Лет 10-13 мне было, когда пасли ночью лошадей, табунщик, Богдашкин
Иван (Уронень атя), умерший лет 60 тому назад глубо-ким
стариком, всё рассказывал детям о «диких людях», а другие
старики добавляли к этому свои истории.
У отца, деда и прадеда много было ульев на этом самом месте «Тумонал»,
но у «Уронень атя» было там только 10-12 колод и штук 20
огромных бортных лип росло в 3 обхвата — из с. Анаева их видать.
На пчельнике у них была седая старуха — мать или бабушка
старика, работавшая бортником.
Кремня много было там, на бугорках, рассказывал «Уронень атя», от старинных людей.
С «каменного века» жители собирали где-то кремень. И где только
они брали такой хороший камень? — Стекло режет, как алмаз. Там
мокшане собирали лучший кремень «врьгам» на «огниво». Пастухи
находили каменное долото, каменный молоток, топор и «образ
наковальни» (точило), которые были переданы старику-историку в
саранский музей.
«Уронень атя» рассказывал предания: «Раньше бугорок «Тумонал»
был окружен водой». Старики говорили: «Очень давно там жители
были». В этом «куточке» всегда только мокшане жили, и это был их
«Тумонал». И мокшане знали об них — «диких лю-дях» (древних).
Сказывали, что по краям деревья росли, а кружевина — полянка.
Днём на этом «кружечке» были люди, а ночью на «удом васта» — на
сваях, на деревьях.
Зверя было очень много. Тогда здесь была тайга, водились волки,
медведи, рыси, лоси, кабаны и другие животные. Древние люди
постройки себе делали на сваях — «удома васта», чтобы спать в
безопасности от зверей. Шалаши какие-то на зиму еще строили. На
сваях (или на деревьях) спали. Но выставляли сторожа, который не
спал всю ночь, охранял. Все равно как вожак в стае гусей,
охраняющий их покой. Так и они жили-сторожились. Днем на берег
(бугор) сходят и какой-то кремневой работой занимались, терли
долота, молотки из другого камня... на наковальне. Железа,
ничего не было, большей частью — «врьгам» (кремень).
Охотились пикой да дубиной. Охотой и больше рыбной ловлей жили.
На зверя и рыбу надеялись и на сушеное чего-нибудь из леса,
лугов (ягоды, грибы). Если поленишься — то голод. А тогда и
вовсе с пищей было тяжело. Главным питанием лесных жителей было
мясо диких зверей, птицы и рыба. Как слышали от стариков,
названия рыболовных снастей «нерета» и «ка-ланьбирьф» от них
пошли. Копье, долото, топор, как уж известно, тоже от них пошли.
На плотах тогда плавали, нечем было сделать лодку, ведь только
каменные орудия у них были. Старики не сообщали такого, чтоб они
выжигать могли лодки, как мокша и сейчас ловко выжигают «шувар»
— ступки. А потом лодки долбленые научились делать и плавать на
них.
Хлеб не сеяли, скота еще не держали никакого. Ничего не пахали,
но потом корягой стали «брать» земли, на себе пахали (отку-да-то
добились зерна). Сохой служил «кичкор тарад» — крючок дубовый
(вид мотыги). Мотыга («таргама») — тоже от них про-изошла. Ими в
древности первобытные люди обрабатывали землю.
Первые самые люди жили там (сколько лет жили — не говорили
старики или забыли), а потом неизвестно куда делись. Навер-ное,
тут где-нибудь обосновались. Вон и «Санкслейпрама» — «Астуже»
тоже деревня давно появилась.
Ещё «Уронень атя» много рассказывал, чего они делали, как
хитрили на охоте, устраивая ловушки, капканы. Народ был тогда
сильный очень, на зверя шли без ружей. Когда-то были «врьгаз
лоткт» (лосей там ловили). Сейчас трудно понять, о «Тумона-ле»
ли это говорили старики.
У здешней мокши всегда были «удома васта». Дядя еще помнит их на
«Лукалейпре» были на вязах сделанными. Снизу огонь для дыма
разводили, от комаров. И небольшую сделают рогульку как для «оцю
урям», поставят, а под низом дым. «Поткарь» (люлька) называется,
их и на деревьях делали, большую называли — «кочага» (с. Польдяс).
Старики вспоминали, что здесь мокшане всегда были сильные: в
старину, когда уж стали корчевать деревья, освобождать землю от
леса под пахоту в урощище «Лукалейпре», то они (предки) могли
переговариваться на 4-5 км. Издавали разговорный звук, —
переговаривались с промзинскими, что были на своих буграх — «Сак
ярхцатам!» Так и жили — с бугра на бугор переговаривались.
Старики рассказывали о том, что когда переселялись сюда,
последний брат («Каргань» — звали его) плыл вверх по Ваду на
плотах, а не на лодках. Их еще не знали.
Записано в июне 1965
г. со слов Ганина Ефима Ивановича, 79 лет, по прозвищу «Фогуз»
из с. Анаева.
Примечание Б.
Смирнова: а) по этому преданию сразу же была обнаружена важная
стоянка неолита «Тумонал»; б) т.к. в принципе не-возможно, чтоб
предания сохранились многие тысячилетия, то это предание от
предков «Уронень атя» возникло и сохранилось из древнемокшанских
сказок и сказок о «предках-дикарях», в связи со стоянкой «Тумонал»;
в) главные причины сохранения подобных пре-даний и сказок о
временах неолита) в их «привязке к местности», т.е.
топонимические. Названия «таргама», «удома васта», «поткарь», «нерята»,
«каланьбирьф» и др. сохранились благодаря исторически
длительному периоду использования приемов и способов ведения
хозяйства и охоты.
Б.
Смирнов "III книга этнографических
этюдов"
(опубликовано в книге: Б. Ф. Кевбрин, В. И. Рогачёв, А. Д.
Шуляев "Мотивы родимой земли", Саранск, 2012 г.)
На первую страницу
Назад на страницу Топонимический
словарь
|