Село Каргашино (мокшекс — «Каргаша») и д. Пичаловка, «Каргашинские
выселки» имеют древнюю историю.
Шямонев Федор Сергеевич, 99 или 100 лет, прозвище «Шямонь-атя»,
с. Каргашино, рассказывал: «В нашей родне и дед, и пра-дед жили
более 100 лет. 10-летним мальчиком застал еще прадеда Алексея
Федоровича. Он и старики села говорили: «Эти крепости, как на «Пандене-лей-пре».
Сохранилась история о «Каргашинском городище» — крепости, валы
которой подняли не разбойники, что скрывались там лет 200 назад,
а те, кто перед тем там жили (старинные, жившие перед этим,
мокшане). Строили во времена, когда мокшанские господа были — «мокшень
боярхт ульсть», свои каназыры, оцязыры.
От войны бежали сюда мокшанские господа, в самые защищенные
лесные места. И прятались тут и строили такие крепости. Был у
них «Тюштень» руководителем — главный над всеми. Только не в
нашей крепости он был. А в этой крепости был мок-шанский
предводитель. Война тут была, но кто с кем воевал, уж не помню.
Только в результате мокшу покорили русские цари: Фёдор и еще
Борис Годунов. Все эти земли присоединили к Москве.*
На праздниках сельские старики и Шямонев Сергей Григорьевич,
умерший лет 30 назад 80-летним, заводили разговор о том, как
приходили здешнюю мокшу подчинять, гнать отсюда. Чужие сёла на
эти места пошли, как на войне — «веле велень лангс». Вроде бы
эрзи кадомские. Народ с крепости «Пандене-лей-пре» и мокшане
здешние (когда их проведали) разбежались. А там жило довольно
много людей. Кто ушёл на «Ключ-бугор» (Вере-кура), а потом на «Кев
лей пря», а оттуда до Ширингушей. А другие на р. Парцу ушли и
там окопались. Там у них главный центр был — крепость вблизи от
нынешних «Каньф-лятьф». Это городище называлось «Парьхцянь
вийгур».**
Народ тогда побежал и разорился. Всюду разбежались. Слыхал еще,
что мокшане не поддались и защитились. Только было это не здесь.
Тут войны (сражения) не случилось, т. к. мокшане эти
разбежались. Всё это было. По памяти и командиров называли, и
про богатырей говорили, но только забыл все эти подробности.
«Слышала — «Сияжар ульсь» — такой мокша — «Сиянь-Жар». Слышал,
что был такой мокша — и еще слышал, что раньше так обучали в
войске: девять человек одного должны выучить настоящему
воинскому искусству.*** Это происходило в то время, когда на
крепость нападения делали, а они оборону держали на «Пандене-лей-пря».
Для этого были насыпано три вала и выкопаны рвы. Вначале
обороняющиеся защищались на первом (наружном) валу. В траншеях
(рвах) оборонялись и за валом, и за оградой. Потом отходили к
другому и опять защищались. И так до последнего оборонительного
вала.
Укрепления строились из-за соседей, которые время от времени
нападали и дрались. Договаривались и сообща нападали.
Раз-бойничали против соседей.
Говорили: мы, мол, помним, как они жили на «Пандене лей-пря».
Жили тогда в землянках, которые были вроде б длинные и большие
как, горы.
На каждую семью была одна землянка. А жили так: семья, потом
прогон; снова землянка, а в ней семья, а дальше опять про-гон и
опять землянка и т. д. Несколько семей там жило. А всего людей
много было. Землянки были поперек кургана (курган по-мокшански —
«мыс»).****
О правдоподобности перечисленных фактов говорят сообщения
старожилов о том, что при пахоте годов 50 назад валы были еще
столь высокими, что трудно было пахать. При сельскохозяйственных
работах в валах находили остатки древесины от ук-реплений
(загородок) и много всяких предметов: сюлгамы, колечки,
колокольчики, черепки и даже серебряные копейки.
Суеверные люди считали, что в этом месте, как и возле «казны»,
всегда чудеса происходили. В большинстве случаев это
про-исходило так: странные люди покажутся — старик или баба, а
то девка покажется — и враз пропадет. Все это казалось чудом.
Птица какая-то появится — и враз исчезнет. Старики еще
сказывали, что белая собачка — «акшине» (акшпине) все выбегала
очень часто и исчезала. Ночью выходили древние люди — мокшане. А
в хорошую погоду кто-то как бы вешал «добро-платье» сушить.
