-циальным данным – был репрессирован 651"служитель религиозного культа," несколько десятков из которых были расстреляны. Всё это офицальные данные мордовской прокуратуры. Но есть версия, согласно которой именно в Зубово-Полянском районе в существовавшем около Барашева Темлаге "было расстреляно в 30-х годах почти всё православное духовенство центральных губерний России, около 40 000 человек", — что вполне вероятно, ибо, по данным исследовательницы религиозных организаций из Мордов-ского университета Е. Мокшиной, "в 1918 г. в России было расстреляно 3 000 священнослужите-лей. Из 130 архиереев РПЦ, составлявших её епископат в канун событий 1917 г., к 1943 г. в жи-вых и вне зон ГУЛАГа оставалось всего 4 человека, да и те прошли ранее через муки советской инквизиции. Цифрами репрессий особенно поражают 1930-е гг. В 1937 г. православного духо-венства было репрессировано 136 900 человек (из них расстреляно 85 300), в 1938 г. — 28 300 (из них расстреляно 21 500), в 1939 г. — 1 500 (расстреляно 900). Сокращение цифр означало не ослабление репрессий, а то, что расстреливать было уже почти некого. И в 1944–46 гг. были казнены примерно 100 священнослужителей". История этнонима "мордва" Религиозные представления древней мордвы Мифология мордвы Традиционные обряды Праздники-моляны Община Мордовская семья Матримониальные обычаи мордвы Мордовские языки Мордовские имена Мордовские названия населённых пунктов Мордовский национальный костюм Танцевальная культура мордвы Мордовская кухня Мордовская народная медицина Мордва глазами иностранцев в VI-XVIII веках Российские этнографы о мордве в XVIII-XIX веках Были о мокшанских богатырях Мордовский фольклор |