историЯ ОБ ОСНОВАТЕЛЯХ СЕЛА АНАЕВО И КРЕЩЕНИИ

Слышали от своего деда, что когда-то, когда здесь сёл еще не было, пришли войска, людей-язычников ловили и заставляли их жить так, как все живут (т. е. сделать здешних барскими). А здесь, на Ваду, жил только один рыбак, который убежал и спря-тался в реке.

Раньше мокшане умели дышать через трубочку и долго находиться под водой. Целый день рыбака искали, а он в Ваде сидел и через трубочку дышал. А трубочка у самых камышей наружу торчала — совсем незаметная. За день не нашли и только вече-ром войска уж бреднем его вытащили и откуда-то притащили пойманную огромную голую бабу. Их силком заставили жить вместе. Сперва связали маленького мужика и огромную бабу вместе. От этих людей и развелось с. Анаево, которое тогда ещё располагалось на краю Вада.*

Любопытно то, что, по рассказам, на старом месте с. Анаева «Сире веле» был с древности мокшанский хуторок из 1-2 домов. **

Предание гласит, что на месте с. Анаева дикий лес был, села тут совсем не было, а мокшане были разбросаны по «край реки Мокши». Мокшане были язычниками и по лесам располагались возле р. Мокши, что в 20-25 километрах от с. Анаева. Русские войска стали их ловить, чтобы крестить. Давно это было, может, 300-400 лет назад.

А язычники-мокшане не поддавались. Нырнет в воду (в р. Мокшу) и тросточку-трубку в рот и дышит долго в воде. Солдаты постоят, поглядят, подумают утонул — и уйдут. А потом узнали как-то об этой хитрости и начали баграми искать: вытащат, смотрят, а он (или она) — живые.

Сначала, когда начали крестить мордву, у попов ничего не получалось. Был случай. Жили три брата (или сестры). Одного пой-мали военные, а других не смогли. Оставшиеся на воле ночью придут и украдут всех пойманных, которые взаперти где-нибудь сидят. Строже стали охранять, чтоб язычники хотя бы не украли пойманных, чтоб тех приучить к новой вере.

Придут ночью тайком те, кто на воле, и спрашивают тех, кто крепко заперт в дому: «Ну как?» — а те хвалят, что все хорошо.

Потом перестали «край реки Мокши» крестить. Ловить стало некого — мало стало язычников. Возись с несколькими, да и те разбегаются по тайным местам — не найдешь их. Тогда на Ваде стали устраивать облавы. Здесь ловить было лучше. Придёт партия и группой облаву делают и зараз поймают многих. Вот здесь и переловили всех. Пойманные соглашаются вроде бы крещению подчиниться, потом добровольно стали приходить — знают уж все, что не страшно. Так мало-помалу и научились Христовой вере, стали привыкать. ***

С той поры прошло много времени. Теперь уже мокшане с. Анаева никто не может с трубкой нырять и под водой дышать, только помнят «баснят» о прошлом.


* Эту историю слышал Б.Е. Смирнов в июле 1962 г. от 40-летнего анаевского косаря во время ночевки в п. Диком.
** Записано в июне 1965 г. со слов Практина Никифора Михайловича, прозвище «Иволга» («быстрок»). Эту историю
 лет 50 назад рассказывал деду Пракину Алексею Ивановичу (Оцю Пармень — «Доброхотны») сосед Петр Иванович
 Рябов (Нарышкин), умерший 49 лет назад 89-летним, а ему передано от его деда 118 лет и отца этого деда.
*** Записано в августе 1965 г. со слов Лошадкина Тараса Ивановича, 76 лет, (родня Шямонева Ф.С.) из д. Копорь-
Заньф. Об этом же слышали: Щукин Т.С., 67 лет, из с. В.-Селищи и др., Ошкин Л.И., 82 лет, из д. Копорь-Заньф.

Примечание Б. Смирнова: 1) Это предание полно обрисовывает «порядок» крещения мокши на р. Мокше (район сел Конобеево Чер(м)Ное). Видимо, и из тех мест мокши бежали сюда (в с. Каргашино). 2) Сказка же о «язычнике мокше с трубкой» древняя. Мокшане очень любят использовать свои любимые литературные схемы для последующих преданий. 3) В первой «Сказке», видимо, отражены те же события отражены, «о войнах» и в с. Каргашине и с. М.-Поляне разбежались от войск с севера. 4) Мокшанские кладбища были в конце Черных (место «Бар»). Обваливается круча р. Мокши и выходят кости без гробов.

Б. Смирнов "III книга этнографических этюдов"
(опубликовано в книге: Б. Ф. Кевбрин, В. И. Рогачёв, А. Д. Шуляев "Мотивы родимой земли", Саранск, 2012 г.)

На первую страницу
Назад на страницу О мокшанской вере

Назад на страницу Топонимический словарь

Hosted by uCoz