
Домик, который в Потьме моя бабушка построила в возрасте
62 лет и в котором потом прожила ещё 23 года.
Фото автора. |
В июньский полдень солнце
палит нещадно. Но здесь, на кладбище, в тени разросшихся деревьев прохладно
и чувствуется какое-то умиротворение. Кругом тишина. Лишь стук колёс,
проходящих мимо поездов, нарушают этот покой и тишину.
Здесь похоронена моя бабушка Бегаева Мария Мат-веевна, рожденная в 1921 года
и умершая, как сви-детельствует надпись на её фотографии, 17 октября 2008
года. Она прожила на Земле 87 лет.
Рядом с ней покоятся её родители: Матвей Егоро-вич и Акулина Андреевна Коняшкины и брат её Ва-силий. А также здесь стоит железный крест сыну
Василия — Михаилу, прах которого покоится где-то в земле в Калининградской
области. Но Василий, в память о своём сыне, поставил ему этот
крест здесь. |
Деда Василия я хорошо помню, а вот прадеда Матвея и прабабушку Акулину, и
сына Василия — Ми-хаила, я уже не застал. Они умерли где-то в начале 80-х
годов позапрошлого столетия — до моего рож-дения. Я давно собираюсь сделать
на их крестах таблички с фотографиями и с надписями, но всё мне некогда. Да
и кому нужна здесь память о них, кроме меня? На этой железнодорожной станции
в по-сёлке Потьма, что в шести километрах от райцентра Зубова-Поляна и в 460
километрах от Москвы по, раньше Куйбы-шевской, а теперь Самарской железной
дороге их почти никто и не знал.
Бабушка же прожила в этом небольшом рабочем посёлке с населением меньше пяти
тысяч человек почти три десятка лет, работала истопником и уборщицей на
железнодорожном вокзале, поэтому мно-гие её знали и пока ещё помнят. А
родителей своих — прадеда Матвея и прабабушку Акулину — она привезла сюда
после того, как поздней осенью 1982 года дом её сгорел вместе с
мужем-пьяницей и скан-далистом, и с 95-летней парализованной свекровью.
Но бабушка не впала ни в уныние, ни в отчаяние. Зиму она провела у своей
подруги и дальней родст-венницы Ульяны Бычковой, а весной, в свои 62 года
энергично взялась за строительство жилья на пе-пелищи сгоревшего дома. Одна,
без денег и чьей-либо помощи, она за лето, на удивление всем знако-мым,
соорудила себе домик, в котором затем прожила ещё 23 года. Сюда она и
привезла из соседнего райцентра Торбеево своих престарелых и совсем немощных
родителей Матвея и Акулину. Позже пе-реехал к ним из Калининградской области
оставшийся в одиночестве и родной брат бабушки Василий, который впоследствии
купил себе домик насупротив бабушкиного строения.
Сегодня я приехал сюда, чтобы покрасить ограду бабушкиного семейного
захоронения. Это для меня своего рода дань памяти им всем. Покраске этой
ограды бабушка при жизни придавала особое значение. Каждое лето, когда я жил
у неё, она брала меня с собой на это кладбище, и мы вместе с ней долго
кра-сили эту старую ограду с завитушками. Потом она стояла и молилась,
поминала всех умерших родствен-ников и знаемых, а затем мы с ней кушали.
Блины, яйца и квас, которые она приносила с собой, здесь, на свежем воздухе,
в тени деревьев, казались мне необыкновенно вкусными. И следующей весной я
уже сам просил бабушку:
— Бабай, — я так всегда к ней обращался, — пойдём на кладбище красить
ограду.
— Пойдём, пойдём, мой милый унучок, — она именно так меня и называла. — К
Троице обязательно покрасим.
И она покупала банку синей краски, и мы опять шли с ней красить ограду.
— Когда я помру, ты меня тоже здесь похорони и не забывай ограду красить, —
даёт наказ мне бабуш-ка.
Я охотно обещаю ей это сделать, и она остаётся довольная мной.
Я крашу медленно, неумело, но стараюсь. И мне кажется, что сейчас бабушка с
фотографии вниматель-но наблюдает за мной и радуется, что я исполняю её
наказ. Лишь чёрная ворона, сидящая на дереве, как ворчливый старый монах в
чёрном подряснике, выражая в мой адрес своё недовольство, време-нами издаёт
своё душераздирающее: "Ка-ар-рр…! Ка-ар-рр….!"
