Республика Мордовия

 Историко-этнографический сайт

 

О районе
Администрация
Депутаты района
Деловая жизнь
Культура и образование
Здравоохранение
Общественные организации
Отдых и туризм

Новости

Мокшень

English

Français

 

 




 

На сайт Зубово-Полянского благочиния Краснослободской и Темниковской епархии РПЦ

 

И. Бабочкин (Кочкуровский р-н Республики Мордовия) "Христанские проповедники среди язычников-мордвы", 2012 г.

 

КРЕЩЕНИЕ МОРДВЫ

Первый российский политэконом — Иван Тихонович Посошков, — размышляя государственно, предлагал в отношении мордвы проводить следующую полити-ку: «А чаю не худо указ послать и в Низовые городы, чтобы и у мордвы детей брать и грамоте учить отдавать, хотя бы и насильно. А егда научатся, то и самим им слюбится; потому что к ним паче русских деревень, приезжая сол-даты, и  приставы, и подъячий овогда с указом, овоща ж и без указа, и чинят, что хотят, потому что они люди безграмотные и беззаступные. И того ради всякий их изобижает, и чего никогда в указе не бывало, того с них спрашивают и правежем правят. А егда дети их научаться грамоте, то грамотные будут у них владетельми, и по-прежнему в обиду их уже не дадут и будут свою братью от всяких напрасных нападок оберегать. А иные, выучась грамоте, познают святую христианскую веру, возжелают и креститися, то тии грамотники ма-ло по малу иных свою братью к христианской вере приводить будут».

Следует сказать, что методы христианизации, которые в предшествующий пери-од применялись в крае,  носили ярко выраженный насильственный характер, что естественно вызывало негативную реакцию народа, отразившуюся в песне :

Крещение идет
На сером коне,
Я увидела — испугалась,
Под овчином спряталась.
Под овчином козел.
Ногами стучит,
Бородой трясет.
Крещение идет.

Насильственный характер кре-щения вызывал не только уст-ный протест, но и реальное противодействие. В 1573 году мордва изгнала со своих зе-мель монахов Шацкого Чер-неева Николаевского монас-тыря. В 1595 году монахи Пу-рдошского (Пурдышевского) монастыря жаловались на при-теснения со стороны местного мордовского и татарского на-селения : «... чинят монасты-рю обиду и насильство вели-кое и хрестьянской вере пору-гаются, на монастырь палка-ми бросают ... и огнем под  мо-настырь   приходят   и   сжечь

хотят...». В 1656 году архиепископ рязанский Мисаил был убит в Шацком уезде при попытке «мордву, и татар в святое крещение приводити».

Христианство было воспринято мордвой как «чужеродная» религия. Неслучайно одна из героинь устного народного творчества Мамилька, сидящая в москов-ском остроге «за мордовскую веру, за мордовские законы» советует своей сестре :

Не ездь, сестрица, не ездь, Ялгавка,
В божью церковь
Русским богам молиться.
Я вчера до вечера стояла,
В русском моленье толку не нашла :
Все липовые образа.
Они не милуют меня.
В остроге вот полтора года сижу,
Никуда не выхожу,
Свою веру не меняй,
Свои мордовские законы не нарушай !

А другая героиня фольклора, Сырява, отвечает отказом сызранскому воеводе, который приказывает отречься от своего национального костюма и креститься :

Я не скину хвосты,
Не надену кресты.

Примечание : под хвостами понимается пулай
мордовское поясное украшение.

Потерпев неудачу с быстрой христианизацией народа, правительство и его мест-ные органы усилили нажим на мордовскую и татарскую знать края. Местным феодалам было что терять, и чаще всего они принимали новую веру под страхом попасть в немилость, а то и под прямые репрессии : " ... А буде они не крестят-ся, — и им сказать, что они сосланы будут в Богороцкой на пашню" (из отпис-ки Темниковского воеводы Николая Спафария в Москву).

Строительство монастыря. Миниатюра конца XVI века.

Постепенно в крае возводятся монастыри : Шацкий Чернеев Николаевский (1573), Пурдышевский (1573), Краснослободский Спасо-Пребраженский (1652), Санаксарский (1659) и другие.

В Петровскую же эпоху, которая породила не толь-ко воинов и флотоводцев, дипломатов и заводчи-ков, но и просветителей типа Ивана Посошкова, процесс христианизации стал более утончённым. Призыв Посошкова обучать мордву грамоте созву-чен устремлениям последующих поколений россий-ских гуманистов.

