Слышали от своего деда, что когда-то, когда здесь сёл еще не было, пришли войска, людей-язычников ловили и
заставляли их жить так, как все живут (т.
е. сделать здешних барскими). А здесь, на Ваду, жил
только один рыбак, который убежал и спря-тался в реке.
Раньше мокшане умели дышать через трубочку и долго находиться
под водой. Целый день рыбака искали, а он в Ваде сидел и через
трубочку дышал. А трубочка у самых камышей наружу торчала —
совсем незаметная. За день не нашли и только вече-ром
войска уж бреднем его вытащили и откуда-то притащили пойманную
огромную голую бабу. Их силком заставили жить вместе. Сперва
связали маленького мужика и огромную бабу вместе. От этих людей
и развелось с. Анаево, которое тогда ещё располагалось на краю
Вада.*
Любопытно то, что,
по рассказам,
на старом месте
с. Анаева –
«Сире веле»
был с древности мокшанский хуторок из 1-2 домов.
**
Предание гласит, что на месте с. Анаева дикий
лес был, села тут совсем не было, а мокшане были
разбросаны по «край реки Мокши». Мокшане были язычниками и по
лесам располагались возле р. Мокши, что в 20-25 километрах от с.
Анаева. Русские войска стали их ловить, чтобы
крестить. Давно это было, может, 300-400 лет назад.
А язычники-мокшане не поддавались. Нырнет в воду (в р. Мокшу) и
тросточку-трубку в рот и дышит долго в воде. Солдаты постоят,
поглядят, подумают утонул — и уйдут. А потом узнали как-то об
этой хитрости и начали баграми искать: вытащат, смотрят, а он (или
она) — живые.
Сначала, когда начали крестить мордву, у попов ничего не
получалось. Был случай. Жили три брата (или сестры). Одного пой-мали
военные, а других не смогли. Оставшиеся на воле ночью придут и
украдут всех пойманных, которые взаперти где-нибудь сидят.
Строже стали охранять, чтоб язычники хотя бы не украли пойманных,
чтоб тех приучить к новой вере.
Придут ночью тайком те, кто на воле, и спрашивают тех, кто
крепко заперт в дому: «Ну как?» — а те хвалят, что все хорошо.
Потом перестали «край реки Мокши» крестить. Ловить стало некого
— мало стало язычников. Возись с несколькими, да и те
разбегаются по тайным местам — не найдешь
их. Тогда на Ваде стали устраивать облавы. Здесь ловить было
лучше. Придёт партия и группой облаву делают и зараз поймают
многих. Вот здесь и переловили всех. Пойманные соглашаются вроде
бы крещению подчиниться, потом добровольно стали приходить —
знают уж все, что не страшно. Так мало-помалу
и научились Христовой вере, стали
привыкать. ***
С той поры прошло много времени. Теперь уже мокшане с. Анаева
никто не может с трубкой нырять и под водой дышать, только
помнят «баснят» о прошлом.
* Эту историю слышал Б.Е. Смирнов в
июле 1962 г. от 40-летнего анаевского косаря во время ночевки в
п. Диком.
** Записано в июне 1965 г. со слов
Практина Никифора Михайловича, прозвище «Иволга» («быстрок»).
Эту историю
лет 50 назад рассказывал деду Пракину Алексею Ивановичу (Оцю Пармень — «Доброхотны»)
сосед Петр Иванович
Рябов (Нарышкин), умерший 49 лет назад 89-летним, а ему передано от его
деда 118 лет и отца этого деда.
*** Записано в августе 1965 г. со слов
Лошадкина Тараса Ивановича, 76 лет, (родня Шямонева Ф.С.) из д.
Копорь-
Заньф. Об этом же слышали: Щукин Т.С., 67 лет, из с. В.-Селищи и
др., Ошкин Л.И., 82 лет, из д. Копорь-Заньф.
Примечание
Б. Смирнова: 1) Это предание полно обрисовывает «порядок»
крещения мокши на р. Мокше (район сел Конобеево
— Чер(м)Ное). Видимо, и из тех мест мокши
бежали сюда (в с. Каргашино). 2) Сказка же о «язычнике мокше с
трубкой» древняя. Мокшане очень любят
использовать свои любимые литературные схемы для последующих
преданий. 3) В первой «Сказке», видимо,
отражены те же события отражены, «о войнах» и
в с. Каргашине и с. М.-Поляне
— разбежались от войск с севера.
4) Мокшанские кладбища были в конце Черных (место «Бар»).
Обваливается круча р. Мокши и выходят кости без гробов.
Б.
Смирнов "III книга этнографических
этюдов"
(опубликовано в книге: Б. Ф. Кевбрин, В. И. Рогачёв, А. Д.
Шуляев "Мотивы родимой земли", Саранск, 2012 г.)
На первую страницу
Назад на страницу
О мокшанской вере
Назад на страницу
Топонимический словарь
|