Республика Мордовия

 Историко-этнографический сайт

 

О районе
Администрация
Депутаты района
Деловая жизнь
Культура и образование
Здравоохранение
Общественные организации
Отдых и туризм

Новости

Мокшень

English

Français

 

 

 

РОССИЙСКИЕ ЭТНОГРАФЫ О МОРДВЕ В XVIII-XIX ВЕКАХ

Учёный-этнограф, первый просветитель мордовского народа Макар Евсевьевич Евсевьев  (1864-1931)

В XVIII веке в России впервые стали проводиться спе-циальные научные исследования, включавшие и изу-чение культуры народов, ее населяющих. Это косну-лось и мордвы. Следует отметить, что уже в это время народная культура стала изучаться в качестве источ-ника при решении проблем происхождения народов, их этнического родства.

В 1725 г. начала свою деятельность Российская ака-демия наук, организовавшая крупнейшие экспедиции, часть из которых проводила исследования и на терри-тории Среднего Поволжья.

Одним из первых, кто обратил внимание на родство «чудских» языков, или «народов финского корпуса», был  В. Н. Татищев. Он писал :  «А понеже и сибирс-

кие народы финляндского языка употребляют и мордвины, которые во время Порфирородного в тех же дремучих лесах жили, в которых и ныне житель-ство имеют; магиары же, которых ныне венграми называем, знатно, ради бли-зости мордвинцов или иных народов финского корпуса, нечто от оного языка к своей речи примешали... Посему, как я сказал перво, всех народов, которые те же речи употребляли, сродство их я вижу».

Очень верно и важно замечание Татищева, что «мокша» и «мордва» (под кото-рой он понимал эрзю) составляют один народ : «... в Руси доднесь народ сармат-ской моксели, моши и мокшане именуются и с мордвою един народ есть». Лю-бопытен вывод Татищева, что мокшане — «народ сарматской». Хотя это утвер-ждение в целом не подтверждается работами современных исследователей, од-нако наличие значительного сарматского элемента в культуре мордвы бесспорно.

Участники Академических экспедиций (17331743 — Г.-Ф. Миллер, И.-Е. Фи-шер; 17681774 — П. С. Паллас, И. И. Лепехин, И.-П. Фальк, Н. П. Рычков, И.-Г. Георги) значительно дополнили и углубили наблюдения и выводы о морд-ве, собрали большой этнографический материал, в том числе и коллекции, пред-ставленные в Кунсткамеру.

Так, Г.-Ф. Миллер, будучи проездом в Казани, сумел за сравнительно короткий срок собрать данные, которые легли в основу его книги о живущих в Казанской губернии народах. Он привёл словарь, включающий более 300 мордовских слов.

В разработку проблемы этногенеза славянских и финно-угорских, или «чудских», как он их называл, народов, выявление их этногенетических и этнокультурных связей внёс существенный вклад М. В. Ломоносов. Он едва ли не первым выра-зил мысль о том, что в образовании русского народа принимали участие не толь-ко «славенские», но и «чудские» племена : «... и то правда, что от переселений и дел военных немалое число чудского поколения соединилось со племенем славен-ским и участие имеет в составлении российского народа».

М. В. Ломоносов правильно считал территорию расселения финно-угорских на-родов, или «чуди», как он их в целом называет, в прошлом значительно большей : «Многие области, которые в самодержавство первых князей российских чуд-ским народом обитаемы были, после славянами наполнились. Чуди часть с ними соединилась, часть, уступив место, уклонилась далее к северу и востоку.»
 

С глубоким уважением пишет М. В. Ломоносов о чудских народах как запад-ных, так и восточных, об их древней культуре и общении со славянами, в ре-зультате чего еще в древности происхо-дило их взаимное слияние : «... уже и тогда чудь со славянами в один народ по некоторым местам соединилась.»

Таким образом, этнографическое изуче-ние мордвы в XVIII веке по сравнению с предшествующим периодом продвину-лось значительно вперед.

Учёными XVIII в. был собран и частич-но опубликован большой лексический материал по мордовским языкам, кото-рый также представляет собой важный культурологический источник, включая названия предметов хозяйственно-быто-вого  назначения,  термины родства, тео-

Краеведческий музей Зубовой Поляны об-ращается к жителям района и выходцам из него с просьбой оказать содействие в попол-нении фондов музея.  С благодарностью бу-дут приняты :
* предметы быта русских, мордовских, та-тарских семей из деревень и райцентра
* старая русская, мордовская, татарская оде-жда
* значимые вещи, принадлежавшие извест-ным людям и выходцам из района
* документы, книги, фотографии, рукописи известных людей и об известных людях райо-на
* рукописные, звуковые, фото и видео вос-поминания о жизни в XX веке
* рукописные, звуковые, фото и видео вос-поминания о репрессиях в районе
* рукописные, звуковые, фото и видео вос-поминания ветеранов ВОВ и о ветеранах
* другие артефакты, имеющие отношение к жизни района в прошлом и в наши дни

Адрес музея : 431110 Мордовия, Зубова Поляна, ул. Новикова-Прибоя, музей.
Тел :  (83458) 2-21-71

нимы, названия растений, деревьев, животных, рыб, птиц и т. д. Этот лексичес-кий материал дал возможность уже в XVIII веке составить первые русско-мор-довские словари, имевшие научную и определенную практическую ценность; наиболее значительны из них словари П. С. Палласа и Иоанна Дамаскина.

