Из истории здешних сел

Считается, что мокшане этих мест жили прежде у какой-то Шаморги на р. Цне. В то время, когда их русские цари хотели ок-рестить (а мокшане в то время придерживались своей языческой веры), они убили архиерея в д. Ямбирино и оттуда сбежали сюда. Лет 300-400 назад это было. Тогда-то там стали хватать, искать виновных, многие разбежались. Фамилия «Мордвинкин» и сейчас там осталась среди русских. Виноватые бежали сюда, в тайгу. Тут лес был по всем местам, только полянка была воз-ле Вадовско-Селищинской церкви, там, где сейчас поля, называемые «Сире веле» (близ д. Зареевки, край р. Вад). Местные мокшане тут жили, но их было немного. Мокшане «своих» (мокшу и эрзю) принимали всегда. Прибежавшие сюда разошлись кто куда попало, по разным местам и деревням. А потом снова из разных мест собрались в одно место. Село было на реке Вад, там, где поле «Сире веле» и до с. Вадовское Селище. Ушли в тайгу, зная, что никто не найдет.

Лошадкин Т. И. рассказывал: «Они на плотах плыли по Ваду со стороны нынешнего села Старого Бадикова. Все сюда «кати-лись». Лодок у них не было, вот на плотах и плыли; мокшане недавно ещё на плотах по озёрам и рекам плавали, тогда ведь ещё лодок не было. На рыбалках, охоте — всё умели мокшане делать. Высадились они сперва на крутом берегу. В основном это были охотники и «ватайщики» (рыболовы-промысловики).

По преданию, пять братьев разделились и разошлись по другим местам. По родословной они братьями были, а вместе с ними людей было более пяти семей. Разошлись они по разным пяти местам. Братьев звали: Вилей (тот, который повёл их), других звали Парей, Полей, Анай, Каргай. Расселились они, обзавелись семьями, размножились на своих местах, и пошли у них свои родословные. Сёла образовались, которые стали называться: Велезем, Паранза, Польдяс, Анаю, Каргаша. По другим предани-ям, называют лишь трех братьев, которые дали название селам: Анаева, Веленева, Польнева. Кое-кто считает, что Польдяс было уже до их прихода здешним селом. Есть предположение, что одного из братьев звали «Пичай» (отсюда и название д. Пичевки). Вначале они были, держались все вместе — корчевали лес, пахали землю, сеяли, поэтому до революции (1917 г.) земли всех сёл были перепутаны.

Жители покинули место «Сире веле», т. к. во время большого половодья их стало заливать, кругом болото «Шейал» (и жить стало там нельзя, т. к. ещё обижали проезжающие по «большой дороге»). Поэтому люди перешли и стали жить по буграм в Ана-еве, где улица «Ташта веле».

У с. Анаева — два названия. «Анаево» — это вроде бы по-русски. И жители других сел подшучивают и смеются: «Анай авань велец». А по-мокшански — «Дербень», что означает —«Т(д)ери - пе(нь)», т. е. «зыбкое место». Даже в с. Каргашине по реке лег-че было дойти, чем через болота Санкс-лея.

Есть насмешливое предание, что ещё из Сире веле ушла побирушка, и она имела шалаши на ручье Непрайка. Это место и прозвали «Анайн бабать тейса», а когда село перешло на это место, то название и за селом оставили — Анаю. Самым богатым потом стало село, а название — «Нищее».

До сих пор на месте церкви (и клуба) могилы старинные в колодах находят. А там, где болото в конце улицы Дербень — церку ваясь шейти, т.е. была молельня язычников.

В здешних местах мокшане когда-то каждый своей родней жили. Вместе поселялись только родственники. Когда свадьбу игра-ли, то месяц гуляли. Собирали всех. Жители знали всех, кто где живёт, хотя бы и даже по одному двору. Верховых пошлют и извещают всех о свадьбе. Соберут ближних соседей, всех мокшан. Кто корову гонит на свадьбу, кто овец... Тогда все держали помногу скотины. Всем всего хватало, у всех все было, и совсем уж бедных тогда не было. На свадьбе гуляют до тех пор, пока все припасы и напитки не кончатся, пока не съедят все, и лишь потом расходятся. В лесу, а так чудно жили — поврозь. А когда построили село, то не только одни родственники собирались жить, но и посторонние.

Записано в июне 1965 г. со слов Ганина Ефима Ивановича, 79 лет, по прозвищу «Фогуз» из с. Анаева

Б. Смирнов "III книга этнографических этюдов"
(опубликовано в книге: Б. Ф. Кевбрин, В. И. Рогачёв, А. Д. Шуляев "Мотивы родимой земли", Саранск, 2012 г.)

На первую страницу
Назад на страницу По следам старинных новоселий

Hosted by uCoz