Республика Мордовия

Историко-этнографический сайт

 

ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО ЗУБОВОПОЛЯНЦЕВ

Ждём новых произведений от зубовополянцев и выходцев из района, а посетителям сайта желаем получить эстетическое удовольствие от чтения их.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65

Пётр Левчаев

Часть третья

Живой в могиле

1937 – 1973 гг.

Пока летели, под нами лениво приближались, а потом отдалялись сопки, распадки, ещё не замерзшая быстрая река Индигирка, все реки здесь текут быстро, перелетели и через неё, и её чёрная лента осталась позади.

Вертолёт приземлился в Усть-Нере — небольшом посёлке, в котором находились автобаза, магазин, столовая, ресторан, сберкасса, парикмахерская, база снабжения приисков и разведуправление. Стояли и палатки, но уже много было и капитальных строений, деревянных жилых домов. День был воскрес-ный, конторы не работали, а мне нужно было как можно быстрее получить документы и пропуск к па-роходу, чтобы добраться до Магадана.

В Ногаево стоял последний пароход, и скоро он должен был отправиться в Находку. Не успею — оста-нусь, и Бог знает, когда уже смогу отправиться... От Усть-Неры до Магадана
почти две тысячи кило-метров по Колымской хвалёной трассе, но в неделю ходил только один автобус, поэтому приходилось искать попутную грузовую машину. Но счастье, как повелось в последнее время, мне опять не переста-ло улыбаться. На следующий день я получил все свои бумаги и окончательный расчёт, потом быстро нашёл и машину, и попутчика — мордвина Колю Вашлаева, который добирался до Москвы, а оттуда до Ленинграда, где жила вся его родня. Вашлаев был хорошим парнем, тихим, скромным, а главное — честным, и мы подружились с ним, как братья. Шофёр нам тоже попался хороший, даже не спросил о плате. На время пути он водрузил над своим кузовом палатку, установил "буржуйку", загрузил уголь, и мы всю дорогу ехали, как на печке. Нас собралось 17 человек, шофёру собрали по тысяче рублей (пол-ный картуз сотенок !) и отдали ему в дороге. Он взял и положил под сидение, не считая...

Колымская трасса и правда была хороша. Через каждые сто километров находился пост, бойцы с авто-матами проверяли документы. Ехали в светлое время, на ночлег останавливались в тёплых гаражах или в гостиницах, ужинали в ресторане. Мы от своей машины не уходили, когда останавливались в га-ражах, спали в ней же, и добрались живыми-здоровыми в столицу Колымы Магадан. Город за годы, когда нас высадили в нём, вырос и похорошел, палаток уже было не видно, стояли настоящие дома, срубленные из толстых брёвен, а много зданий и строений были кирпичными. В самых красивых и больших зданиях находились Главное управление "Дальстроя" и НКВД. Они были похожи на большие дворцы, стояли на большой площади, на которой больше ничего не было.

В Магадане нам предстояло получить билеты на пароход "Джурма", который был в этой навигации последним и вот-вот должен был отплыть на материк. Билеты и пропуска выдавали в фанерной вре-мянке. Отдашь бумаги в крошечное окошечко и жди на улице, пока не выкрикнут твою фамилию. Лю-дей собралось море, заполнили всю площадь,
шумят... Ходят тревожные, волнующие душу слухи : мол, в "Джурму" столько народу не поместится, и пароход скоро уже отойдёт. А фамилии выкрикивают так неторопливо... В час по одной фамилии. Мы с Вашлаевым тоже начали тревожиться : "Успеем ли ? Не отстанем ли ?" Окошечко маленькое, а нас, желающих попасть на "Джурму", бушует целое море, лезем друг на друга, стараемся подойти поближе, чтобы услышать свою фамилию.

Я тоже копошусь, локтями помогаю себе продвинуться поближе, лезу, но толку мало. Всё фамилии, в которых звучит буква ч, заставляют меня вздрагивать, будто шилом колют : "Меня !?" А я ещё так да-лёк от окошка. Кричу :

— Пустите, пустите меня ! — и стараюсь пробраться поближе к заветному окошку.

Но никто не обращает
на меня никакого внимания, каждый старается за себя. Гудит из края в край людское море. У меня в голове зреют планы : "А что, если выбраться, выйти из середины этой толпы, обойти её и пробраться к времянке сзади ? Встать перед дверью, подождать, пока кто-либо из раздаю-щих пропуска и билеты не выйдет, протянуть ему тысячу !?" Поделился планом с Вашлаевым, он ему понравился, но потом он засомневался :

— Так времянка разве не в центре толпы ? Поди и сзади неё столько же народу ? Тогда нам и сзади не пролезть поближе к двери. Ну-ка, давай, залезай ко мне на плечи и посмотри, что там видно !

