|
Историко-этнографический сайт
|
|||||
О районе
Древне-
I-IV века :
Мордовия
Мордовия
Мордовия
Мордовия
Мордовия
Мордовия
Мордовия
Мордовия
Мордовия
Краткая
|
1000 ЛЕТ СОВМЕСТНОГО ПРОЖИВАНИЯ МОРДОВСКОГО НАРОДА СО СЛАВЯНАМИ И РУССКИМ НАРОДОМ
которые известные советские ученые. Благодаря инициативе мордовских учёных 1000-летие пребывания мокши и эрзи в составе России официально подтверди-ли учёные РАН. "Процесс вливания мордовского народа в Русское государство был очень дли-тельным и занял несколько столетий, — сказано в экспертном заключении. — Несомненно, что свое начало он берет в X-XI веке, и имеет исторические осно-вания. За исходный хронологический пункт взяты события и ситуация конца X века, когда летопись упоминает о выплате мордвой дани русским князьям, что и в то время, и гораздо позже являлось одним из главных показаний подданства. При этом многозначный термин «дань» означал всю совокупность податей и налогов, а не сводился к выплатам побеждённых завоевателям. Именно тогда начинала складываться "национальная политика", присущая впоследствии Мос-ковскому государству и Российской империи — постепенная интеграция наро-дов и регионов в свою структуру. Первоначально на новых территориях традиционный социальный уклад остав-лялся в неприкосновенности. Центральные власти долгое время довольствова-лись регулярным получением необременительных податей, привлечением мест-ного населения во время военных компаний и лояльности к верховному Государю. Именно такой статус имела мордва в Древнерусском государстве. Вопрос о степени взаимного влияния финноязычных народов, в том числе мордвы, и вос-точных славян давно изучается в научной литературе, но, к сожалению, почти не находит отражения в историческом сознании современных россиян". Мнение мордовских учёных о древних взаимоотношениях мордвы и славян бази-руется не на политических предпочтениях, а на научных данных. Директор ин-ститута гуманитарных наук Мордовии В. Юрченков считает, что для этого существует достаточная доказательная база из письменных источников и архео-логических находок : "Дискуссия с учеными института российской истории РАН по поводу представленных фактов длилась около 2 месяцев, но с самого начала 1000-летняя дата отношений ни у кого не вызывала сомнений. В основном спо-рили по поводу трактовки некоторых событий. К примеру, мы решили не ис-пользовать восточные летописи, в которых упоминается древняя мордва. Так как здесь встаёт проблема перевода — некоторые термины, употреблявшиеся восточными историографами до сих пор не имеют однозначных понятий среди российских ученых. К примеру, в этих источниках упоминаются буртасы, жив-шие на территории современной Мордовии. Некоторые исследователи счита-ют это племя древнемордовским, другие отрицают данное мнение, так как в летописях упоминается, что буртасы выращивали верблюдов. И таких проти-воречивых утверждений в истории немало. Также мы не стали упоминать и тот факт, что среди племен, призвавших на Русь варягов, и давших клятву Рю-рику, были меря и мурома. Многие исследователи относят эти этносы к древ-немордовским племенам, но есть и противники этой гипотезы. Хотя достовер-но известно, что мокша, эрзя, буртасы, меря и мурома образовались после рас-пада городецкой культуры и являются родственными племенами. Если учиты-вать и этот факт, то становится ясно, что мордва не просто пребывала в со-ставе древнерусского государства в течении 10 веков, но и способствовала его образованию." Российские археологи считают, что проникновение славян на мордовские зем-ли началось еще в V веке : в древнемордовских могильниках этого периода най-дены предметы быта и следы обряда трупосожжения, характерные для славян-ских племен.
