"Мордва, населяющая в настоящее время в количестве нескольких
десятков тысяч человек северные уезды Тамбовской гу-бернии, бесспорно,
принадлежит к коренным Тамбовским обитателям. Как народ издавна
политически слабый... подобно Там-бовской мещере, в настоящее время уже
совершенно обрусевший, он не имеет своих письменных преданий, и потому
теперь нет никакой возможности составить себе ясное представление о
прошедших судьбах этого добродушного, трудолюбивого, но обиженного
историей народа. А указания на мордву в русских летописях настолько
кратки и неясны, что по ним ничего нельзя сказать относительно мордвы.
Между тем это одно из самых многочисленных финских племен в России (700
тыс.), когда-то тревожившее своими набегами русские удельные княжества :
Рязанское, Суздальское и Нижегородское, такое племя, которое и по
присоединении к Москве долго имело своих князей, помогавших московским
царям в их войнах или же враждовавших с ними...
Что мордва издавна раньше русских населяла теперешнюю Тамбовскую
губернию, это доказывается мордовскими названиями местных городов, сел и
урочищ. Само название губернского города Тамбова есть, по всей
вероятности, мордовское.
По-мордовски Тамбов значит "омут".
Недалеко от Тамбова есть речка Нару Тамбов. Справляясь с мордовским
словарем, мы узнаем, что Нару Тамбов значит "травяной
омут", а это как раз подходит к свойствам
названной нами речки. В 90 верстах от Тамбова есть село Пичаево. И это
название несомненно мордовское. Когда-то, очень давно, один мордовский
князь кочевал на месте этого села. Тут у него умерла любимая жена, и в
память ее огорченный князь вырезал из дерева ее статую, Пич-аву, т. е.
сосновую бабу. Недалеко от Тамбова еще есть много местностей, носящих
мордовские названия. Вот некоторые из них: посе-лок
Ляда (от ляй — ручей), Итляй (иде-ляй,
ребячий ручей), Сюмо-ляй (корыто-ручей), Пичеяр (сосновый овраг). <.„>
По преданию, последним мордовским князем был некто Тюштян. Это был
правитель справедливый, который судил преступ-ников
по правде, не послабляя никому, и в особенности жестоко наказывал воров.
За кражу малейшей вещи он приказывал ве-шать
преступников на виселицах. О смерти Тюштяна рассказывают так. Когда
пришло время ему умереть, он предложил сво-им
подданным вопрос : умереть ли ему перед глазами
их или удалиться от них куда-нибудь живому и там умереть
? Народное собрание на это со слезами объявило ему
: «Очевидная смерть твоя будет для нас несравненно прискорбнее
неизвестной твоей отлучки. После видимой смерти твоей нам не останется
никакого утешения, а если ты уйдешь куда и умрешь там, то мы будем
ожидать твоего возвращения».
Тюштян послушался народа и ушел неизвестно куда, а на память о себе
оставил мордве свою трубу в кустарнике, близ города Керенска, Пензенской
губернии. В случае непогоды, когда шумел ветер, труба эта издавала
звуки, и народ, слыша это, с ра-достью говорил
: «Царь наш ещё жив». <...>
Как народ политически слабый мордва издавна была притесняема другими
народами, от которых находила верное убежище среди непроходимых лесов,
еще и доселе отчасти сохраняющихся в северных уездах Тамбовской
губернии. Свежее всего в памяти мордвы сохранились предания о нападениях
ногайских татар. Из эпохи этих нападений сохранились даже некоторые
песни, содержанием своим указывающие на скорбное положение и бедствия
этого народа.
Неизвестно, в каком именно году Тамбовская мордва обращена в
христианство. Есть местное предание, что это обращение по-следовало
между 1724 и 1744 гг., и притом в разных местах в разное время.
(Более ранние попытки обращения мордвы в христи-анство
окончились, как это видно из участи Рязанского архиепископа Мисаила,
весьма неудачно. — Примеч. авт.)
Так, в селе Пок-ровских Селищах сначала обращено
было в христианство 9 семейств, и та часть селения, где живут потомки
этих семейств, и доселе называется Рузонь Кура, т. е. Русская Слобода.