Идеи, волновавшие И. Т. Посошкова, буквально «витали в воздухе». В феврале 1723  года в Святей-

ший синод обратился подканцелярист Починковской конторы поташных дел Василий Симонов. Он предложил проект обучения мордвы русской грамоте. В своём доношении в синод он писал : «Всепокорно молю... дабы его император-ского величества указом и по благословению Святейшего Правительствующего синода повелено было на оные призрить светом и извести омраченные слепо-тою неверием, чтобы просветить книжным учением мордовских детей, кото-рые породилися от крещеных и от некрещёных. И егда познают писание, и в нём уразумеют истинного Бога, тогда самовольно обратятся ко крещению, обра-тят же и протчих к вере христианской...»

Проект Симонова не был осуществлен, как, впрочем, и проект Посошкова. Госу-дарственным и церковным властям пришелся не по душе их демократизм, однако сам факт существования подобных предложений говорил о многом. Он свиде-тельствовал о том, что в русском обществе вызревает тенденция мирной христи-анизации мордвы, тенденция ненасильственного утверждения «веры христовой» в мордовском крае.

Она начинает просматриваться и в действиях правительства, которое понимает, что насилие порождает ответное насилие. Опыт XVII века с массовыми выступ-лениями мордовских крестьян, убийство митрополита рязанского Мисаила, по-громы монастырей — свидетельства тому.

С начала XVIII века правительство начинает проводить политику «кнута и пря-ника». Уже в мае 1681 года царь Фёдор Алексеевич обратился к мордве с ука-зом, в котором призывал, «поискав благочистивыя христианския веры греческо-го закона, крестились все, а как они крестятся и им во всяких податях дано бу-дет льготы на шесть лет, а буде они креститься не похотят, и им сказать, что они будут отданы в поместья и вотчины».

Петр I и его преемники продолжили эту традицию. В 1720 году новокрещёнам (так называли принявших христианскую веру мордовских крестьян) были даны льготы на три года, «дабы тем придать к восприятию веры греческого закона лучшую охоту». В ноябре 1722 года Петр I писал казанскому губернатору : «... ко-торые из басурман крестились, в службу не бери, и которые взяты и ныне обре-таются ещё в Казанском гарнизоне, и оных отпусти в домы их...»

Сохранилось мордовское предание, которое в какой-то мере отразило личное участие Петра I в крещении мордвы. Согласно этой легенде однажды Пётр по-встречал человека со звериными шкурами и пожелал узнать, кто он и откуда. Че-ловек назвался мордвином и при разговоре не скинул шапки. Пётр назвал его невежею и потом спросил его о вере. Узнав о том, что мордвин не знает ни Христа, ни его, Петра, государь стал уговаривать своего собеседника креститься и уговорил. Царь сам был восприемником при крещении, а затем в знак милости пожаловал зверолову земли.

Дамаскин один из наиболее известных крестителей мордвы

При проведении христианизации мордовского на-селения правительство столкнулось с отсутствием среди духовенства людей, знающих эрзянский и мокшанский языки. Слово божье, произнесённое по-русски, имело малое воздействие на крестьян. Поэтому началась подготовка миссионеров, знаю-щих языки. В 1733 году путешественники И. Г. Гмелин и Г. Ф. Миллер посетили Новокрещён-скую школу в Зилантовом  монастыре под Каза-нью, среди учеников которой встретили и мор-довских ребятишек. По словам И. Г. Гмелина, «при хорошем руководстве из них могло бы вый-ти нечто превосходное... Из мальчиков надеялись сделать проповедников христианства среди их соплеменников. С этой целью... им велено было всё  время  говорить на их родных  наречиях».  По

указу императрицы Анны Ивановны от 11 сентября 1740 года в Казанской епархии «для обучения иноверческих детей» были учреждены четыре школы, в которых требовалось «обучать оных новокрещёных детей русской грамоте по алфавиту и слогам букваря с десятословием... однако ж при том за ними смот-реть, чтобы и своих природных языков не позабыли». Сторонником подготовки миссионеров со знанием языков был нижегородский епископ Питирим, на этой же позиции стояло и руководство созданной в 1740 году Конторы новокрещён-ских дел.

Рождество-Богородичный Санаксарский монастырь. Памятник архитектуры XVII в. Темников. Фото Е. Зорькина

Гибкая политика правитель-ства привела к крещению де-сятков тысяч мордовских кре-стьян. Однако чаще всего при-нятие христианства происхо-дило формально. Церковный историк XIX века Аполлон Можаровский писал по это-му поводу : «... дело в том, что самая большая часть иноверцев, увлекаясь одними материальными выгодами, принимали христианство без всякого  внутреннего  убежде-

ния, проповедники, к сожалению, большею частью и ограничивались только этим легким способом обращения, не вменяя себе в обязанность — возбуждать в сердцах и мыслях нововокрещёных живую и искреннюю веру в Христа и на-учать христианству».

 

Собор Воскресения Христова в Покровских Селищах. Зубово-Полянский район.

