|
Историко-этнографический сайт
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Общественные организации
Об истории школ
|
Школа в Старом Бадикове, 2008 г.
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ ЗУБОВО-ПОЛЯНСКОГО
РАЙОНА С первых дней Советской власти руководство партии большевиков проявило к учительству особое внимание, что было обусловлено значительными возмож-ностями воздействия этой группы населения на самые широкие слои трудящих-ся. Государственная политика по отношению к педагогическому контингенту России, разработанная ЦК РКП(б), имела своей целью формирование в лице учительства надежного помощника для пропаганды идей строительства социа-листического общества среди различных категорий населения, для воспитания коммунистической идеологии у молодого поколения. Но для этого, прежде всего, необходимо было преобразовать мировоззрение самих учителей. По своему социально-классовому составу учительство было неоднородно, что и обусловило различное восприятие революционных событий 1917 года : от пол-ной и безоговорочной поддержки Советской власти до открытой враждебности по отношению к ней.
Главными направлениями в работе Наркомпроса было провозглашено достиже-ние всеобщей грамотности в кратчайший срок путем организации сети школ, введения обязательного всеобщего обучения, создания школ для взрослых, и эта политика в связи с острой нехваткой учителей не позволяла отказаться от при-влечения дореволюционного учительства (значительную часть которого состав-ляло духовенство), несмотря на его антибольшевистскую настроенность. В отно-шении власти к учительству проводилась двухсторонняя политика: с одной сто-роны, шло «перевоспитание» учителей, а с другой — поиск ускоренных путей подготовки «новых кадров работников просвещения, проникнутых идеями ком-мунизма». Партийные и советских органы активно старались изменить социаль-ный состав работников просвещения в уездах, осуществляя классовый отбор при поступлении в педагогические учебные заведения.
ность населения во всех мокшанских селах и деревнях была очень низкой. Об этом свидетельствуют переписи населения. Так, по данным переписи 1926 года в Беднодемьяновском районе (бывшем Спасском уезде) в целом грамотность среди русских достигала 28%, а среди мокши и мещеры грамотными были только 20%. Примерно такие же показатели были и в отдельных населённых пунктах. В крупном, старинном селе Ачадове насчитывалось более 2 000 жителей, из них грамотными 428 человек (около 19%). В Булдыгине, численность населения которого была немного меньше, чем в Ачадове, грамотными были 229 мужчин и женщин (приблизительно 11%). В селе Зубова Поляна и на одноимённой станции процент грамотности был выше, чем в соседних мокшанских селах. Из 867 жителей села читать и писать умели 443 человека (51%) : на станции из 37 мужчин грамотными были 27 (72%), а из 29 прописанных там женщин — 16 (55%). Эти цифры, впрочем, примерно соответствуют данным по грамотности в целом по России и среди других "инородцев", как тогда называли всех нерусских — чу-вашей, черемисов (марийцев) и других. Кроме школьных проблем, сотрудникам отделов образования пришлось зани-маться проблемой детей-сирот. Послереволюционная разруха, усугубленная граж-данской войной, привела к появлению многочисленных детей-сирот или детей, чьи родители не в состоянии были содержать их. Это заставило власти организо-вать в Спасске несколько детских домов. По старой привычке их воспитанников называли "приютскими детьми". По данным государственного архива Тамбов-ской области на 3 января 1919 года в Спасском уезде находился один детский приют. 18 февраля 1919 года коллегия Спасского уездного отдела социального обеспечения постановила : «вследствие полного недостатка мест в имеющихся приютах отдела, временно приостановить приём детей (кроме грудных) в прию-ты». В том же 1919 году все детские дома из ведения губсобеса перешли в веде-ние губоно. На 1 апреля 1919 года в Спасске было уже 2 детских дома, в кото-рых содержалось 57 детей. Через два месяца, 1 июля 1920 года в Спасске находились : детский дом № 1 (ул. Интернациональная, 1), рассчитанный на 70 человек, а фактически содержав-ший 91 девочку школьного возраста при 4 работниках педагогического и 23 тех-нического персонала; детский дом № 2 (ул. Советская) — на 50 человек, но имевший списочный состав в 106 детей, фактически же в нём было 67 мальчи-ков школьного возраста, при 6 работниках педагогического и 10 технического персонала (несоответствие фактического и списочного состава объяснялось тем, что с началом весны подростки уходили на заработки в деревни из-за отсутствия в детдоме полноценного питания); детский дом № 3 (бывший Кошелёвский мо-настырь), имевший 20 мальчиков и 38 девочек дошкольного возраста, 2 человека педагогического и 18 — технического персонала. По возрастным категориям в детских домах Спасска содержалось : от 3 до 7 лет — 42 мальчика, 50 девочек; от 7 до 17 лет — 114 мальчиков, 95 девочек. В начале 30-х годов в городе был организован «Детский городок». В 1935 году на его базе было организовано 5 детских домов. Кроме местных, в них везли эва-куированных детей из Самары (Куйбышева) и Ульяновской области, которые тогда были поражены неурожаем. Детдома в Спасске-Беднодемьяновске суще-ствовали и позже... Самым старым детдомом был детдом № 1. Первым его директором был М. С. Со-колов (ушёл на фронт в июне 1941 года). Первое время дети и воспитатели жили в бараке, в тесноте и в холоде. Жили более чем скромно. Все необходимые ово-щи — картошку, морковь, капусту — выращивали сами воспитанники. Постепен-но завели своих коров, что позволило улучшить питание, посадили плодовый сад, обновляли мебель, оборудование, учебные пособия. В предвоенные годы сю-да поступали обездоленные дети почти со всего Поволжья. У многих из них ро-дители в 1933 году умерли голодной смертью. В детском тогда было тоже нелег-ко. Ещё тяжелее стало во время войны. Вместе с воспитателями дети ходили на огороды, выкапывали и собирали замёрзшую картошку... В школах же продолжалась перестройка на советский лад. При этом стремление местных органов власти скорее избавиться от «социально-чуждых элементов» в учительской среде часто приводило к тому, что к педагогической деятельности привлекались просто грамотные люди, не имевшие специального образования. Главным критерием оценки педагога стала его политическая ориентация и пре-данность делу Коммунистической партии. Это приводило к тому, что, как было отмечено в докладе школьного инструктора Саранского уезда за 1919 год, мно-гие молодые учителя почти совершенно не умели давать уроки, т. е. выполнять свои прямые обязанности. Даже в 1927-1928 учебном году в школах 1-й ступени 17% учителей имело лишь низшее образование, а в школах 2-й ступени более 70% не имело законченного высшего. В Зубово-Полянском районе созданного в 1928 году Мордовского национального округа в 45 школах 1-й ступени с 4146 учениками работало всего 92 учителя : в среднем один учитель учил 45 учени-ков. Хотя провозглашенный в 1927 г. курс на коллективизацию обуславливал и отно-шение к сельским учителям прежде всего, как к проводникам политики ВКП(б), многие из них, как, например, в Зубово-Полянском, Ачадовском и Рузаевском районах, занимали нейтральные позиции, а нередко даже становились на сторо-ну собственников земли, земледельцев-"кулаков".
дготовку : из 6500 человек было аттестовано 2634, т. е. около 40%. Пришлось пер-воначальные результаты аттестации отменить, обосновав отмену тем, что аттес-тационные комиссии были укомплектованы «врагами народа».
Последовали репрессии : в
наркомате просвещения были репрессированы нар-ком просвещения, 4
начальника управления из 5, ещё 10 сотрудников, арестова-но руководство
и преподаватели пединститута
(в том числе 5 лет ИТЛ получил
его директор Евдоким Васильевич Базунов, 1888 г. р., уроженец
Новых Высе-лок).
евременной выдаче жалованья и пайков (на телеграмме сохранился запрос Ле-нина Крестинскому: "Что сделано?"). Не намного улучшилось положение и спус-тя десять лет. По введенной с 1928 года карточной системе получения основных продуктов питания и промышленных товаров, учителя снабжались по списку № 3. На каждого члена семьи в сутки полагалось по 300 г хлеба и по 500 г крупы и сахара в месяц. Установленные нормы снабжения были не только далеки от про-житочного минимума, но и выдавались нерегулярно. Учителя школ, отдалённых от районных центров, не получали продукты по 6-8 месяцев. Согласно прове-дённому в Мордовии в 1930 году обследованию, учитель 1 ступени, имеющий семью из трёх человек и получающий ежемесячно около 55 рублей, 40 рублей тратил на приобретение продуктов питания на рынке. В 1930 году заработная плата учителей школ 1 ступени в Мордовии была повы-шена до 75 рублей, что приравнивалось к зарплате среднеоплачиваемого рабоче-го; учителя школ повышенного типа (ШКМ, школ 2-й ступени) стали получать 115 рублей, а преподаватели техникумов — 150 рублей.
