О районе
Администрация
Депутаты
района
Деловая жизнь
Культура и образование
Здравоохранение
Общественные организации
Отдых и туризм
Новости Мокшень
English
Français
Древне-
мордовcкая
легенда
о сотворении
мира
Прапредки
мордовcкого
народа
I-IV века :
появление
древнемордовских
племён
Мордовия
в IV-IX веках :
времена Тюшти
Мордовия
в XI-XII веках :
лавирование между
войной и миром
Мордовия
в XII-XIII веках :
инязор Пургас воюет
за
Нижний Новгород
и
сопротивляется
монголам
Мордовия
в XII-XIII
веках :
инязор Пуреш воюет
с
русскими и половцами
и покоряется монголам
Мордовия
в XIV
векe :
инязор Алабуга
воюет с Русью
Мордовия
в XIV-XVI
веках :
вхождение в состав
России
Мордовия
в XVI
веке :
мордва участвует
в
завоевании
Казанского
ханства
Мордовия
в XVII
веке :
князь Баюш
громит степняков
Мордовия
в XVII
веке :
мордовские воины
помогают Минину и
Пожарскому
Мордовия
в XVI-XVII веках :
пограничная служба мордвы в "диком поле"
Крещение
мордвы
Краткая
история
зубовополянской
земли
|

А. Прохоров. Рисунок из книги "Зубова
Поляна".
ИСТОКИ ЭТНОСА
:
ПРАПРЕДКИ МОРДОВСКОГО НАРОДА
Как
возникал и формировался мордовский народ ? Как появился он на страницах
многовековой истории человечества ?
Мордва
— народ финно-угорской языковой семьи. В далеком прошлом все
финно-угры жили рядом, в пределах единой территории. Этот вывод
общепри-нят в науке и исходит из исторической реальности
«финно-угорского единст-ва». Но где
точно размещается прародина финно-угров — вопрос, остающийся до сих
пор нерешенным. Пока можно представить себе проходившие в глубокой
древности процессы лишь в общих чертах.
8000
– 6000 лет
назад
Прародиной
всех финно-угорских народов были районы пограничья двух
кон-тинентов — Европы и Азии. Именно здесь в Приуралье
и Волго-Камье в VI—IV тысячелетиях до нашей
эры существовала прауральская этническая общ-ность. Это были
племена, культуру которых археологи называют урало-камс-кой. Они
были рыболовами и охотниками. Их численность, вероятно, составля-ла не
миллионы и даже не сотни тысяч, а в лучшем случае десятки тысяч чело-век.
Поэтому поселения на этой огромной территорий отделялись сотнями
кило-метров. Лишь во время охотничьих странствий возникали кратковременные
кон-такты между отдельными родами.
6500 лет
назад
В середине
IV тысячелетия до нашей эры прауральская этническая общность
распалась. Пришельцы с юга раскололи ее надвое : можно предположить, что
таким образом обособились прафинноугры и прасамодийцы.
6000
– 5000 лет назад
IV—III
тысячелетия до нашей эры — эпоха неолита, нового ка-менного века — именно
тогда появилась техника изготовления орудий из камня с помощью шлифования, пиления и сверления. Появились и новые формы орудий — топоры,
долота, резчики и т.д. Жизнь людей изменилась коренным образом. Примерно к эпо-хе этого времени относятся археологические находки — кремне-невые ножи и
проч. — и следы стоянок древнего человека на тер-ритории нашего района
возле озера Имерка. Здесь же была обна-ружена и медная фигурка —
голова медведя. Это говорит о зна-комстве людей, живших здесь
чуть позже, с медно-литейным про-изводством. |

Волосовец. Реконструкция
М. Герасимова |
5000-4900 лет назад
Эти
процессы именуют «неолитической революцией». Видимо, именно она при-вела к
тому, что волго-камские неолитические племена в конце III–начале
II тысячелетия до нашей эры выделили из своей среды волосовцев.
Волосовские племена, скорее всего, были потомками северных
индоевропей-ских племён. Хотя остаётся и взгляд на них, как на финно-угров. В Мордовии их
стоянки обнаружены археологами у сел Волгапино, Новый Усад,
Ширингуши.

