Республика Мордовия

Историко-этнографический сайт

 

ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО ЗУБОВОПОЛЯНЦЕВ

Ждём новых произведений от зубовополянцев и выходцев и района, а посетителям сайта желаем получить эстетическое удовольствие от чтения их.

На предыдущую страницу    На следующую страницу

Алексей Саурин,
Москва

Праздник утиной охоты

Человек — это восприимчивое, чувствующее, разумное и рассудительное существо,
стремящееся к самосохранению и счастью.

Поль Гольбах

Алексей Саурин — главный охотинспектор России

Мы не унаследовали Землю от своих предков. Мы берем ее в долг у на-ших детей. Мордовия — край лесов, лугов и озер. Начинаешь рассуждать про мордовские леса, и перед тобой возникают лесные звери, обитающие по всему краю : кабаны, олени, косули, лоси, бобры, еноты, глухари, тетерева и т. д. Луга и озера — там водоплавающая боровая дичь, а есть места, где обитает исключительно серый журавль. Одно из таких мест — это село Каргашино, а переводится оно с мордовского языка, как «жу-равлиное место». Село располагается вдоль речки Вад, занимает более 4 километров в длину, и жители часто шутят, что оно, как шея журавля пропорционально равно телу птицы. Трудно спорить с местными охотни-ками, но доля правды тут есть. Если смотреть сверху,  с  птичьего полета, то село — действительно как журавль, раскинуло крылья, летит, вытя-нув шею вперед к солнцу.

Многие местные жители гордятся тем, что проходят десятилетия, а дичь для охоты вокруг Каргашина всегда имеется, и, мало того, появляются другие разновидности охоты, но по сегодняшний день главная гордость сельчан — это журавли.  Осенью, когда они собираются в стаи, готовясь к

перелету на юг, на зимовку, то люди выходят на улицы села, чтобы помахать им рукой на прощание и прокричать:

— До свидания ! Мы вас ждем весной ! Счастливого пути !

Жители потом еще долго не расходятся и спорят: сколько было стай журавлей в этом году, а сколько в прошлом. Это зрелище описать невозможно: тут полное единение человека и природы.

Как-то я получил приглашение на торжественное открытие охоты на водоплавающую дичь от моих земляков, братьев Сорокиных (их три брата, и все заядлые охотники). Приглашение совпало с моим отпуском, было очень трогательно и приятно. И давно нужно было побывать в родных местах, где родился и вырос, где находятся могилы родных: мамы, деда и бабушки.

Я быстро собрался и на другой день, вечером, был уже в родном доме. Здесь мне с детства знаком каждый уголок, каждый гвоздик, заколоченный в доме, кем он был забит. В родные места я приехал с близкими мне людьми : Валентином, любителем утиной и гусиной охоты, и Алексеем Никитовичем Журавлевым — знатоком охоты на боровую дичь. Чуть позже к нам присоединился Крутин Василий Павлович. Мы с ним выросли в родном селе, хотя он моложе меня, но мы всегда «таскали» его с собой как обаятельного и общительного парня. Василий сразу же начал интересоваться: какие патроны, какое количество нужно иметь, а также что еще брать с собой ? Мы поговорили про одежду и о ружьях и решили, что брать нужно все, и еду тоже, учитывая, что на торжественное открытие едем в первый раз и не знаем обычаев.

— Трудно представить, как все будет происходить — говорит мне Василий. — Но точно знаю, что будут гармонь, гитара, баран живой и многое другое, даже хоровод местных девушек.

— Ну и дела ! — отвечаю я. — Как за несколько лет изменилось отношение людей к охоте !

— Культура растет ! — улыбается Василий.

 

— А вы, наверное, не знаете, как было у нас раньше ? — обращаюсь я к Валентину и Алек-сею. — Может, у вас было все по-другому ? Вы — коренные москвичи, а культура моск-вичей всегда была иной. А вот охота для мо-его деда и для многих других охотников Рос-сии значила очень много. В то время это была вкусная дополнительная пища из дичи к се-мейному столу. Ведь в период весенних по-левых работ и ранней осенью редко кто заби-вал домашнюю живность из-за отсутствия мо-розов, потому что мясо держать было негде. А может быть, новая культура охоты и сюда пришла, в Мордовию, и здесь стали к ней от-носиться, как во многих странах, с ритуалами, и наши жители вспомнили элементы русской охоты.


— Это здорово ! — сказал Валентин.

— Культура хорошо, когда подтверждается наличием дичи, — добавил Алексей Журавлев.

