"Мордва
— народ, живущий ныне поблизости рек Оки и Волги, в губерниях :
Казанской, Симбирской, Оренбургской, Ниже-городской, Саратовской,
Пензенской, в уездах последней — Саранском, Городищенском, Инсарском,
Нижнеломовском, Красно-слободском, Наровчатском, Керенском, Чембарском.
Мордва разделяется на два главных поколения : мокшан и эрзян. Находят
еще и третьи — каратаи, но их мало, только в не-скольких казанских
деревнях. Наречие мордвы, как и сами они, имеет начало от финнов.
Эрзянское и мокшанское наречия совершенно не сходны между собою и как бы
составляют два особенных наречия, однако ж они свободно понимают друг
друга.
Наружный вид мордвы. У мордвы волосы большею частью русые и прямые,
бороды редкие, лица сухощавые. Мокшане любят жить в привольных к лесному
пчеловодству, звероловству и птицеводству местах и преимущественно в
этом состоит их глав-ное занятие.
Одеяние мокшан. Одежда женского пола с ног до головы из белого холста.
Длинная узкая рубашка (панар), вышитая угольни-ками, крестами и разными
фигурами из шерстяной, разного цвета пряжи, заменяет и сорочку, и
верхнее платье. Эта вышивная работа дорого стоит для мокшан. Один панар
девица непременно должна вышивать целый год. (До замужества она вышивает
обыкновенно пять или шесть вариантов.)
Полный и пышный наряд мокшанки состоит из множества украшений : около
пояса висят вышитые из шерстяной пряжи ши-рокой перевязки бахромки и
кисточки. Шею и плечи покрывает решетчато сделанный из корольков и из
разного крупного би-сера пронизок... На всех пальцах мордовки носят
перстни и кольца, на руки надевают по два или три браслета. Убор на
голове у женщин обыкновенно из вышивки, кокошник (панга) с убранною
разными ленточками и блестками висящею назад, в четверть ширины и длины
отвескою <...>
Нравы и обычаи мокшан. У мокшан существует еще доселе древний обычай,
мольбища или моляны в день праздника Святой Троицы. Раньше этот праздник
назывался Кереметный, был отправляем с большим торжеством. Полевой
праздник у мокшан был известен под названием Веле Озкс. Мокшане особенно
почитают Святителя Николая, его почитали они и в язычестве и называли
его Николай Паз.
Свадебные обряды. Отличаются от русских. А именно : накрывают
новобрачную большой холстяной простыней, вышитой крестами и
четырехугольниками, и под этим брачным покрывалом ведут в дом. При
встрече их на крыльце или в воротах мать новобрачного кропит их через
веник водой. Дружка в известное время дает новобрачной имена : Тязей,
Мазей, Пазей и др. Сими именами называют только семейные, а посторонние
всегда и везде называют русскими именами.
Во все продолжение пира новобрачные, сколько бы гостей ни было, при
первом подносе пива или вина непременно должны кланяться в ноги, пока не
выпито будет предложенное. <...> Поют разные мордовские песни.
Обычаи при погребении и поминовении умерших. Нередко можно видеть, как
женщины или девицы, близкие родственницы умершего, при погребении до
крови оцарапливали себе лица. Этот обычай служит символом крайнего
сожаления и сильной печали.
Во время поминовения на могилы приносят яства. Роют ямку и кладут туда
кушанья, табак, еще привозят одежду умершего, над ней плачут. В 40-й
день наряжают старика, а если умерла женщина, то старуху, в новую
одежду, в которой ходил умерший — будто пришел он с того света и
рассказывает о своей жизни...
Объезд кругом села с сохою. Весной, когда земля сделается удобной к
пашне, имеют обыкновение объезжать кругом села бразду сохою. Собираются
15-20 девиц и с ними престарелая женщина, берут с собою кошку или петуха
и в полночь совершает-ся объезд. Делается это для отклонения скотского
падежа, ибо они никогда до времени объезда не выгоняют скот на паству."
Опубликовано : Пантелеевский Р.П. "Этнографические
заметки о мордве".
Пенз. губ. ведомости. 1847. № 24, 25.
Статьи о мордовском народе российских учёных и этнографов XVIII-XIX
веков
На первую страницу
|