Кроме того, принимая право-славие, мордовские крестьяне продолжали молиться своим богам. В результате возникало очень сложное идеологичес-кое явление — христианская вера как бы накладывалась на древнюю языческую, видоиз-меняла её. Складывался весь-ма своеобразный симбиоз, сво-его рода новая религия. Под влиянием христианской про-поведи произошла трансфор-мация мордовской мифоло-гии. На смену патриархально-му Чам-пазу пришел великий творец — Инешки-паз, подо-бный библейскому Саваофу, абстрактное мировое зло офо-рмилось в фигуру черта, сата-ны Идемевсь (см. Религи-озные представления древ-ней мордвы). Бытовую черту этого процесса заметил в своё время историк В.О. Ключевс-

кий : «Мордовские праздники, большие моляны приурочивались к русским народ-ным или церковным празднествам, семику, троицыну дню, рождеству, новому году». Складывание новой, по сути своей национальной, религии вызывало за-кономерное беспокойство правительства и церковных властей. Поэтому в поли-тике «кнута и пряника» в конце 30-х начале 40-х годов начинает преобладать «кнут». Вот типичнейший документ того времени — донесение избранного крестьянами села Пожарок Нижегородского уезда просителя Ивана Васильева в Нижегородскую консисторию (учреждение по управлению епархией) : «...свя-щенник Климентов сшед на мельницу с присланным из Нижегородской губерн-ской канцелярии солдатом Яковом, перехватив на мельнице помольцев татар и мордвы восемь человек, из которых иных бив, крестил насильно, а прочие ино-верные помольцы, оставя на помольном дворе привезённый свой хлеб для мо-лотья шестнадцать возов, неведомо куда от страха разбежались ...»

Церковь в Атяшеве (восток  Мордовии)

Аналогичный случай произо-шел в 1744 году в деревне Кяр-га Темниковского уезда, куда приехал с солдатами прото-поп Казанский. Участники этих бесчинств не были нака-заны, мало того, государство поощряло их, поддерживало. В этих условиях закономер-ной реакцией со стороны мор-довских крестьян было сопро-тивление во всех возможных  для них формах.  Первоначаль-

но мордовское население края отреагировало массовым бегством за Волгу, в Сибирь. Именно в это время среди мордовских крестьян распространились уто-пические воззрения о существовании где-то царства справедливости. Они нало-жились на старинные предания о Тюштяне, который увёл свой народ за море и будто бы основал это царство. По легендам «заморская мордва живет с Тюш-тянем в совершенном изобилии и довольстве, податей не платит и рекрутст-ва не знает».

Мордовские крестьяне бежали в одиночку, семьями, а порой снимались с наси-женных мест целыми деревнями. В 1724 году староста мордовской деревни Су-досево Осип Петаев доложил о бегстве из деревни Сарока Болтаева «з же-ною  и з детьми и с приимышем Турайкою Пунсилкиным». Через десять лет, в документах 1734 года, фиксируется бегство мордвы деревни Давыдовой Саран-ского уезда : «... мордва, которые платежем подушных денег положены на рос-товский драгунский полк, бежали все без остатку, а дворы оставили впусте ...». Бегство порой продолжалось и позже, даже когда согласно правительственному указу от 11 сентября 1740 года о льготах новокрещенным им стали выдавать по рубахе, кафтану с шапкой, рукавицы, чирики с чулками или сапогами, а женщи-нам — по волоснику, холщовой рубахе и сарафану.

Ф. Сычков "Водосвятие", 1916 г.

Иногда же на смену пассивным формам сопротивления приходили активные, вспыхивали локальные стихийные восстания. В июле 1741 года крестьяне села Сыресева и деревни Хмелевки «многолюдством с ружьи и с копьи и з содаки» разгромили вотчину цесаревны Елизаветы Петровны при сельце Меянец. В 1756 году крестьяне села Петровка Саранского уезда разбили усадьбу местного помещика, а жители сел Дубровка и Чиндяново Алатырского уезда проделали то же самое с имением графа Шереметева. Впрочем, все это было мелкими сты-чками, довольно быстро подавляемыми.

Третий день Троицы в с. Промзине Спасского уезда, 1920-е гг. Фото М. Евсевьева. Увеличить

Наиболее крупным же выступле-нием стало восстание мордвы Те-рюшевской волости Нижегород-ской губернии 1743-45 гг. Факти-чески оно носило характер нацио-нально-освободительного движе-ния под религиозными лозунгами. А началось всё с назначения на пост епископа нижегородского и алатырского Дмитрия Сеченова — весьма энергичного, но, самое  страшное,  фанатично настроенно-

го священнослужителя. Ему было велено «волей или неволей» крестить иновер-цев в Казанской, Астраханской, Симбирской, Нижегородской и Воронежской губерниях. Исполнять свои обязанности Д. Сеченов начал ревностно.

