Республика Мордовия

Историко-этнографический сайт

 

ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО ЗУБОВОПОЛЯНЦЕВ

Ждём новых произведений от зубовополянцев и выходцев из района, а посетителям сайта желаем получить эстетическое удовольствие от чтения их.

На предыдущую страницу    На следующую страницу

Светлана Кемяшова,
Москва

Детство в Покассах

СТАДО

"Старуха с коровой"

День клонится к вечеру. Уже часов девять, но на улице ещё довольно светло : в эту пору темнеет только часов в одиннадцать. А пока что солнце садится за пригорок, в сторону Се-рёдки, и после жаркого летнего дня закат на горизонте становится розовый, даже ярко красный, прямо-таки горящий, и по закату по-кассцы определяют погоду на завтра.

Завтри вёдро будет, солнышко красное ка-кое садится,
говорит бабушка.

Бабы выходят на улицу и садятся около до-мов на скамейки, кто по одному, а кто в ком-пании с другими. Ждут, когда пригонят стадо. Сидят, разговаривают, делятся новостями.

Здорово, Нюра !
 

Здорово, Маня !

— Ты нонь и в стойло не ходила доить ?!

— На двор загоняли, опосля ребятёнки отогнали в стойло. Жарко больно было. А ты ходила ?

— Ходила. Корова еле стоит на месте, хвостом иной раз хлестанёт прям по лицу
овода заели их, бесы!

— Да-а, жарынь ноне была какая ! Завтри опять тяпло будет. Вон солнышко какое красное садится.

— Куды коров-то опосля гоняли, не знаешь ?

— Вроде как в Марфуткин овраг. До обеда в Самлеевом были.

— Вон гонют !

И вот показываются первые коровы — те, кому не терпится поскорее зайти в свой двор, после знойно-го дня получить от хозяйки угощение — очистки от картошки или яблоки, а то и початки кукурузы, которые крадом таскают с колхозных полей ребятишки.

— Коров гоню-ют ! — раздаётся по селу.

… Коров выгоняют на пастбище рано утром, часа в три-четыре. Пасут по очереди, по дворам и по коли-честву коров в хозяйстве. Если одна корова — один день пасти, две — два дня подряд. Очередные пас-тухи идут на край села и, постепенно двигаясь по улицам, начинают собирать коров в стадо, щёлкая кнутами и зычно прикрикивая на бурёнок :

— Ить ! Пошла-а !

А в это время сонные бабы, покинув свои тёплые постели и подоив своих подопечных, сидят на лавоч-ках или стоят, прислонившись к ограде, и ждут, когда пастухи будут проходить мимо, чтобы выгнать своих бурёнок со двора. А спать как хочется-а ! Глаза слипаются, некоторые грызут семечки, чтобы не уснуть, другие разговаривают с соседками, кто-то конфетку кинул за щеку — лишь бы не заснуть !

— Полька, кто нынь пасёт-то, Шатуниха што ль ?

— Не-е, они поменялися с Рóдным, уезжают к дочери што ля ...

— А с кем Рóдный пасёт ?

— С Каревым Иваном.

— А-а-а ...

— Ну-ка, пошла, едрит твою корень !

Бац ! Бац ! — кнутом.

Бабы торопятся, бегут на двор, открывают ворота, выводят свою кормилицу на улицу :

— Пошла, пошла ! Иди, моя хорошая, пасися !

Так деревня начинает свой новый день.

Пастухи, собрав коров в стадо, гонят его в какой-нибудь из оврагов, поросших густой, зелёной и очень сочной травой. Там коровы пасутся до полудня, а затем их гонят на речку, в стойло, где они отдыхают на лугу и на берегу речки Чиушь, пьют воду, заходят в речку, превращая копытами землю вдоль берега в жидкую, кашицеобразную грязь.

Сюда, в стойло, бабы приходят на дойку. Они гурьбой идут даже с другого конца села, чтобы освободить своих бурёнок от тяжёлой ноши — от молока. Сначала, перекидываясь словами, они идут по селу, по-том
выходят за село и идут по-над речкой, — все в светлых платках, с висящими полведёрниками на руках, на дне которых в баночках они несут масло, — чтобы смазать корове вымя перед дойкой, — и марлю, — чтобы закрыть молоко в ведре от мусора на обратной дороге домой.

