Республика Мордовия

Историко-этнографический сайт

 

ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО ЗУБОВОПОЛЯНЦЕВ

Ждём новых произведений от зубовополянцев и выходцев из района, а посетителям сайта желаем получить эстетическое удовольствие от чтения их.

На предыдущую страницу    На следующую страницу

Светлана Кемяшова,
Москва

Детство в Покассах

К БАБУШКЕ САНЬКЕ

 

После причастия. Слева – Николай Елисеевич Чудайкин, мальчик на руках Светланы Кемяшовой – его сын Елисей. 1983 г.

Мою прабабушку звали Александра, Саня. У неё было девять детей. Летом в те времена, о которых пойдёт речь — конец 1970-х–начало 1980-х годов — она жила в своем доме вместе с младшим сыном и его семьей. Дом этот стоит недалеко от церкви, можно сказать, в центре нашего села Покассы. А зимой моя бабушка Та-ня забирала её к себе перевозила на санях.

Прабабушка была уже совсем старенькая, ей было лет девяносто, когда мне было лет шесть. Дожила она до 94 лет. И вот, каждое лето, ког-да к бабушке Тане приезжали дети и внуки, мы все один раз в воскресенье ходили в церковь причащаться.

Рано утром нас поднимали к заутрене. Наряжа-ли  в  лучшую  одежду,  бабушка выдавала всем

всем девочкам и женщинам красивые  шальки,  и  мы все шли причащаться все дети и внуки Таньки Лисейковой, как её звали в Покассах. В русских деревнях, в которых подчас полдеревни носило одну и ту же фамилию, чтобы различать друг друга, всем ещё давали и другое имя — иногда по имени деда, мужа, иногда просто обычное имя как-то изменяли. У моей бабушки имя мужа было — Елисей, и она стала Лисейковой ...

... После церкви все обязательно шли к прабабушке Сане. Она всегда принимала нас в передней избе, так как в горнице она была не хозяйка.

Спала она на печке до 90 лет. Лица я её не помню, потому что я была тогда маленькая. Но когда вспоминаю день причащения, то передо мной всегда стоит картина : бабушка Саня сидит на лавке у окошка, маленькая, старенькая, в платочке, а мы рассаживаемся по всей комнате и разговариваем, точнее говоря — взрослые беседуют, а мы, малышня, присутствуем — сидим, смотрим, слушаем ...

Прабабушка была очень хорошим человеком. До сих пор её все вспоминают и говорят о ней с теплотой. Говорят, что все люди для неё были хорошие, ни о ком она не говорила плохо.

Назад домой мы шли, растянувшись по селу. В руках платки, на руках — уставшие малыши. Дома ели просвирки. Ничего нет вкуснее, чем просвирка после церкви !

Вот такая была у нас семейная традиция.

В БЕДНЫЙ ЗА ХЛЕБОМ

В нашей деревне Покассы был магазин. Настоящий сельский магазин — сельпо (сокращённо от «сельская потребительская кооперация», была такая организация, которая командовала сельскими ма-газинами). В нём продавали конфеты, халву, хозтовары, ведра всякие, лейки, платки и всякую вся-чину. Хлеб туда тоже привозили, но не каждый день. И за хлебом все жители деревни ездили в город Беднодемьяновск, или, как его называли для краткости — Бедный. Он находится в десяти километрах от нашей деревни. Чтобы доехать до Бедного, нужно было пройти пешком два километра до остановки и сесть на автобус.

В Бедный бабуля всегда брала меня, а мою двоюродную сестру Танюшку оставляла дома.

Встаём в этот день рано, бабуля берёт сумки, сетки. Тепло одеваемся, потому что утром прохладно, и выходим на "гору" : Покассы стоят в низинке, а шоссейная дорога находится на возвышенности — на горе. Сначала идём по краю оврага. На другой его стороне уже работают люди : кто-то привязывает телят к вбитому в землю колу, чтобы они паслись, кто-то косит траву ...

Доходим до конца оврага, до огромного камня, который называется "Феклистов камень". По расска-зам, когда-то давно дедушка Феклист привез этот камень на то место, чтобы отметить какой-то рубеж. Потихоньку от этого камня откалывали куски на всякие нужды, и он понемногу уменьшался в раз-мерах. Сейчас камень совсем маленький. А тогда он был огромный. На нём мы отдыхаем.

Потом идём по берёзовым посадкам, которые насажены в три ряда. Посадки довольно длинные, по ним хорошо идти в жаркую погоду. По обе стороны от посадок — поля. Потом посадки кончаются, и по земляной дороге мы выходим к плотине. Это огромная плотина, которая перегораживает овраг, в кото-ром благодаря ей образовался настоящий пруд. Туда часто ездят купаться, хотя купание не очень при-ятное — вода-то стоячая ... На берегу пруда зарубкинские мордва пасут коров.