На машине направились к месту сбора охотников — это недалеко от села за речкой, где много озер и вокруг водоемов растут кустарники — камыши. Ехали мы по луговой дороге медленно, растягивая удо-вольствие от увиденного пейзажа. Над нами часто кружились стаи уток, как бы предупреждая других, что появились люди. Подъехали к месту. Вокруг костра было много людей в охотничьей форме, в длин-ных платьях. Все смеялись и шутили. Гармонист играл веселые частушки, девушки подпевали. У всех веселый хороший настрой. Нам рассказали, что очень много утки и охота открывается завтра на зорьке. Приготовили всем охотникам места. Готов был «барский стол», и скоро должны были начаться тор-жества по случаю открытия охоты.

— Вы не удивляйтесь, у нас это происходит каждый год. Охоте мы придаем теперь другое значение : не добыча мяса, и, как вы теперь говорите в городе, "на трофейную".

— Это здорово ! — сказал Валентин. — Если во всех регионах, также будут поступать, то охота пол-ностью станет видом отдыха. Побольше бы таких ритуалов, тем красочнее будет проходить и сама охота. Это привлечет иностранцев, и пойдут инвестиции, а деньги помогут наладить охотничий бизнес, что позволит контролировать охоту, тем самым сохранить животный мир. Перед началом и при за-вершении охоты каждый будет обязательно говорить добрые слова и просить прощения у природы, у Бога и у добытого зверя, а потом песни и обязательно на кровях по 50 граммов водки. Конечно, водка не самое главное, но у нас в традициях это присутствует, а вот праздничного ритуала мало. А жаль !

 

Я позвал Валеру Сорокина, чтобы он показал мне, где моя засидка по утке, учитывая, что уже стало вечереть и вовсю готовились к от-крытию торжества. С собой я позвал Вален-тина и Алексея, и мы вчетвером пошли смот-реть места охоты.

— Валера, а как дела на селе ? Что нового по хозяйству ? — интересуюсь я.

— Только благодаря вам идет работа по уст-ройству опытного охотничьего хозяйства, а колхозные дела — совсем плохи, работать не-кому, село стареет, колхоз умирает, — отве-чает мне Валерий.

—  Это  не  нам  благодарность,  —  отвечаю я.

— Это министр сельского хозяйства РФ Гордеев А. В. своим приказом создал опытное охотничье хозяйство.


— Вот если бы помогали все, как ты, своим землякам, то наверняка мы и жили бы по-другому, и легче было бы всем, — продолжает Валера. — Ты всегда нам говорил : где родился, там и должен помогать, чем можешь, если нечем помочь, то когда приезжаешь к своим предкам, то хоть помоги поправить им забор и крыльцо. Иногда посмотрю, приезжают дети к своим родителям, самогон попили, погуляли и уехали, а поправить забор или крыльцо старушке некому. А так хочется, чтобы в селе жили по-чело-вечески, помогая друг другу.

Валентин спрашивает:

— Я смотрю, здесь травы выше плеч, а не косят — наверно, некому ?

— Да, это удивительно — отвечаю я. — Это было место для сенокоса моих предков : деда Ивана Лаврентьевича и мамы Марии Ивановны. Здесь мы с дедом косили и возили сено. А косили мы здесь, потому что дед был единоличником и не вступал в колхоз, поэтому нам всегда доставались самые худшие луга, ведь кругом озера, болота, и надо было сено выносить с болота вручную на сухое место, отсюда и качество сена хуже на болоте.

— Мы помним твоего деда — говорит Валерий. — Ох, какой он был строгий, но очень порядочный, к нему всегда ходили за советом. Он никак не признавал колхоз, наверно, чувствовал, что при внуках это колхозное хозяйство развалится. Мы никогда не забудем, как он любил выращивать гусей. Весна в селе начиналась с выводом гусей Ивана Лаврентьевича на улицу. Он ни не на шаг не отходил весной от гусей, а их у него было несколько сотен.

— Да, я это часто вспоминаю — говорю я Валентину и Алексею. — Ведь тогда село было большое, не менее 400 дворов, сейчас, конечно, меньше, и представляете, сегодня в селе никто не держит гусей !

За разговором мы подошли к озеру, посмотреть подход к засидке. Вдруг вижу : закопано четыре стол-бика в землю. Я осмотрелся и говорю Валентину и Алексею :

— Эти дубовые столбики мы с дедом закопали лет 40 назад. Здесь мы делали шалаш на время сенокоса, где приходилось частенько ночевать, а днем прятались от дождя. Дед мне часто говорил, ложась на фу-файку, уставший от работы : «Часок отдохнем, пройдет зной, и начнем ворошить сено, а если ты не хо-чешь отдыхать, тогда поешь немного и послушай, как поют птицы».