О чём она каркает? Что хочет сказать мне эта страшная птица? Может, она
видит сейчас бессмертный дух моей бабушки? И видит, как она ходит или летает
вокруг меня и пытается заговорить со мной, но я не слышу её? А ворона
упрекает меня за это? Может, ещё чьи-то души наблюдают за моей работой? Вон
могила нашего бывшего соседа Крутякова Анатолия Ивановича, проработавшего до
пенсии каким-то небольшим начальником на станции Потьма. А после ухода на
пенсию, не дожив даже до 70 лет, умер, и уже два года лежит здесь рядом со
своей матерью, которая прожила ни много, не мало — 95 лет! И умерла лишь
незадолго до смерти сына. Бабушка звала Анатолия Ивановича не по
имени-отчеству, а просто Толик.
Когда бабушка впервые привезла меня, 5-летнего карапуза из Крыма к себе, то
первым делом решила поставить надо мной небольшой и, как я теперь думаю,
совершенно глупый эксперимент: как я поведу себя в случае, если она вдруг
внезапно умрёт. И, играя со мной, предупредила, что если я не буду
слу-шаться её, то она будет огорчаться, расстраиваться, заболеет и от этого
скоро подохнет. И я останусь без бабушки. И тогда меня родители заберут
назад в Крым, где опять поведут в садик, куда я очень не любил ходить. А там
воспитатели заставят меня спать после обеда и слушаться их. "Так что береги
ба-бушку, слушайся её и не огорчай, чтобы она не сдохла", — говорила мне
бабушка. Я всегда ей давал обещания, но тут же нарушал их и опять не
слушался.
В разговоре бабушка выражений не выбирала. Она могла сказать как угодно.
Когда она говорила о предстоящей смерти, то никогда не говорила "я помру", а
всегда "я сдохну" или "подохну". И я быстро освоил её лексикон и тоже
говорил её словами и так же рассуждал.
И вот однажды, когда, видимо, я сильно раззарозовался, она легла на крыльцо
и притворилась мёртвой. Я, недолго думая, побежал к соседям. Захожу и,
подражая бабушке, как взрослый человек, на полном серьёзе, говорю:
— Толик, дай мне четыре гвоздя.
— Это зачем тебе, Андрюша, четыре гвоздя понадобились? — спрашивает Анатолий
Иванович.
— Пойду гроб делать. Старуха моя вон подохла, лежит на крыльце.
Крутяковы тут же вскочили, и побежали к нам. Прибегают, видят: старуха сидит
на крыльце и спо-койно вяжет носки. Спрашивают её:
— Тётя Маруся, что с вами случилось?
Бабушка с недоумением смотрит на них и ничего не может понять.
— Внук твой пришёл к нам и говорит: "Толик, дай мне четыре гвоздя, старуха
подохла, пойду гроб ей буду делать".
Бабушка разразилась смехом, довольная: "Ай да внук! Какой он умный,
сообразительный и находчи-вый. Надо же: в пять лет такое придумать!"
Соседи смотрели на неё с удивлением и с упрёком: "Ну разве можно позволять
себе такие глупые шут-ки с 5-летним ребёнком? Что это за воспитание?"
Но она этого не понимала и продолжала меня воспитывать в том же духе.
А вот могила другой её соседки — Кати Рузмановой, которая тоже всю трудовую
жизнь отдала желез-ной дороге, проработав билетным кассиром на станции
Потьма многие годы. И умерла тоже года два назад, не дотянув до 70 лет. Для
бабушки она была своего рода справочным бюро по всем вопросам.
Однажды бабушка спрашивает меня:
— Ты любишь меня, милый унучок?
— Да, — отвечаю ей.
— Я ведь красивая?
— Да, — опять говорю я.
— А какая я красивая?
— Как орангутанг.
Бабушка тут же идёт к Кате и спрашивает:
— Катя, рнгутан — это что такой? Мне мой внук сказал, что я красивая, как
рнгутан.
— Да это самая страшная обезьяна.
— Ах, окаянный, ах царь Соломон…. И надо же такое выдумать: "Красивая, как
рнгутан. Да откуда он это взял?"
Когда я делал какое-либо "мудрое" высказывание (а я часто высказывался), то
бабушка с восхищени-ем называла меня мудрым царём Соломоном.
— А ведь и правда, Маруся, ты в последнее время стала походить на
орангутанга. Ребёнок правильно заметил. Ты на него и на меня не обижайся.
