Дом купцов-старообрядцев Вихровых в
Спасске.
С начала 1920-х годов и по настоящее время
— райотдел милиции.
СТАРООБРЯДЦЫ В СПАССКОМ УЗДЕ
В сороковых годах XVII
века в Москве сложился кружок ревнителей древнего
благочестия, в который вошли Аввакум, царский постельничий
Федор Ртищев, будущий патриарх Никон и другие. Они
стремились к исправлению церковных обрядов и книг, нравов
духовенства, старались охранить церковь от светского влияния.
Взгляды ревнителей разошлись по вопросу об исправлении
богослу-жебных книг и приведению к единообразию церковных обрядов.
Сторонники Аввакума полагали, что образцом должны служить
древнерусские церковные книги, а последователи Никона
настаивали на греческих образцах для измене-ния текстов и обрядов.
Никон, став патриархом в 1652 году, произвел реформы, а
Аввакума выслали из Москвы. Церковный собор в 1666-1667 годах
осудил противников реформы, назвав их богохульниками. Аввакум,
завещавший «сто-ять в вере непоколебимо», был сожжен.
Часть русского общества (крестьяне, посадские, казаки, стрельцы и
некоторые бо-яре) посчитали реформу Никона ересью,
направленной против истиной «старой веры», особенно противились
замене двуперстного крестного знамения на трое-перстное. Сторонники
«старой веры» называли себя старообрядцами, старове-рами. Сторонники
Никона называли их раскольниками, подвергали наказаниям.
Опасаясь преследований, часть староверов уходила в глухие места
России — на Север, в
Сибирь, на юго-восточную окраину, в т. ч. на нынешнюю
территорию Пензенской и Тамбовской областей. Известный
историк-краевед, кандидат бо-гословия, профессор А. Л. Хвощев
изучал проблему пензенского старообряд-чества. Он
считал, что старообрядцы
прибыли на пензенскую землю из Тамбов-ской и
Нижегородской губерний : «Положительно известно, что
керженские скитники по дороге на ярмарку в Ломов рассеивали
семена раскола».
Идеологическим центром староверов в Поволжье стал город
Вольск Саратов-ской губернии.
В Спасском уезде старообрядцы проживали общинами в г.
Спасске, селах и де-ревнях : Липлейке, Хомутовке,
Кириллове, Дракине, Салазгорье, Покассах,
Полянах, Булдыгине. В Наровчатском уезде
особо известны в этом отноше-нии села : Абашево, Свищево,
Паны, Вьюнки.
Православные священники и светская власть вели неутомимую борьбу с
расколь-никами. При проведении губернатором Бахметевым
ревизии города
Спасска и уезда в 1800 году крестьяне г. Спасска
"произвели буйство". Местные священ-ники жаловались ему на
"неизвестных без всякого вида людей, проживавших у экономических
крестьян", которые подбивают их не ходить в церковь и не
спра-влять религиозных таинств. Часть их, в т. ч. волостной голова,
были взяты под арест. "Но как только сие было исполнено, то
пришли к квартире губернатора до двухсот человек, и с шумом и
дерзостью требовали, чтобы голову освобо-дили или всех их взяли под
караул". Буйство прекратилось, когда главные бунтов-щики, а в их
числе священники-старообрядцы были схвачены и посажены в местный
острог.
В Спасске в начале XIX века было
зарегистрировано 50 раскольников, «часть оных в церковь не ходит
и священнослужителей в свои дома ни с какими пот-ребами
не призывают; другие же только в церковь не ходят, а прочие потребы
справляют и называют свою секту поповщиной». По сведениям
Спасо-Преоб-раженского храма
раскольников в 1822 году в Спасске было 395 мужчин и 474
женщины, что ближе к истине.
Изолированное существование староверов, отсутствие священников,
особенно в дальних селах, способствовало выделению из их среды беспоповцев. В своей об-щине они самокрестились, вели свой счет от
сотворения мира, среду считали за воскресенье, а воскресенье за
четверг. Пасху праздновали в среду. Это было ха-рактерно для
части абашевцев. Старообрядцы-поповцы совершали религиозные обряды с
помощью временно приезжающих священников. Выписка их осуществ-лялась
из Москвы через спасскую общину, в столице значительная часть
мос-ковских купцов стояла за старую веру, располагала определенным
количеством разъездных пастырей. Приезжий священник непременно
прибывал в Спасск, а затем в села Спасского и
Наровчатского уездов.
По распоряжению властей в 30-х годах XIX века в губерниях созданы
комитеты о раскольниках, в которые входили губернатор, местный
архиерей и жандармский штаб-офицер. Усилился официальный гнет
старообрядческих общин. В 1837 году Спасский земский
суд рассматривал дела о возможности совершать требы
рас-кольниками. К суду привлекался священник села Новая
Потьма Тимофей Си-доров и купцы Карасев и
Пресняков, которые подговаривали его бежать от су-да в
монастырь к старообрядцам в Саратовскую губернию. В
деревне Липлей-ка обвинялись в 1836-1840 годах 38 семей,
перечисленных поименно, за совер-шение старообрядческих треб.
По сообщению спасского городничего в 1856 году в Спасске
значились 2 дере-вянные старообрядческие часовни, из которых одна
была запечатана. Кстати ска-зать, имена известных спасских купцов
Карасевых, Пресняковых, Филиппо-вых, Соболевых,
Турусовых, Вихровых и других принадлежали к
старообряд-ческим семьям,
которые ко второй
половине XIX века частично сблизились с пра-вославной
церковью, образовав
разрешенные к тому времени единоверческие об-щины, коим дозволялось открывать
свои культовые здания, где богослужения совершались по
старопечатным книгам, храмы освящались по старым обрядам, священники выбирались прихожанами. Освящались храмы и молельни во
имя Николая Чудотворца и получали название
Никольских. К 70-80-м годам XIX века единоверческие общины
укрепились, увеличилось число прихожан. В Спас-ске их уже было
около тысячи, в Абашеве —
более 600.
