Школьники и их шефы в 1925 г.  Фото из архива И. С. Сибиряка (Поздяева), предоставлено Н. И. Сибиряком, г. Самара.

ОТЧЕТ ШКОЛЬНОГО ПОДОТДЕЛА КРАСНОСЛОБОДСКОГО УОНО на учительском съезде
О СОСТОЯНИИ И РАБОТЕ ШКОЛ ЗА ЯНВАРЬ-ИЮНЬ 1920 г.

Не ранее 1 июля 1920 г.

 

Этот документ 1920 г. из Краснослободского уезда Пензенской губернии (с 1928 г. – район Мордовии) не имеет прямого отношения к Спасскому уезду и Зубово-Полянскому району, он приводится как пример того состояния, в котором находилась система образования в мордовском крае.   

(Опущена заключительная речь председателя съезда).

Работа школьного подотдела за отчетное время протекала в крайне неблагоприятных условиях:

во-первых, недостаток работников в центре, так как, кроме заведующего п/отделом, имелся только один уездный инструктор, который не нес своей непосредственной работы, а состоял руководителем педагогических курсов;

во-вторых, недостаток школьных работников, достигавший до 100 человек, вследствие чего приходилось заменять вакантные места людьми, зачастую не имевшими должной подготовки; недостаток руководителей (шк. инструкторов) и неопытность некоторых заведующих и членов райотделов народного образования;

в-третьих, закрытие школ по случаю эпидемии тифа (63 школьника), недостатка топлива...

в-четвертых, крайний недостаток средств (денежных знаков и материалов) не позволял произвести ремонт ветхих школьных зданий, снабдить учащихся обувью, одеждой; произвести дополнительное питание детей; приобрести материалы для мастер-ских, клубов, школьных спектаклей, праздников и т. д.;

в-пятых, крайняя необеспеченность учащих (учителей), которая не позволяла им всецело посвятить себя своей непосредст-венной работе.

Кроме этих крупных недостатков, было много и других, которые встречаются на каждом шагу (неподготовленность и халат-ность многих учащих, отсутствие надлежащей связи города с окраинами и т. д.). Однако, несмотря на перечисленные тормозы, положительной работы сделано сравнительно много, причем часть этой работы выполнена при непосредственном и постоян-ном вмешательстве подотдела, часть его — ближайшими сотрудниками-инструкторами, при общем руководстве подотдела, и большая доля работы — учащими, под руководством и наблюдением инструкторского персонала (за небольшими, сравни-тельно, исключениями).

Считая, что в деле проведения [принципов] трудовой школы в жизнь громадное значение имеет подготовка учительского пер-сонала, школьный подотдел поставил своей задачей каждого учащего пропустить через специальные курсы общего характера, но отводя первенствующее значение специальным предметам. План на 1920 г. будет, за небольшим исключением, выполнен.

Так, 15 июня закончены педагогические курсы, на которых до конца были слушателями 30 человек; большинство из них — учащиеся последних классов II ступени, двое-трое — из предпоследнего и... 1 с подготовкой в размере первой ступени. 1/3 кур-сантов состоит членами Коммунистического [союза] молодежи. Программу всю выполнить не удалось за недостатком лекто-ров и за преждевременным окончанием курсов вследствие начала полевых работ. Более всего жалеть приходится, что не пройдены некоторые отрасли сельского хозяйства, корзиночное ремесло и музыка. Подготовка оказалась средней.

В июне же кончила курс изобразительных искусств 2-я партия. Навыки получены достаточные для постановки дела в школе, и подъем у слушателей оказался довольно значительный. На двух курсах было 33 учащих[ся].

10 июня было положено начало музею детского творчества и наглядных пособий. Правда, экспонатов много не ожидается, так как многие школы были закрыты или по случаю эпидемии, или за отсутствием топлива, но привезенные свидетельствуют, что трудовая школа пока к проведению в жизнь приступлено. Наглядные пособия будут поступать в музей по мере присылки из центров или приготовления на местах.

С 10 же июня приступлено к основанию центральной педагогической библиотеки; план ее детального развития и основания районных будет производиться постепенно.

Отводя большое место трудовой школе, физическому воспитанию, п[од]отдел организовал курсы физического воспитания, на которых было 13 человек учащихся; курсы носили характер практический, хотя не исключена и теория. Продолжительность [курсов] 1,5 месяца. На курсах педагогических (30 чел.), изобразительных...3 физическое воспитание также приходилось [проводить] как обязательный предмет.

21 июня начаты занятия с 3-й группой (20 учащихся) на курсах изобразительных искусств.

Чувствуя острый недостаток в физических приборах, которые становятся необходимыми даже в школах 1-й ступени, п[од]от-дел приступил к организации общего городского физического кабинета; командирован был преподаватель-специалист в Пензу и Москву за приобретением упомянутых приборов, удалось кое-что достать, и составить кабинет — вопрос нескольких дней. Чтобы достичь большей пропускной способности, при кабинете предполагается несколько аудиторий и специальный препода-ватель-заведующий.