Проходим плотину, вот и асфальтированное шоссе, по которому из Москвы, и в Москву, и дальше идут машины. Это шоссе у нас называют — госдорога. Вот и наша остановка. Остановка каменная, кондо-вая, вся разрисованная и исписанная. На остановке уже стоят люди. Едут кто куда : кто в Зубову Поляну, кто в другую сторону — в Бедный, в Саранск, в Нижний Ломов, в Пензу ...

Автобус ходит строго по расписанию. Ехать до Бедного недолго, и вот мы уже в городе. Хотя городом его назвать трудно — это почти такой же посёлок, как наш райцентр Зубова Поляна, даже чуть по-меньше. Но в нём некоторые дома больше похожи на городские. 100 лет назад Бедный-Беднодемь-яновск назывался Спасском, а наши Покассы относились к Спасскому уезду.

В городе мы
идём в магазины. Хлеб в Бедном изумительный. Свежайший, разных сортов : и булки, и батоны, и кирпичиком, и калачиком. Набираем всего всегда полные сумки и сетки, а потом идём опять на автобусную остановку и едем назад, до Плотины, как называется наша остановка.

А день уже разгорается, становится тепло, даже жарко. Сойдя с автобуса, бабуля связывает сетку и сумку вместе, перекидывает их через плечо. Мы снимаем лишнюю одежду, кофты, платки, колготки и идём домой. Идём опять по посадкам, по оврагу, и не чаем, как бы поскорее добраться до дома, потому что уже довольно жарко и тяжело. Хорошо, что дедушка Феклист привез в свое время камень на сере-дину пути — на нем мы опять отдыхаем, разуваемся и продолжаем путь уже босиком. А дома нас ждёт оставшаяся за хозяйку Танюшка.

Привезенный хлеб мы едим с молоком. Так вкусно ! Ароматные белые булки и мягкий черный хлеб.

БЕЛЯНКИ

Нам с Танюшкой, моей двоюродной сестрёнкой, было лет по восемь-девять. На лето нас привозили к бабуле в Покассы — её из Свердловска, меня — из Москвы.

Мы с Таней всегда ссорились, чего делили — не знаю. Вот один раз пошли мы с бабулей и Таней за белянками. Белянками у нас в Покассах называют маленькие бежевые грибочки на тонкой ножке и с шляпкой с перепонками. Они растут по оврагам, особенно после грозы, и их много бывает именно там, куда ударила молния. В этом месте трава становится тёмно-зелёной. И вот ходим мы по оврагам и во все глаза высматриваем грибы, а увидев их, стараемся, кто побыстрей и побольше набрать себе. И тут на одном пригорке бабуля увидела небольшую полянку, на которой из земли торчали коричневатые шляпки, и воскликнула :

— Вон белянки !

Я была с маленьким детским ведёрком, Танюшка с корзинкой. Мы наперегонки помчались к тому месту, только я прибежала первой и начала быстро собирать грибы, чтобы Танюшке не досталось. А она, не будь дура, подлетела и как толкнёт меня прямо под бугор ! Я не удержалась, так как сидела на корточках и полетела кубарем прямо с горки вместе со своим ведёрком ! Как же было мне обидно и досадно ! Я ревела ! А бабуля смеялась над этой сценой и до сих пор вспоминает, и смеётся, как Танюш-ка Светку с бугра пустила из-за белянок. Которые мы должны были принести в общий дом на общую сковородку !

Вот такой в России есть странный спорт, к которому приобщаются с детства собирание грибов : хоть дома их едят вместе, но до дома каждый должен донести их в своём лукошке, и все соревнуются, и хвалятся друг перед другом, кто принесёт грибов больше. Да ещё и скрывают друг от друга грибные места ! Наверное, эта традиция идёт с доисторических времён, когда жившие по лесам первобытные люди занимались собирательством, и от того, сколько каждый род соберёт грибов часто зависело, вы-живет ли он вообще ...

КАК МЫ ПОЛИВАЛИ КАПУСТУ

Когда мне было лет десять, летом меня привезли, как всегда, к бабуле Тане в Покассы. В июне на колхозном поле около деревни сажали капусту. Раньше это было не поле, а болото. Потом его осушили и стали сажать огромное поле капусты. На этой посадке было задействовано множество народу. Одни сажали молодую рассаду в лунки, другие — обычно это были мы, молодёжь — шли с ведрами и баноч-ками и поливали. А между грядками ездил тракторок с бочкой воды, и наверху, около бочки, стоял ка-кой-нибудь парень и наливал воду в наши ведра, и подавал нам. За полив нам даже деньги платили в конце лета. Немного, но всё дело было не в заработке, а в классно проведённых днях.

