истории О ПЕРВЫХ ЦЕРКВЯХ И ПОПЕ

  Церковь, которая находится в Зубовой Поляне сейчас

Рассказывали, что Петр I невзлюбил мокшан и эрзян за при-верженность к язычеству и нежелание креститься. Стояли на своей дедовской вере, сопротивлялись, прятались в лесах. Уходили в «пезкс васта», но не сдавались.
 

Мокшане жили в густых лесах, были у них потаённые мес-та, где можно было встречаться и без опасения молиться по старинной дедовской вере. Говорили: «Ков молят?» — «Сур-ман тумонс тийса». Дуб был отмечен знаком кривым, там-гой. Дерево долго так стариками звалось.

После крещения жителей больших сел обязывали строить церкви, говорили им: «Постройте церковь и живите как лю-ди». Послушались салазгарьские, построили церковь. Стали искать попа, но никак не найдут. Искали долго, как ищут до-рогую пропажу.

Однажды шёл салазгарьский старик по дороге и встретил русского человека-странника. Тот спрашивает у него: «Ты куда?»  Старик отвечает: «Да вот попа ищу». Мужик назвал-

ся попом: «Да я сам поп!» Пригласили этого дорожного странника попом. Стал он, было, службу вести, а ничего не знает. Толь-ко хитрый был, выгоды искал, стал обманывать. Возьмет свое решето, заходит в алтарь, нащупает пальцем дырочку и кричит по-русски: «Одна дыра, две дырки... пять дырок...» (больше считать не мог, снова начинал повторять). А православная мордва так всё молится. Закончил он «службу» и говорит: «Идите домой!»

Крестьяне, которые ездили на базар и бывали в других сёлах, иногда заходили в церкви, смотрели, как там служба идёт, при-слушивались к поповским речам. Видят, всё по-иному, чем у них, проходит, по-другому молится «найденный» ими поп, хотя и не понимали мокшане «рузкс», но сообразили, что происходит неладное, засомневались. Стали между собой говорить: «Не при-мет ведь бог таких наших молитв? Все одно и то же орёт».

Собрали сход, выбрали ходатая по этому делу, понимающего человека, бывавшего в разных местах. И дошёл тот до архиерея. Рассказал, как службу ведёт сельский поп, пожаловался.

«Ладно, — сказал архиерей. — Я поеду на такой-то день». Приехал, но пошёл не к мужику, а сперва зашёл к попу (дом у того хорош был), поговорили они о чём-то. Собрали народ в церковь, и архиерей сказал: «Вот пусть будет так. Если поп служит пра-вильно — оставлю. А неправду говорит — так долой с места».

И начал поп вести службу, заголосил молитву: «Бра-ти-я... не у-пи-вай-те...ви-на...». Все размеренно, чинно говорит: «... и не за-кусывайте селёдками. Мордва-мордвищи, нажил от вас 50 тысяч... Архиерею — 10 тысяч, певчим — по тысяче, а у себя оста-нется еще 10 тысяч. Подай Господи и сохрани на многие лета!».

Архиерей стал хвалить, поддерживать попа: «Правильно говорит ваш поп. От вина и разорение». И оставил селянам этого по-па. Но через некоторое время добились всё-таки, сменили попа. И стали служить по-нынешнему. Попу, дьякону «за грехи» по-лоть ходили — «пекода покодьма», — поел раз на работе, а заработка нет.

Большинство селян до последних лет ничего не понимали в церковной службе. Даже грамотный старик, певчий Рузавин С. И., признавался, что молился только так: «Шкаба-ваз!» — не дай пропасть, а дай пути в жизни». Он говорил: «А на это попы, чтоб знать по-божьему, а я только кузнец».

Верующие тяжело усваивали церковную службу, некоторые за свою жизнь так и не выучили ни одной молитвы, хотя и в цер-ковь ходили. Старик Анагин С. П., умерший 30 лет назад, рассказывал, как он молится, не понимая по-русски: «Господи! Я знаю Александра (сельского мужика). Он грамотный. Александр знает попа. Поп знает бога. Бог, поп и Александр! Уж вы раз-беритесь между собой, что надо, и в чём я ничего не понимаю. А я не виноват, что не знаю, чего надо». Так всю свою жизнь старик не мог выучить ни одной молитвы и всё ссылался на бога, попа и мужика Александра.

Рассказывают историю, происшедшую под Темниковым, где-то в районе Барашева. Пришёл в мордовскую деревню (в начале советской власти) уполномоченный по хлебозаготовкам. Собрал народ, а тот молчит, ничего с ним не говорит: ни за, ни про-тив. Немного погодя говорят: «Придёт наш мокшанский старшина». Долго прождали. Вот пришёл старик, лычковой веревоч-кой подпоясанный, в простых мокшанских штанах и в полушубке. Сразу сказал: «Мы как пахали, так и будем себе пахать». После этого никто уж не слушал уполномоченного, все враз разошлись, как будто их это и не касалось. Уполномоченный спро-сил: «А кто это такой был, что все ему подчиняются?». Ему ответили: «А это наш мокшанский поп».

И как он сказал, всё так и было. Уехал уполномоченный в уезд ни с чем. Сообщил все в укоме. Уже потом изменили старый мокшанский закон и перестали слушать стариков.

Записано в декабре 1964 г. от жителей с. Промзина и с. Салазгорь

Б. Смирнов "III книга этнографических этюдов"
(опубликовано в книге: Б. Ф. Кевбрин, В. И. Рогачёв, А. Д. Шуляев "Мотивы родимой земли", Саранск, 2012 г.)

На первую страницу
На страницу Крещение мордвы

На страницу О мокшанской вере

Hosted by uCoz