Иногда из колхоза приезжает телега, запряжённая лошадью. На телеге сидит приёмщица молока — ка-кая-нибудь из деревенских женщин,
рядом с которой стоят большие фляги. Многие сдают молоко в колхоз. Приёмщица ведёт учёт сданных литров, и потом по итогам каждому двору привозят готовый корм для коров.

Пастухов в это время сменяют домочадцы, чтобы те смогли пойти домой, отдохнуть и пообедать. Те, кого некому сменить, остаются здесь же, в стойле. Они берут обед с собой — бутылку молока, заткну-тую сделанной из газеты пробкой, соль, варёную картошку, яйца …

... Коров встречают и стар, и млад. Все высыпают на улицу и стоят около своих палисадников, даже одинокие бабушки, у которых в хозяйстве нет никакой скотины — только куры.

Раньше около домов не было никаких изгородей, земля под окнами была голая, сильно утоптанная. Лю-ди жили небогато, работали не только на себя — держали скотину, валяли валенки, — но и ходили на работу в колхоз : тут уж не до садов-палисадников — только успевай поворачиваться. Со временем жи-тели села стали ставить ограды перед домами, разбивать палисадники, в которых рассаживали кусты черной смородины, малины, крыжовника. Кое у кого в этих садочках выросли яблони, черёмуха и си-рень. Кто-то начал сажать на грядках редиску, огурцы, лук и другую зелень ...

Городским ребятишкам, которые приехали погостить к бабушкам на лето, очень интересно смотреть на больших настоящих коров, которые проходят мимо них, совсем рядом. Какая-нибудь бурёнка, проходя мимо, нет-нет да и заглянет в чужой проулок : «Вы не меня поджидаете ?»

— Ну, пошла отсюда ! — намахивается на неё кулачком по примеру взрослых какой-нибудь малыш.

Глядишь, другая уже подошла вперевалочку к забору и чешет об него свою толстую шею — накусали бедную злые слепни да мухи ! — ой, сил нет как чешется !

Третья, вытянув шею, насколько это возможно, пытается достать до листьев сирени, свисающих через городьбу.

— Ну, пошла отсель ! — уж бежит к ней старушка, — не нажралася, ши-ши-га-а !

Корова вскидывает голову и — быстрей, быстрей прочь, от греха подальше.

Некоторые бурёнки останавливаются около лужиц с водой — тянут грязную воду, пьют не напьются. Другие, задрав хвосты вверх и не останавливаясь, прямо на ходу, посреди улицы, оставляют за собой тёплые лепёшки, в которые ребятишки частенько вляпываются босыми ногами, бегая по улице.

Село бурлит !

Коровы в стаде все разноцветные. Есть и в черных пятнах, и в красных, и в жёлтых, и совсем белёсые, и совершенно чёрные или коричневые. Да и рога-то у всех смотрят в разные стороны, как будто настро-ены на разные радиоволны. Есть коровы, у которых один рог сломан — это след от столкновения с со-перницей, наверное, они что-то не поделили, пасясь на широких лугах и в оврагах.

Коровы идут, помахивая хвостами, несут свои переполненные молоком вымя, мычат, ревут, издалека оповещая своих хозяюшек : «Му-у-у ! Иду-у-у ! Несу-у-у ! Готовь ведро-о-о !»

Каждая хозяйка знает свою кормилицу «в лицу», а точнее в морду, и коровы тоже знают своих хозя-ек и всегда придут на зов и именно в свой двор.

Бывают, конечно, случаи, когда какая-нибудь буренка вздумает почудить и пробежит мимо своего дво-ра, хоть зови её, хоть обзовись. И тут уж баба — бедная ! — бежит за ней вместе с пастухом, бежит сре-ди других коров — стадо занимает всю ширину улицы, — и они стараются воротить гулёну обратно. Пастух даже пускает в ход свой длинный кнут. Баба бежит, ругает свою подопечную на чём свет стоит, и зовет её, и уговаривает :

— Зорька, Зорька ! Воротись, шишига ! Тварь паскудская ! Иди, иди сюда, моя хорошая, иди ! На-к вот хлебушка с сольцей ! Ну, гад ! Придешь домой — прибью !

Пастух в это время бежит сбоку стада, прищелкивая кнутом и не особо стесняется в выражениях :

— А, туды-т твою растуды-т !

Бах ! Бах ! — кнутом.

Кнут длиннющий, коровы его боятся, и поэтому сразу стремятся спрятаться в центр стада или припус-каются рысцой. Бегут, мотают мордами — как будто кланяются : «здрасьте, здрасьте !» ...