— Да, твой дед тебя очень любил и никогда не давал в обиду, — вспоминает Валерий. — Всегда преду-преждал нас : если кто тронет Лешку, я вас выпорю, и так никого и не выпорол, хотя рука у него была сильная.

Мы повернули обратно. Валерий, Алексей и Валентин беседовали о предстоящей охоте, а я думал о своём. Валерий говорил Валентину :

— Я, очень рад, что Леша приехал к нам, думаю, и тебе здесь понравится : весело будет вечером и удачная охота на зорьке.

 

Думаете, что это браконьеры,  охотящиеся на горного барана, зане-сённого в "Красную книгу," и застигнутые охотинспектором ? Оши-баетесь. Главный  охотинспектор России Алексей Саурин гарантиру-ет : соответствующие лицензии есть у всех.

Мы подошли к костру, где уже вовсю шла под-готовка к торжественному открытию охоты. Собравшиеся рассказывали анекдоты, приба-утки, кто во что горазд. Когда мы вернулись, оказалось, что ждут только нас, все встали и дружно захлопали. Пора начинать, а то скоро стемнеет и еда остынет в кастрюлях.

Вот гармонист сыграл марш типа «всем, всем, всем», и мы встали в две  шеренги  друг перед другом. Валерий  вышел из строя, стал посре-дине и начал говорить :


— Сегодня праздник охотников, это по тра-диции передается из поколения в поколение. Охотники и природа — едины на этой земле. Мы должны понимать, что после нас придут наши дети на это место, которые будут гор-диться нами, что мы сохранили много зверя и дикой птицы для них.  Мы должны быть осто-

рожны с ружьями. Каждый должен знать, что вот этот приз за самого большого добытого селезня. Стрелять только селезней. Теперь давайте поприветствуем почетных гостей из Москвы, наших земля-ков, которые делают для села очень много: это Алексей Иванович — главный егерь России и Василий Павлович.

Девушки преподносят нам «хлеб-соль», большую стопку мордовских блинов, на которых стояли солон-ки с солью и стаканы мордовского напитка поза. Мы садимся за стол. Глава села Вера Степановна Вешкина очень ярко и красочно рассказала : про село, про людей, про охотников и предложила первый тост — за наших родных, которые любили природу и позволили нам охотиться на том же месте, где из поколения в поколение проходит торжественная утиная охота. Второй тост — за природу. Третий — за Великого Российского Охотника. Так плавно разговор зашел об охоте, и некоторые уже встали, пошли надевать болотные сапоги. Все понимали, вот-вот начнется утренняя зорька.

 

Я оказался на засидке, где очень хорошо на-блюдать и за небом, и за озером, где большая часть воды привлекательна для уток. Бук-вально через несколько минут прозвучал пер-вый выстрел, утки стали летать из стороны в сторону, падая от каждого выстрела. На меня налетело несколько стай уток. Целясь в се-лезня, не нарушая правила, попадаешь иногда в пространство, значит, мимо. Долго приспо-сабливаешься, но в конечном итоге трофеи до-быты и настрелялся досыта. Но самое инте-ресное, когда над тобой летят утки-чирки. Они пикируют, как истребители, и за добытого чирка всегда получаешь похвалу от друзей. Добыть чирка сложно, потому что летит он очень быстро и маневренно. Вот уже совсем светло, уток все меньше и меньше. А к 10 ча-сам  утра охотники завершают охоту и начина-

нают подсчитывать трофеи, что сделали и мы.

Как по команде, пришли к костру, где стол был уже накрыт. Вера Степановна позвала перекусить, мы все стали дружно завтракать. Каждый старался поделиться впечатлениями и результатами охоты, кто сколько взял, кому не удалось найти уток в камышах. Подводили итоги.

А главный итог один — охота в Каргашине — это большой праздник односельчан, что не может меня не радовать как одного из них, потому что здесь мои корни.

Из книги : А. Саурин «Облава», 2006 г
Фотографии из книг А. Саурина..

На первую страницу
На страницу 
Культура и образование
На первую страницу с творчеством зубовополянцев
На предыдущую страницу с творчеством зубовополянцев

На следующую страницу с творчеством зубовополянцев

Hosted by uCoz