ИСТОРИИ О ЛИХИХ ЛЮДЯХ

Рассказывали о первом предке Перякиных — пасечнике, который всегда нарушал законы лесопользования (об охоте, о лесе). Раз его захватили лесники на том берегу Вада. «Ну, теперь попался!», — кричали они. Он же свой топор вогнал до обуха в пе-нек — уж никто, кроме него, не вытащит — и к реке. А на Ваду уж лед с палец толщиной, а Перякин с котелком, в халате-«ча-пан», в обувке бросился в речку. Он разбил лёд и проплыл подо льдом на тот берег Вада на свою пасеку. На берегу кричит лес-никам: «Ну что, поймали?» — «Ну тебя! Что хочешь, делай, не станем больше тебя ловить». И бросили его тревожить, что бы он ни делал.

Агафья Леонтьевна (из Кучкановых) рассказывала предания, что эти разбойники бедных никогда не трогали, а с карагшински-ми они знались всегда и в село приходили иногда. Говорили «мокшекс» и к мокшанам они были добрыми. Подружатся с кем-нибудь из мужиков и придут в село человек десять. И сельский мужик с ними. Дети соберутся и указывают на них: «Разбойни-ки! Разбойники!» А хозяин (мужик) детей уговаривает: «Они пришли гостить, а не разбойники. Как ваши отцы и дядьки, люди, и всё».

Для бедных они были хорошие и полезные. В селе они расспрашивали, кто как живёт. Узнают о бедных и всё, в чем очень нуждаются, ночью принесут бедному: несколько мешков муки или ещё чего. Ночью вдруг застучат в окно: стук! стук! — и кри-чит матом: «Чего ты оставляешь муку перед домом? Пришел с мельницы и бросил! Знаешь ведь, что разбойники тут ходят. Убери!» Выйдет бедный, никого нет, а четыре мешка муки стоят.

Или, к примеру, становилось им известно, что бедняк никак не заведет корову. Вдруг ночью стучат в окно: «Ах ты! Чего же ду-ришь? Корова из стада пришла, а он не пускает!» Выйдет мужик, а корова привязана. А иногда какому-нибудь мужику и ло-шадь так пригонят, а на шее бумажка прикреплена: «Никого не бойся». Откуда взяли все это разбойники — неизвестно, но кра-ли не здесь, а издали привозили. И известно всем было — это уж скотина твоя, без опаски.

Крестьян из ближних сел разбойники не обижали, но кое-кого, каргашинских, обидели: украли у них нескольких девок прямо с вечерних гулянок (мужики ведь все были они). После этого не возвращалась девка совсем. А куда пойдёшь их искать, ведь туда не пролезешь — кругом тогда была тайга.*

Имелись и другие предания о разбойниках. В одном из них рассказывалось о том, как лет 200 назад, где-то на «городках», в ле-сах и на «Бузарме» — где-то там жили разбойники. С ними заодно действовали и кое-кто из сельских молодых мужиков и па-сечники. Тридцать-сорок разбойников было лет 100 назад, когда их уничтожили. Только жандармы смогли их словить и унич-тожить.

В разбойники уходили дезертиры от 25-летней царской службы и незаконнорожденные дети («аф монцень цёрась»). Солдатка родит в 17-18 лет сына, которого до зрелости не прогоняли из дома. Затем, чтоб не делиться с ним землей, его выгоняли совсем из общества (из села). Вот они и собирались в тайных местах. Были среди них и мокшане.

Прежде они вели постоянные грабежи, никто над ними не был властен. Они так обжились в некоторых оврагах, что через ов-раги у них были переходы из бревен. Из тайных мест они выходили к «Панда-лей» («гора-дуга», т.е. седловина). Там была до-рога «Оцю ги», которая шла вдоль обрыва. Ход был узкий, повернуть назад, к «Вирь уже», нельзя, и все проезжающие попада-лись разбойникам. В том месте и «разбивали» купцов. Услышат, что они едут с колокольчиком, сейчас же дорогу загораживали поперек канатом и решали — ограбить или так пропустить. Заставы их были еще на «Ключ-бугор», «Вере-кура» («Мокшень панда»), и сзади Еравского кордона — еще две. И все разбойничьи дороги выходили на «Оцю ги». Зачем-то пещеры и тоннели длиной 810 метров были выкопаны в горе — «врьнять пицц» — конец пещеры.

Много там ими было убито народа, большей частью богатых. После их разгрома солдаты 3-4 человек поймали и допытывали о сообщниках. Они назвали тех, кто с ними был из Каргашина. Выяснилось главное: что им помогал пасечник «Амось-атя», он всегда вовремя предупреждал об облавах на них. Старика допытывали на сельском сходе, и он все рассказал. Каргашинские и сами разбойничали, грабя гуртовщиков, а трупы убитых спускали в «Горьзь-эрьхке» или в Вад. В торфу находили черепа.**

 

* Записано в 1963 г. и в августе 1964 г. со слов Карасева Федора Никифоровича, 81 лет, прозвище «Мичине» из с. Каргашина.

Ему рассказывала мать, Агафья Леонтьевна (из Кучкановых), умершая 40 лет назад 80-летней.  

                  ** Записано в 1963 г. и в августе 1964 г. со слов Шумбасова М.И., 64 лет, Пучкина А.Ф., 73 лет, Андронова Ф.К., 79 лет.

Примечание Б. Смирнова: разбойники «Закаргашинских лесов» отмечались и в литературе, поэтому преданий о разбойниках здесь дей-ствительно много. Записаны лишь наиболее интересные.

Б. Смирнов "III книга этнографических этюдов"
(опубликовано в книге: Б. Ф. Кевбрин, В. И. Рогачёв, А. Д. Шуляев "Мотивы родимой земли", Саранск, 2012 г.)

На первую страницу
Назад на страницу Кудеяры лесных станов

Hosted by uCoz