Старожилы вспоминали, как когда-то очень давно, при межевании,
обманули каргашинских крестьян и отрезали у них земли к
Бок-Майдану.
Межевой ехал грани проводить. Намекнул каргашинским: «Приведите
завтра сто стариков, пусть приедут межи записывать, тогда земля
вашей останется. «Наши» и поняли все прямо. Собрали народ и
привели. А боковомайданские (русские) дали ме-жевому 100 (или
125) монет, и тот отрезал земли майданским. Землемер на другой
день ругался: «На кой черт здесь эти стари-ки!» Хотел уж прямо
по «Пчкиряз-лей» («Пштеряз») межевание провести, говорят, но
пчеловод упросил. Тоже у пчельника Шлепаева («Жмурян») селу
осталась земля на «Верь-кура бугор». Много земли при межевании
отобрали, и даже те, где места старых мокшанских сёл и могил
были (у посёлка Завод), и где «Мордовский родник» под деревней
Горбуновкой.
Землю по ездокам наделял уполномоченный — Батай звали его
(по-русски понимал, потому что в Спасск ездил три раза на ба-зар).
Землемеру говорил: «Писак, писак, а аф писак. Как сокали, так и
сокать будем». Ан нет, случилось так, что и недавно и давно
корчеванное отобрали по рубеж.*
Лет 50 назад (в германскую войну) воевали каргашинские с
бокомайданскими. Началось из-за лугов, которые боковомайданс-ким
были отданы возле Каргашина. С двух сторон приехали на тридцати
подводах. Потом все мужики сел дрались. Два уряд-ника и старшины
не могли усмирить. В ходе усмирения каргашинских не наказали, т.
к. дело было на бывших мокшанских лу-гах. Двое в Бок.-Майданах
умерли от ран.
С Анаевом дрались из-за покосов на «Горьз(ь)е-эрьхке».
В памяти старожилов сохранилось то, что многие большие семьи
жили вместе, не разделяясь. Например, в семье Шямоневых было 25
человек. Хотя уже внуки были женаты, но продолжали жить вместе.
Были и семьи, насчитывающие больше людей. Семья Палаткиных (Вадовские
Селищи) — 47 человек, Шапрова (Новое Бадиково) — 47 человек,
Шукшина (В.-Селищи) — 40 человек, в Покровских Селищах была
семья численностью более 50 человек. Много таких семей было, и
все крепкие, рабо-тающие.
Прежде, целый день и до полночи все работали: и мужики, и бабы,
жили в землянках или в топившихся по черному избах, в которых
либо жар, либо холод и дым.
Население в основном жило крестьянским хозяйством. Из сел не
выезжали. Прежде бывали в селе и совсем чудные старики, которые
за свою жизнь из своего села совсем никуда не ходили, даже
соседнюю д. Крюковку никогда не видели — «Не нужна, мол, мне
она». Живёт такой человек, как пень, ничего ему не надо, сам
себя пропитывает. Пашет, сеет, рыбу ловит; в Ваду ее было полно
— пудовых сомов ловили, а не то что карасей.
Почвы у села бедные, песчаные. Старики делали опыты, где лучше
действует навоз. Узнали, что песчаную почву навозом улучшить
нельзя, так как большое количество навоза действует только два
года, а потом становится такой, как будто и не удо-бряли ее.
Крестьяне сделали вывод, что помногу навоза невыгодно тратить на
песок. На лучших и глинистых землях навоз по-может больше и
долго поддерживает урожайность.
Пахали по ту сторону (северная сторона) ручья «Кузна-лей». Во
время пахоты на бугорке «вышел» каменный предмет, сделан-ный
вроде креста 20 см длины. Долго хранили его, но утеряли при
пожаре.
* Записано в 1963 г.
и в августе 1964 г. со слов Климкина П. И., 67 лет, бывшего
командиром отряда у Чапаева. Из Каргашина с ним было 8 чапаевцев,
в т. ч. Вахмистров, Лукьянов, Абрамов, Катаев и др.
Воспоминаниями также делился Бугров Е.М., 83 лет и др.
Примечания Б.
Смирнова : 1) Информация сообщалась дедом «Митрей-атя», жившим
более 105 лет и умершим в 1912 году, который помнил еще
наполеоновскую войну и то, как отсюда на эту войну послали отряд
мокшан, лошадей и продукты. 2) Записано в 1963 году в августе
1964 году со слов Кондрашева М.Г., 78 лет; Силкина В.Н., 76 лет;
Еличейкина М.Ф., 77 лет.
Б.
Смирнов "III книга этнографических
этюдов"
(опубликовано в книге: Б. Ф. Кевбрин, В. И. Рогачёв, А. Д.
Шуляев "Мотивы родимой земли", Саранск, 2012 г.)
На первую страницу
Назад на страницу
По следам старинных новоселий
|