Республика Мордовия

 Историко-этнографический сайт

 

ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО ЗУБОВОПОЛЯНЦЕВ

Ждём новых произведений от зубовополянцев и выходцев из района, а посетителям сайта желаем получить эстетическое удовольствие от чтения их.

На предыдущую страницу    На следующую страницу

Светлана Кемяшова, Москва

Детство в Покассах

"ЦЫГАНКИ"

 

Как-то раз — а дело было в конце 1980-х годов — уже будучи взрослыми девчатами, приехав в По-кассы, мы с сёстрами решили пойти славить на Рождество.

— Ой, да и пойдёте по селу ?! А как узнают вас ?! Скажут : здоровые девки славить ходют !

...Нужно сказать, что славить обычно ходили маленькие дети, и в Покассах с разной степенью энтузиаз-ма этот обычай исполнялся ежегодно, даже в атеистические советские времена.

... — А мы, бабуль, шалями лица закутаем — никто и не узнает. Я у тебя тулуп возьму старый и юбки нам дай длинные, старые.

Вот так сначала приняв нашу затею скептически, бабуля затем поддержала её и выдала нам длинные юбки, шали, старые тулупы, в общем — весь необходимый реквизит для того, чтобы нас никто не узнал. Но провожала нас ещё неуверенно:

— Ой, и пойдёте так по селу ? Смотрите, как бы собаки не налетели, палки возьмитя.

А сама уже начала посмеиваться : наверное, вспомнила и свою молодость, когда они с девчатами и пар-нями гуляли все ночи напролёт по селу, с гармонью, с песнями и частушками. Тогда молодёжь летом гуляла по улице до рассвета, несмотря на то, что утром надо было идти в колхоз на работу. Бабушка рассказывала, как, придя с улицы, они ложились немного поспать прямо на крыльце, а потом вставали и шли на работу. А зимой посиделки устраивали у какой-нибудь бабки. Бабке за это перепадали харчи, и она отправлялась на печь спать, а молодёжь гуляла в её избёнке : девчата щелкали семечки, парни иг-рали на гармони, пели и плясали. Позже уже появились клубы.

Решено было идти славить ночью, как раз в полночь. Бабуля пошла к двенадцати часам ночи в церковь на службу, а мы стали наряжаться. В шали закутались так, что лиц было не видно и узнать никого бы-ло нельзя. За нами зашли наши подруги — Лариса и Оля. Им их старенькая бабушка Хрестя достала ста-ринные юбки из своего сундука, какие носили, наверное, лет сто назад. Девчонки были в красивых цве-тастых шалях, повязанных поверх платков, так что пол-лица тоже было закрыто. Мы наряжались, по-смеиваясь друг над другом, потому что выглядели все очень смешно в старых зипунах и тулупах.

Зашли за Лидой, которая жила на Тайге. Её собирала мать. Достала ей огромную цветастую шаль, ста-рую длинную юбку, помогла дочке нарядиться, посмеялась над нами в свою очередь, как и бабуля, и, наконец, мы отправились славить.

Погода немного испортилась, на дороге было очень скользко, и мы в своих длинных нарядах то и дело поскальзывались и падали, и от смеха еле могли подняться на ноги. Время для славления мы выбрали не совсем удачное, потому что многие бабы ушли в церковь на Рождественскую службу, и дома никого не было, а кто-то и вовсе ещё спал. Но, тем не менее, в некоторых домах уже горел свет. Вот туда-то, на огонёк, мы и направились, навалявшись на скользкой дороге.

Хозяйка первого дома впустила нас и долго удивлялась и пыталась узнать, кто мы такие. А мы, не-смотря на то, что были закутаны в шали, совершенно смутились от этого внимания и никак не могли начать свои песни.

— Да вы чьи ж это будете-то ? — всё допытывалась женщина.

Мы молчали.

— Да это не Наташка ли таких-то ? А ты поди-к Катя. Ой, да это никак невеста моего Вовки !

Мы молчали и только посмеивались под своими платками : Вовкиной невесты среди нас точно не бы-ло !

— Ну, чаво ж вы, славьте !

Тут уж мы осмелели, и пропели Рождественские песни, так и не раскрыв своей тайны : кто мы и чьи будем.

Нас не смогли узнать даже близкие родственники и соседи. Все, кто открывал нам дверь, оставались очень довольны нашим маскарадом, раздавали нам деньги и говорили нам вместо спасибо:

— Спаси Господи ! Молодцы девчата.

Когда мы шли по улице, навстречу нам попадались бабы, спешащие в церковь на Рождественскую службу. Они с удивлением оборачивались нам вслед, переговариваясь между собой и гадая — кто бы это мог быть, что за девки в длинных юбках до земли и в зипунах ходят по селу в полночь ?

А мы ещё немного покувыркались по Покасским обледеневшим ухабам, и когда уже не осталось домов со светом в окнах, в которые бы мы не зашли, решили расходиться по домам. К этому времени все уже изрядно устали. А так как награду за славление мы собирали в один карман, то решено было пойти сна-чала к нашей бабуле и поделить всё поровну.

Бабуля накануне испекла наши любимые «зубочки», размером с лапоть. И плюшки. Мы сели за стол, наелись пирогов с молоком и стали считать, на сколько наславили. Оказалось, что каждой достаётся по двадцать одному рублю. Целое состояние в то время ! Забрав свою долю, Оля с Ларисой отправились домой, на Блудовку, а Лида — на Тайгу. А мы, закрыв дверь в сенях на заложку, завалились спать и проспали до утра. Бабушка долго была в церкви. Она любила церковь. Иногда уже после окончания службы они с другими бабулями оставались и пели на клиросе разные молитвы, или помогали при-браться в церкви. А было время, бабуля даже работала в церкви — помогала матушке выпекать прос-вирки. Несколько только что испеченных просвирок она приносила домой и угощала нас. Какие же они были вкусные !

К утру, придя домой со службы, бабуля стала нам рассказывать:

— А я стою в церкви, приходят Манька с Полинкой и говорят, что по Покассу цыганки ходют, человек десять, чаво ходют — не знай. Тут ещё Лидка пришла и тоже шепчет нам : дескыть, сичас цыганок встретила, идут вдоль деревни — юбки до-о-лгие, в тулупах, в шалях — я аж испужалася... А я стою, го-лову нагнула и смеюся. Я-то знаю, про кого они бают...

Бабуля довольная, смеялась.

— Ну, как пославили ? Угадал вас кто ? А то ведь по селу пойдёт — Таньки Лисейковой девчата хдили-славили.

— Нет, никто не узнал. Да и пусть говорят, нам-то что.

— Да эт да, пущай побают. Сичас ребятёнок мало ходит славить, вот хоть вы походили. Только уж больно ранёхонько, спят ещё все в такую рань. Ну чаво ж, теперь и у меня славтя !

Дала нам бабуля за наши старания по пять рублей, а потом и сама «разговелась» — то есть поела не постной, а «скоромной» пищи, так как Рождественский пост кончился.

На первую страницу
На страницу Культура и образование
На первую страницу с творчеством зубовополянцев
На предыдущую страницу с творчеством зубовополянцев

На следующую страницу с творчеством зубовополянцев

Hosted by uCoz