|

Спасо-Преображенский собор в
Спасске.
Фото начала XX века из Спасского краеведческого музея.
ИСТОРИЯ УЕЗДНОГО ХРАМА
В первых годах XIX века спасский купец
Тимофей Иванович Самгин, один из богатейших людей города,
вступает в конфликт с местными крестьянами, запре-щая им торговать,
отбирает у них товары, которые закрывает в амбары и склады.
Крестьяне подают иск в Тамбовский суд, выставляют громадную
сумму штрафа. Возникает дело, грозящее Самгину разорением и
позором. Он отступил, все ула-дилось. Поняв свою вину, в
благодарность провидению за избавление от несчас-тий и в знак
примирения с крестьянами купец дал обещание на свои деньги по-строить церковь. И начал возводить храм, один из лучших в
губернии. Стро-ительство вели его собственные крестьяне, наёмные
инженеры и мастера. Кир-пич готовился кустарным способом на
крестьянских подворьях и подвозился на лошадях.
Многие верующие считали святым долгом участие в строительстве
церкви, по-лагая, что таким образом они искупают грехи. Даже по
ночам местные жители приходили и помогали : кто-то нёс кирпич
наверх, кто-то убирал строительный мусор, кто-то подвозил
строительные материалы. Свой дом Самгин отдал под иконописную
мастерскую и столярный цех. Нрава он был крутого, за ходом ра-бот
наблюдал лично, за брак наказывал.
Первое освящение Преображенской церкви произошло в 1810 году,
но строи-тельство и отделка продолжались. Сам же Тимофей Иванович
стал и старостой прихода и исполнял эти обязанности до своей
смерти.
В 1811 году в Спасске произошел большой пожар, в котором
сгорела значитель-ная часть деревянных домов и две старые деревянные
церкви (Сретенская и Александра Невского), в которых хранилась вся летопись города Спасска.
Этот пожар унес и иконостас, выполненный ведущими русскими мастерами
— резчи-ками и художниками. После
этой трагедии Самгин сильно заболел, в душевном расстройстве
читал святые книги ... Умер он в 1817 году, не оставив наследни-ков.
Все свои деньги он завещал церкви, которая продолжала строиться и
отде-лываться внутри до 1819 года.
Одновременно шло восстановление после пожара сгоревшей церкви
(фактически — строительство
заново) — Александра
Невского.
По сути дела, это
была ко-локольня, в которой полы были чугунные, вести службу в
холодное время суток в ней было затруднительно). В 1826 году начала
восстанавливаться-строиться третья церковь, тоже сгоревшая —
Сретенская, теплая, вместительная, соединя-ющая две
существующие в один ансамбль (она была
освящена в 1829 году). Зна-чительные деньги на это пожертвовали
купцы Е. С. Жданов и В. Д. Умнов. С тех пор каждый год весь собор церквей стал украшаться, переделываться, ремон-тироваться. На пожертвования
горожан покупались колокола, украшался двор, была поставлена
чугунная ограда. Собор стал центром религиозной культуры уезда и
оставался таким вплоть до 1929 года.
Собор украшал Спасск, он действительно был красив :
белокаменный, с высокой колокольней и холодной церковью с тремя
портиками, поддерживаемыми 12-ю колоннами. Вокруг собора
— ограда, красивая, чугунная,
фигурная, на высоком кирпичном фундаменте. Внутри ограды росли
деревья, ближе к зданию собора были захоронения священников, на их
могилах стояли памятники из чёрного мрамора. Большой колокол собора
весил 921 пуд, т. е. 15 тонн, язык колокола ве-сил 25 пудов. Когда
били в большой колокол, то его звон по ветру был слышен в
Торбееве (за 18 верст).
Колокольный звон в России был разный : торжественный,
заунывно-протяж-ный, тревожный. Под торжественный звон колоколов
Россия отмечала праздни-ки, памятные даты, победу над врагом;
заунывный звон извещал о выносе по-койника из церкви или об
объявлении войны; заунывно —
протяжно гудели ко-локола в сильную метель : звон приходил на помощь
человеку, застигнутому бу-раном в чистом поле; тревожный звон
— это всполох, пожар, он
призывал на-род на помощь.
