Девушка-мордовка. Фото М. Евсевьева. Начало XX в.

А. Примеров

Одежда Каменнобродских русских и мордвинов

(статья 1868 г.)

"Местность, именуемая Каменнобродским приходом, принадлежит к Покровской церкви села Каменного Брода, что в Красно-слободском уезде Пензенской губернии. Лежит она от своего города в 30 верстах на север и состоит кроме села из семи дере-вень : Бутырки, Урейские Выселки, Полочино, Большой Уркат, Каржиманы, Малый Уркат и Мельсан. В самом селе и в Бу-тырках с Урейскими Выселками живут русские крестьяне, а в прочих деревнях все мордва мокшанского наречия. Русские и мордва далеко не сходятся между собою в употреблении своих народных одеяний.

Начнем с русских одеяний. Русские бабы и девки не взыскательны в нарядах. Кроме цветных бумажных платков на голове, круглошироких медных серег в ушах и дутых бус или янтаря на шее, ничего почти с базара у них не увидишь. Домашних прос-тых овец шкура и шерсть, пенька и лен — вот весь материал для зимнего и летнего платьев. Зимою наряжается русский жен-ский пол в шубу, а летом в зипун и сарафан с рубахою. Шуба шьется обыкновенно из дубленых домашних овчин с опунькою кругом без воротника и с мелкими сборами на пояснице; а зипун кроме того от плеч по шву и до самых сборов на пояснице уби-рается двухцветными из шерстяного гаруса полосками, законченными и сверху, и снизу кружками в медный пятак величины.

А об обуви здесь, кажется, и говорить не стоит. Она очень незатейлива и даже, можно сказать, скаредна. Онучи в простых лап
-тях, обернутые черною суконкою и конопляными сборами, — вот и вся прикраса для ног женских.

О мужских русских костюмах не упоминается потому, что они точь-в-точь во всем сходны с мордовскими, которые будут опи-саны ниже.

Переходим к одеяниям мордовским. Разбор верхнего платья, которое носит мордва зимою, не подлежит различию между муж-ским полом и женским. Дубленые полушубки — недлинные, сшитые назади со сборами, а напереди офигурированные черным гарусом и синими нитками с сурковою опушкою в полах и на ожерелье, также из черного самодельного сукна чепаны с плисо-вою обложкою вокруг шеи — суть самые лучшие наряды для того и другого пола. У мужчин сверх полушубка с чепаном есть еще так называемый шушпунь.
(Шушпунь есть исключительная принадлежность мордвы. Русские ни в каком поле и возрасте его никогда не употребляют. — примеч. авт.) Сшитый наподобие короткого чепана из толстого полотна, он служит при лесной или домашней работе мордвина защитою шубы и зипуна. Но летом это преимущество мужчин всегда переходит на женский пол.

Мужчины в летнее время, кроме красной ситцевой или белой самотканой рубахи с пестрым ожерельем, с прорехою к левому плечу и с красными на плечах, подоле и рукавах каймами, никакого особенного платья в наряд не употребляют.

Напротив, женский пол сверх рубахи имеет еще и шушпунь из льняного полотна, обшитый в подоле и рукавах сплошными рядами красной бумаги, разноцветных шелковых лент и мишурного позумента. Сего еще мало, кроме шушпуней в каждом возрасте и состоянии женского пола употребляются и другие многознаменательные наряды. Подробность таковых нарядов скорее можно видеть на молодой бабе и на взрослой девке, которая преимущественно пред прочими возрастами соблюдают все возможные уборы в своем костюме. Итак, вот наряд мордовки.

1. Платка, или иначе сорока, — высокая двухугольная кичка на голове из белого полотна с широкою лопастью на затылке. Она убирается разными материалами в следующем порядке : спереди вышивается разноцветными шерстяными узорами и мишурными в блестках нитками (у иных шерстяные здесь узоры заменяются часто широким серебряным гасом с тремя, на самой вершине под пуговками, бантиками), а в том месте, которое прикрывает несколько лоб, унизывается часто в виде жем-чуга прошивками, смешанными с разными фигурками, и испещряется шелковыми с узким гасом лентами и селезневыми из хвоста в ряд косичками.

Задняя же сторона ее, имеющая в верху лоскут ситца, облагается по бокам красным кумачом, который, образуя в середине ни-чем не убранный параллелограмм, офигурировывается мишурными нитками с шерстью.
(Кичка, или сорока есть исключитель-ная принадлежность баб, а к девичьему наряду она не подходит. Вместо кички девка в числе прочих нарядов надевает на голову с вы-пуском на спину заплетенной косы, унизанной широкими медными бляхами, так называемую «парьхця руця». Убранство ее состоит кругом из разноцветных лент, позумента, мишурных ниток, мелких пронизок, Селезневых из хвоста косичек, как и на женской кичке. — примеч. авт.)