Вашлаев в прошлом году вот так вот не успел на пароход и мотал здесь лишний год. Хорошо, что и в этом году попал под первый расчёт, а многие, кто это право получили в прошлом году, потеряли его в этом. И неизвестно ещё — получат ли в ближайшие годы. Вашлаев — человек очень хладнокровный и сдержанный, но теперь и он тревожится и боится, торопит меня :"Давай, давай !" Мне ужасно надоело это слово, слыша его, каждый раз хочу ударить по лицу того, кто его произносит, но теперь и я говорю : "Даю !" Залезаю на Вашлаева, смотрю — за времянкой, за той заветной времянкой очень мало народу, можно добраться до двери. Главная задача теперь — выйти из середины этого людского моря.

Придумали, что чтобы выбраться из него, мои мешки нужно оставить. Что и сделали : Вашлаев остался при них, а я стал протискиваться налегке и скоро оказался у заветной двери ! Вот ведь как хорошо, когда вдвоём с надёжным другом. Эта дружба нам потом не раз ещё помогла и на пароходе, и на другом берегу моря, и на поезде... Вот и сейчас я не тревожился за свои вещи, оставил их со спокойной душой Николаю
с ними я бы не добраться до времянки.

Стою около дверей с приготовленными десятью сотенными, жду, кому бы протянуть, ведь не отдашь же кому попало ! Присматриваюсь к другим, может, и они по этому же делу ? Но вот вышел парень в гражданской одежде, взгляд напряжённый, острый. Тут же двое-трое из стоящих рядом со мной подско-чили к нему, стали что-то шептать, протянули кто папиросы, кто плитку чая. Смотрю : возьмёт или нет? Взял ! Ого, а не много ли я приготовил ? А, может, и те дали не только папиросы и чай ? Но долго думать было некогда, парень смотрел на меня так, будто спрашивал : "Тебе чего ?" Я шагнул к нему и протянул конверт с документами, прошептал : "Фамилии наши на конверте, вынесешь документы — тысяча тебе". Он взял конверт, оглянулся, подмигнул : "Порядок !" И зашёл во времянку. Буквально через десять минут вышел и выкрикнул меня, протянул билеты и пропуски, и мы рассчитались.

От Магадана до бухты Ногаево шесть километров, были бы у нас крылья — полетели бы ! Но с наши-ми чемоданами и мешками не разбежишься. Что делать ? А разговоры вокруг опять про "Джурму": уже переполнена и вот-вот отплывёт. Что делать ?! Гляжу — самосвал мчится. Встал на дороге, поднял обе руки. Он вильнул, проехал мимо нас, но тут же затормозил и остановился, шофёр открыл дверь и пока-зал кулак. Я подбежал к нему, показал две сотенные.

— Куда ? — спросил водитель. Я
сказал куда, махнул Вашлаеву и залез к шофёру в кабину. Пока Николай кое-как с мешками ковылял, набежало человек десять. Все забрались в кузов самосвала, и он тронулся, а минут через двадцать мы были уже в бухте. Но и здесь было полно народу, не меньше ты-сячи человек рвались на территорию порта. Без смекалки тут тоже  было не обойтись. Порт был тес-ным, неширокая площадь была прижата к высокой скале у моря и загорожена железным забором так, что к пароходу можно было пройти только через узкую калитку. Около неё стояли солдаты с оружием, проверяли пропуска и искали золото. Мы протолкались почти до середины толпы, стараясь оказаться как можно ближе к калитке. Толпа напирала со всех сторон и сама двигала двигали нас к цели. Мы только старались держаться в центре, чтобы нас не снесло в сторону, к забору. Давили и слева и справа, и сзади. Калитка была уже близко. Я поставил свой чемодан между ног, постепенно меня оттеснили от него, и он остался позади. Но не переживал : упала бы иголка и та не пропала бы — так было тесно. По-ка проверяли у нас документы, чемодан сам "пришёл" к калитке, я подхватил его и сломя голову побе-жал к пароходу, к новой очереди к обледеневшей и сколькой верёвочной лестнице. Люди из послед-них сил лезли по ней со всем своим добром, выпуская из рук мешки и чемоданы, которые летели в воду, кто-то и сам не удержался и уже купался в холодной воде. Я поднялся на палубу налегке, нашёл верёвку, обмотал её конец вокруг кнехта — железного столба, другой бросил Вашлаеву, крикнул :

— Привяжи поклажу !

В два приёма поднял всё, а Николай по скользкой лестнице поднялся сам. Мы заторопились в трюм, чтобы занять местечко получше, посветлее и повыше
на верхнем ярусе под лампой.

