|
Историко-этнографический сайт
|
|||||
О районе
|
АНТОНИЙ ВАДКОВСКИЙ
богослужением. Прекрасно окончив академический курс, в 1870 году Александр Васильевич остался в академии доцентом кафедры пастырского богословия и гомилетики. Через год был утверждён в степени магистра. Через два года женил-ся. С 1879 года — он редактор журнала «Православный собеседник». Свои науч-ные занятия он посвятил древнеславянской письменности. В 1879 году чахотка унесла в могилу жену Александра Васильевича — Ели-завету Дмитриевну, а в ноябре 1882 года он схоронил обоих своих детей, Бори-са и Лидию, умерших от дифтерита. Впереди в жизни все казалось грустно и темно. Невольно стучала в голову мысль об отречении от мира и о служении Господу в чине иноческом. В то время в Казани святительствовал архиепископ Палладий, впоследствии митрополит Петербургский. Он с любовью принял намерение Александра Васильевича, его самого взял под свое непосредствен-ное покровительство и руководство, переселил его в свой архиерейский дом и 4 марта 1883 года, при многочисленном стечении народа, постриг в монашество с именем Антония. На следующий день после пострижения монах Антоний был посвящен в иеродиакона, а на следующий день, в Неделю Православия, в иеро-монаха. Архиепископ Палладий вскоре дал ему в управление заштатный Казанский Иоанно-Предтеченский монастырь, который в короткое время из запустения был приведен в такое благоустройство, что заслужил своему новому настоятелю искреннюю архипастырскую благодарность. 14 ноября 1883 года иеромонах Антоний был посвящен в архимандрита, в де-кабре следующего года назначен инспектором Академии, а в августе 1885 года переведен на ту же должность и на кафедру Священного писания Ветхого Завета в Петербургскую Духовную Академию. 15 апреля 1887 года архимандрит Антоний был назначен ректором Академии, а 1 мая состоялось в Святейшем Синоде наречение его в епископа Выборского, второго викария Петербургской митрополии. Преосвященный Антоний управлял Академией с 1887 года до 1892 год. При де-ятельном участии епископа Антония установилось тесное единение Академии с Обществом распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной Церкви, под председательством протоирея Философа Николае-вича Орнатского. Совместными силами были устраиваемы публичные чтения для интеллигентных слушателей с целью выяснения православного взгляда на богословские вопросы, волновавшие общество под влиянием распространяю-щихся идей Владимира Соловьева и Льва Толстого. По кончине митрополита Петербурского Исидора, при котором в состав Пе-тербургской епархии входили епархия Новгородская и Финляндия, прео-священный Антоний Высочайшим указом 24 октября 1892 года был назначен архиепископом в тем же указом учрежденную Финляндскую епархию. Через три дня Высочайшим указом он был назначен присутствующим в Святейшем Синоде. В 1892 году высокопреосвященный Антоний избран был почетным членом Казанской, Московской и Петербургской Духовных Академий, в 1893 году — Женского Патриотического, Императорского Православного Палестинского общества. С 1887 года он состоял с соизволения Государыни императрицы почетным членом Санкт-Петербургского Совета детских при-ютов. В 1893 году Казанская Академия удостоила высокопреосвященного Ан-тония за его ученые труды высшей ученой степени — доктора церковной исто-рии, в которой он утвержден Святейшим Синодом в 1895 году. Служение высокопреосвященного Антония на Финляндской архиерейской кафедре также оставило заметный в истории след. С особенной явностью здесь сказались присущие владыке высокий административный такт, организаторский талант и мудрая осмотрительность. С годами служения владыки на Финляндс-кой кафедре совпало стремление петербуржцев в летнее время заселять бли-жайшую к Петербургу приморскую полосу Финляндии. Здесь образовывались дачные поселки, появлялись православные церкви, русские школы. В Линтуле при архиепископе Антонии был основан женский монастырь. Владыка объез-жал свою епархию, посещал церкви, школы, любил проводить летние месяцы на Валааме, всюду вносил начала благожелательности, терпимости, ласки и при-обрел любовь и уважение даже со стороны угрюмых финнов. В это время на архиепископа Антония возложено было председательствование в образованной при Святейшем Синоде Комиссии по вопросу о соединении старокатоликов с православной церковью. Комиссия при помощи лучших профессорских сил всесторонне разработала необходимый для решения этого вопроса церковно-научный