О ДРЕВНОСТИ И КАРГАШИНСКОМ ГОРОДИЩЕ

Село Каргашино (мокшекс — «Каргаша») и д. Пичаловка, «Каргашинские выселки» имеют древнюю историю.

Шямонев Федор Сергеевич, 99 или 100 лет, прозвище «Шямонь-атя», с. Каргашино, рассказывал: «В нашей родне и дед, и пра-дед жили более 100 лет. 10-летним мальчиком застал еще прадеда Алексея Федоровича. Он и старики села говорили: «Эти крепости, как на «Пандене-лей-пре».

Сохранилась история о «Каргашинском городище» — крепости, валы которой подняли не разбойники, что скрывались там лет 200 назад, а те, кто перед тем там жили (старинные, жившие перед этим, мокшане). Строили во времена, когда мокшанские господа были — «мокшень боярхт ульсть», свои каназыры, оцязыры.

От войны бежали сюда мокшанские господа, в самые защищенные лесные места. И прятались тут и строили такие крепости. Был у них «Тюштень» руководителем — главный над всеми. Только не в нашей крепости он был. А в этой крепости был мок-шанский предводитель. Война тут была, но кто с кем воевал, уж не помню. Только в результате мокшу покорили русские цари: Фёдор и еще Борис Годунов. Все эти земли присоединили к Москве.*

На праздниках сельские старики и Шямонев Сергей Григорьевич, умерший лет 30 назад 80-летним, заводили разговор о том, как приходили здешнюю мокшу подчинять, гнать отсюда. Чужие сёла на эти места пошли, как на войне — «веле велень лангс». Вроде бы эрзи кадомские. Народ с крепости «Пандене-лей-пре» и мокшане здешние (когда их проведали) разбежались. А там жило довольно много людей. Кто ушёл на «Ключ-бугор» (Вере-кура), а потом на «Кев лей пря», а оттуда до Ширингушей. А другие на р. Парцу ушли и там окопались. Там у них главный центр был — крепость вблизи от нынешних «Каньф-лятьф». Это городище называлось «Парьхцянь вийгур».**

Народ тогда побежал и разорился. Всюду разбежались. Слыхал еще, что мокшане не поддались и защитились. Только было это не здесь. Тут войны (сражения) не случилось, т. к. мокшане эти разбежались. Всё это было. По памяти и командиров называли, и про богатырей говорили, но только забыл все эти подробности.

«Слышала — «Сияжар ульсь» — такой мокша — «Сиянь-Жар». Слышал, что был такой мокша — и еще слышал, что раньше так обучали в войске: девять человек одного должны выучить настоящему воинскому искусству.*** Это происходило в то время, когда на крепость нападения делали, а они оборону держали на «Пандене-лей-пря». Для этого были насыпано три вала и выкопаны рвы. Вначале обороняющиеся защищались на первом (наружном) валу. В траншеях (рвах) оборонялись и за валом, и за оградой. Потом отходили к другому и опять защищались. И так до последнего оборонительного вала.

Укрепления строились из-за соседей, которые время от времени нападали и дрались. Договаривались и сообща нападали. Раз-бойничали против соседей.

Говорили: мы, мол, помним, как они жили на «Пандене лей-пря». Жили тогда в землянках, которые были вроде б длинные и большие как, горы.

На каждую семью была одна землянка. А жили так: семья, потом прогон; снова землянка, а в ней семья, а дальше опять про-гон и опять землянка и т. д. Несколько семей там жило. А всего людей много было. Землянки были поперек кургана (курган по-мокшански — «мыс»).****

О правдоподобности перечисленных фактов говорят сообщения старожилов о том, что при пахоте годов 50 назад валы были еще столь высокими, что трудно было пахать. При сельскохозяйственных работах в валах находили остатки древесины от ук-реплений (загородок) и много всяких предметов: сюлгамы, колечки, колокольчики, черепки и даже серебряные копейки.

