Республика Мордовия

 Историко-этнографический сайт

 

О районе
Администрация
Депутаты района
Деловая жизнь
Культура и образование
Здравоохранение
Общественные организации
Отдых и туризм

Новости

Мокшень

English

Français

 

 

Спасо-Преображенский собор в Спасске.
 
Фото начала XX века из Спасского краеведческого музея.

ИСТОРИЯ УЕЗДНОГО ХРАМА

В первых годах XIX века спасский купец Тимофей Иванович Самгин, один из богатейших людей города, вступает в конфликт с местными крестьянами, запре-щая им торговать, отбирает у них товары, которые закрывает в амбары и склады. Крестьяне подают иск в Тамбовский суд, выставляют громадную сумму штрафа. Возникает дело, грозящее Самгину разорением и позором. Он отступил, все ула-дилось. Поняв свою вину, в благодарность провидению за избавление от несчас-тий и в знак примирения с крестьянами купец дал обещание на свои деньги по-строить церковь. И начал возводить храм, один из лучших в губернии. Стро-ительство вели его собственные крестьяне, наёмные инженеры и мастера. Кир-пич готовился кустарным способом на крестьянских подворьях и подвозился на лошадях.

Многие верующие считали святым долгом участие в строительстве церкви, по-лагая, что таким образом они искупают грехи. Даже по ночам местные жители приходили и помогали : кто-то нёс кирпич наверх, кто-то убирал строительный мусор, кто-то подвозил строительные материалы. Свой дом Самгин отдал под иконописную мастерскую и столярный цех. Нрава он был крутого, за ходом ра-бот наблюдал лично, за брак наказывал.

Первое освящение Преображенской церкви произошло в 1810 году, но строи-тельство и отделка продолжались. Сам же Тимофей Иванович стал и старостой прихода и исполнял эти обязанности до своей смерти.

В 1811 году в Спасске произошел большой пожар, в котором сгорела значитель-ная часть деревянных домов и две старые деревянные церкви (Сретенская и Александра Невского), в которых хранилась вся летопись города Спасска. Этот пожар унес и иконостас, выполненный ведущими русскими мастерами резчи-ками и художниками. После этой трагедии Самгин сильно заболел, в душевном расстройстве читал святые книги ... Умер он в 1817 году, не оставив наследни-ков. Все свои деньги он завещал церкви, которая продолжала строиться и отде-лываться внутри до 1819 года.

Одновременно шло восстановление после пожара сгоревшей церкви (фактически строительство заново) Александра Невского. По сути дела, это была ко-локольня, в которой полы были чугунные, вести службу в холодное время суток в ней было затруднительно). В 1826 году начала восстанавливаться-строиться третья церковь, тоже сгоревшая — Сретенская, теплая, вместительная, соединя-ющая две существующие в один ансамбль (она была освящена в 1829 году). Зна-чительные деньги на это пожертвовали купцы  Е. С. Жданов и В. Д. Умнов. С тех пор каждый год весь собор церквей стал украшаться, переделываться, ремон-тироваться. На пожертвования горожан покупались колокола, украшался двор, была поставлена чугунная ограда. Собор стал центром религиозной культуры уезда и оставался таким вплоть до 1929 года.

Собор украшал Спасск, он действительно был красив : белокаменный, с высокой колокольней и холодной церковью с тремя портиками, поддерживаемыми 12-ю колоннами. Вокруг собора ограда, красивая, чугунная, фигурная, на высоком кирпичном фундаменте. Внутри ограды росли деревья, ближе к зданию собора были захоронения священников, на их могилах стояли памятники из чёрного мрамора. Большой колокол собора весил 921 пуд, т. е. 15 тонн, язык колокола ве-сил 25 пудов. Когда били в большой колокол, то его звон по ветру был слышен в Торбееве (за 18 верст).

Колокольный звон в России был разный : торжественный, заунывно-протяж-ный, тревожный. Под торжественный звон колоколов Россия отмечала праздни-ки, памятные даты, победу над врагом; заунывный звон извещал о выносе по-койника из церкви или об объявлении войны; заунывно протяжно гудели ко-локола в сильную метель : звон приходил на помощь человеку, застигнутому бу-раном в чистом поле; тревожный звон это всполох, пожар, он призывал на-род на помощь.

Более ста лет так и гудели колокола Спасского собора на разные перезвоны : по заунывному звону горожане нескольких поколений определяли вынос покойника из собора или объявление войны (в 1904, 1914 годах), на праздничный звон шли к нему наряженные, радостно взволнованные, в приподнятом настроении. На Пасху в соборе звонили всю Пасхальную неделю. На Пасху же желающим раз-решали подниматься на колокольню собора и даже выше, под самый крест. Жи-тели всего 130-тысячного уезда, приезжавшие в город по делам в уездные учреж-дения, на рынок или на ярмарку, считали непременной обязанностью побывать в храме на службе ...