18 мая 1743 года Д. Сеченов прибыл в село Сарлеи Терюшевской волости и увидел близ церкви мордовское кладбище с намогильными срубами. Он прика-зал «оное кладбище, разруша, сжечь». Несколько сот мордовских крестьян напа-ло на миссионеров и солдат, которые попытались осуществить этот приказ. На помощь епископу из Нижнего  Новгорода выступили войска, что подлило масла в огонь. Тем более, что начали они с ареста зачинщиков, о судьбе которых крас-норечиво сообщает документ : «... держаны были в тюрьмах, в каменном остро-ге, у преосвященного в семинарии, и в других местах. И, держав оных мордву, крестили из-под неволи ...»

 

Село Анаево Спасского уезда (ныне З-Полянского района) в праздничный день, 1920-е гг. Из фондов Мордовского краеведческого музея.

Между тем восстание ширилось, распространяясь на соседние с Са-рлеем села и деревни. По подсчё-там исследователей, 6 000 кресть-ян взялись за оружие. Во главе по-встанцев встал уроженец села Большое Сеськино Несмеян Ва-сильев. Его соратниками по руко-водству восстанием стали Помраз Семёнов, Шатрез Плакидин, Ко-трян Андрюшкин, Дружина Ци-наев. Присланные на  подавление  движения  каратели  во главе  с ка-

питаном Лазарем Шмаковым бесчинствовали в селах и деревнях. Шмаков «...мордву для невольного крещения сыскивал, и возил под караулом под шпагами, и у мордовских жен косы обрезывал». Однако сил для пресечения восстания у него явно не хватало. Поэтому решением военной коллегии в Терюшевскую во-лость были направлены крупные части под командованием генерал-майора Стрешнева и премьер-майора Юнгера.

Праздник иконы Казанской Божией Матери в Мордов-cком Пимбуре. З-Полянский район, июль 2004 г. Фото С. Шевченко.

Конечно же, государству уда-лось сравнительно быстро ра- справиться с мордовскими кре-стьянами. В конце ноября 1743 года у деревни Лапшихи пов-станцы были разбиты. Плен-ные были подвергнуты пыт-кам, руководитель восстания, Несмеян Васильев, был сож-жен на костре, а его соратник, Помраз Семёнов, повешен. Однако результатом восстания явилось отступление правите-льства и церкви от политики насильственной христианиза-ции. Даже такой фанатик, как Д. Сеченов, был вынужден признать формальный харак-тер крещения у мордвы. В 1746 году он писал о том, что ново-крещёны «... на молитвосло-вие к божественным служ-бам не приходят, и святых крестов на себе не носят (во святые посты едят вси мясо и млеко), и новорождённых де-

тей своих ко крещению не объявляют, и умерших для погребения к часовне не привозят, и во всем чинятся противны».

Спустя сорок с лишним лет нижегородский архиепископ Дамаскин сообщал о независимой духовной жизни мордвы Екатерине II : «...они придерживаются многих старинных обычаев, обрядов и праздников».

Опасение новых возможных выступлений заставило правительство прекратить практику взятия в рекруты «язычников» взамен христиан, были прекращены пе-реселения некрещёных из деревень, в которых жили новокрещёны. Осуществле-ны и частичные уступки. Например, власти отказались от ареста всех «зачинщи-ков» Терюшевского восстания ввиду их «великого множества».

Таким образом, правительству не удалось форсировать процесс христианизации мордвы. Мордва сохранила в борьбе свое национальное самосознание и тради-ционную культуру. Но ни естественное недовольство мордвы христианизацией, ни даже убийство Мисаила не остановили процесса — он лишь замедлился и принял более приемлемые для язычников формы, и постепенно новые поколе-ния забывали дорогу к языческим капищам и православные праздники стали для эрзян и мокшан своими. Процесс постепенной христианизации мордовского края и, в том числе, в мокшанской его части,  в наших местах, был завершён к сере-дине-концу XVIII века.

Кафедральный собор святого праведного воина Фёдора Ушакова.  Саранск. Построен в 2006 г. Фото А. Ивлиева.

Именно в это время во мно-гих старинных мокшанских се-лах были построены первые храмы. Первая деревянная це-рковь в селе Богдановка бы-ла сооружена в 1751 году, че-рез пять лет был воздвигнут храм в Покровских Селищах, потом в Новом Бадикове, ещё через год была открыта церковь в Пичпанде, в Тар-ханской Потьме в 1758 го-ду.

Через 130 лет, в середине XIX века, исследователь Тамбов-ского края И. И. Дубасов изучил церковь в Покровских Селищах, о которой написал : "Самый старинный храм в Тамбовской мордовской сто-роне — это  церковь  Покрова

Пресвятой Богородицы в селе Покровских Селищах, построенная в 1756 г. Цер-ковь эта сооружена была из дерева и за счёт местных жителей. Правительст-во же прислало в новопостроенную церковь колокол, на котором имеется сле-дующая надпись : "Лит в Екатеринбурге в 1751 году, 7 пуд 35 фунт".