При обращении мордвы в христианство правительство выдавало почет-нейшим
новокрещенам серебряные кресты величиною с полтинник. Такой серебряный
крест и до настоящего времени сохра-няется в селе
Новых Выселках у одной женщины, а ей он достался от прадеда-новокрещена.
Кроме того, новокрещенам даро-вана была
правительством на короткое время льгота от рекрутской повинности.
Самый старинный храм в Тамбовской мордовской стороне — это церковь
Покрова Пресвятой Богородицы в селе Покровских Селищах, построенная в
1756 г. Церковь эта сооружена была из дерева и за счет местных жителей.
Правительство же присла-ло в новопостроенную
церковь колокол, на котором имеется следующая надпись
: «Лит в Екатеринбурге в 1751 году, 7 пуд. 35 фунт».
До обращения в христианство мордва исповедовала многобожие. Еще и доныне
у них есть предание о многих их прежних богах. Главнейший мордовский бог
назывался Вярде-Шкай. Но ему мордва почти никогда не молилась, считая
его существом слиш-ком недоступным для людей.
Остальные боги, по их понятию, существовали попарно. Например
: Мастор-атя (отец земли) и Мастор-ава (мать земли), Ведь-атя
(отец воды) и Ведь-ава (мать воды), Пакся-атя (отец поля) и Пакся-ава
(мать поля), Калдаз-атя (отец двора) и Калдаз-ава (мать двора), Куд-атя
(отец дома) и Куд-ава (мать дома). <...>
Общественное богослужение совершалось у мордвы в лесах. Еще за несколько
дней до него жители всего села, а иногда не-скольких
сел, варили пиво, жарили мясо, пекли пироги и все это в определенное
время приносили в лес, где и должно было со-вершаться
богослужение. Когда все являлись на место, почтеннейший из них,
залезал на вершину какого-нибудь высокого де-рева,
а остальные, став на колени, молились ему такими словами
: «Вярде-Шкай-атя, тук тейнек шумбра параши», т. е. «Все-вышний
Боже-отец, дай нам доброе здоровье». Тогда сидевший на вершине дерева
громогласно отвечал : «Дам, дам
!». Потом молившиеся просили у Вярде-Шкая, т. е. у лица, его
изображавшего, урожая хлеба, многочисленного и крепкого скота и других
сельскохозяйственных благ и на все молитвы получали сверху тот же ответ
: «Дам, дам !». По окончании молитвы
начинался всеобщий пир. <...>
Замечательно, что мордва еще в период язычества почитала за праздники
дни св. Николая. <...>
Надобно заметить, что мордва и в настоящее время не совсем еще
освободилась от языческих верований. Правда, внешним образом они
выражают самую усердную привязанность к Православной церкви
: соблюдают посты, любят церковное благоле-пие,
большие мастера звонить по праздникам на колокольнях, но от этого до
истинного христианства еще далеко.
В настоящее время мордва имеет самые странные понятия о приличии.
Молодая мордовка ни за что не покажется свекру или другому какому-нибудь
пожилому мужчине босая и без головного покрывала. С этой целью мордовки
даже спят в обуви, в лап-тях или же в больших
сапогах с напуском. <...> В течение нескольких первых лет после брака
молодые стыдятся разговари-вать между собою при
посторонних о чем бы то ни было. <...>
(Статья эта
составлена на основании записок одного природного мордвина,
Зарубкинского (Спасского уезда) волостного старшины
Б. А. Мурзаева. Это был человек замечательно
начитанный и умный. За свою записку о тамбовской мордве он получил звание
члена-корреспондента от Импе-раторского Географического общества. К
сожалению, Б. А. Мурзаев был малообразован и потому
записки его, далеко не литературно составлен-ные, не могут явиться в
печати. — Примеч. авт.).
Напечатано :
"Историко-этнографические известия о мордве, населяющей Тамбовскую
губернию",
Тамб. губ. ведомости, 1880. № 52, 53.
Статьи о мордовском народе российских учёных и этнографов XVIII-XIX
веков
На первую страницу
|