Катя тоже была женщиной из разряда "палец в рот не клади". Но эти мои
"изречения" долго вспоми-нали и Крутяков, и Катя, и другие потьминские
старухи — подруги бабушки, восхищаясь моей находчи-востью и фантазией, и
осуждая бабушку за её непедагогические методы воспитания ребёнка.
А как-то раз сидят бабушка со своей подругой Ульяной Бычковой на крыльце, а
мы с внучкой Ульяны, шестилетней Любашей — моей ровесницей, играем рядом на
лужайке. У Любаши куколки, у меня ма-шинки.
— Андрюша, — спрашивает меня Ульяна, — ты, когда вырастишь, возьмёшь нашу
Любашку замуж?
— Да! — не задумываясь и не отрываясь от игрушек, отвечаю ей.
— А жить с ней будете в этом доме или в моем?
— В вашем.
— А почему не здесь? — вмешивается в разговор бабушка.
— Здесь у нас будут корова и поросёнок, — увлечённый своей игрой, не глядя
на них, выпалил я.
— Если у вас в одной комнате моего дома будут жить корова, а в другой —
поросёнок, а я тогда где же буду жить? — рассуждает и любопытствует бабушка.
— Да ты к тому времени, поди, уж подохнешь! — вполне серьёзно, как взрослый
рассудительный чело-век, умозаключаю я.
Минуту стояла абсолютная тишина. Потом раздался громкий и дружный хохот
бабушки и Ульяны, а затем бабушка заплакала.
Но она плакала не от обиды за такой циничный ответ внука — это был результат
её воспитания, а от радости, что отныне её жизнь обретает смысл. Она теперь
не просто здесь живёт и коротает старость, она трудится и живёт на свете
ради меня, готовит меня в будущее, ради продолжения её рода. Теперь она
знает, что после её смерти, дом, построенный ею, не обветшает, не зарастёт
бурьяном, не исчезнет с лица земли. И пусть в нём будет жить не сын её, и
даже не внук, а корова с поросёнком его внука, но всё равно там будет
частица и её сегодняшнего труда, за это они будут её поминать, а может быть
и мо-литься за упокой её души. А ради этого стоит жить!
И от этой радости крупные слёзы катились по её широкому морщинистому лицу,
она, всхлипывая, вы-тирала их кончиком платка, а мы с Любашей продолжали
играть, не придавая этому никакого значе-ния. Нашему детскому уму было не
понять её слёз, также как и её вздохов о чрезмерной и незаметной среди дел
быстротечности земной жизни.
И вот они, все соседи, опять вместе. Но живут уже теперь в другом мире и в
другом измерении. А мы их не видим. А интересно, они нас видят? Говорят, что
видят и слышат. А помнят ли они того маленького Андрюшу, который просил у
Толика четыре гвоздя, чтобы сколотить гроб своей любимой бабушке, кра-сивой
как орангутанг?
Вот она, человеческая жизнь! Живём, боремся за тёплое место под солнцем,
добиваемся чего-то, ра-дуемся, завидуем, болеем. Но приходит каждому свой
час и остаётся от всего этого лишь небольшой холмик двухметровой длины
где-то на окраине какого-нибудь населённого пункта, села, посёлка или, пусть
даже небольшого или большого города...
Через год после смерти бабушки я приехал на её могилу почтить память.
Навестил и её подругу Улья-ну. В избе Ульяны сидела готовая на выданье,
цветущая как роза, молодая красавица. Я сразу же узнал в ней Любашу —
девочку из моего далёкого детства. Она, как и я, выросла, похорошела. И мы,
опять, как в детстве, взглянули друг другу в глаза.
— Андрей, ты закончил институт? — спросила меня Ульяна.
— Да, — сухо, с неохотой, ответил я.
— Теперь ты работаешь учителем? — опять полюбопытствовала Ульяна.
— Нет.
— А почему? Мест там у вас нет?
— Места-то есть, но слишком мало платят.
— А наша Люба заканчивает Мордовский университет. Скоро станет психологом, —
с гордостью сказа-ла Ульяна. — Вот зашла бабушку навестить.
— И корову научилась доить, и за поросёнком ухаживать, — как бы между прочим
учтиво заметила Люба.
Я понял, почему она это сказала. Дескать, помнишь, мальчик, когда-то ты
мечтал после смерти твоей бабушки купить в её дом корову и поросёнка, а сам
собирался жить со мной в доме моей бабушки? Ну вот, пришёл твой час,
покупай, я готова.