Предметы жизнедеятельности
фатьяновской культуры и тип человека этой эпохи (реконструкция). |
Жили люди
той эпохи в больших прямо-угольных землянках, соединенными пере-ходами.
Были они охотниками и рыболо-вами, но с течением времени всё боль-шую роль в
их жизни стали играть живот-новодство и земледелие.
На смену
каменному веку шел век брон-зовый. Открытие плавки и обработки ме-таллов
привело к улучшению жизни лю-дей, следом росла их численность.
На рубеже III и II
тысячелетий до нашей эры эти процессы привели к перемеще-ниям
скотоводческих племен южнорусс-ких степей на север и северо-восток.
По-явились пришельцы и в мордовском крае. |
Это были
фатьяновцы (названы
по могильнику у деревни Фатьяново Ярослав-ской области). Они не были финно-уграми, как местное
население, а представ-ляли
древнебалтийскую ветвь индоевропейцев. Видимо, поэтому долгое вре-мя
контактов между пришельцами и аборигенами не было, а селились они на
вы-соких, удобных для обороны местах.
3500 лет
назад
Следом за
фатьяновцами в середине II тысячелетия до нашей эры пришли
аба-шевцы, немного позднее — племена сру-бной культуры
(названа по характерным бревенчатым сооружениям в могилах). Племена
этой культуры участвовали в формировании киммерийцев и
позднее скифов.
Волна за волной
накатывались пришель-цы. Не всегда взаимоотношения с ними были
мирными, но схватки и бои чередо-вались с затишьем, с развитием
торговли, взаимовыгодного обмена.
В 1893 году
у села Сабанчеева крестьяне нашли свидетельство этому — клад эпо-хи
бронзы, ныне хранящийся в Государст- |

Полуземлянка. Жилище племён
срубной культуры. Реконструкция.

Сруб под погребением. |
венном
Эрмитаже в Санкт-Петербурге,
— топоры-кельты, наконечник копья, два ножа,
кинжал, шейная гривна. Следы происхождения
некоторых из этих ве-щей уводят далеко от Среднего Поволжья — на запад Украины.
2700 лет – 2000 лет назад
Пришельцы... Рано или поздно они растворялись в местном населении,
обога-щали его культуру, сами обогащались. К I тысячелетию до нашей эры
этническая пестрота средневолжских земель исчезла. На обширных
пространствах жили только финно-угорские народы. Их культура
археологами называется городец-кой (или культурой городищ
"рогожной керамики") и датируется VII веком до нашей эры —
началом нашей эры. Названа так по городищу около г. Спасск-Рязанский,
раскопанному в 1898 г.

Скифские воины.
Реконструкция. |
Строй
племен городецкой культуры был патриар-хально-родовым, но
женщины играли ещё большую роль. Семьи пока не стали экономически
самостоя-тельными, поэтому хозяйство велось сообща. Суще-ствовала и
коллективная собственность.
На севере и
северо-западе племена городецкой куль-туры соседствовали с
родственными им по языку и культуре дьяковскими племенами.
На юге и юго-за-паде — со скифами, отношения с которыми были
отнюдь не идиллическими. Скифы
охотно нападали на городецкие племена, захватывали рабов,
жгли го-родища. С кочевавшими на юго-востоке племенами савроматов, а затем
сарматов отношения также бы-ли натянутыми.
|
Городецкие племена жили в очень сложных условиях. Тяжёлым трудом
добывали люди той эпохи себе пропитание. Земля их не была богата
металлами, необходимыми для изготовления орудий труда и оружия.
Следы их материальной культуры в нашем районе обнаружены в
Каргашинском городище : украшенная наколками- тычками
глиняная посуда. Хозяйство их было комплексным, они занимались
охотой, рыбалкой, земледелием, по сравнению с людь-ми предыдущих
времен у них возросла роль скотоводства.
2000 лет
назад
На рубеже
нашей эры городецкая культура «переросла» в
древне-мордовскую. Далее ....
|

Мужчина городецкого племени.
Реконструкция М. Герасимова |
По
материалам В. Юрченкова |