Однако, даже посещая церкви, соблюдая все православные обряды, мордва ещё долго — вплоть до XX века — "совмещала" старые языческие обряды и христи-анские ритуалы, Христа порой понимая как "сменщика"-аналога главного мор-довского языческого бога Шкая. И. Дубасов отмечал в конце XIX века : "... морд-два и в настоящее время не совсем еще освободилась от языческих верований. Правда, внешним образом они выражают самую усердную привязанность к Православной церкви : соблюдают посты, любят церковное благолепие, большие мастера звонить по праздникам на колокольнях, но от этого до истинного христианства ещё далеко". О этом же говорят и воспоминания пожилых лю-дей даже в середине XX века.

А вот что о своём эрзянском селе Старые Турдаки вспоминал И. Сибиряк, ди-ректор мордовского института национальной культуры : "Мои некрещёные пред-ки веровали в свои мордовские божества и участвовали во всевозможных обще-ственных (мирских), родоплеменных и семейных молениях. Эти обряды сохра-нились и в более поздние времена. В годы молодости моего отца они соверша-лись как в первозданно-самобытном виде, так и в сочетании с обрядами право-славно-христианской религии или, как её называли — русской поповской веры. Я помню, что в голодный 1906-1907 год, в годы тифа и холеры, старотурдаков-ские женщины, следуя мордовским религиозным обычаям, пропахивали "святые" борозды вокруг села сохою, впрягаясь в неё по очереди. Они верили, что болезнь моровая не перейдет через эту борозду, что она не пустит в село суховей и го-лод. В далекие же времена это совершалось женщинами и вокруг всего старо-турдаковского поля. Происходило это всегда глухой ночью, с полуночи и до утра, чтобы не было постороннего "дурного" глаза. Опахивали поле только женщины: вдовы, старые девы, которых прозывали черничками, взрослые девицы, и деви-цы на выданье. Замужние женщины для совершения этого обряда не допуска-лись. Совершалось множество и других молений разным божествам.

Позднее, с укоренением православия и христианства, этот обряд стал заменя-ться хождением вокруг села или вокруг всего поля крестным ходом со всем цер-ковным синклитом, с иконами, хоругвями и со всем прочим. Служители церкви со своими певчими и другими помощниками читали и пели молитвы церковного богослужения на славянском, мало понимаемом даже ими самими языке и совер-шенно непонятном для мордвы, а селяне произносили молитвы и совершали мо-ления своим прежним божествам. И так всё переплеталось, и обе стороны бы-ли совершенно довольны. Одновременно соблюдалось два обычая и совершалось два обряда : и русский поповский, как его называли мордва, и свой мордовский, по обычаям дедов и бабушек, который они считали для себя основным. А бывало, что вслед за крестным ходом мордва пропахивали и нужные им борозды. За этим дело не вставало. Борозды могли быть пропаханы и до церковного обряда: так как часть мордвы находилась в двоеверии, то совершалось и то, и другое. И не только пропахивались борозды, но зажигались и костры, когда того требо-вали прежние поверья и обряды — так, как это делалось раньше, во времена, когда устраивались моления по древним обычаям и обрядам".

О таком же трудном и долгом пути к христианству был путь и мокшанских кре-стьян Спасского уезда. Свидетельством этому являются рассказы стариков, за-писанные зубовополянским краеведом Б. Смирновым в 1960-х гг.

Мордовское моление на Троицу.  Фото М. Евсевьева, начало XX в.

На этой фотографии хорошо видно совмещение старых верований и новых : отмечая христианский праздник Троицы, жители мордовской деревни празднуют его точно так же, как до крещения праздновали свои языческие праздники их предки — совместной трапезой и коллективным моле-нием не в храме, а на местности около деревни.

Но, тем не менее, постепенно церкви сооружались во многих селениях края, Хри-стова вера крепла, авторитет священнослужителей возрастал.

В XIX веке старые храмы обветшали, на смену им в разные годы были  воздвиг-нуты более величественные каменные и деревянные строения. На карте 1883 года в той части Спасского уезда, которую ныне занимает Зубово-Полянский район, церкви отмечены в 19 селениях, причем, в некоторых из них было по два храма. Позже церкви строились и в других поселениях. Причём, отметим удиви-тельный факт : в XIX веке общины неграмотных крестьян строили (или, во вся-ком случае, являлись инициаторами строительства) церковные здания, которые своей архитектурой вызывают восхищение и сегодня (в отличие от строящихся наспех в наши дни в Зубово-Полянском районе порой неказистых бревенчатых сооружений).

