О ДРЕВНИХ ЖИТЕЛЯХ С БУГОРКА "ТУМОНАЛ"

Лет 10-13 мне было, когда пасли ночью лошадей, табунщик, Богдашкин Иван (Уронень атя), умерший лет 60 тому назад глубо-ким стариком, всё рассказывал детям о «диких людях», а другие старики добавляли к этому свои истории.

У отца, деда и прадеда много было ульев на этом самом месте «Тумонал», но у «Уронень атя» было там только 10-12 колод и штук 20 огромных бортных лип росло в 3 обхвата — из с. Анаева их видать. На пчельнике у них была седая старуха — мать или бабушка старика, работавшая бортником.

Кремня много было там, на бугорках, рассказывал «Уронень атя», от старинных людей. С «каменного века» жители собирали где-то кремень. И где только они брали такой хороший камень? — Стекло режет, как алмаз. Там мокшане собирали лучший кремень «врьгам» на «огниво». Пастухи находили каменное долото, каменный молоток, топор и «образ наковальни» (точило), которые были переданы старику-историку в саранский музей.

«Уронень атя» рассказывал предания: «Раньше бугорок «Тумонал» был окружен водой». Старики говорили: «Очень давно там жители были». В этом «куточке» всегда только мокшане жили, и это был их «Тумонал». И мокшане знали об них — «диких лю-дях» (древних). Сказывали, что по краям деревья росли, а кружевина — полянка. Днём на этом «кружечке» были люди, а ночью на «удом васта» — на сваях, на деревьях.

Зверя было очень много. Тогда здесь была тайга, водились волки, медведи, рыси, лоси, кабаны и другие животные. Древние люди постройки себе делали на сваях — «удома васта», чтобы спать в безопасности от зверей. Шалаши какие-то на зиму еще строили. На сваях (или на деревьях) спали. Но выставляли сторожа, который не спал всю ночь, охранял. Все равно как вожак в стае гусей, охраняющий их покой. Так и они жили-сторожились. Днем на берег (бугор) сходят и какой-то кремневой работой занимались, терли долота, молотки из другого камня... на наковальне. Железа, ничего не было, большей частью — «врьгам» (кремень).

Охотились пикой да дубиной. Охотой и больше рыбной ловлей жили. На зверя и рыбу надеялись и на сушеное чего-нибудь из леса, лугов (ягоды, грибы). Если поленишься — то голод. А тогда и вовсе с пищей было тяжело. Главным питанием лесных жителей было мясо диких зверей, птицы и рыба. Как слышали от стариков, названия рыболовных снастей «нерета» и «ка-ланьбирьф» от них пошли. Копье, долото, топор, как уж известно, тоже от них пошли. На плотах тогда плавали, нечем было сделать лодку, ведь только каменные орудия у них были. Старики не сообщали такого, чтоб они выжигать могли лодки, как мокша и сейчас ловко выжигают «шувар» — ступки. А потом лодки долбленые научились делать и плавать на них.

Хлеб не сеяли, скота еще не держали никакого. Ничего не пахали, но потом корягой стали «брать» земли, на себе пахали (отку-да-то добились зерна). Сохой служил «кичкор тарад» — крючок дубовый (вид мотыги). Мотыга («таргама») — тоже от них про-изошла. Ими в древности первобытные люди обрабатывали землю.

Первые самые люди жили там (сколько лет жили — не говорили старики или забыли), а потом неизвестно куда делись. Навер-ное, тут где-нибудь обосновались. Вон и «Санкслейпрама» — «Астуже» тоже деревня давно появилась.

Ещё «Уронень атя» много рассказывал, чего они делали, как хитрили на охоте, устраивая ловушки, капканы. Народ был тогда сильный очень, на зверя шли без ружей. Когда-то были «врьгаз лоткт» (лосей там ловили). Сейчас трудно понять, о «Тумона-ле» ли это говорили старики.

У здешней мокши всегда были «удома васта». Дядя еще помнит их на «Лукалейпре» были на вязах сделанными. Снизу огонь для дыма разводили, от комаров. И небольшую сделают рогульку как для «оцю урям», поставят, а под низом дым. «Поткарь» (люлька) называется, их и на деревьях делали, большую называли — «кочага» (с. Польдяс).

Старики вспоминали, что здесь мокшане всегда были сильные: в старину, когда уж стали корчевать деревья, освобождать землю от леса под пахоту в урощище «Лукалейпре», то они (предки) могли переговариваться на 4-5 км. Издавали разговорный звук, — переговаривались с промзинскими, что были на своих буграх — «Сак ярхцатам!» Так и жили — с бугра на бугор переговаривались.

Старики рассказывали о том, что когда переселялись сюда, последний брат («Каргань» — звали его) плыл вверх по Ваду на плотах, а не на лодках. Их еще не знали.

 

Записано в июне 1965 г. со слов Ганина Ефима Ивановича, 79 лет, по прозвищу «Фогуз» из с. Анаева.

Примечание Б. Смирнова: а) по этому преданию сразу же была обнаружена важная стоянка неолита «Тумонал»; б) т.к. в принципе не-возможно, чтоб предания сохранились многие тысячилетия, то это предание от предков «Уронень атя» возникло и сохранилось из древнемокшанских сказок и сказок о «предках-дикарях», в связи со стоянкой «Тумонал»; в) главные причины сохранения подобных пре-даний и сказок о временах неолита) в их «привязке к местности», т.е. топонимические. Названия «таргама», «удома васта», «поткарь», «нерята», «каланьбирьф» и др. сохранились благодаря исторически длительному периоду использования приемов и способов ведения хозяйства и охоты.

Б. Смирнов "III книга этнографических этюдов"
(опубликовано в книге: Б. Ф. Кевбрин, В. И. Рогачёв, А. Д. Шуляев "Мотивы родимой земли", Саранск, 2012 г.)

На первую страницу
Назад на страницу Топонимический словарь

Hosted by uCoz