Известно, что в Спасске в 1872 году сгорела староверческая
часовня, поэтому служба проходила в доме купца Киприана
Васильевича Карасева, а после его смерти в 1878 году
— у купца Филиппова, с
1880 года — у Ивана
Васильевича Вихрова. Остро стоял вопрос о возведении
нового здания. При финансовой по-мощи прихожан купец Григорий
Васильевич Карасев одно из своих зданий (ныне корпус
аграрного техникума) перестроил под единоверческую церковь в 1883
году, освященную во имя Николая Чудотворца. Ею
пользовались 77 при-хожан. 6 января 1883 года в этот храм был
рукоположен священник Кирилл Фролович Абрамкин,
1836 года рождения, он проживал в собственном доме в Спасске,
за усердную службу был награжден набедренником в 1893 году.
Со стороны Спасска беспоповцы и поморы проникли в села
Жуково, Слаим, Лачиново, Ширингуши, но
нигде раскольники закрепиться не смогли. Более-менее
стойкие позиции у
старообрядцев поповского
толка сложились в с. Булды-гино,
где в 1870-х было выявлено и легализовано 110 раскольников
поповского толка, предположительно австрийцев-«окружников»: в пользу
этого соображе-ния говорила терпимость, с которой к ним относились
как прихожане, так и цер-ковные и светские власти. В 1874
булдыгинские старообрядцы даже получили разрешение на строительство
собственного молитвенного дома. В с. Покассы в 1880-х
объявились 20 беглопоповцев, все они оказались пришлыми,
переселен-цами; их радикализм имел следствием то, что приход отнесся
к чужакам и их агитации с полным равнодушием. Никто из местных
крестьян в раскол не совра-тился, а старообрядческая община
оказалась в изоляции, хотя и открыла здесь вскоре после появления
свою церковь.
В 1900-х годах единоверческие храмы были открыты в Хомутовке
(200 прихо-жан) и Кириллове. В этих селах находились значительные единоверческие об-щины.
Много хлопот светской и духовной власти доставляло село Абашево.
Пензен-ские епископы Варлаам и Антоний неоднократно
обращались в 1861-1864 годах к губернатору с вопросом о принятии мер
к крестьянам села, находящимся в рас-коле. Крестьян С.
Блинова, Ф. Суркова, Ф. Яковлева
обвиняли в подговоре абашевцев о перемене веры, в венчании (в
Москве) раскольничьим попом и крещении детей по старообрядческим
канонам. Олимпий Петров обвинялся в содержании
молельни в своем доме. Архипастыри призывали губернатора обра-тить
особое внимание на рост раскольников (1857 г.
— 28 человек, к 1861 г.
— 108 человек), требовали, чтобы
уездный земский суд держал строгое наблюдение за раскольниками.
Предлагались меры : браки вне православной церкви считать блудом и
разлучать семьи, детей объявлять незаконнорожденными, не давать
паспортов на выезд из села в течение 3-х лет. Миссионером в село был опреде-лен протоиерей Корнеев. Крестьян-староверов отправляли
в духовную консис-торию на «увещевание», но оно не приносило
результатов.
В 1883 году в селе была построена и через два года освящена
Никольская еди-новерческая церковь. Священником стал
Даниил Иванович Маненин, из кре-стьян,
образование домашнее. Приезжавший в село Липяги известный
философ Владимир Сергеевич Соловьев
интересовался личностью Даниила Иванови-ча, бывал у
него в Абашеве, беседовал и спорил с ним по вопросам веры,
при-сылал в письмах приветы. Результатом идейных споров с отцом
Даниилом яви-лась серия статей В. С. Соловьева о
старообрядчестве и церковном расколе. «Для Даниила
Ивановича пишу целую диссертацию»,
— сообщал он в письме к местному
священнику К. И. Певницкому в село Липяги.
Священник Ефим Куликов, описывая историю храма и села
Абашево, коснулся и старообрядцев, называя их «беглопоповщинской
сектой». В селе к началу XX века их было, по его сведениям, 158
человек, они мирно уживались с православ-ными жителями. Он называет
семьи Абрамовых, Блиновых, Манениных,
Фе-клушиных, Зоткиных, Языковых, Фоталкиных,
Фирсановых, Матвеевых, отмечает крепость их веры и
твердую нравственность. Помещик П. А. Хохлов, имея в селе
кирпичный завод, проделал такой эксперимент. «Если кто не при-дёт
на Пасху в церковь, то будет целый день возить из оврага
песок в эконо-мию», — заявил
он крестьянам. Все староверы принялись с утра за работу, и их
оставили в покое. День Пасхи у них не совпадал с православным
праздником. Е. Ф. Куликов в своей статье отмечал, что
большинство учеников в местной школе —
дети староверов.
.
В 1905 году на волне революционных событий Комитетом министров было
принято «Положение об укреплении начал веротерпимости», упростившее
поря-док регистрации старообрядческих общин и открытия ими культовых
зданий. В 1930-е годы все единоверческие церкви и молельни, как и
православные храмы, закрылись, а в 1970-х годах православная
церковь официально сняла со старове-ров анафему.
|