нциях Известь и Свеженькая, в посёлке Ясная Поляна, в селе Промзине. Капи-тально отремонтировать школьные здания в Старой Потьме, Подлясове. От-крыть в Ачадове одну группу ШКМ" (школы колхозной молодежи). В Горенке в существовавшую при мечети школу для мальчиков в 1919 году открылся доступ и для девочек, школа стала начальной светской для всех детей села. В Потьме начальная школа, которую местные жители почему-то прозвали "гаре-мом", в 1930-х годах была преобразована в "семилетку". Её директором стала Ди-на Андреевна Расторгуева. Классы школы были переполнены, в каждом было около 40 учеников, не хватало учебников, в послевоенные годы один учебник вы-давался на пятерых учеников, не хватало и письменных принадлежностей.
ние клуба, в приделе которого разместили начальную школу на 40-50 учащихся. Первой заведующей этой школой была Татьяна Васильевна Григорьева. Одна-ко в 1929 году клуб-школа сгорела. В школу превратили дом Новиковых. В мае 1949 году было начато строительство 7-летней школы. Возглавлял строительство начальник Зубово-Полянского лесоучастка М. П. Ионов. Строительство велось быстро, к сентябрю 1949 года закончилось. Крышу крыли щепой, когда уже нача-лись занятия. К зиме сложили печи. Разбросанные к тому времени по несколь-ким домам классы были теперь сосредоточены в одном здании. Но заниматься приходилось в две смены, т. к. учеников было много — в каждом классе человек по сорок. В 1956 г. в посёлке построили интернат для учащихся из соседних де-ревень. Но поселяли в нём только детей из многодетных семей. В 1957 году было построено ещё одно учебное здание, и школа получила статус десятилетки.
кум, на работу которого влияли не только объективные трудности, с которыми сталкивалась индустриализующаяся страна, но и такие субъективные, как репрес-сии, коснувшиеся не только преподавателей, но и студентов (см. историю педу-чилища).
годах были созданы 3 средние школы : в 1934 году в Анаеве, а 1937 году — в Ширингушах и Зубовой Поляне. Директором последней был назначен Нико-лай Иванович Шеляков (список директоров школы).
дей, свиней. Вся полученная продукция использовалась для питания учащихся. В том же году началось строительство нового школьного здания, в котором участ-вовали жители окрестных сел.
они были центром просвещения и культуры прилегающей территории и сыграли огромную роль в жизни населения окрестных сел.
шийся между нынешними Домом быта и Сбербанком (в настоящее время не су-ществует). Подобный интернат был организован и в Ширингушах, в нём жили дети не только из соседних деревень, но и из других районов Мордовии (рас-сказ о жизни в интернате его воспитанницы).
нашей школе. Женщины-учителя старались приласкать, поддержать их доб-рым словом. Были и такие, кто забирал сирот в свой дом, их удочеряли и усы-новляли".
(фабрично-заводскую школу) в городе Молотове (Пермь), получил специаль-ность штукатура-маляра и вернулся в Ширингуши.
населения (см. приказы отдела образования (роно) военного времени). Си-лами учителей, учащихся и их родителей организовывался ремонт школ, учебно-наглядных пособий, заготовка и подвоз топлива. Учительских кадров не хватало, учителями становились бывшие выпускники. Людмила Николаевна Андреева (Белякова) закончила школу в 1941 году. "После выпускного вечера мы пошли встречать рассвет, — вспоминает она, — сидели на берегу Парцы. А утром — война ! В августе 1941 года меня вызывает директор школы и говорит : "Будешь работать учителем !" Возражать было бесполезно — так было надо. Работала и одновременно училась в педучилище. На фронт меня не взяли, так как учить детей было некому. После уроков про-водила агитационно-массовую работу среди населения : знакомила людей с си-туацией на фронтах и в мире. Сколько слёз выплакали женщины на моих плечах! Также вместе с учениками выполняли посильную работу в госпитале в 1941 году: ухаживали за ранеными бойцами, писали письма их родным, ставили концерты. Платой за труд были улыбки раненых бойцов."