Сразу же после революции 1917 года новые власти взяли курс на замену хрис-тианской идеологии новой, коммунистической. Стала активно проводится анти-клерикальня пропаганда. Самым эффективным в достижении поставленной це-ли, казалось новым идеологам, было закрытие христианских храмов (и устрой-ство в них складов, чаще всего зерновых). Или их полное уничтожение. Наибо-лее активными в проведении этой политики были комсомольцы энергичная, наивная в силу возраста и малообразованная в силу происхождения часть насе-ления. Фёдор Сергеевич Давыдкин, один из первых комсомольцев уезда (в 1925-33 гг. работал политпросветорганизатором Спасского волисполкома, по-том, после учёбы учителем, директором школы, завроно Беднодемьяновско-го района, уже пенсионером начал создавать краеведческий музей), в своих вос-поминаниях красочно и с явным удовольствием описал эту "деятельность" своей молодости : «... комсомольцы села Устье в дни пасхальных торжеств перереза-ли канаты с фонарями, спущенными с колокольни в порядке украшения. В селе Свищево на антирелигиозный вечер никто не пришёл, тогда комсомолец Иван Тарасов решил отомстить верующим : подпоил одного юродивого, и тот разо-гнал народ с вечерней службы в церкви».

Такая же обстановка в эти годы была во всех сёлах узда, где были церкви. В 1925-26 годы активно проводились антипасхальные вечера, вывешивались ан-тирелигиозные лозунги, "публично сжигались чучела буржуев и попов, распро-странялась антирелигиозная литература, недопускалось крещение детей, про-водились другие мероприятия по разрушению старого быта и старых обрядов в жизни крестьян". В конце 1960-х годов, рассказав об этих событиях в статьях под рубрикой «Новое в борьбе со старым», опубликованных в Беднодемьянов-ской районной газете, Ф. С. Давыдкин призвал современное поколение «гордо и уверенно нести вперёд эстафету строительства лучшего будущего». Спас-ский краевед В. Саунин в одной из своих книг пишет : "Он твёрдо уверовал со времён комсомольской юности, что компартия во всём была права ...."

... В начале 1929 года функционирование Спасского собора как христианского храма было прекращено. И хотя верующие весной этого же года обратились в Москву с просьбой открыть церковь хотя бы на время пасхальных торжеств, ни-чего у них не вышло столица ответила отказом.

Однажды поздним вечером, в начале 1930 года, в городе раздался сильный взрыв взрывали крест на соборе. После взрыва креста и снятия колоколов ста-ли разбирать колокольню с тёплой церковью. Осталась холодная церковь с 12-ю колоннами, которую местный совхоз приспособил для ссыпки и хранения зерна.

Иконы, подсвечники, аналои, вся церковная утварь, рукописные книги всё было свезено в одну из лавок торгового корпуса, а затем расхищено. Потом нача-ли по камням растаскивать собор.

В 1967 году, после 150-летнего существования, выдающийся памятника XIX ве-ка, Спасо-Преображенский собор, был окончательно уничтожен — снесли то, что от него оставалось. На месте холодной церкви в 1970 году построили двух-этажное здание.

Часовня на месте Спасского собора, 2008 г.

В новой России всё произошедшее было переосмыслено. В 2003 году глава мест-ного самоуправления А. Свищев предложил построить на месте храма часовню. Идея была поддержана главой Пензенской епархии РПЦ владыкой Филаретом, местными и областными властями, Спасским землячеством Москвы ... На большее на то, что когда-то сделали предприниматели-купцы и малограмот-ные жители небольшого Спасска вместе с крестьянами окружающих город дере-вень, пока местное сообщество не готово ...

По материалам краеведческих книг о Спасске-Беднодемьяновске

____________________________________________

Примечание : граждане города построили и другие городские церкви, одна из которых, Вознесен-ская, сохранилась и действует в городе доныне. Особенно большую материальную помощь в стро-ительстве Вознесенской церкви оказали предприниматели-купцы В. В. Бундиков и Н. Г. Маков. Начало её возведения относится к 1841 году. Выборный попечитель проекта от купцов Илья Мер-кулович Романов и бургомистр Иван Федосеевич Караушев нашли подрядчиков из д. Александ-ровки Мокшанского уезда на устройство фундамента храма. Планировалось построить храм в тече-ние 5-ти лет, но оно затянулось. Городское собрание укрепило попечительство строительства ещё двумя купцами : Григорием Егоровичем Ждановым и Макаром Григорьевичем Симоновым. Они наняли краснослободских мастеров (кирпич поставляли оттуда же) во главе с Терентием Федоро-вичем Влазневым на кладку стен. Строительство храма продолжалось 18 лет, и закончилось в 1859 году. Купец Е. Г. Щеглов построил в Спасске Успенскую (кладбищенскую) церковь, на его же средства в тюремном замке также была устроена небольшая церковь. О купцах Спасского уезда и их общественной деятельности.

На первую страницу
Назад на страницу Воспоминания о жизни в Спасске
Назад на страницу Крещение мордвы

Hosted by uCoz