А стадо между тем растянулось вдоль улицы, так, что не видно уже ни начала, ни конца этой процес-сии. Бабы стоят уже около своих оград — кто с коркой черного хлеба, густо посыпанной солью — коро-вы очень любят это лакомство, — кто просто так, с длинной палкой : на тот случай, если буренка взду-мает дать деру мимо или если вдруг в проулок сунется чужая корова, — чтобы ее отогнать :

— Белянк, Белянк, Белянк — зовут хозяйки — иди, иди, моя хорошая !

Умные, спокойные и не строптивые коровы, дойдя до своего дома, послушно сворачивают во двор, тя-жело неся налившееся молоком вымя и опять кивая головой : «здрасьте, здрасьте, пришла я !»

В воздухе сильно пахнет навозом и парным молоком. За стадом пыль стоит столбом.

Коровы идут не спеша, несут в своих выменях вкусное, тёплое парное молоко.

У каждой коровы есть своё имя, которое дают ей хозяева при рождении. Но часто фантазия деревен-ских жителей заканчивается сразу же, как началась, поэтому в стаде в основном одни Зорьки, Белянки, Жданки, Дочки и Ночки.

Постепенно стадо редеет, всех бурёнок разбирают по домам. За стадом медленно идут уставшие пастухи — скорей бы до дома !

— Петя ! А где моя корова-то ?!

— Я не знаю, тёть Поль ! Чё ? Не пришла што ль ?

— Не былó !

— Поди пролетела мимо !

— Ой-ой ! Надо ребятёнок посылать ! Вот шишига-то !

И бежит баба скорёхонько домой :

— Шурка ! Люба ! Ну-к идитя корову ищитя ! Не пришла, гад-то !
 

"На корове"

Как ни неохота Шурке с Любой бежать за ко-ровой, а делать нечего — надо идти. Как не пойдёшь ? Надо ж матери помогать !

И бегут ребятишки сначала по дворам, потом по проулкам, по кустам, — ищут везде гулёну. А она, раскрасавица, глядишь, ушла вперёд, аж на другой конец села, и стоит, горюша, об-гладывает яблоневые листочки в чужом па-лисаднике, пока никто не видит.

Ребята, увидев Дочку, гонят её хворостиной домой :

— Пошла ! Пошла ! Скотина безрогая ! Бегай тут за тобой по всему селу, тварь !
 

Дочка от неожиданности, что застали её на месте преступления (а может и от радости, что наконец-то пришёл за ней кто-то из своих — родных ! — и наконец-то отведёт её, заблудшую душу, домой, в её родимый хлев), бежит вприскочку обратно по селу, задрав хвост. Ребята уж и не поспевают за ней ! А у ворот встречает рассерженная баба :


— А-а ! Нагулялася ! Шатучая твоя душа ! Ну, иди во дво-ор ! Ши-ши-га-а !

Корова быстренько забегает в хлев. Там её, несмотря ни на что, уже поджидает ведро чистой воды и корыто с картофельными очистками.

Баба берёт полведёрник, низкую скамеечку, масло в баночке и идёт доить Дочку.

И долго ещё ворчит себе под нос, ругая на чём свет стоит бедную корову.

— Шатается она по селу ! Ну, сто-ой ! Глядитя на неё ! Не нагуля-я-лася ещё ! Не хлыщи хвостом-то ! Так твою растак ! В ведро попадё-ёшь ! Стой, говорят ! Дочк, Дочк, стой, моя хорошая, щас подою, пого-ди-ка. Пей водицу-то, пей. Жарко нынь было, жарко. Ну вот, молодец. Всё я. Господи ! Кормилица, спа-си и сохрани !

И троекратно осеняет Дочку крестным знамением.

Хозяйка уходит со двора, унося полное ведро пенящегося густого парного молока. В сенях она процедит его через марлю и разольёт по банкам. Оставшуюся пенку обязательно выльет кошке. Даст всем ребя-тишкам выпить по кружке молока, и, уставшая, пойдёт ложиться спать, до следующего раннего утра.

Прислано на сайт в декабре 2008 г.

                                                                                  Страница иллюстрирована работами мордовского художника Ю. Дырина.

На первую страницу
На страницу 
Культура и образование
На первую страницу с творчеством зубовополянцев
На предыдущую страницу с творчеством зубовополянцев

На следующую страницу с творчеством зубовополянцев

Hosted by uCoz