ИСТОРИЯ О ТОМ, КАК ЗЕМЛЮ ДЕЛИЛИ

Старожилы вспоминали, как когда-то очень давно, при межевании, обманули каргашинских крестьян и отрезали у них земли к Бок-Майдану.

Межевой ехал грани проводить. Намекнул каргашинским: «Приведите завтра сто стариков, пусть приедут межи записывать, тогда земля вашей останется. «Наши» и поняли все прямо. Собрали народ и привели. А боковомайданские (русские) дали ме-жевому 100 (или 125) монет, и тот отрезал земли майданским. Землемер на другой день ругался: «На кой черт здесь эти стари-ки!» Хотел уж прямо по «Пчкиряз-лей» («Пштеряз») межевание провести, говорят, но пчеловод упросил. Тоже у пчельника Шлепаева («Жмурян») селу осталась земля на «Верь-кура бугор». Много земли при межевании отобрали, и даже те, где места старых мокшанских сёл и могил были (у посёлка Завод), и где «Мордовский родник» под деревней Горбуновкой.

Землю по ездокам наделял уполномоченный — Батай звали его (по-русски понимал, потому что в Спасск ездил три раза на ба-зар). Землемеру говорил: «Писак, писак, а аф писак. Как сокали, так и сокать будем». Ан нет, случилось так, что и недавно и давно корчеванное отобрали по рубеж.*

Лет 50 назад (в германскую войну) воевали каргашинские с бокомайданскими. Началось из-за лугов, которые боковомайданс-ким были отданы возле Каргашина. С двух сторон приехали на тридцати подводах. Потом все мужики сел дрались. Два уряд-ника и старшины не могли усмирить. В ходе усмирения каргашинских не наказали, т. к. дело было на бывших мокшанских лу-гах. Двое в Бок.-Майданах умерли от ран.

С Анаевом дрались из-за покосов на «Горьз(ь)е-эрьхке».

В памяти старожилов сохранилось то, что многие большие семьи жили вместе, не разделяясь. Например, в семье Шямоневых было 25 человек. Хотя уже внуки были женаты, но продолжали жить вместе. Были и семьи, насчитывающие больше людей. Семья Палаткиных (Вадовские Селищи) — 47 человек, Шапрова (Новое Бадиково) — 47 человек, Шукшина (В.-Селищи) — 40 человек, в Покровских Селищах была семья численностью более 50 человек. Много таких семей было, и все крепкие, рабо-тающие.

Прежде, целый день и до полночи все работали: и мужики, и бабы, жили в землянках или в топившихся по черному избах, в которых либо жар, либо холод и дым.

Население в основном жило крестьянским хозяйством. Из сел не выезжали. Прежде бывали в селе и совсем чудные старики, которые за свою жизнь из своего села совсем никуда не ходили, даже соседнюю д. Крюковку никогда не видели — «Не нужна, мол, мне она». Живёт такой человек, как пень, ничего ему не надо, сам себя пропитывает. Пашет, сеет, рыбу ловит; в Ваду ее было полно — пудовых сомов ловили, а не то что карасей.

Почвы у села бедные, песчаные. Старики делали опыты, где лучше действует навоз. Узнали, что песчаную почву навозом улучшить нельзя, так как большое количество навоза действует только два года, а потом становится такой, как будто и не удо-бряли ее. Крестьяне сделали вывод, что помногу навоза невыгодно тратить на песок. На лучших и глинистых землях навоз по-может больше и долго поддерживает урожайность.

Пахали по ту сторону (северная сторона) ручья «Кузна-лей». Во время пахоты на бугорке «вышел» каменный предмет, сделан-ный вроде креста 20 см длины. Долго хранили его, но утеряли при пожаре.

 

* Записано в 1963 г. и в августе 1964 г. со слов Климкина П. И., 67 лет, бывшего командиром отряда у Чапаева. Из Каргашина с ним было 8 чапаевцев, в т. ч. Вахмистров, Лукьянов, Абрамов, Катаев и др. Воспоминаниями также делился Бугров Е.М., 83 лет и др.

Примечания Б. Смирнова : 1) Информация сообщалась дедом «Митрей-атя», жившим более 105 лет и умершим в 1912 году, который помнил еще наполеоновскую войну и то, как отсюда на эту войну послали отряд мокшан, лошадей и продукты. 2) Записано в 1963 году в августе 1964 году со слов Кондрашева М.Г., 78 лет; Силкина В.Н., 76 лет; Еличейкина М.Ф., 77 лет.

Б. Смирнов "III книга этнографических этюдов"
(опубликовано в книге: Б. Ф. Кевбрин, В. И. Рогачёв, А. Д. Шуляев "Мотивы родимой земли", Саранск, 2012 г.)

На первую страницу
Назад на страницу По следам старинных новоселий

Hosted by uCoz