Административные отношения между мордовским народом и киевскими князь-ями подтверждают многие источники. В "Слове о погибели Русской земли" (на-чало XIII века) говорится, что «мордва бортничала на великого князя Владими-ра». Автором летописи даётся и четкая хронологическая привязка существова-ния мокши и эрзи в составе Руси — это время княжения Владимира Монома-ха (1053-1125), Юрия Долгорукого (конец 90-х г. XI века–1157 г.) и Всеволода Большое Гнездо (1154-1212). Что касается вражды между мордвой и славянами, то еще известный историк В. Ключевский утверждал, что отношения между финно-уграми и славянами но-сили мирный характер. Ни в письменных источниках, ни в народных преданиях великороссов не уцелело воспоминаний об упорной и повсеместной борьбе пришельцев с туземцами. Наоборот — имело место взаимопроникновения куль-тур : мордовские праздники приурочивались к русским народным или церков-ным празднествам, в молитвы, обращенные к языческим богам, вставлялись рус-ские слова. В свою очередь, при проведении первой религиозной реформы, ко-торая должна была объединить все союзные племена, Владимир Красное Сол-нышко включил в пантеон славянских богов мордовскую богиню плодородия и земледелия Мокошь.* Об активной политике правителей древнерусского государства в мордовских землях говорят и предметы славянского дружинного вооружения, которые до-статочно распространены в нашем крае. Например, в начале 1980-х годов мор-довский археолог В. Шитов обнаружил в Шокшинском могильнике двулезвий-ный каролингский меч, который лежал рядом с останками кремированного вои-на. Возможно, это был представитель воинского подразделения киевских князей. Российские исследователи полагают, что подобные находки говорят о процессе феодального освоения племенных земель. К XI-XII веку относятся и обнаружен-ные в мордовской земле нательные крестики и иконки с изображением Бого-матери и первых русских святых — Бориса и Глеба. Мордва воевала месте с русскими против монгольских завоевателей. И только после распада Киевской Руси стала выстраивать отношения с Золотой Ордой. Но уже в XV веке четко определилась неразрывная связь мордовских земель с русскими территориями. В духовной грамоте Ивана III от 1504 года мордовское Поволжье представлено как географическая область, давно функционирующая в составе Российского государства. Эти новые факты позволили в августе 2006 года провести в столице Мордовии Саранске празднования по поводу 1000-летнего совместного проживания мор-довского и славянского народов. По данным финских ученых, на территории бывшего СССР проживает более 20 миллионов человек, имеющих мордовские корни. Поэтому новые открытия име-ют большое значение и затрагивают сердца этих людей, позволяют им почувст-вовать себя не осколками, некими реликтами маленького финноугорского народа, а частью огромного и великого государства Россия. Что же касается истории вхождения в состав русского государства непосредст-венно территории, на которой находится Зубово-Полянский район — Мещер-ской стороны, — то она имеет свои особенности. По материалам мордовских учёных __________________________________________________ * О взаимном культурном влиянии двух народов в прошлом и в наши дни доктор философских наук, заведующая кафедрой культурологии Мордовского университета Н. Воронина говорит сле-дующее : "Народы, живущие на одной территории, имеют общие черты. Это общее простран-ство, территория, география, это общая историческая судьба, это общие черты характера. Многовековое совместное проживание обязательно накладывает свой отпечаток на всех, кто взаимодейдействует в таких протяжённых исторических процессах. 10 веков взаимодействия народов не могли не запустить процессы интеграции и взаимообогащения в самых разных сферах жизни. Наша историческая судьба не могла не привести к тому, что у всех у нас, про-живающих в республике, выработались общие черты менталитета, мировоззрения. Я, напри-мер, русский человек, живущий в Мордовии, как и многие поколения моих предков, могу уверенно сказать, что мы, этнические русские, перенимаем многие этнические ценности мордовского народа. Я бы выделила здесь особенности речевой культуры, особенности музыкальной культу-ры, особенности декоративно-прикладного искусства, и многое, многое другое. Все это накла-дывает значительный отпечаток на характер русского человека". | |||||