Детские мечты, возникшие на лужайке, к сожалению, не всегда сбываются. В
машине у меня уже сиде-ла за рулём такая же молодая и тоже цветущая, но
другая роза, которая хотя и не умеет доить корову, но лихо водит машину, что
теперь для нас обоих — торговых представителей — немаловажно.
И я смущённо отвёл свой взгляд в сторону. Никакой вины своей перед Любой я
не чувствовал, но всё равно на душе стало как-то неприятно. А она смотрела
на меня и будто говорила: «Эх ты, предатель и обманщик, трепло! А я-то
тебе тогда, в далёком нашем детстве, поверила…» Но, видимо, не всё в этой
жизни зависит от нас. Есть какая-то невидимая сила, которая управляет нашей
жизнью. Имя ей — Судьба!
Через год я опять приехал в Потьму на бабушкину годину. День, в конце второй
декады октября, был солнечный, тихий, но чувствовалось уже холодное дыхание
осени. На кладбище стояла гробовая тиши-на. Медленно падали жёлтые листья с
деревьев, покрывая золотым одеялом могильные холмы; и как страшные призраки
стояли вокруг кресты, памятники и опять кресты. Сколько их? Кто их считал? А
ведь под каждым крестом и памятником похоронен человек, который несколько
лет назад вот так же ходил по Земле, думал, спорил, мечтал….
Перед человечеством издавна стоят вопросы: "Для чего существует
человечество? Для чего оно стро-ит города, изобретает машины, создаёт
памятники искусства и многое другое? Для чего, если всё равно каждый
отдельный человек умирает, а оставшиеся в живых забывают его?" Бесстрастный
естество-испытатель ответит: человек — не что иное, как особая форма
существования белковых веществ, в этом он сходен с кроликом, с деревом, с
мухой, с простейшей амёбой; основа одна, отличие только в сложности: амёба
существует ради существования, человек в конце концов живёт ради того, чтобы
жить, лишь сам процесс жизни его намного сложней, чем у амёбы. Стоит лишь
преклонить колени пе-ред этим в общем-то правильным научным постулатом,
принять его к руководству, и у людей пропа-дёт желание проникать в секреты
природы, изобретать новые машины, развивать искусство…. Чело-век тогда
перестанет быть человеком! Но люди верят в своё высокое призвание, видят
перед собой великие цели, открывают, проникают, мечтают — высокие идеалы
двигают их жизнь вперёд. Мате-матической формулой или бесстрастным выводом
естествоиспытателя не объяснишь существование людей, где созидающий дух
поднялся над многоликими превращениями белковых тел.
Бабушка моя верила в бессмертие души. У неё была цель: оставить добрую
память о себе и след на зем-ле — построить дом, воспитать внука и делать
добро. И пусть её "воспитание" была не без изъянов, я не могу упрекнуть её в
этом. Она была великая труженица. И эту любовь к труду смогла привить и мне.
Я тоже верю в бессмертие души. Иначе зачем же жить, если знаешь, что через
40-50 лет всё равно ум-рёшь, тебя закопают в землю и будешь вот так же
лежать здесь или в другом месте под таким же крес-том или памятником?
Конечно, мне жалко бабушку. Мне так хотелось, чтобы она никогда не умирала,
но человеку непод-властны законы природы. И вот она теперь здесь…
Смотрю на всё это и чувствую внутри себя холодок, разряжённую
невозвратимость, душа цепенеет, на-чинает трепетать, как перед страшным
Судом.
В Потьме я узнал, что Люба на днях очень удачно вышла замуж. Муж её юрист —
прекрасной души че-ловек. Живут они в Подмосковье. У него там своя
двухкомнатная квартира и хорошо оплачиваемая ра-бота. Это известие меня
обрадовало. На душе стало как-то легче. Слава Богу, подумал я, что Люба
то-же встретила на своем жизненном пути хорошего человека, с которым она,
несомненно, будет счастли-ва, а пройдёт немного времени и они, вместо коровы
с поросёнком, купят «Мерседес» последней моде-ли. Мечты о коровах и поросятах
канули в Лету, и они теперь уже не в моде. Нынче время другое.
Дом бабушки мой отец продал соседям Крутяковым. Но, видимо, и им он особо не
нужен. Вижу, крыша, покрытая толем, местами уже ободралась, вокруг дома
растёт бурьян — признак заброшенности. И кто бы мог подумать, что пройдёт
немного лет и от всего того, что было здесь, останутся лишь воспоми-нания… |