|
Историко-этнографический сайт
|
||
О районе
Древне-
I-IV века :
Мордовия
Мордовия
Мордовия
Мордовия
Мордовия
Мордовия
Мордовия
Мордовия
Мордовия
Мордовия
Краткая
|
"ОДНАЖДЫ ЧАМ-ПАЗ СОТВОРИЛ ПТИЦУ..." Как древние предки мордвы представляли себе сотворение мира
жало и наших предков ? История. Легенды и мифы рассказывают нам о том, что чувствовали люди из далекого прошлого, о чем думали и мечтали. А вещи, най-денные археологами, поведают о том, как они жили. В старой мордовской песне повествуется о начале начал, истоках, сути жизни :
Земля появилась — обычай появился, В этих словах воплощена народная мудрость, осознание того, что традиция, обы-чай — основа жизни. Кажется, что так было испокон веков. Но мысль эта не всегда являлась верной. Ведь было время, когда все только-только начиналось. И об этом времени поведал нам миф. Когда-то во вселенной никого и ничего не было. Хаос царил в мире. И был в это время владыкой вселенной могучий Чам-паз. И создал он воды, но было это безбрежное море мёртвым. В тоске скитался могучий Чам-паз по этому безжиз-ненному миру, ещё не ведал он своей силы, не знал, что каждое его действие мо-жет стать творением нового. Но однажды сотворил он Птицу, большую Птицу, Великую Птицу :
Красивы ее ноги, светится оперенье, И повелел Чам-паз Птице нырнуть на дно мирового океана, достать кусочек ила. И исполнила Птица волю Чам-паза, и сотворил Чам-паз из кусочка ила землю. Тонкая-тонкая она получилась, идёшь, и качается. Второй раз нырнула Птица на дно, еще раз достала кусочек ила. Сделал из него Чам-паз высокие го-ры. Укрепилась земля на спинах трех рыб. Первой рыбе имя севрюга, а второй имя — белуга, имя третьей рыбы — осётр.
Земля зародилась — Сотворил Чам-паз и небо, а звезды, как камни, были внизу. Чам-паз собрал их, рассеял по небу так, что получился Млечный Путь. Теперь по нему сверяют свой полет птицы. И тянется этот птичий путь вокруг света. Так земля и небо возникли. На только что созданной земле выросло Великое Дерево — могучий Дуб.
Во всю ширь земли толщина его, На то Великое Дерево села Великая Птица. Три яичка она снесла, три птенчи-ка она вывела, три птенчика она высидела. Первый птенец — кукушонок, второй птенец — жаворонок, третий птенец Великой Птицы — соловей. Соловей по-летел в кусты, в большой ивняк, кукушка полетела в лес, на большое дерево, жа-воронок полетел в большое поле, в хлеба. Чам-паз породил двух богов. Первоначально своего антипода — Идемевсь. И вобрал тот в себя зло мировое, воплотил силы темные. Проклял его Чам-паз и изгнал на дно морское, в преисподню, чтобы палил его огонь на веки веков. Породил Чам-паз и мать-богиню — Анге-патяй. Вобрала она в себя добро ми-ра, его светлую сторону. Трёх богинь, трех сестер породила Великая Птица. Хозяйку воды — Ведь-аву, хозяйку леса — Вирь-аву, хозяйку поля — Норов-аву. Поселилась шёлковолосая Ведь-ава в озерах и реках, в глубоких местах, а Вирь-ава в лесу освоилась. Норов-ава в поле затерялась, в хлебах. Родились и другие боги. Поселились они на земле. Земля в ту пору была обиль-ной : леса, реки, птицы, звери. Покровительствовала им Анге-патяй. Вначале она повелела, чтобы рождались детеныши ежедневно. Но вскоре земля переполнилась живыми существами, и взмолились они, жалуясь на тесноту. Послушала их мать-богиня, и с тех пор рас-тения, птицы и звери, рыбы только раз в год дают потомство. Плодородной была земля и густозаселенной, не было только людей. Шел Чам-паз по лесу, увидел пенёк, говорит ему : «Кто там ?» Отвечает пенёк : «Я». Чам-паз попросил : «Принеси воды». Пенёк ответил: «Не могу ни ходить я, ни брать». — «А ты попробуй»,— говорит могучий владыка. Стал пенёк шевелить-ся, появились у него руки и ноги, протёр он глаза, видеть стал. Принёс он воды Чам-пазу. Так возник первый человек. А вскоре людей стало много. Появились народы, племена. Такова мифологическая версия происхождения мордовского народа, которую в своё время представил известный этнограф XIX века П. И. Мельников, и ко-торая имеет своих сторонников и среди современных мордовских учёных, на-пример, В. Юрченкова.
Другие же придерживаются иной модели, иного мифа.
Например, видный со-временный учёный Н. Ф. Мокшин считает, что : По мифологическим воззрениям мордвы, земля четырехугольна, в каждом из уг-лов стоит серебряный столб. Столбы эти «друг с другом не встречаются, друг с другом не видятся». В этой связи большой интерес представляет миф «Земля ро-дилась — обычай родился». Начало : «Земля родилась — обычай родился, на зем-ле родилась зеленая трава, как посмотрел Нишкепаз, земля-матушка разукра-силась, ещё раз дал на землю чёрного леса, темного леса, смотрит Нишкепаз на землю, земля-матушка разукрасилась, затем Нишкепаз думал-думал, некому ле-са рубить, некому луга косить, несобранным лес гниет, нескошенной трава ва-лится; смотрит Нишкепаз, сам думает, дам я землю человеческую душу, чело-веческий род, сначала выпущу эрзянский народ, сначала выпущу эрзянский язык, эрзянский обычай. Выпустил Нишкепаз эрзянский народ, этот народ сильно вырос-увеличился, на семь сел они размножились, жили-жили семь сел эрзян и начали эрзяне драться, начали эрзяне ругаться. Из-за чего они дерутся-ругаются ? Из-за земли они де-рутся и ругаются, еще дерутся эрзяне от того, что не могут разделить между собой лес, не могут скосить луга ...». Далее в мифе говорится о том, как эрзяне избрали себе инязора, который поделил между ними леса и луга ...» Таковы мифы, таковы были представления древнемордовского народа о проис-хождении окружающего мира и своём месте в нём. А как обстояло дело на са-мом деле ? Как возник, формировался и развивался мордовский этнос ? Далее ... По материалам В. Юрченкова, Н. Мокшина | ||
История этнонима "мордва" Религиозные представления древней мордвы Мифология мордвы Традиционные обряды Праздники-моляны Община Мордовская семья Матримониальные обычаи мордвы Мордовские языки Мордовские имена Мордовские названия населённых пунктов Мордовский национальный костюм Танцевальная культура мордвы Мордовская кухня Мордовская народная медицина Мордва глазами иностранцев в VI-XVIII веках Российские этнографы о мордве в XVIII-XIX веках Были о мокшанских богатырях Мордовский фольклор |