Погода была жаркая, поле находилось около речки. Воду в бочки набирали из реки. И вот мы с девчон-ками работали, старались на этой посадке мы, городские, наравне с деревенскими. Было так весело ! Самое веселье было, когда подаёшь ведро на трактор, чтобы тебе налили воды, а вместо ведра с водой получаешь обратно воды из ведра ! Обольют тебя с ног до головы. Визгу было, смеху ! А то иной раз, если конец грядки был ближе к речке, пойдёшь за водой прямо к реке, а там тебя постигнет та же участь — уйдёшь или убежишь оттуда с ног до головы мокрая, или, как у нас говорят гýщеная ! У меня до сих пор перед глазами это поле — оживлённое, весёлое, мокрое !

КАК МЫ МОТЫЖИЛИ

Когда капуста подрастала, колхозная учётчица тётя Зина приглашала покасских девчонок мотыжить капусту обрабатывать её мотыжками, срубать сорняки. Рано утром, часов в восемь, за мной заходила моя подруга Маринка. Я ещё спала каникулы ведь. Маринка будила меня : "Вставай, лежебока, все девчонки уже к полю подходят". Ну, мне делать всё равно нечего, я собиралась пулей, бабуля выдава-ла мне мотыжку, и мы шли догонять остальных.

Мотыжить приходили все желающие заработать : и взрослые женщины, и мы, девчонки. Мы скорее для развлечения, чем для заработка. За взрослыми мы, естественно, не успевали, грядки были длинню-щие, так что когда мы были на середине одной грядки, моя тетя — Маня Кочетиха — уже возвраща-лась по второй. В местный колхоз входило несколько соседних русских и мордовских деревень, жители каждой из которых были одной бригадой, и поле было поделено между нами, покасскими, и мордов-скими женщинами-колхозницами из Тархан-Потьмы, которых привозили на грузовике.

В обед мы все садились и ложились в тени кустов, которые росли по краям поля, и обедали. Мы брали с собой молоко в бутылках, это было очень интересно — пить молоко из обыкновенной бутылки, заткнутой пробкой, сделанной из газеты, есть хлеб, или яйца, или картошку у кого что было. Потом взрослые дремали, а мы с девчонками болтали о своём, о девичьем.

Мотыжили мы почти каждое лето, но последний раз, когда мы уже были взрослее, лет по четыр-надцати-пятнадцати, наше мотыженье уже мало походило на серьёзную работу.

Как всегда, нас позвали мотыжить. С нами были девчонки постарше Таня Писанкина, Валя Славцо-ва и другие. Приехал бригадир на «козлике» и дал нам задание, сколько мы должны обработать грядок. На другом конце поля, как обычно, уже начали трудиться мордовские девчонки, ну, или женщины, они были далеко от нас, и кто там был, не было видно, но их было много.

Бригадир сел в машину и уехал по своим бригадирским делам, а мы начали мотыжить. А грядки длиннющие ! А погода — жарынь ! А речка в двух шагах ….

Прошло немного времени, и вот одна бросила свою мотыжку, потом другая, и уже через мгновение все бежали прямо к речке. Вот и Чиуш со своей прохладной водой. Не раздеваясь, кто в чём был, в плать-ях, в халатах все стали прямо с разбега прыгать в речку. Купались от души. Забирались на берег и отту-да — бултых в воду ! Крик и визг стоял не только над Глинищем так называлось это купальное мес-то, —  но и на всю округу ! ... Вдруг кто-то как крикнет : « Бригадир едет !» Мы, все, мокрущие, вылез-ли на берег и бегом к своим мотыжкам, стоим, тяпаем, как ни в чём не бывало, только вид у нас как у мокрых куриц.

Бригадир-то, он мужчина не дурак, все прекрасно увидел, подъехал к нам и давай нас ругать, разма-хивая руками : « Ах, вы, бессовестные, поглядите на тархан-потьминских, они-то работают, а вы что делаете ? Как вам не стыдно !» И т. д. и т. п. Мы нагнулись, на него не глядим, мотыжками своими шевелим ... Наконец, закончив свою пылкую речь и последний раз взмахнув руками, бригадир вытер пот со лба, опять забрался в свою машину, громко хлопнул дверцей и укатил, наверное, уверенный, что мы усовестились.

Только он скрылся из глаз, мы опять побросали свои орудия труда и — бултых в воду ! — купаться. И чи-и-хать мы хотели на тархан-потьминских с высокой колокольни ! Потому что — лето на дворе ! Потому что каникулы !

                                                                                  Прислано на сайт в марте 2006 г

На первую страницу
На страницу 
Культура и образование
На первую страницу с творчеством зубовополянцев
На предыдущую страницу с творчеством зубовополянцев

На следующую страницу с творчеством зубовополянцев

Hosted by uCoz