И. Горюшкин-Сорокопудов "Моление в доме мордвина", 1910-е гг.

 

О МОКШАНСКОЙ ВЕРЕ И ЯЗЫЧЕСКИХ БОГАХ

Раньше мокшане верили в бога, не называя его имени. Даже после крещения они долго оставались язычниками и не упоми-нали Христоса, Николая-угодника и других святых. Устраивали моления в честь своих богов, чтобы дела шли лучше; приноси-ли жертву, бросали в огонь пищу: молили — «спаси бог». Зажгут огонь, дым пойдет, молятся уже на дым — значит, бог принял их просьбу. На коленях молились (без креста и крестного знамения). Деревьям молились. До сих пор на Троицу приносят ветки разных деревьев, почти всех пород — всё, что весной распускается, и украшают ими дома, улицу.

В селе был выборный «бог», все равно как у сектантов. На время назначали какого-либо человека «богом», хотя он и был простым человеком, проводившим обряд. Из богатых своих односельчан выберут хитрого старика седого, лысого, обязательно умного. Такие крестьяне всегда были зажиточными и жили в достатке.

Церкви не было, а вместо церкви молились у дуба. Всем народом ходили на моленья к дубу молельному на поляну в лесу (это место сейчас у р. Вад и «татар паксе» — старинное место села). Дуб огромный был, в хорошем месте. И в поля молиться ходи-ли, где были молельные места или стояли деревья — дуб или береза. Туда, к молельному дубу, собирались молиться по како-му-нибудь случаю: просить дождя, хорошей погоды у бога, счастья, детей.


Во время моления спрашивают все у «назначенного бога»: «Мне дашь богатства?» А он отвечает каждому. Причем обычно богатому опять наговаривает богатство (вроде бы дает его), а бедному не обещает (не дает). Обидно было, что он богатство на-значал только богатым.

Однажды во время дождя тут молились. Гром ударил, и даже бога убило. «Мокшанские боги» (попы) молились в случае, если надо выгнать «нечистый дух» и дать «чистый дух» («циберь» и «аф циберь»). Мокшанских богов боялись и уважали. Не бу-дешь почитать — жена родит урода или безбожника, или урожая не будет. Им жертвовали, в них нуждались.

Дед Андрей Бугров так рассказывал про плохого «мокшанского бога»: «Напоят также «бога-человека» (помнится, что 40-лет-него мужика из богов напоили). Новую шубу ему сошьют, но белую, а не дубленую. На дерево его посадят. Вино подносят, сколько хочешь пей. Народу много сойдется. И спрашивают: «А мне такого-то дашь богатства?» Совсем напоят его, он бессвяз-ное уже бормочет и пьяный слезет с дерева или упадет совсем. Тогда они над ним насмехаются безобразно. Так видно такое по-верье у них было, что его пьяного в шубе «обмочат». А потом шубу сбросят с него и на лошади везут его домой. На это не оби-жались, отношения между людьми были простыми.

Хотя над опоенным «богом-человеком» и безобразничали, но сам выбор «быть богом» был почетным делом. Всем известен был конец такого «моленья», но каждый раз выбираемый опять с удовольствием соглашался на эту должность. В следующий раз уже другого выбирали, а не этого — напившегося или опоенного.

Светские власти по-разному препятствовали проведению языческих обрядов мордвой. Один губернатор строго наказывал тех, кто хоронил по-старому — головой на юг. Преследовал за это, силком заставлял покойных хоронить головой на восток. Это было до крещения.

Записано в 1963 г. и в августе 1964 г.. со слов Бугрова Е. М., 83 лет, прозвище «Бугратя», Бугрова А., 80 лет, Климкина П. И., 67 лет, прозвище «Тотнай», Каскова П. Д, 69 лет, прозвище «Касконь Акша». Не исключена вероятность пересказа ими церковных летописей.

Б. Смирнов "III книга этнографических этюдов"
(опубликовано в книге: Б. Ф. Кевбрин, В. И. Рогачёв, А. Д. Шуляев "Мотивы родимой земли", Саранск, 2012 г.)

Запись Б. Смирнова О старинной вере
Запись Б. Смирнова Об основании села Анаево и о крещении мокши
Запись Б. Смирнова Рассказы о крещении
Запись Б. Смирнова Истории о первых церквях и о попе

На первую страницу
Назад на страницу Крещение мордвы

Hosted by uCoz