Случайно кто из сельских подойдет, увидит и побежит на свой
пахотный загон звать людей. Товарищи его придут, а все
спряталось: ни мужского, ни женского платья, — ничего нет. — «Дийка
васта». Такого более нигде не бывает. Но нечистой силы там не
показывалось, её там нет. Лишь «причуды» (привидения). Другие же
говорили, что в «городке» «шяйтаны» жили, шумели там,
показывались.
Место это такое, что раньше, когда везде были леса, никогда его
не найдешь, даже если будешь искать. Только ненароком можно на
него попасть.
Тем, у чьих семей там загоны были, приходилось там ночевать.
Так там никак нельзя было уснуть: толкнет, щипнет кто-то или
шумит. И так мешают, что спать нельзя. И место сменишь и молитву
скажешь, — везде «они» достанут и опять станут при-ставать. А
под конец, если и уснешь, то все равно что-нибудь во сне увидишь
чудесное. На православных кладбищах хоть всю ночь спи, а такого
не бывает. Старики передавали, что это происходит по той
причине, что очень много там людей (мокшан) в языческие времена
погибло некрещеными, и их «духи» беспокоятся: толкаются,
щиплются и т. п.*****
По рассказам пожилых людей, к гуляющей молодежи, особенно на «Роштува»,
раньше выходили ребята и девки «с того света», или «шяйтанской
природы» девки. А другие считают, что это к православным людям
выходили мокшане предыдущих поколе-ний идолопоклоннической веры.
Гуляют парни и девки, все они, вроде бы, обыкновенные люди, и
пугаться их нечего. Обряд и разговор мокшанский. Люди опомнятся,
а их уж нет, как бы пропадут. Про них говорят: «Сашенчнесть
шишигат», «Авак (сь) лись шичигаста». Верили, что если удачно
крест накинуть, девушки останутся, выйдут замуж и от них так и
пойдет «шяйтан-ское поколение». Некоторым сперва бывало очень
тяжело среди мокшан-людей. Так им на грудь жернова одевали («кеца
яжам гивне» — ручной жернов) для облегчения душевной боли. А
некоторые после целый год ходят к реке и плачут: «Возь-мите
меня, возьмите меня!» Но с крестом им уж было нельзя «к
своим».
* Записано в июне 1965 г.
со слов Шямонева Федора Сергеевича, 99 или 100 лет, прозвище «Шямонь атя»,
из с. Каргашина.
** Записано со слов
Кандрашева Матвея Григорьевича, 78 лет, прозвище «Грматёкш» (племянник «Шямонь
ати»).
*** Записано со слов
Церкаева Ф.А., 57 лет, с. Старая Потьма. Это же слышали Шямонев Ф.С., 99
лет и Елисейкин М.Ф., 71 год и др.
**** Записано со слов
Терентьева Степана Максимовича, 62 лет, из д. Пичаловки (Каргашинские
выселки), Шум-басовой Евдокии Васильевны, 63 лет, («Мишканере»] из с.
Каргашина. Это же отмечала умершая 20 лет назад 85-летняя Фокина Евдокия
Петровна, утверждая: «Старинные люди говорили».
***** Записано со слов
Шумбасова Михаила Ивановича, 64 лет, прозвище «Хама Мишкане» из с.
Каргашина, Ива-нашкина Михаила Петровича, 75 лет, (Ципин тож), прозвище
«Киська Мишка».
Примечание Б. Смирнова: 1)
В районе к северу от с. Журавкина предания о времени мокшанского
государства исчезли лет 50 назад. Случайно, лишь в родне 100 летнего Шямонева Ф. С. кое-что помнят. 2) Зато в с. Каргашине и в с. Салазгарь
помнят о нападении эр-зянского войска. 3) «Подробности» о жизни на
городищах говорят о том, что происхождение села древнее, и оно было
заложено не только беглецами с Цны и Мокши. 4) Ясно, что мокшане
представляли «души» некрещеных сородичей обитающими в лесу.
Б.
Смирнов "III книга этнографических
этюдов"
(опубликовано в книге: Б. Ф. Кевбрин, В. И. Рогачёв, А. Д.
Шуляев "Мотивы родимой земли", Саранск, 2012 г.)
На первую страницу
Назад на страницу
Топонимический словарь Зубово-Полянского района
|