"Местность,
именуемая Каменнобродским приходом, принадлежит к Покровской церкви села
Каменного Брода, что в Красно-слободском уезде Пензенской губернии.
Лежит она от своего города в 30 верстах на север и состоит кроме села из
семи дере-вень : Бутырки, Урейские Выселки, Полочино, Большой Уркат,
Каржиманы, Малый Уркат и Мельсан. В самом селе и в Бу-тырках с Урейскими
Выселками живут русские крестьяне, а в прочих деревнях все мордва
мокшанского наречия. Русские и мордва далеко не сходятся между собою в
употреблении своих народных одеяний.
Начнем с русских одеяний. Русские бабы и девки не взыскательны в
нарядах. Кроме цветных бумажных платков на голове, круглошироких медных
серег в ушах и дутых бус или янтаря на шее, ничего почти с базара у них
не увидишь. Домашних прос-тых овец шкура и шерсть, пенька и лен — вот
весь материал для зимнего и летнего платьев. Зимою наряжается русский
жен-ский пол в шубу, а летом в зипун и сарафан с рубахою. Шуба шьется
обыкновенно из дубленых домашних овчин с опунькою кругом без воротника и
с мелкими сборами на пояснице; а зипун кроме того от плеч по шву и до
самых сборов на пояснице уби-рается двухцветными из шерстяного гаруса
полосками, законченными и сверху, и снизу кружками в медный пятак
величины.
А об обуви здесь, кажется, и говорить не стоит. Она очень незатейлива и
даже, можно сказать, скаредна. Онучи в простых лап-тях, обернутые черною
суконкою и конопляными сборами, — вот и вся прикраса для ног женских.
О мужских русских костюмах не упоминается потому, что они точь-в-точь во
всем сходны с мордовскими, которые будут опи-саны ниже.
Переходим к одеяниям мордовским. Разбор верхнего платья, которое носит
мордва зимою, не подлежит различию между муж-ским полом и женским.
Дубленые полушубки — недлинные, сшитые назади со сборами, а напереди
офигурированные черным гарусом и синими нитками с сурковою опушкою в
полах и на ожерелье, также из черного самодельного сукна чепаны с
плисо-вою обложкою вокруг шеи — суть самые лучшие наряды для того и
другого пола. У мужчин сверх полушубка с чепаном есть еще так называемый
шушпунь.
(Шушпунь есть исключительная принадлежность
мордвы. Русские ни в каком поле и возрасте его никогда не употребляют. —
примеч. авт.) Сшитый наподобие короткого чепана из толстого
полотна, он служит при лесной или домашней работе мордвина защитою шубы
и зипуна. Но летом это преимущество мужчин всегда переходит на женский
пол.
Мужчины в летнее время, кроме красной ситцевой или белой самотканой
рубахи с пестрым ожерельем, с прорехою к левому плечу и с красными на
плечах, подоле и рукавах каймами, никакого особенного платья в наряд не
употребляют.
Напротив, женский пол сверх рубахи имеет еще и шушпунь из льняного
полотна, обшитый в подоле и рукавах сплошными рядами красной бумаги,
разноцветных шелковых лент и мишурного позумента. Сего еще мало, кроме
шушпуней в каждом возрасте и состоянии женского пола употребляются и
другие многознаменательные наряды. Подробность таковых нарядов скорее
можно видеть на молодой бабе и на взрослой девке, которая
преимущественно пред прочими возрастами соблюдают все возможные уборы в
своем костюме. Итак, вот наряд мордовки.
1. Платка, или иначе сорока, — высокая двухугольная кичка
на голове из белого полотна с широкою лопастью на затылке. Она убирается
разными материалами в следующем порядке : спереди вышивается
разноцветными шерстяными узорами и мишурными в блестках нитками (у иных
шерстяные здесь узоры заменяются часто широким серебряным гасом с тремя,
на самой вершине под пуговками, бантиками), а в том месте, которое
прикрывает несколько лоб, унизывается часто в виде жем-чуга прошивками,
смешанными с разными фигурками, и испещряется шелковыми с узким гасом
лентами и селезневыми из хвоста в ряд косичками.
Задняя же сторона ее, имеющая в верху лоскут ситца, облагается по бокам
красным кумачом, который, образуя в середине ни-чем не убранный
параллелограмм, офигурировывается мишурными нитками с шерстью.
(Кичка, или сорока есть исключитель-ная принадлежность баб, а к
девичьему наряду она не подходит. Вместо кички девка в числе прочих
нарядов надевает на голову с вы-пуском на спину заплетенной косы,
унизанной широкими медными бляхами, так называемую «парьхця руця».
Убранство ее состоит кругом из разноцветных лент, позумента, мишурных
ниток, мелких пронизок, Селезневых из хвоста косичек, как и на женской
кичке. — примеч. авт.)