Более ста лет так и гудели колокола Спасского собора на
разные перезвоны : по заунывному звону горожане нескольких поколений
определяли вынос покойника из собора или объявление войны (в 1904,
1914 годах), на праздничный звон шли к нему наряженные, радостно
взволнованные, в приподнятом настроении. На
Пасху в соборе звонили всю Пасхальную неделю. На
Пасху же желающим раз-решали подниматься на колокольню собора и
даже выше, под самый крест. Жи-тели всего 130-тысячного уезда,
приезжавшие в город по делам в уездные учреж-дения, на рынок или на
ярмарку, считали непременной обязанностью побывать в
храме на службе ...
Сразу же после революции 1917 года новые власти взяли курс на замену
хрис-тианской идеологии новой, коммунистической. Стала активно
проводится анти-клерикальня пропаганда. Самым эффективным в
достижении поставленной це-ли, казалось новым идеологам, было
закрытие христианских храмов (и устрой-ство в них складов, чаще
всего зерновых). Или их полное уничтожение. Наибо-лее активными в проведении этой
политики были комсомольцы — энергичная, наивная в силу возраста и
малообразованная в силу происхождения часть насе-ления.
Фёдор Сергеевич Давыдкин, один из первых
комсомольцев уезда (в 1925-33 гг. работал политпросветорганизатором
Спасского волисполкома, по-том, после учёбы
— учителем, директором
школы, завроно Беднодемьяновско-го района, уже
пенсионером начал создавать
краеведческий музей), в своих вос-поминаниях красочно и с явным
удовольствием описал эту
"деятельность" своей молодости : «... комсомольцы села Устье в дни пасхальных торжеств перереза-ли канаты с фонарями, спущенными с колокольни в порядке
украшения. В селе Свищево на антирелигиозный вечер никто не
пришёл, тогда комсомолец Иван Тарасов решил отомстить
верующим : подпоил одного юродивого, и тот разо-гнал народ с вечерней службы в церкви».
Такая же обстановка в эти годы была во всех сёлах узда, где были
церкви. В 1925-26 годы активно проводились антипасхальные
вечера, вывешивались ан-тирелигиозные лозунги, "публично
сжигались чучела буржуев и попов, распро-странялась антирелигиозная
литература, недопускалось крещение детей, про-водились другие
мероприятия по разрушению старого быта и старых обрядов в жизни
крестьян". В конце 1960-х годов, рассказав об этих событиях
в статьях под рубрикой «Новое в борьбе со старым», опубликованных в Беднодемьянов-ской
районной газете, Ф. С. Давыдкин призвал современное поколение
«гордо и уверенно нести вперёд эстафету строительства лучшего
будущего». Спас-ский краевед В. Саунин в
одной из своих книг пишет : "Он твёрдо уверовал со времён комсомольской юности, что компартия во всём была права ...."
...
В начале 1929 года функционирование Спасского собора как христианского храма
было прекращено. И хотя верующие весной этого же года обратились в Москву с просьбой открыть
церковь
хотя бы на время пасхальных торжеств, ни-чего у них не вышло
— столица ответила отказом.
Однажды поздним вечером, в начале 1930 года, в городе раздался
сильный взрыв — взрывали крест
на соборе. После взрыва креста и снятия колоколов ста-ли разбирать
колокольню с тёплой церковью. Осталась холодная церковь с 12-ю
колоннами, которую местный совхоз приспособил для ссыпки и хранения
зерна.
Иконы, подсвечники, аналои, вся церковная утварь,
рукописные книги — всё было
свезено в одну из лавок торгового корпуса, а затем расхищено. Потом
нача-ли по камням растаскивать собор.
В 1967 году, после 150-летнего существования, выдающийся памятника XIX ве-ка, Спасо-Преображенский собор, был окончательно
уничтожен — снесли то, что от
него оставалось. На месте холодной церкви в 1970 году построили двух-этажное здание.

Часовня на месте Спасского собора, 2008 г.
В новой России всё произошедшее было переосмыслено. В 2003
году глава мест-ного самоуправления А. Свищев
предложил построить на месте храма часовню. Идея была поддержана главой Пензенской епархии
РПЦ владыкой Филаретом,
местными и областными властями,
Спасским землячеством Москвы ... На большее
— на то, что когда-то
сделали предприниматели-купцы и малограмот-ные жители небольшого Спасска
вместе с крестьянами
окружающих город дере-вень,
— пока местное сообщество не готово ...
|