Жители Журавкина в день праздника Троицы идут на Вад пускать венки.
Фото Л. Шараповой (Шеровой), 2009 г.

Предания ОБ ОСНОВАНИИ ЖУРАВКИНА ("ЖАРАВ")

Эту историю рассказывал известный пчеляк Кузьма Петрович Косов, 85 лет (друг Новикова-Прибоя), а ему передал отец Петр Юдович Косов (Юдин), прозвище «Ютка». Ещё их деды рассказывали, что Журавкино («Жарав») основали давным-давно ры-баки, которые приплыли сюда на лодках-долбленках снизу реки Мокши (или с низовьев Парцы). Они язычниками были и молились у дуба. Нашли самое хорошее, удобное место для рыбной ловли (озёр-стариц ведь много было). Переселились, постро-ились, стали жить в землянках, полуземлянках (модакутт) на возвышенном мысу, то ли где «афцень лей прама» (всегда знали это место), то ли где церковь.*

Дед Сураев М. П., 96 лет от роду (прозвище «Шер(х(ч)шавец» — догадливый), рассказывал, что Журавкино образовалось от «кужи». Якобы, убежали свиньи из Кужи. Преследуя их по следам, хозяин-охотник дошёл до места возле нынешнего Журавки-на. Встал отдохнуть, огляделся, место это ему очень понравилось. Мыс возле церкви выбрали под жильё. Перешли. Потом других привели из «Кужи». Вот так умные домашние свиньи сделали дорогу через леса — «Жаравги». В Журавкине народу много собралось из разных соседних сел. Мокшане-то здесь давным-давно живут, к ним примыкали другие, прибавлялось на-селение. Жили в селе, далеко в лес заходить боялись и не ходили дальше «Афцень лей прама» — там большого леса не было, а рос орешник, перелески, лесные луга, полянки. Всегда говорили старики, что первое поселение было тут, на мысу. Про «Аф-цень лей прама» рассказывали, что давным-давно жили здесь беглые разбойники, кормившиеся воровством и грабежами.**

От Никифора Точкова («Шеров-ати») — крестного отца Феоктистовых и от других слышали, что сюда, в Журавкино, мокша-не, две-три семьи, приплыли на лодках по реке с р. Парцы. Добирались через низовья р. Вад, облюбовали эти места и пересели-лись. Одни утверждали: «Потмаста састь эрям тяза; эрьхке (П)Булонкурганса (бугор), другие говорили: «Паке велеста састь» (основатели из деревень Ст.-Потьма и П.-Селищи). И стало здесь село разрастаться. Делались предположения, что жители села — выходцы от той мокши, где с. Лопатино — разговор (диалект — прим. Б.Смирнова) мокшанский совпадает с теми селами.

«Жарав» (Журавкино) тогда в лесу было, только «тналнц тузе» (семейство забрал) первопоселенец. В тайге тогда жили, кругом вековые леса — самое вольное место: зверя, птицы, рыбы полно было. Долго, три недели, ходили рыбаки, искали и нашли место для жилья в лесу. Зато нашли и выбрали самое удобное место на бугре с поляной: Вад близко, рядом озёра, кругом лес. Соорудили кое-какие избушки, как бани. Небось, поболее 1000 годов уж здесь село «Жаров». Место удобное, и жизнь хорошая, привольная (без соседей) у них была: по 10-20 коров держали, по 15-20 свиней откармливали на семью, по 200-300 цыплят, утят и гусят пускали с весны на вырост. В речках ловили рыбу, в лесу водилось много дичи, на которую охотились.

Все это дошло до жителей в виде рассказов, историй. Сами рассказчики не видели ту жизнь. Тогда соседних сёл (Авдалова и др.) не было, а Журавкино всё в лесу было. Уж потом лес и болота расчистили под пашню и луга. На бугре (где сейчас церковь) было кладбище тех древних мокшан-первопереселенцев.***

Есть предположения и о том, что вначале село располагалось не здесь, а около озера Имерка. Сбежались к Имерке и прятались здесь от какого-то врага, наверное, от татар. Тогда ведь ещё татарское иго было.

