О районе
Администрация
Депутаты
района
Деловая жизнь
Культура и образование
Здравоохранение
Общественные организации
Отдых и туризм
Новости Мокшень
English
Français
|
РОССИЙСКИЕ ЭТНОГРАФЫ О МОРДВЕ В
XVIII-XIX ВЕКАХ
Учёный-этнограф, первый
просветитель мордовского народа
Макар Евсевьевич
Евсевьев
(1864-1931) |
В
XVIII веке в
России впервые
стали проводиться спе-циальные
научные исследования, включавшие и изу-чение культуры народов, ее
населяющих. Это косну-лось
и мордвы. Следует отметить,
что уже в это время народная культура стала изучаться в качестве источ-ника при
решении проблем происхождения народов, их этнического родства.
В 1725 г. начала свою деятельность Российская ака-демия
наук, организовавшая крупнейшие
экспедиции, часть из которых
проводила исследования и на терри-тории Среднего Поволжья.
Одним из первых, кто обратил внимание на родство «чудских» языков, или «народов
финского корпуса», был В. Н. Татищев. Он писал :
«А понеже
и сибирс-
|
кие народы финляндского языка употребляют и мордвины, которые во
время Порфирородного в тех же дремучих
лесах жили, в которых и ныне житель-ство имеют; магиары же, которых ныне
венграми называем, знатно, ради бли-зости мордвинцов или иных народов
финского корпуса, нечто от оного языка к своей речи примешали... Посему,
как я сказал перво, всех народов, которые те же речи употребляли, сродство
их я вижу».
Очень верно и важно замечание Татищева, что «мокша» и «мордва» (под
кото-рой он понимал эрзю) составляют один народ
: «... в Руси доднесь народ сармат-ской
моксели, моши и мокшане именуются и с мордвою един народ есть». Лю-бопытен
вывод Татищева, что мокшане — «народ сарматской». Хотя это утвер-ждение
в целом не подтверждается работами современных исследователей, од-нако
наличие значительного сарматского элемента в культуре мордвы бесспорно.
Участники Академических экспедиций (1733–1743
— Г.-Ф. Миллер, И.-Е. Фи-шер;
1768–1774 —
П. С. Паллас, И. И. Лепехин, И.-П. Фальк, Н. П.
Рычков, И.-Г. Георги) значительно дополнили и углубили
наблюдения и выводы о морд-ве, собрали большой
этнографический материал, в том числе и коллекции,
пред-ставленные в Кунсткамеру.
Так, Г.-Ф. Миллер, будучи проездом в Казани, сумел за
сравнительно короткий срок собрать данные, которые легли в основу его
книги о живущих в Казанской губернии народах. Он привёл
словарь, включающий более 300 мордовских слов.
В разработку проблемы этногенеза славянских и финно-угорских, или
«чудских», как он их называл, народов, выявление их этногенетических и
этнокультурных связей внёс существенный вклад М. В. Ломоносов. Он
едва ли не первым выра-зил мысль о том, что в
образовании русского народа принимали участие не толь-ко
«славенские», но и «чудские» племена : «... и то правда, что от
переселений и дел военных немалое число чудского поколения соединилось со
племенем славен-ским и участие имеет в
составлении российского народа».
М. В. Ломоносов правильно считал территорию расселения
финно-угорских на-родов, или «чуди», как он их в
целом называет, в прошлом значительно большей : «Многие области,
которые в самодержавство первых князей российских чуд-ским
народом обитаемы были, после славянами наполнились. Чуди часть с ними
соединилась, часть, уступив место, уклонилась далее к северу и востоку.»
С глубоким уважением пишет М. В. Ломоносов о чудских народах как
запад-ных, так и восточных, об их древней культуре и общении со славянами,
в ре-зультате чего еще в древности происхо-дило их взаимное слияние :
«... уже и тогда чудь со славянами в один народ по некоторым местам
соединилась.»
Таким образом, этнографическое изуче-ние мордвы в XVIII веке по сравнению с
предшествующим периодом продвину-лось значительно вперед.
Учёными XVIII в. был собран и частич-но опубликован большой лексический материал
по мордовским языкам, кото-рый также представляет собой важный культурологический
источник, включая названия предметов хозяйственно-быто-вого назначения,
термины родства, тео- |
Краеведческий музей Зубовой Поляны
об-ращается к жителям района и выходцам из него с
просьбой оказать содействие в попол-нении фондов
музея. С благодарностью бу-дут приняты :
* предметы быта русских, мордовских, та-тарских семей
из деревень и райцентра
* старая русская, мордовская, татарская оде-жда
* значимые вещи, принадлежавшие извест-ным людям и
выходцам из района
* документы, книги, фотографии, рукописи известных
людей и об известных людях райо-на
* рукописные, звуковые, фото и видео вос-поминания о
жизни в XX веке
* рукописные, звуковые, фото и видео вос-поминания о
репрессиях в районе
* рукописные, звуковые, фото и видео вос-поминания
ветеранов ВОВ и о ветеранах
* другие артефакты, имеющие отношение к жизни района
в прошлом и в наши дни
Адрес музея : 431110 Мордовия, Зубова Поляна, ул.