2. Пилькст —это оловянные или медные серьги в ушах с
продолговатыми стеклярусными в завитой проволоке привесками и с
гусиными, растертыми в муке с окраскою, пушками.
3. Сёконят — это кисти при ушах, унизанные сверху в два ряда меж
сгруппированных мишурных ниток белыми раковинами, а к низу в 10 ниток
разноцветным в теньках стеклярусом (тенькою называется битая в листок
наподобие мелкой монеты медь), пересеченным в двух местах медными
цепочками. Они прикрепляются к убранному пронизками венку, который
надевается на лоб так, что обхватывает уши и опутывает затылок.
4. Панар, или иначе тонкая белая рубаха. Узкая длинная с прорехою
против груди без обшивки на шее, по краям окаймленная шитьем и вышитая
на рукавах и плечах шерстяными разноцветными узорами, а от сих чрез
лопатки по спине и на каждом шве до самой широкой каймы подола — синею
шерстью (мордовки носят рубаху без сарафана, который сроден одному
женскому полу русских крестьян).
5. Кирмиж — карчиня — медный перевитый проволоками, весь в
пуговицах с висячими крупными пронизками и на медных цепочках с теньками
— имеет форму кругообразную с длинною в средине иглою; он служит
посредством иглы застежкою руба-шечной на грудь прорехи.
6. Каркс — пояс : вытесьменный дощечками из простой разноцветной
шерсти в 1/4 вершка ширины с унизанными из стекля-руса на концах
кистями, он, перевиваясь в два приема под животом и держа при бедрах
шерстяные кисти, к низу раздвоенные и унизанные сперва кольцами и
бляхами, потом в два ряда раковинами, а затем мелкими разноцветными
пронизками в нит-ках, — прижимает к телу собранную спереди сумою, а
сзади морщинами длинную рубаху мордовки.
7. Стамедна — это красный шалоневый кушак. Он, ложась на животе,
прикрывает несколько выпущенную из-под пояса суму рубахи, а также
придерживает привешенные к бедрам за пояс шерстяные, с помянутым убором
длинные кисти и так называе-мые «мазы руця», расстеленные большою массою
вокруг пояса.
8. Каштазонь цивкс, иначе наплечник, — сплетенный дугообразно
нитками в разноцветных мелких пронизках, с длинным пе-ревалом на спину,
унизанным меж сгруппированных мишурных ниток, в несколько продольных
рядов, пересеченных по мес-там медными бляхами в проволоках, — белыми
крупными раковинами с висячими в конце мелкими пронизками, он
возла-гается на плечи и, расстилаясь по груди всей и спине, служит
круговым украшением мордовки.
9. Ярмаконь пилькст — это две длинноватые из сшивного холста с
дугообразными концами лопасти, унизанные с боков нес-колькими рядами
разноцветных мелких пронизок, а в середине — мельчайшим серебряным
битьем, и обложенные в нижних концах медными пуговками, держащими по три
крупные пронизки с перевитыми наглухо поперек проволоками и с разными на
медных цепочках привесками. Они надеваются на шею посредством пришивного
к верхним концам ремня и служат укра-шением груди мордовки. Впрочем,
часть этого наряда в большинстве своем исчезает.
10. Оцю крест ведьме, или попросту большой гайтан,
унизанный весь одинаково узорчато на сшивном в полтора вершка шири-ны
холсте разноцветными маленькими пронизками и, соединяясь посредством
нескольких пронизочных ниток с двумя внизу концами, увешанный на
цепочках теньками, старинными копейками, крестиками, сросшимися орехами,
медвежьими костями, человечьими в пучках волосами, разными позвонками и
всякой всячиной, — он, подобно хомуту, надевается на шею и носится на
поверхности всех обозначенных нарядов.
11. Наконец, серге — это ни что иное, как вытканный из
разноцветной шерсти полосатый кушак. Им обертываются при кресто-образной
перевивке ременных обор, сверх онучного, обутые в прямые с маленькою
головкою лапти.
Обыкновенное же платье летнее женского пола состоит из той же формы и из
того же покроя, как и нарядное, только с тем различием, что тут нет ни
особых уборов на кичке, нет ни длинных кистей при ушах, нет ни
разнообразных навесов на шее, нет ничего, что относится к нарядному
убранству тела мордовки.
В дополнение нельзя пройти здесь молчанием и того, что женский пол
мокшан никогда не оставляет носить, как в нарядном, так и в обыденном
платье, из посконного полотна понкст, или, по-нашему, порты с двумя по
обоим бокам завязками".
Опубликовано : "Описание народных одеяний, носимых
русскими и мордвою,
живущими в окрестностях села Каменный Брод
Краснослободского уезда Пензенской губернии".
Московские университетские известия. 1868. № 4. С. 327 — 333.
Статьи о мордовском народе российских учёных и этнографов XVIII-XIX
веков
На первую страницу
|