Покровская церковь в Ачадове. Зубово-Полянский район.

В Ачадовской волости обще-ство села, нуждаясь в деньгах на постройку церкви, в 1880 году сдало под вырубку, рас-чистку и распашку 6 десятин леса и 7 десятин выгона. Пост-роенный на эти деньги вели-колепный храм и доныне ук-рашает село Ачадово (исто-рия о. Александра, служив-шего в церкви в конце 1920-х годов).

Таким образом, мордва обре-ла веру Христову спустя 1800 лет после Р.Х. и 800 лет пос-ле крещения Руси (на терри-тории, занимаемой современ-ной Мордовией, перед рево-люцией 1917 года насчитыва-лось более 700 православных церквей и 14 монастырей). А ещё через 150 лет и священ-никам, и верующим приш-лось  пройти   через  испыта-

ния, которым их подвергли коммунисты, пытаясь отвернуть от церкви.

И многие достойно прошли через них, а некоторые приняли мученическую смерть, — и остались верными православной вере. Количество церквей в Мор-довии к 1936 г. уменьшилось до 577, в 1934 г. действовали 225, в 1933 г. 136, ещё через год — 71, на начало 1944 г. вообще не осталось ни одного действую-щего церковного прихода. Все монастыри и мечети были закрыты ещё рань-ше.

Такие же гонения на церковь и священнослужителей проходили и в Зубово-По-лянском районе. Так, в августе 1929 года власти решили закрыть церковь в Мор-довской Поляне. Священнику было предложено уехать. Жители села устроили митинг около сельсовета. В ответ властями было возбуждено дело по обвинению 64 человек из окружающих деревень в «систематических действиях, направлен-ных против мероприятий, проводимых Советской властью на селе». Центром этой «антисоветской группировки» было объявлено Зарубкино, а руководителем благочинный бывшего Спасского уезда священник Дмитриевский (Павел Петрович), проживавший в Беднодемьяновске. По итогам следствия судебная «тройка» ГПУ в ноябре-декабре 1929 года постановила : 13 человек освободить, 10 расстрелять (включая священника Дмитриевского, обвинение по ст. 58-10, 58-11 УК РСФСР, реабилитирован 12.12.1990 г.), 31 приговорить к различ-ным срокам заключения в исправительно-трудовых колониях, 10 человек объ-явить находящимися в розыске.

Церковь, которая была в Каргашине до середины 1930-х гг.  Рисунок проекта.

В селе Каргашино церковь была постро-ена в начале XX века. Она стояла в центре села, но просуществовала недолго, до сере-дины 1930-х годов, когда в эпоху воинству-ющего атеизма и репрессий против свя-щенников была разрушена. Ветеран войны и труда Григорий Никитич Гинин, родив-шийся в этом селе в 1912 году, вспоминает, что эта деревянная, кружевная, изящная церковь была истинным украшением села. Служил в ней священник из Сасова, всеми уважаемый о. Дмитрий (Кочетов Дмитрий Васильевич).* Церковь  не только объеди-няла прихожан и сеяла добрые семена, при-

зывая к неукоснительному исполнению заповедей Иисуса Христа, но и собирала жителей Каргашина «во дни торжеств и бед народных». К языку большого коло-кола была привязана длинная веревка, позволявшая каждому «бить в набат» в случае пожара или каких-то других несчастий. В архивах сохранился проект, по которому строили церковь.

7 апреля 1935 года, в праздник Благовещения, в Каргашине собралась толпа женщин с требованиями и криками (из донесения НКВД) : «Уберите яровизиро-ванные семена из церкви !», «Церковь нужна для богослужения !». В это время в селе находился работник НКВД Тарасов, он стал уговаривать женщин разой-тись, и это ему удалось. Но после этого двое «кулаков», объявленных инициато-рами митинга, были арестованы. В село приехали следователь и судья. В резуль-тате — причиной было названо «невыполнение взятыми на себя колхозом обя-зательств» несколько человек, объявленных «кулаками» были осуждены на 2 года. Чуть позже церковь была снесена.

Церковь, которая была в Новых Выселках, 1910-е гг.

В Новых Выселках взамен старой, деревянной церквушки в 1890 году присту-пили к строительству каменного храма на 1 000 прихожан. Такого масштабного строительства в селе еще не знали. Каждое подворье, имеющее в своем хозяйстве лошадь, должно было поставить на место стройки три подводы камней. Камни собирали по полям, оврагам, по берегам реки Чиуш. Кирпичи формовали и об-жигали в полукилометре от строительного объекта. Кладку стен вели на извест-ковом растворе каменщики из Вадинска. В 1903 году строительство церкви было завершено. Открытие храма было приурочено к канонизации Серафима Саров-ского. По некоторым сведениям, на открытии храма присутствовал митрополит Антоний Вадковский, детство которого прошло неподалеку — в Ширингушах.

