Жадный помещик
Жили-были дед и баба.
Долгие годы у них не было детей. Нежданно-негаданно бог послал им дочь.
Радости их не было конца. А жили они очень бедно, несмотря на то, что
работали на по-мещика Сазонкина день и ночь.
Девочка подросла, поднялась и расцвела. Словно белая берёзка стала.
Пришли сваты к деду с бабой её сватать. А у них даже на стол ставить
нечего. В доме куска хлеба нет, сватов угощать нечем. Надумали баба с
дедом идти к Сазонкину милости просить. Встретил их помещик сердито.
Встали они на колени и просят его:
— Батюшка, сделай милость, дай нам мешок ржи, а мы сделаем всё, что
пожелаешь.
Нахмурил брови Сазон-помещик и, подумав немного, ответил:
— Дам вам мешок зерна, а за это ваша дочь должна сделать вот что. Есть
озеро на окраине села. В Пасхальную ночь, в 12 часов пополуночи, из
этого озера поднимается церковный крест. На кресте горит свеча. Хочу
чтобы ваша дочь принесла мне эту свечу.
Ушли от помещика дед с бабой со слезами. Домой пришли сами не свои.
Рассказали дочери волю помещика, а она им и говорит:
— Не печалься, батюшка, не печалься, матушка, я исполню его волю.
Шло время. Настал канун праздника Пасхи. Люди радуются, веселятся, а
деду с бабой не до веселья: пришло время девушке идти за свечой.
Проводили её родители до ворот и вернулись в дом. А девушка дошла до
озера, где по преданиям старинное село потонуло, села в лодку и по-плыла
к середине озера. Плывет девушка в ночи, вдруг лодка за что-то
зацепилась. Присмот-релась — пряжа шёлковых ниток. Тянет-потянет девушка
пряжу из воды, а конца нет. Нако-нец вытянула. Тут же вылез из воды
старичок с белой бородой и молвил:
— Теперь ты пойдёшь со мной.
Нырнул старичок в воду и девушку за собой потащил. С помощью шёлковой пряжи
спустились они на дно озера.
Предстала перед девушкой церковь красоты неописуемой. Из больших светлых
окон лился бо-жественный свет. Это были хоромы старичка с бородой.
Пригласил он девушку в гости к себе. Накормил-напоил её и говорит:
— Ты хотела взять свечу
с моей церкви для жадного Сазона-помещика. А знаешь ли ты, что эта
свеча охраняет и оберегает весь народ в округе ?
Девушка обомлела от услышанного, приросла к креслу, на котором сидела,
и, широко открыв глаза, смотрела на белобородого старичка.
А он продолжал:
— Если бы ты унесла свечу с моей церкви, то погубила бы весь народ и
своих родителей. Ос-тался бы только Сазон-помещик — полным хозяином всех
земель, полей и лесов. В наказание ты будешь работать здесь целый год.
Будешь готовить для работников еду и питьё, печь хлеб и убирать.
Слёзы потекли из девичьих глаз:
— Ты же добрый старик, если о людях заботишься. Отпусти меня с миром.
Дома родители го-лодные, да если ещё я не вернусь, они совсем ума
лишатся.
На что старичок отвечает:
— Хорошо будешь работать — раньше срока отпущу, да и богатством одарю,
приданое с тобой дам. А если от работы станешь отлынивать — изведу, со
свету сживу, прихлопну как комара.
Делать нечего, засучила девица рукава и принялась за работу. Работала
усердно, по совести. Только душа её не знала покоя, всё о родителях
переживала.
А дома тем временем дед с бабой с ума сходили от горя и голода. Каждую
ночь выходили на берег озера и оплакивали свою дочь. Корили себя за то,
что отправили родное чадо на погибель. А на дне озера девушка работала
не покладая рук на старика. Смотрел старичок на её работу и радовался.
Сдержал он своё слово, отпустил девицу раньше срока. С собой дал
много золота, одел в дорогое платье, приданое ей собрал. Вывел девушку
со дна и говорит:
— Как окажетесь вы в нужде или какая другая беда нагрянет, приди на берег,
потряси нитью шёлковой пряжи, и я тут же около тебя окажусь. Но обо
всём, что здесь произошло, никто не должен знать. Сохрани всё в тайне.
Девушка пошла домой. Когда мать увидела её, то упала в обморок, а отец
давно уже лежал обессиленный от голода, только слёзы из глаз потекли.
Успокоила дочка свою матушку, выхо-дила батюшку, и стали они жить без
нужды. Люди радовались их счастью и богатству. Один только помещик
Сазонкин извёлся от дум, откуда у семьи бедного старика богатство прибы-вает. Эти мысли не давали помещику спать спокойно. Наконец,
вспомнил он о том, что старики стали жить без нужды после посещения их
дочерью озера.
И решил Сазонкин на озеро идти. Ушёл да и не вернулся назад. Искали его,
искали, но нашли на берегу озера только его кости. После смерти помещика
стали люди жить лучше. Бедность и нужду они больше не испытывали.
Рассказал в
1967 г. житель с.Мордовская Поляна В.И.Бабишев, 1893 г.р.,
он был кучером у помещика Сазонкина, о котором идёт речь.
Перевела с мокша-мордовского М.Маскаева, Мордовская Поляна.
Мокшанский фольклор
Зубово-Полянского района
На первую страницу |