материал. Одновременно с этим вопросом возникло стремление к сближению с православной церковью и англикан. В связи с этим вопросом высокопреосвященный Антоний получил поручение в 1897 году при-сутствовать в составе особого Российского посольства на 60-летнем юбилее царствования близкородственной Дому Романовых английской королевы Вик-тории. В Англии два старейших университета — Оксфордский и Кембриджс-кий — поднесли владыке Антонию дипломы доктора богословия и права. Когда скончался владыка Палладий, в преемники ему общий голос назвал толь-ко одно имя — архиепископа Финляндского Антония. И тогда 25 декабря 1898 года появился высочайший рескрипт о призвании высокопреосвященного Анто-ния на пост митрополита Санкт-Петербургского, рескрипт был встречен все-общим удовлетворением. 29 января 1903 года Святейший Синод поручил прео-священному Антонию, митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому, совместно с преосвященным Тамбовским Дмитрием и Нижегородским На-зарием совершить в 19 день июля 1903 года торжественное открытие мощей преподобного отца Серафима Саровского Чудотворца. «17 июля в 6 часов вечера в Саров прибыли государь Император и государыня Императрица Мария Федоровна. У ворот святой обители митрополит Санкт-Петербургский Антоний встретил их Величества крестным ходом и приветст-вовал государя императора следующей речью: «Святая обитель Саровская приветствует Тебя, Благочестивейший Государь, прибывший ныне сюда принять молитвенное участие в торжестве прославления великого его подвижника при-снопамятного старца иеромонаха Серафима. И все великое множество собрав-шегося здесь народа православного радуется встретить Царя, вместе с ним моля-щегося. Гряди же с миром, Государь, в святую обитель сию и молитвами право-славляемого угодника Божия да будет благословенно от Господа вхождение твое». Антоний Вадковский, более месяца находившийся в Нижегородской губернии в непосредственной близости от своей малой родины соседней Тамбовской гу-бернии, воспользовался случаем и навестил своих близких родственников в селе Ширингуши Спасского уезда. Побывал он и на могиле отца Василия Фёдо-ровича на церковном погосте, поклонился его праху. Это был его последний приезд. По мнению автора книги «Ширингуши : взлеты и падения», о пребы-вании Антония Вадковского в Ширингушах свидетельствует копия фотогра-фии из семейного архива внучки Суворова — Натальи Вадковской. На ней якобы митрополит запечатлен вместе с семьей Сергея Петровича Суворова (копия фотографии есть в книге). Административная деятельность владыки может быть охарактеризована чер-тами благожелательности всякому доброму начинанию и снисходительности к личным ошибкам и заблуждениям других. Святительствование митрополита Ан-тония вызвало Лавру, после долгого перерыва, на путь научно-просветитель-ского служения церкви. Близкий науке по своему профессорству в Академии, нашедший себе преосвященного помощника в лице наместника, архимандрита Феофана, владыка Антоний оставил после себя в Лавре образцово устроен-ные учреждения по охранению старины : богатое Древлехранилище и научно оборудованный архив. Последние годы тяжкий недуг крушил надорванные силы владыки. Совершенно исключительные испытания последних лет надорвали силы митрополита и обо-стрили его болезнь. Он надолго уезжал из Петербурга в Кисловодск, да и буду-чи в Петербурге, не мог часто посещать заседания Святейшего Синода. 2 ноября 1912 года владыка почил о Господе. Антоний Вадковский был похоронен на монашеском братском кладбище в оче-редной братской могиле Александро-Невской Лавры под простым деревян-ным крестом. На кресте была надпись: «Митрополит Антоний». Г. Петелин,
Районная газета "Время и жизнь", 20 декабря, 2003 г., Все учено-литературные статьи А., печатавшиеся в "Православном Собеседнике", "Страннике", "Православном Обозрении", изданы отдельной книгой под заглавием: "Из истории христианской проповеди" (СПб., 1892 и 1895), а проповеди и речи, произнесенные им в разных местах и по раз-ным случаям, были собраны под заглавием : "Речи, слова и поучения" (изд. 2-е, СПб., 1901). - См. С. Терновский, "Историческая записка о состоянии Казанской духовной академии после ее преобра-зования, 1870-1892" (Казань, 1892); "Десятилетие на кафедре С.-Петербургской митрополии перво-святителя русской церкви" (СПб., 1909); "Высокопреосвященнейший А., митрополит санкт-петер-бургский и ладожский" ("Церковный Вестник", 1908, N 51 - 52).
На страницу Из века в век |