Ново-Выселкская церковь простояла до 1944 года, когда её взорвали. Часть вторичного строительного материала была вывезена на окраину Зубовой По-ляны для возведения моста через реку Лундан на автотрассе МоскваКуйбы-шев, часть в район так называемого «Тёщиного языка», где были непролаз-ные топи и болота (см. также о том, как в 1920-х годах церковь стала причи-ной бедствий для некоторых жителей села).

Церковь, которая находилась в Зубовой Поляне до начала 1930-х годов. Фото из альбома Миловановых. Увеличить

Первым священником в Зубо-вой Поляне в новой церкви был отец Ермил Ермолай Соколов. Он окончил Тамбов- скую семинарию в начале XX века и, приехав в Зубову По-ляну, преподавал также в мес-тной школе, как тогда было принято, закон божий. В нача-ле 1930-х гг. церковь сожгли, а с отцом Ермилом, скорее все-го, местные коммунистистиче-ские власти просто расправи-лись без всякого суда и прочих формальностей, т. к. в списках репрессированных  по  району он не числится. Во всяком слу-

чае, в местных преданиях о том времени о нём говорится, что "его погубили", "он сгинул".

Освящение церкви в Жуковке отцом Сергием, благочин-ным Зубово-Полянского района. Зубово-Полянский район, 2005 г.  Фото С. Шевченко.

Новое отношение к религии началось после крушения ком-мунизма. В настоящее время русская православная церковь (РПЦ) переживает процесс во-зрождения после 70 лет угне-тения : реставрируются старые и сооружаются новые культо-вые здания, при них открыва-ются воскресные школы для де-тей. В 1991 г. была создана Са-ранская и Мордовская епар-хия Русской Православной Церкви, во главе которой сто-ит митрополит Варсонофий (Позоров) и к которой  по сос-

тоянию на 2004 г. относились 283 религиозные организации : 6 благочиний 24 городских и 230 сельских приходов с 256 священниками. В Зубово-Полянском благочинии во главе благочинным о. Сергием (Позоровым, братом митрополи-та Варсонофия) — одном из крупнейших — насчитывается 27 приходов, а также имеются домовые церкви в исправительных лагерях УФСИН РФ по РМ (2006 г.) (церкви Зубово-Полянского района).

Всего на территории Мордовии в 2004 насчитывалось 332 зарегистрированных  религиозных организации, среди которых есть и нетрадиционные для России конфессии : молокане, баптисты, иудействующие (субботники) и некоторые дру-гие, традиционно классифицируемые как протестантские. Но число их адептов не превышает нескольких тысяч или даже сотен, и они существуют на положе-нии сект.

Свято-Варсонофиевский женский монастырь в Покрово-Селищах. З-Полянский район, 2000 г. Фото С. Шевченко.

В Зубово-Полянском районе также находятся 2 монастыря. В мужской монастырь был об-ращён приход церкви в честь иконы Божией Матери Жи-воносный Источник в селе Журавкино. О другом монас-тыре в одной из публикаций рассказывается следующее : "Совершенно уникальна исто-рия Свято-Варсонофиевско-го монастыря. В Покровских Селищах стояли развалины двух деревянных приходских церквей;  одна из них рухнула.

Местный уроженец иеромонах Алексий (Дегаев) восстановил второй храм. В 1995 года при храме организовалась небольшая женская монашеская община, ко-торая в 1996 году получила статус монастыря. За последующие восемь лет о. Алексий, духовник обители, и настоятельница игумения Варсонофия (Кузми-чева) построили несколько каменных келейных зданий, гостиницу, на стадии завершения находится величественная соборная Покровская церковь. Создано хозяйство, которое считается одним из лучших в Мордовии (его экологически чистая молочная продукция, продающаяся на рынке в Зубовой Поляне, пользу-ется большой популярностью). Число насельниц монастыря достигло 60 человек. При монастыре существуют приют-детский садик, оборудованный по последне-му слову техники и педагогической науки, и богадельня, в которой содержится за счет монастыря около 20 одиноких пожилых женщин". Подробнее о монастыре на его сайте ...

 

Мечеть в приспособленном здании в Татарском Лундане. Зубово-Полянский район, 2010 г. Фото А. Деликанова.

Около 5% (49 000 чел.) насе-ления Мордовии исповедует ислам. В каждом из 58 татар-ских сёл действуют мечети или приспособленные под них здания. Зарегистрированные религиозные исламские общи-ны относятся к Московскому, Казанскому и Уфимскому муфтиятам. В Зубово-Полян-ском районе мечети в 1990-х годах были открыты в Коче-товке  и Татарском Лундане.