Точно таким же порядком предполагается использовать и пособия по естественной истории, которые разбросаны по многим школам.

Вводя в школу труд не только как метод, но и как труд общественно-производительный, п[од]отдел открывает мастерские (в текущем году открыто им 3); для лучшей постановки преподавания организованы и открыты 28 июня курсы ручного труда на 30 учащихся; из ремесел введены: переплетное, столярное и сапожное. Чтобы курсанты получили большие навыки и не затя-нуть курсы, последние разбиты на два отделения — переплетно-столярное и переплетно-сапожное, причем по первому отделе-нию пущена большая часть курсантов, сделано это с той целью, что легче в нашем уезде найти материал для столярных мас-терских.

Организована показательная школьная пасека; правда, работы в самом начале, т. к. инструктор приглашен слишком поздно (в июне). В дальнейшем предполагается ее расширение и развитие пчеловодства при школах уезда. Кроме центральной, основана ещё пасека при школе II-й ступени в уезде (Сивинь).

Клубная работа в текущем полугодии значительно оживилась. Так, настоящей весной они открыты при всех школах города; в уезде также открываются; в большей мере их открытию способствовали курсы изобразительных искусств, а также и то, что сознание их необходимости и важности сознается все большим количеством учащих. Есть два случая издания ученических журналов при клубах. Острый недостаток чувствуется в детской литературе и музыкальных инструментах.

Не так просто обстоит дело с самоуправлением учащихся вследствие того, что большая масса учащих не поняла еще, какие навыки детям через него прививаются, не видит пользы в нем; правда, в школах II ступени оно введено и дает прекрасные результаты, т. к. инициативы у детей много, энергии также.

Садово-огородные работы текущей весной проходили неудовлетворительно, т. к. детям городских школ не выдавалось допол-нительное питание, без чего нельзя было вести работы. Вследствие упадка питания всех граждан вообще, а детей в частности, многие сельские школы были закрыты по случаю эпидемии тифа или оставлены детьми с начала полевых работ. Работы в огородах все же велись кое-где артелями из детей и учащих, а в большинстве случаев наемным трудом и силами учащих.

Для ознакомления с постановкой садоводства, огородничества и пчеловодства в Пензу делегирован в июне преподаватель од-ной из школ II-й ступени.

Для ознакомления с постановкой школьного дела вообще в Пензу и Москву делегировались инструктор и учащий из опытно-показательной школы.

С целью большей же подготовки четырем школьным инструкторам предоставлена возможность получить навыки по столяр-ному и сапожному ремеслам. Опытно-показательные школы (4) за текущее полугодие подвинулись вперед мало, т. к. шел под-бор преподавателей и организовывались мастерские, но в некоторых из них преподавание начинает заметно отличаться.

В этих школах, а равно и во многих других стала прививаться постановка детских спектаклей, утр[енников] и т. д., что вносит большое оживление в школьную жизнь.

Заметно развиваются и экскурсии; так, весной в город совершено было несколько экскурсий из очень отдаленных волостей; экскурсировали даже целыми волостями. На местах сделано было также сравнительно значительное количество [экскурсий].

В связи с экскурсиями начата организация школьных музеев (известны пока два случая).

В одном из инструкторских районов весьма успешно комплектуются детские и учительские библиотеки; открытие районных педагогических библиотек также подготовляется. Работа эта ведется пока одними инструкторами.

Не осуществлено из предполагаемого плана на 1920 год: открытие корзиночного ремесла и весенняя школьная сельскохозяй-ственная кампания за недостатком кредитов.

Не открыта ещё также школа 2-й ступени по тем же причинам. Предполагаемое открытие школы-коммуны из приюта пере-шло в ведение п[од]отдела охраны детства.

Организация детских оркестров не осуществилась за почти полной невозможностью достать инструменты, а нужда в них край-не настоятельна и необходима.

Совсем неудовлетворительно обстоит дело с ремонтом школ, т. к. кредиты до сих пор не открываются, а здания приходят все в большую и большую ветхость, и если так будет продолжаться, то в недалеком будущем придется значительное число школ за-крыть.

Не лучше обстояло [дело] с социальным обеспечением учащихся. Исключая ничтожное количество лык, которое еще с осени было роздано школам, а также починки и шитья обуви в тех школах, где есть мастерские, и одного-двух случаев покупки де-тям шапок, варежек, — ничего не сделано. Нужда же в этом остра, и зимой и весной заметна была громадная непосещаемость [учащихся] из-за недостатка обуви и одежды.

Зав. школьн. п/отделом Кутузов.

ЦГА МАССР, ф. р. 19, д. 33, оп. 1, лл. 42-43.
Приведено в книге : «Мордовия в период упрочения Советской власти и гражданской войны. Документы и материалы». Саранск, 1959 г.
Документ № 317

На первую страницу
Назад на страницу Становление системы образования в районе

Hosted by uCoz