Республика Мордовия

Историко-этнографический сайт

 

ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО ЗУБОВОПОЛЯНЦЕВ

Ждём новых произведений от зубовополянцев и выходцев из района, а посетителям сайта желаем получить эстетическое удовольствие от чтения их.

На предыдущую страницу    На следующую страницу

Светлана Кемяшова,
Москва

Детство в Покассах

СЛАВИЛЬЩИКИ

На Рождество все ходят по домам — колядуют и поют Рождественские колядки. У нас в Покассе это называется «ходить славить» — прославлять Рождество Христово. В советские времена почти везде эта традиция умерла. Но не в Покассе, здесь Христа славили всегда. Может быть, это была не религи-озная традиция, а скорее фольклорная, но она не умерла. Описываемое действо относится к 70-80-м годам прошлого века...

Ранним Рождественским утром, когда на улице ещё совсем темно, ребятишки собираются с каждого двора, с каждой стороны деревни — с Блудовки, с Тайги и с Серёдки и идут ватагой по селу. В этих кам-паниях дети всех возрастов, от мала до велика. Увидев в каком-нибудь доме свет, дети стучатся в дверь, а если двери уже отперты, вваливаются прямо в дом.

Хозяева недавно встали ото сна. Сонная хозяйка принесла со двора дров и затапливает большую рус-скую печь, ставит в неё с помощью ухвата чугуны с картошкой для поросят и чугун со щами.

Надо сказать, что самые вкусные щи — это щи, сваренные в русской печке. Они варятся в чугунках, мясо в них разваривается до такой степени, что просто тает во рту. Щи томятся в печи, никто не сни-мает пенку с бульона, и они долго варятся под крышкой….

На столе, накрытые чистым полотенцем, лежат напеченные накануне пышки — сегодня Великий праздник — Рождество Христово.

Около печки на табуретке сидит, положив ногу на ногу, сам хозяин — штаны заправлены в валенки, на голове — шапка-ушанка, уши которой глядят по сторонам. В пальцах мнёт папироску «Беломор» — на-верно собрался выйти покурить во дворе.

Стоя у порога, дети начинают славить Рождество. Они поют песни, которым их научили матери и ба-бушки, и которые в Покассе передаются из поколения в поколение :

Богатенький мужичок,
Открывай сундучок,
Доставай пятачок,
А не дашь пятачка —
То корову — за рога,
Тёлку — за холку,
Быка — на мороз.
А хозяина — за нос !

 

Один поёт, остальные стоят рядышком, посапывают носами, оглядываются по сторонам, ждут : что же им дадут хозяева ?

— Ну-ка, а вы чаво жа ? Славьтя ! — говорит хозяйка, глядя на детей с умилением, может, в эти ми-нуты вспоминая, как когда-то в детстве и она ходила по Покассу славить.

Тут подключаются все остальные — как же ! — надо же заслужить награду !

Про мужичка песенки поют дети помладше, а те, кто постарше поют так :

Христос Спаситель в полночь родился
В пещере тёмной он поместился….
А над пещерой Звезда сияла.
Христос родился ! — всем извещала.
Приходили к Христу цари и бояре,
Приносили Христу дорогие дары
И на колени к Христу упали,
С великим страхом молиться стали.
Стояли долго, Христу молились,
Свет от разума озрился,
С неба Ангелы слетели,
Слова Вышняго воспели :
Многая лета, многая лета !
Здорово живёте, с праздником !

 

Или вот такую песню:

Рождество Твоё, Христе Боже наш !
Воссеяние и свет разума
Тебе кланяется солнце правда
Тебе видится с высоты востока
Господи, Слава тебе !
Христос рождается, славится.
Христос небезрящийся,
Христос на земли — возноситеся,
Пойте, воспойте вся земля и веселья.
Здорово живёте, с праздником!

 

Хозяева довольны.

— Ну, молодцы ! Хорошо ! Молодцы ! Сичас-ка, погодитя, дам вам.

Хозяйка уходит в горницу за мелочью. Ребятишки стоят, ждут.

Возвращаясь, она раздаёт всем по монетке — три или пять копеек. Кому какая попадётся. Двадцать ко-пеек — это уже было целое состояние. А если среди славильщиков находится сын или дочь очень близ-ких родственников — то ему достаётся целый рубль !

Довольные первой наградой, дети выходят на улицу и идут к следующему дому, в котором зажёгся свет. Все жители села уже поджидают славильщиков. Готовят денежки для раздачи. Собственные дет-ки, встав рано утром, уже отславили у себя дома, получили вознаграждение и убежали с остальными.

В это время дети заходят в следующий дом.

Девочки начинают петь про «богатенького мужичка», а один мальчик, тот что помладше, дождавшись, когда они закончат, пропел «Рождество Твоё, Христе Боже наш !» — так его научила мама.

Хозяйка дома приятно удивлена :

— Вот молодец, Коля ! Вот молодец ! Какую песню выучил ! Ну и мальчишек !

И, довольная, раздаёт славильщикам денежки : девчонкам по пятачку, а «молодцу Коле» за «взрослую» песню целых ... три копейки !