В Кочетовке первым муллой стал Хали Хасанович Мамин, бывший колхозник-передовик производства, до этого многие годы проработавший трактористом, а в Татарском Лундане — представитель  известной в районе фамилии Чинакае-выхШамиль Ибрагимович, более 30 лет проработавший учителем истории.

 По материалам В. Абрамова, Е. Мокшиной, А. Прохорова,
Г. Петелина, В. Юрченкова, публикациям в прессе. 2004-2007 гг.
Рисунок А. Коровина.

Мордва-духоборы

 

 

 

ЦЕРКВИ ЗУБОВО-ПОЛЯНСКОГО РАЙОНА (2007 г.)

Населённый пункт

Церковь

Населённый пункт

Церковь

Анаево

Покровская

Покровские Селищи

Воскресения Христова Покровская

Ачадово

Покровская

Потьма

Покровская

Барашево, ЛПУ-21

Великомученика и це-лителя Пантелеймона

Свеженькая

Казанская

Булдыгино

Покровская

Сосновка, ИК-1

Святителя Николая

Вадовские Селищи

Покровская

Сосновка ИК-7

Во имя святых Царственных Мучеников

Выша

Преображенская

Старая Потьма

Никольская

Жуковка

Пророчицы Анны

Старое Бадиково

Никольская

Журавкино

Божией Матери Живоносный Источник

Тарханская Потьма

Рождества Христова

Зубова Поляна

Покровская

Ударный

Казанская

Зарубкино

Рождества Христова

Ударный, ИК-4

Преп. Серафима Саровского, домовая

Леплей, ИК-5

Святого благоверного кн. Александра Невского, домовая

Ударный, ИК-10

Иконы Божией Матери

"Скоропослушница", домовая

Мордовский Пимбур

Покровская

Умёт

Рождества Пресвятой Богородицы

Мордовская Поляна

Никольская

Ширингуши

Михайло-Архангельская

Новое Бадиково

Никольская

Явас

Преп. Серафима Саровского

Озерный, ИК-11

Преп. Серафима Саровского, домовая

Явас, ИК-2

Сергия Радонежского

Парца, ИК-14

Святой великомучени-цы Анастасии Узореши-тельницы
Великомученика и це-лителя Пантелеймона

Явас, ИК-11

Преп. Амвросия Оптинского, домовая

Пичпанда

Никольская

 

 

Покассы

Рождества Христова

 

 

Церкви и приходы Спасского уезда в 1911 г.

______________________________________________________________________

* В 1937 году Кочетов Д. В.  был осуждён по политической статье 58-10 УК РСФСР ("Пропаган-да или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти или к совершению отдельных контрреволюционных преступлений…. с использованием религиоз-ных предрассудков масс ...") на 3 года тюрьмы. Всего же в Зубово-Полянском районе только по официальным данным был репрессирован 51 "служитель религиозного культа", из них 41 полу-чил различные сроки тюремного заключения или концлагерей, 2 сослано (один без права возвра-щения назад после окончания срока ссылки), 8 расстреляно. В Мордовии в целом – тоже по офи-циальным данным – был репрессирован 651"служитель религиозного культа," несколько десятков из которых были расстреляны.

Всё это офицальные данные мордовской прокуратуры. Но есть версия, согласно которой именно в Зубово-Полянском районе в существовавшем около Барашева Темлаге "было расстреляно в 30-х годах почти всё православное духовенство центральных губерний России, около 40 000 человек", — что вполне вероятно, ибо, по данным исследовательницы религиозных организаций из Мордов-ского университета Е. Мокшиной, "в 1918 г. в России было расстреляно 3 000 священнослужите-лей. Из 130 архиереев РПЦ, составлявших её епископат в канун событий 1917 г., к 1943 г. в жи-вых и вне зон ГУЛАГа оставалось всего 4 человека, да и те прошли ранее через муки советской инквизиции. Цифрами репрессий особенно поражают 1930-е гг. В 1937 г. православного духо-венства было репрессировано 136 900 человек (из них расстреляно 85 300), в 1938 г. — 28 300 (из них расстреляно 21 500), в 1939 г. — 1 500 (расстреляно 900). Сокращение цифр означало не ослабление репрессий, а то, что расстреливать было уже почти некого. И в 1944–46 гг. были казнены примерно 100 священнослужителей".

На первую страницу

История этнонима "мордва"   Религиозные представления древней мордвы   Мифология мордвы   Традиционные обряды   Праздники-моляны   Община   Мордовская семья   Матримониальные обычаи мордвы   Мордовские языки   Мордовские имена   Мордовские названия населённых пунктов   Мордовский национальный костюм   Танцевальная культура мордвы   Мордовская кухня   Мордовская народная медицина   Мордва глазами иностранцев в VI-XVIII веках   Российские этнографы о мордве в XVIII-XIX веках   Были о мокшанских богатырях   Мордовский фольклор

Hosted by uCoz