2. Пилькст —это оловянные или медные серьги в ушах с продолговатыми стеклярусными в завитой проволоке привесками и с гусиными, растертыми в муке с окраскою, пушками.

3. Сёконят — это кисти при ушах, унизанные сверху в два ряда меж сгруппированных мишурных ниток белыми раковинами, а к низу в 10 ниток разноцветным в теньках стеклярусом (тенькою называется битая в листок наподобие мелкой монеты медь), пересеченным в двух местах медными цепочками. Они прикрепляются к убранному пронизками венку, который надевается на лоб так, что обхватывает уши и опутывает затылок.

4. Панар, или иначе тонкая белая рубаха. Узкая длинная с прорехою против груди без обшивки на шее, по краям окаймленная шитьем и вышитая на рукавах и плечах шерстяными разноцветными узорами, а от сих чрез лопатки по спине и на каждом шве до самой широкой каймы подола — синею шерстью (мордовки носят рубаху без сарафана, который сроден одному женскому полу русских крестьян).

5. Кирмижкарчиня — медный перевитый проволоками, весь в пуговицах с висячими крупными пронизками и на медных цепочках с теньками — имеет форму кругообразную с длинною в средине иглою; он служит посредством иглы застежкою руба-шечной на грудь прорехи.

6. Каркс — пояс : вытесьменный дощечками из простой разноцветной шерсти в 1/4 вершка ширины с унизанными из стекля-руса на концах кистями, он, перевиваясь в два приема под животом и держа при бедрах шерстяные кисти, к низу раздвоенные и унизанные сперва кольцами и бляхами, потом в два ряда раковинами, а затем мелкими разноцветными пронизками в нит-ках, — прижимает к телу собранную спереди сумою, а сзади морщинами длинную рубаху мордовки.

7. Стамедна — это красный шалоневый кушак. Он, ложась на животе, прикрывает несколько выпущенную из-под пояса суму рубахи, а также придерживает привешенные к бедрам за пояс шерстяные, с помянутым убором длинные кисти и так называе-мые «мазы руця», расстеленные большою массою вокруг пояса.

8. Каштазонь цивкс, иначе наплечник, — сплетенный дугообразно нитками в разноцветных мелких пронизках, с длинным пе-ревалом на спину, унизанным меж сгруппированных мишурных ниток, в несколько продольных рядов, пересеченных по мес-там медными бляхами в проволоках, — белыми крупными раковинами с висячими в конце мелкими пронизками, он возла-гается на плечи и, расстилаясь по груди всей и спине, служит круговым украшением мордовки.

9. Ярмаконь пилькст — это две длинноватые из сшивного холста с дугообразными концами лопасти, унизанные с боков нес-колькими рядами разноцветных мелких пронизок, а в середине — мельчайшим серебряным битьем, и обложенные в нижних концах медными пуговками, держащими по три крупные пронизки с перевитыми наглухо поперек проволоками и с разными на медных цепочках привесками. Они надеваются на шею посредством пришивного к верхним концам ремня и служат укра-шением груди мордовки. Впрочем, часть этого наряда в большинстве своем исчезает.

10. Оцю крест ведьме, или попросту большой гайтан, унизанный весь одинаково узорчато на сшивном в полтора вершка шири-ны холсте разноцветными маленькими пронизками и, соединяясь посредством нескольких пронизочных ниток с двумя внизу концами, увешанный на цепочках теньками, старинными копейками, крестиками, сросшимися орехами, медвежьими костями, человечьими в пучках волосами, разными позвонками и всякой всячиной, — он, подобно хомуту, надевается на шею и носится на поверхности всех обозначенных нарядов.

11. Наконец, серге — это ни что иное, как вытканный из разноцветной шерсти полосатый кушак. Им обертываются при кресто-образной перевивке ременных обор, сверх онучного, обутые в прямые с маленькою головкою лапти.

Обыкновенное же платье летнее женского пола состоит из той же формы и из того же покроя, как и нарядное, только с тем различием, что тут нет ни особых уборов на кичке, нет ни длинных кистей при ушах, нет ни разнообразных навесов на шее, нет ничего, что относится к нарядному убранству тела мордовки.

В дополнение нельзя пройти здесь молчанием и того, что женский пол мокшан никогда не оставляет носить, как в нарядном, так и в обыденном платье, из посконного полотна понкст, или, по-нашему, порты с двумя по обоим бокам завязками".

Опубликовано : "Описание народных одеяний, носимых русскими и мордвою,
живущими в окрестностях села Каменный Брод
Краснослободского уезда Пензенской губернии".
Московские университетские известия. 1868. № 4. С. 327 — 333.

Статьи о мордовском народе российских учёных и этнографов XVIII-XIX веков

На первую страницу

Hosted by uCoz