Суеверные люди считали, что в этом месте, как и возле «казны», всегда чудеса происходили. В большинстве случаев это про-исходило так: странные люди покажутся — старик или баба, а то девка покажется — и враз пропадет. Все это казалось чудом. Птица какая-то появится — и враз исчезнет. Старики еще сказывали, что белая собачка — «акшине» (акшпине) все выбегала очень часто и исчезала. Ночью выходили древние люди — мокшане. А в хорошую погоду кто-то как бы вешал «добро-платье» сушить. Случайно кто из сельских подойдет, увидит и побежит на свой пахотный загон звать людей. Товарищи его придут, а все спряталось: ни мужского, ни женского платья, — ничего нет. — «Дийка васта». Такого более нигде не бывает. Но нечистой силы там не показывалось, её там нет. Лишь «причуды» (привидения). Другие же говорили, что в «городке» «шяйтаны» жили, шумели там, показывались.

Место это такое, что раньше, когда везде были леса, никогда его не найдешь, даже если будешь искать. Только ненароком можно на него попасть.

Тем, у чьих семей там загоны были, приходилось там ночевать. Так там никак нельзя было уснуть: толкнет, щипнет кто-то или шумит. И так мешают, что спать нельзя. И место сменишь и молитву скажешь, — везде «они» достанут и опять станут при-ставать. А под конец, если и уснешь, то все равно что-нибудь во сне увидишь чудесное. На православных кладбищах хоть всю ночь спи, а такого не бывает. Старики передавали, что это происходит по той причине, что очень много там людей (мокшан) в языческие времена погибло некрещеными, и их «духи» беспокоятся: толкаются, щиплются и т. п.*****

По рассказам пожилых людей, к гуляющей молодежи, особенно на «Роштува», раньше выходили ребята и девки «с того света», или «шяйтанской природы» девки. А другие считают, что это к православным людям выходили мокшане предыдущих поколе-ний идолопоклоннической веры. Гуляют парни и девки, все они, вроде бы, обыкновенные люди, и пугаться их нечего. Обряд и разговор мокшанский. Люди опомнятся, а их уж нет, как бы пропадут. Про них говорят: «Сашенчнесть шишигат», «Авак (сь) лись шичигаста». Верили, что если удачно крест накинуть, девушки останутся, выйдут замуж и от них так и пойдет «шяйтан-ское поколение». Некоторым сперва бывало очень тяжело среди мокшан-людей. Так им на грудь жернова одевали («кеца яжам гивне» — ручной жернов) для облегчения душевной боли. А некоторые после целый год ходят к реке и плачут: «Возь-мите меня, возьмите меня!» Но с крестом им уж было нельзя «к своим».
 

* Записано в июне 1965 г. со слов Шямонева Федора Сергеевича, 99 или 100 лет, прозвище «Шямонь атя», из с. Каргашина.

** Записано со слов Кандрашева Матвея Григорьевича, 78 лет, прозвище «Грматёкш» (племянник «Шямонь ати»).

*** Записано со слов Церкаева Ф.А., 57 лет, с. Старая Потьма. Это же слышали Шямонев Ф.С., 99 лет и Елисейкин М.Ф., 71 год и др.

**** Записано со слов Терентьева Степана Максимовича, 62 лет, из д. Пичаловки (Каргашинские выселки), Шум-басовой Евдокии Васильевны, 63 лет, («Мишканере»] из с. Каргашина. Это же отмечала умершая 20 лет назад 85-летняя Фокина Евдокия Петровна, утверждая: «Старинные люди говорили».

***** Записано со слов Шумбасова Михаила Ивановича, 64 лет, прозвище «Хама Мишкане» из с. Каргашина, Ива-нашкина Михаила Петровича, 75 лет, (Ципин тож), прозвище «Киська Мишка».

Примечание Б. Смирнова: 1) В районе к северу от с. Журавкина предания о времени мокшанского государства исчезли лет 50 назад. Случайно, лишь в родне 100 летнего Шямонева Ф. С. кое-что помнят. 2) Зато в с. Каргашине и в с. Салазгарь помнят о нападении эр-зянского войска. 3) «Подробности» о жизни на городищах говорят о том, что происхождение села древнее, и оно было заложено не только беглецами с Цны и Мокши. 4) Ясно, что мокшане представляли «души» некрещеных сородичей обитающими в лесу.

Б. Смирнов "III книга этнографических этюдов"
(опубликовано в книге: Б. Ф. Кевбрин, В. И. Рогачёв, А. Д. Шуляев "Мотивы родимой земли", Саранск, 2012 г.)

На первую страницу
Назад на страницу Топонимический словарь Зубово-Полянского района

Hosted by uCoz