Топонимическая легенда сообщала, что давным-давно начался страшный ливень, сверкали молнии, гремела гроза. Одна из больших молний ударила в бугор и в их село — всё вдруг провалилось вниз. А на месте церкви возникла яма, наполнилась во-дой, возникло озеро Имерка. Долго ещё виднелась вершинка и полумесяц их (а не крест). Потом обвалилось, и всё исчезло. Потонуло село, и ни один житель не спасся.****

Другая история утверждала, что жители Журавкина происходят от Т.-Потьмы и переселились сюда из-за богатых рыболовных угодий. Сперва, видимо, было два-три дома на мысу, в том месте, где теперь церковь. Здесь был центр рыбных мест — болота, трясины, озера-старицы простирались от правого до левого берега Вада. Старики ездили (плавали) по рекам на лодках, не то, что теперь — негде лодку пустить. А «Умэрьхке» уж пашут — осушили). И речку свою назвали Жаравка, по селу, значит.*****

Старик Шумбасов П.И. говорил о других легендах, мол, переселились мы очень давно из-под Старого Бадикова.******

Иную историю поведал Сураев М.Р., который говорил, мол, село от булдыгинских охотников пошло. Они нашли это место и заселили. Но другие жители не согласны с этим. Они считают и называют булдыгинских «шацкими» и бывшей мещерой, а не мокшей.*******

 

* Записано в августе 1963-1964 гг., октябре 1965 г. со слов Шумбасова А.Я. 46 лет, из п. Дикий, из с. Журавкина.

** Записано в августе 1963-1964 гг., октябре 1965 г. со слов Сураева М.П., 96 лет, прозвище «Шер(х(ч)шавец» — догадливый.

*** Записано в августе 1963-1964 гг., октябре 1965 г. со слов Фокина Г.Г. (Булкань Гарась), 78 лет, Шерова И.Я., 60 лет; Фиоктистова А.А., 73 лет, Фиоктистова В.А., 69 лет; Сураева A.M., 69 лет (сына кузнеца «Шершавец») и др.

**** Записано в августе 1963-1964 гг., октябре 1965 г. со слов Сураева A.M., 69 лет, Ошкина В.В., 14 лет, слышавшего это от пожилых женщин села.

***** Записано в августе 1963-1964 гг., октябре 1965 г. со слов Семина И.С., 79 лет и др.
****** Записано в августе 1963-1964 гг., октябре 1965 г. со слов Шумбасова П.И., 81 лет.

******* Записано в августе 1963-1964 гг., октябре 1965 г. со слов Сураева М.Р., 73 лет, (прозвище «Тарашка»).

 

Примечания Б. Смирнова: 1) Вокруг с. Журавкина обнаружены археологами древнейшие стоянки всех времён (с каменного века). Веро-ятно, поэтому о таком древнем месте обитания населения и не может быть единой легенды. Происхождение отдельных легенд объ-яснимо. 2) Первая легенда имеет аналогии (в с. П.- Селищи и т. д.) говорит о связи с бывшими мокшанами низовьев р. Мокши. Вполне возможно, что там были стоянки мордвы времен каменного века — мезолита или неолита. Вторая легенда — образец древних мифов о происхождении «Жаравги» и память о «разбойных людях» городищенского времени, а также память о древнем «Жаров» на мысах «аф-цень лей прама». Третья легенда объясняет общность здешнего диалекта, а также общность жизни данного населения, начиная с брон-зового века. Описывается хозяйство того времени, образ жизни. Странно то, что не помнят об «Афциень лей прама», но помнят «о селе у озера Имерка». Четвертая легенда сообщает о едином происхождении с селом Т.-Потьма. Но в действительности наоборот: Т.-Потьма ведёт свое начало от «Жаров».

Б. Смирнов "IV книга этнографических этюдов"
(опубликовано в книге: Б. Ф. Кевбрин, В. И. Рогачёв, А. Д. Шуляев "Мотивы родимой земли", Саранск, 2012 г.)

На первую страницу
Назад на страницу Топонимический словарь района

Hosted by uCoz