"Джурма" была намного меньше "Дальстроя", но люди входили и входили, и сыпались в трюм, как картошка из мешка. Трюм был переполнен ! К полуночи пароход просигналил низким гудком, оповещая о своём отходе, и люди перестали сыпаться в трюм. Я вышел наверх взглянуть в последний раз на зна-менитую бухту. В свете прожекторов было видно, как в порту возле калитки всё ещё шевелились люди, толпа людей... А море гудело и покачивалось, будто боролось с какой-то тяжестью, будто стонало. Каза-лось, что оно старается быстрее донести свою огромную ношу. Море, море, в моей душе столько же ра-дости, как у тебя простора ! Скорее неси меня домой ! Мечтаю встретиться со своей любимой семьёй !
И вот "вампирские" огни Магадана пропали в ночной серой мгле...

Рассвело, люди в трюме не шевелятся, спят и видят сладкие сны. А карманники-щипачи уже принюхи-ваются, ощупывают крепко спящих людей, опустошают их карманы... Кое-где уже специально сняли лампы, сделали тёмными и непроглядными уголки трюма. А море качается и с силой бьётся о борта парохода, и мне кажется, что оно бормочет, торопя пароход : "Быстрей, быстрей !" Так же стучит и моё сердце, ведь каждая минута приближает меня к дому. С каждым оборотом винта корабля я всё дальше отодвигаюсь от могилы, в которой оказался ! Море, гони быстрее "Джурму", гони сильнее !

И море спешило и скоро доставило нас в Находку. День был солнечный, тёплый, бухта спокойная, блес-тела, как серебро.
На берегу бухты толкучка : люди ходят в костюмах, как летом, тепло ! "Джурма" ки-нула якорь посредине бухты. Мы заволновались : "Почему не причалили !? Почему нас не высажива-ют !?" 

В Колыме снега по пояс, морозы, а здесь – лето ! Но нас долго не высаживают ! Почему ? И как чёрный змей, пополз тревожный слух : "Не принял нас порт ! Всю дорогу орудовали воры, и за это всех нас вер-нут назад на Колыму, а там будут разбираться, выяснять, кто виноват, кто прав." Люди и так всего боялись, а тут от этих разговоров и вовсе начали сходить из ума : сначала самые смелые, единицы, а потом уже и десятки стали прыгать в воду, поплыли к берегу. Команда кричит в мегафоны : "Товари-щи, подождите, не губите себя, сейчас встанем на место"Орла" и будем спокойно высаживаться !" Но никто ничего не хотел слушать,
сначала побросали через борт свои мешки, а потом попрыгали сами. Началась паника, крики, плач, рёв, вой, будто режут людей... Глядя на мужиков, стали прыгать в воду и женщины, многие из которых были с детьми. Команда видит, что люди сошли с ума — стала бросать спасательные круги, отвязывать и спускать шлюпки... Но пока шлюпки оказались в воде, многие уже добрались до берега и вышли из моря, а кое-кто ушёл на дно... И я собрался было спуститься в воду с помощью всё той же своей верёвки, но не смог найти её в суматохе. А тут смотрю — уже подняли якоря, пароход стал подходить к берегу, медленно подошёл и причалил. И все, кто ещё оставался на борту, кинулись к сходням. Уже на берегу узнали, что недавно в порту произошло ЧП : пленные япон-цы взорвали океанский пароход "Дальстрой".

Ещё по дороге на Колыму, давным-давно, я успел заметить, как красива, а главное
удобна эта бухта: вокруг неё стеной стояли огромные зелёные сопки, покрытые лесом. Она походила на огромную чашу, заполненную прозрачной и чистой водой ни волн, ни ветерка, ничто не тревожило эту кристальную воду. В бухте был не один причал. Портовые краны, склады, всякие постройки. В "Дальстрой" плен-ные японцы погрузили 100 тонн взрывчатки, которая предназначалась для Колымы, но подложили под ящики с аммоналом бикфордов шнур и подожгли. Но успели заметить, и капитан приказал команде по-кинуть судно, а сам стал уводить пароход в море, но не успел, довёл только до горловины бухты, откуда начинался выход в море. Там и произошёл страшный взрыв, от которого обмелела вся бухта, сгорели склады и лес на сопках. За 25 километров от порта были выбиты окна. Только убитых было 900 чело-век, среди них и 200 японцев. А раненых и покалеченных не сосчитать, ими были заполнены все ближайшие больницы и госпитали. Это всё произошло накануне нашего прибытия, поэтому и действо-вал только один причал, который в момент прибытия "Джурмы" был занят там стоял и разгружал-ся "Орёл".

На предыдущую страницу    На следующую страницу

Не публиковавшиеся ранее мемуары писателя П. И. Левчаева, написанные в 1983 г.,
предоставлены для публикации на сайте "Зубова Поляна" внучкой писателя @Кусакиной Н.Н.
Перевод с мокша-мордовского Кузевой С.И.

На первую страницу
На страницу 
Культура и образование
На первую страницу с творчеством зубовополянцев

Hosted by uCoz