К середине XIX в. относится становление этнографии как особой отрасли науч-ных знаний, а также возникновение учреждений, занимавшихся этнографически-ми исследованиями. В 1845 г. началась деятельность Русского географического общества (РГО), имевшего в своем составе отделение этнографии. Членами РГО — П. И. Мельниковым, В. Н. Майновым, С. К. Кузнецовым — были напи-саны первые монографические исследования по мордве, в которых были исполь-зованы материалы, собранные в процессе разного рода поездок по местам рассе-ления мордовского народа, экспедиций, организованных по инициативе и на средства РГО.

Юбилейный вечер М. Евсевьева в Зубово-Полянском педколледже, 2004 г.

П. И. Мельников основную часть своей книги «Очерки мордвы» посвятил анали-зу религиозных верований и обрядов. Он был одним из первых исследователей, оп-ровергших распространенное тогда мне-ние о том, что до крещения мордва покло-нялась идолам. «Совершенно нессправед-ливо некрещёную мордву называют идо-лопоклонниками, — писал он. — Никогда не имела она ни идолов, ни каких других изображений божества». Далее он спра-ведливо отмечает, что «мордва никогда не имела особых храмов для совершения бо-гослужения», проводя свои мольбища «в лесах, на полях, на кладбищах».

П. И. Мельников делает вывод о боль-шом сходстве дохристианских верований и обрядов мордвы и русских, говорит о важности для выяснения дохристианских  верований и обычаев русского народа аналогичных верований и обычаев  морд-

вы. «Вообще мордовская вера, — констатировал он, — имела, кажется, большое сходство с языческою верой русских славян, если не была одна и та же. У рус-ских, уже девятьсот лет принявших христианство, она совершенно забылась, но остатки её сохранились в разных обрядах, из которых многие трудно или вовсе невозможно объяснить. Мордва крещена не так давно и ещё помнит ста-ринную свою веру. По сохранившимся у мордвы религиозным обрядам и по пре-даниям об их религии можно объяснить многие русские обычаи и обряды».

Кроме П. И. Мельникова и других учёных-членов РГО и под влиянием их пуб-ликаций изучать мордовский и другие народы России и писать о своих наблюде-ниях и выводах стали многие образованные люди того времени. Эти публикации позволяют нам сегодня иметь лучшее представление об образе жизни мордов-ского народа в прошлых веках.

По материалам Н. Мокшина

Статьи о мордовском народе российских учёных и этнографов XVIII-XIX веков :

Исследователь истории родного края И. И. Дубасов  (1843-1913)

Путешественники XVIII-XIX вв.  (1768-1895)

П. Паллас : Мордва с берегов Пьяны  (1769)

Р. Пантелеевский : Этнографические заметки о мордве  (1847)

Н. Прозин : Картины мордовского быта  (1865)

А. Листов : Религиозные поверья и предрассудки христиан из мордвы  (1866)

А. Примеров : Одежда Каменнобродских русских и мордвинов  (1868)

В. Ауновский : Этнографический очерк мордвы-мокши  (1869)

И. Дубасов : Историко-этнографические известия о мордве  (1880)

И. Дубасов : Ширингушское городище  (1880)

А. Шевелич : Село Болдово Инсарского уезда в конце XIX в.  (1890)

П. Богословский Село Дракино, Спасского уезда, Тамбовской губернии  (1890)

Ф. Бутузов : Изъ быта мордвы села Живайкина Карсунскаго уезда  (1893)

Я. Боголюбов : Обряд похорон в селе Адашево Инсарского уезда  (конец XIX в.)

 

На первую страницу

История этнонима "мордва"   Религиозные представления древней мордвы   Мифология мордвы   Традиционные обряды   Праздники-моляны   Община   Мордовская семья   Матримониальные обычаи мордвы   Мордовские языки   Мордовские имена   Мордовские названия населённых пунктов   Мордовский национальный костюм   Танцевальная культура мордвы   Мордовская кухня   Мордовская народная медицина   Мордва глазами иностранцев в VI-XVIII веках   Были о мокшанских богатырях   Мордовский фольклор

Hosted by uCoz