ти друзей или хороших знакомых семьи. Жили и парни и девушки, иногда сразу по 2-3 человека. Еду в русской печке им готовила моя мать. За проживание пла-тили небольшие даже по тем меркам деньги. На воскресенье они, как правило, уезжали домой, возвращаясь с продуктами и чистым бельём. Иногда проведать детей приезжали их родители. Большинство из них впоследствии получило среднее специальное или высшее образование."
Учителя восьмилетней школы перед Первомайской демонстрацией около школы. В последнем ряду в шляпе — директор школы Григорий Фёдорович Кочемасов, ветеран ВОВ. В центре в пер-вом ряду — завуч Анна Михайловна Ларикова, конец 1960-х гг. Из архива А. М. Лариковой.
Возглавляли школу директор Григорий Фёдорович Кочемасов и завуч Анна Ми-хайловна Ларикова, в будущем заслуженный учитель РСФСР. Они многое да-ли нам, тогда молодым учителям, в профессиональном смысле. Коллектив учи-телей был дружный и очень энергичный. Своими силами построили учебные мастерские, кинотеку. С учащимися ежегодно ездили на экскурсии, ходили в по-ходы...
тив педагогов заметно помолодел, более 15 лет его возглавляет заслужённый учитель Мордовии Наталья Владимировна Балашкина. Многие годы завучем в школе проработала заслуженный учитель Мордовии Нина Александровна Ба-бина.
молодые педагоги : Н. В. Слезкина, С. К. Телюшина, С. И. Адайкина, Е. Ю. Чекмарёва и другие. Мужчин в коллективе мало, но все они творческие и дело-вые люди. Это В. С. Филичкин, О. Г. Чикарев — преподаватели истории и об-ществоведения, Е. А. Соколов и С. Д. Михеев — преподаватели труда, В. А. Дашкин и А. И. Капустин — преподаватели физкультуры." (2000 г.)
Праздник знаний в школе № 1 1 сентября 1991 г. Зубова Поляна. Фото С. Шевченко. Много заслуженных учителей работало и в средней школе номер один. Одна из них Галина Архиповна Хрунина, заслуженный учитель РСФСР. Её учитель-ский стаж — почти 50 лет. В настоящее время перед учителями района стоит важная задача — в условиях постоянно ведущейся реформы российской школы создать условия учёбы для де-тей, отвечающие вызовам времени : освоить новые информационные техноло-гии, создать для среднего и старшего звена учащихся профильные классы, осво-ить новые методики и методы обучения и воспитания, позволяющие им успеш-но сдавать единый государственный экзамен (ЕГЭ). В конце 2010-х годов в районе началась "оптимизация школьных бюджетов" — некоторые малокомплектные школы закрываются, детей из поселений, где они находились, в соседние сёла возят специальные школьные автобусы. Таким об-разом экономятся средства, а дети в больших школах имеют возможность учиться у более квалифицированных учителей. С другой стороны, федеральное и мор-довское правительства вкладывают большие средства в строительство новых и реконструкцию старых школьных зданий. За последние годы в районе было по-строено нескольких новых школьных зданий, особенно впечатляющим из кото-рых стало здание школы № 2 из райцентра — в 2008 году была закончена его реконструкция, и школа получила статус многопрофильной гимназии.
щины в возрасте 18-25 лет. Все они отбывают наказание за преступления. При-чём, добрая половина учениц — ВИЧ-инфицированные. Большинство из нахо-дящихся в колонии осуждённых раскаиваются в содеянном и надеются вернуться в общество исправившимися и никогда больше не ступать на путь правонаруше-ний. И первым шагом в исправлении для них может стать учёба в школе и полу-чение аттестата. Тем более, что и учителя, и руководство колоний делают для этого всё возможное, например, в 2004 году школа получила новое удобное по-мещение. Адрес школы для потенциальных спонсоров и филантропических организаций : 431110 Мордовия, Зубово-Полянский район, пос. Парца, колония № 14, директор школы (администрация колонии). Есть и другие особенности школьной системы района начала XXI века, связан-ные с катастрофическим уменьшением населения.
По материалам книги "Зубова Поляна", публикациям в газетах,
Назад на страницу Образование в Спасском уезде в XVIII - XX вв. |