— Спасибо, спасибо ! — благодарят дети и отправляются дальше.

— Спаси, Господи ! — отвечает хозяйка и принимается дальше хлопотать по хозяйству в ожидании следующей партии Рождественских вестников.

Свет горит не во всех домах. Многие бабушки, которые живут одни и которым не надо вставать ни свет, ни заря «к скотине», ещё почивают в своих тёплых постельках. К ним дети заходят позже, когда начинает светать.

А пока — туда, где горит свет.

В одном доме прямо у входа стоит газовая плита, на которой шкворчат на сковороде котлеты — хо-зяйка готовится к празднику. Котлеты пахнут очень вкусно. Устоять перед этим запахом ранним утром никак невозможно ! Всё-таки из домов все ушли давно, уже успели проголодаться.

Пока хозяйка отвлекается за деньгами, одна из девчонок, не долго думая — хвать котлету со сково-роды да и прямо в карман пальтишка. И стоит, как ни в чём не бывало. Остальные смотрят на неё и только улыбаются.

Иногда вместо денег хозяева угощают ребятню пышками,
ранним утром это бывает очень кстати. Но чаще всего дают денежки.

Вышли из избы — и в следующую избу, а дверь заперта, приходится стучаться.

— Кто там ?

— Славить пришли !

— А-а ! Заходитя, заходитя !

И так по всей деревне — с Тайги до Блудовки, с Блудовки до Тайги.

Когда на улице уже совсем рассвело — идут гурьбой обратно, расходясь по домам. Несут в кармашках и в варежках наславленные деньги. Поданные пироги уже давно съедены. Да и нести домой их нет смыс-ла — дома мать напекла своих вкуснющих пышек : ешь — не хочу !

Варежки от тяжести денежек растянулись, висят как мешочки. Возвращаются домой уставшие, доволь-ные.

— Ну что, много наславили ? — спрашивают родители. — До кудова дошли-то ?

— До Му-ухи. Там дальше собаки начали брехать, мы воротились.

— Ну и правильно, и так вон куды занесло вас ! Давайте, раздевайтесь, щец горяченьких садитесь хле-бать.

Мать достаёт чугун со щами из печи, открывает крышку, и по комнате быстро распространяется аро-мат самых вкусных на свете щей. Мать наливает щи в миску, ставит на стол, рядом кладёт деревян-ную ложку, расписанную узором, вместо хлеба — пышка.

Но детям пока не до горяченьких щец. Сначала надо подсчитать «заработок».

— Во сколько наславили ! — сообщается в итоге родителям.

— Молодцы, молодцы ! Ну, таперича садитесь за стол.

Пока ребятня хлебает щи деревянной ложкой, взрослые расспрашивают их, у кого были, к кому заходи-ли, кто открыл дверь, а кто нет, кто сколько подал.

— А к таким-то заходили ? Они нам сродники ведь.

— Не-е, там собака огромная, Танька забоялась, не пошли. А у таких-то свет горел, а они не открыли.

— Ну, наверно, во дворе тёть Манька была, а дядь Петька глухой, вот и не слыхали, как вы грохали.

— А тёть Полька мне целый рубль дала ! Во ! А девчонкам только по пять копеек.

— Ну так она тебе тётка родная, вот и угодила тебе. Как же ! Племянникам надо побольше давать.

— А мы ведь ещё и к батюшке заходили.

— К батюшке ?! Ой-ёй ! Ну и чаво ж батюшка ? Спели ему «Рождество Твоё» ?

— Да-а ! Все спели. Он нас хвалил. Дал нам знаешь сколько ? Целый червонец ! Мы его к тёть Дуське ходили менять, чтоб поделить на всех.

— Вот так батюшка ! Хорошо, хорошо ! А к тёть Фроське не заходили ? Да она из церкви небось пришла, спит, поди.

— Нет, у неё свету не было. Мы не пошли.

Уставшие и довольные, дети, наевшись щей из печи или жареной картошки с молоком, залезают на тёп-лую печь и там сладко засыпают.

Зимой на печи сидеть очень приятно и загадочно. Очень тепло от нагретых кирпичей. А в трубе воет ветер, так, что иногда бывает даже жутко. В избе у бабушки тепло, очень чистенько и уютно. В окна вставлены двойные рамы, по бокам они замазаны пластилином, чтобы тепло не уходило из дома. На полу настелены толстые самотканые половики в полоску — из подпола дует. Бабуля топит два раза в день небольшую печку с плитой — голландку. На ней же она и готовит. Иногда, когда совсем холодно — топит русскую печь. Рукомойник для умывания висит теперь не на крыльце, а в чулане, около печи, а под ним стоит на старой табуретке таз для воды. Ведро с водой теперь стоит не в сенях, а здесь же в чулане. Весь дом утеплился, готов к холодной зиме.

Январь 2011 г.

Примечание: С. Кемяшова недавно издала книгу с рассказами о детстве в Покассах.

На первую страницу
На страницу 
Культура и образование
На первую страницу с творчеством зубовополянцев
На предыдущую страницу с творчеством зубовополянцев

На следующую страницу с творчеством зубовополянцев

Hosted by uCoz