Новикова-Прибоя, музей.
Тел : (83458) 2-21-71 |
|
нимы, названия растений, деревьев,
животных,
рыб, птиц и т. д. Этот лексичес-кий материал дал возможность уже в XVIII
веке составить первые русско-мор-довские словари, имевшие научную и определенную практическую ценность; наиболее значительны из них словари
П. С. Палласа и Иоанна Дамаскина.
К середине XIX в. относится становление этнографии как особой отрасли
науч-ных знаний, а также возникновение учреждений, занимавшихся
этнографически-ми исследованиями. В 1845 г. началась деятельность
Русского географического общества (РГО), имевшего в
своем составе отделение этнографии. Членами РГО — П. И. Мельниковым,
В. Н. Майновым, С. К. Кузнецовым — были напи-саны
первые монографические исследования по мордве, в которых были исполь-зованы
материалы, собранные в процессе разного рода поездок по местам рассе-ления
мордовского народа, экспедиций, организованных по инициативе и на средства
РГО.
Юбилейный вечер М.
Евсевьева в Зубово-Полянском педколледже, 2004 г. |
П. И. Мельников основную часть своей книги «Очерки мордвы» посвятил
анали-зу религиозных верований и обрядов. Он был одним из первых
исследователей, оп-ровергших распространенное тогда мне-ние о том, что до
крещения мордва покло-нялась идолам. «Совершенно нессправед-ливо
некрещёную мордву называют идо-лопоклонниками, — писал он. —
Никогда не имела она ни идолов, ни каких других изображений божества».
Далее он спра-ведливо отмечает, что «мордва никогда не имела особых
храмов для совершения бо-гослужения», проводя свои мольбища «в
лесах, на полях, на кладбищах».
П. И. Мельников делает вывод о боль-шом сходстве дохристианских
верований и обрядов мордвы и русских, говорит о важности для выяснения
дохристианских верований и обычаев русского народа аналогичных
верований и обычаев морд- |
вы. «Вообще мордовская вера, — констатировал он, —
имела, кажется, большое сходство с языческою верой русских славян, если не
была одна и та же. У рус-ских, уже девятьсот лет принявших христианство,
она совершенно забылась, но остатки её сохранились в разных обрядах, из
которых многие трудно или вовсе невозможно объяснить. Мордва крещена не
так давно и ещё помнит ста-ринную свою веру. По сохранившимся у мордвы
религиозным обрядам и по пре-даниям об их религии можно объяснить многие
русские обычаи и обряды».
Кроме П. И. Мельникова и других учёных-членов РГО и под влиянием их
пуб-ликаций изучать мордовский и другие народы России и писать о своих
наблюде-ниях и выводах стали многие образованные люди того времени. Эти
публикации позволяют нам сегодня иметь лучшее представление об образе жизни
мордов-ского народа в прошлых веках.
По материалам
Н. Мокшина
Статьи о мордовском народе российских учёных и этнографов XVIII-XIX
веков :
Исследователь истории родного края И. И. Дубасов
(1843-1913)
Путешественники
XVIII-XIX вв. (1768-1895)
П.
Паллас : Мордва с берегов Пьяны
(1769)
Р. Пантелеевский : Этнографические
заметки о мордве (1847)
Н. Прозин : Картины
мордовского быта
(1865)
А. Листов :
Религиозные
поверья и
предрассудки христиан
из мордвы (1866)
А. Примеров : Одежда Каменнобродских
русских и мордвинов (1868)
В. Ауновский : Этнографический очерк
мордвы-мокши
(1869)
И. Дубасов : Историко-этнографические известия о
мордве (1880)
И. Дубасов : Ширингушское городище
(1880)
А. Шевелич : Село Болдово Инсарского
уезда в конце XIX в.
(1890)
П. Богословский
Село Дракино, Спасского уезда,
Тамбовской губернии
(1890)
Ф. Бутузов : Изъ
быта мордвы села Живайкина Карсунскаго уезда (1893)
Я. Боголюбов :
Обряд похорон в селе Адашево Инсарского уезда (конец
XIX в.)
|