Республика Мордовия

 Историко-этнографический сайт

 

О районе

Администрация
Депутаты района

Деловая жизнь
Культура и

образование

Здравоохранение

Общественные организации
Отдых и туризм

Новости

Мокшень

English

Français

Об истории школ
района и их знаменитых выпускниках на сайтах школ 

 

 

ВНИМАНИЕ !

Создаётся раздел

"Заслуженные учителя Мордовии" "Заслуженные учителя России".

Просим прислать сведения об учи-телях района, по-лучивших эти зва-ния с момента их введения в 1940 г. (ФИО, желательно школа, предмет, год присвоения, фото).

Люди, всю жизнь учившие нас, до-стойны, как мини-мум, того, чтобы помнили их име-на...

zubova-poliana@mail.ru

 

 

Школа в Старом Бадикове, 2008 г.

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ ЗУБОВО-ПОЛЯНСКОГО РАЙОНА
В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ И В НАШИ ДНИ

С первых дней Советской власти руководство партии большевиков проявило к учительству особое внимание, что было обусловлено значительными возмож-ностями воздействия этой группы населения на самые широкие слои трудящих-ся. Государственная политика по отношению к педагогическому контингенту России, разработанная ЦК РКП(б), имела своей целью формирование в лице учительства надежного помощника для пропаганды идей строительства социа-листического общества среди различных категорий населения, для воспитания коммунистической идеологии у молодого поколения. Но для этого, прежде всего, необходимо было преобразовать мировоззрение самих учителей.

По своему социально-классовому составу учительство было неоднородно, что и обусловило различное восприятие революционных событий 1917 года : от пол-ной и безоговорочной поддержки Советской власти до открытой враждебности по отношению к ней.

 

Ф. Сычков. "Школьница-отличница",
1934 г.

Среди учителей была развернута активная пропагандистская и разъяснительная ра-бота, основной задачей которой было при-влечение старого, дореволюционного учи-тельства к сотрудничеству. Но переход пе-дагогов на позиции большевиков проис-ходил очень медленно. Многие уездные учительские съезды, проходившие в 1918-1919 гг. в мордовском крае, принимали антисоветские, антибольшевистские резо-люции. В это время наблюдался рост ав-торитета левоэсеровской партии, сторон-никами которой было и большинство учи-телей. В 1919 г. был запрещён Всероссий-ский учительский союз и создан новый учительский профсоюз. Создавался он не самими учителями, а "сверху", соответст-вующим постановлением правительства.

Главными направлениями в работе Наркомпроса было провозглашено достиже-ние всеобщей грамотности в кратчайший срок путем организации сети школ, введения обязательного всеобщего обучения, создания школ для взрослых, и эта политика в связи с острой нехваткой учителей не позволяла отказаться от при-влечения дореволюционного учительства (значительную часть которого состав-ляло духовенство), несмотря на его антибольшевистскую настроенность. В отно-шении власти к учительству проводилась двухсторонняя политика: с одной сто-роны, шло «перевоспитание» учителей, а с другой поиск ускоренных путей подготовки «новых кадров работников просвещения, проникнутых идеями ком-мунизма». Партийные и советских органы активно старались изменить социаль-ный состав работников просвещения в уездах, осуществляя классовый отбор при поступлении в педагогические учебные заведения.

Ликбез в мордовской деревне. Из архивов Мордовского краеведческо-го музея, 1920-е гг.

В Спасском уезде, как и везде, все уже работающие учите-ля должны были пройти краткосроч-ные курсы перепод-готовки в Спасске.

Набрать учителей даже для началь-ной ступени обуче-ния в мордовских школах было неле-гко,  так  как  грамот-

ность населения во всех мокшанских селах и деревнях  была очень низкой. Об этом свидетельствуют переписи населения. Так, по данным переписи 1926 года в Беднодемьяновском районе (бывшем Спасском уезде) в целом грамотность среди русских достигала 28%, а среди мокши и мещеры грамотными были только 20%. Примерно такие же показатели были и в отдельных населённых пунктах.

В крупном, старинном селе Ачадове насчитывалось более 2 000 жителей, из  них грамотными 428 человек (около 19%). В Булдыгине, численность населения которого была немного меньше, чем в Ачадове, грамотными были 229 мужчин и женщин (приблизительно 11%).

В селе Зубова Поляна и на одноимённой станции процент грамотности был выше, чем в соседних мокшанских селах. Из 867 жителей села читать и писать умели 443 человека (51%) : на станции из 37 мужчин грамотными были 27 (72%), а из 29 прописанных там женщин — 16 (55%).

Эти цифры, впрочем, примерно соответствуют данным по грамотности в целом по России и среди других "инородцев", как тогда называли всех нерусских — чу-вашей, черемисов (марийцев) и других.

Кроме школьных проблем, сотрудникам отделов образования пришлось зани-маться проблемой детей-сирот. Послереволюционная разруха, усугубленная граж-данской войной, привела к появлению многочисленных детей-сирот или детей, чьи родители не в состоянии были содержать их. Это заставило власти организо-вать в Спасске несколько детских домов. По старой привычке их воспитанников называли "приютскими детьми". По данным государственного архива Тамбов-ской области на 3 января 1919 года в Спасском уезде находился один детский приют. 18 февраля 1919 года коллегия Спасского уездного отдела социального обеспечения постановила : «вследствие полного недостатка мест в имеющихся приютах отдела, временно приостановить приём детей (кроме грудных) в прию-ты». В том же 1919 году все детские дома из ведения губсобеса перешли в веде-ние губоно. На 1 апреля 1919 года в Спасске было уже 2 детских дома, в кото-рых содержалось 57 детей.

Через два месяца, 1 июля 1920 года в Спасске находились : детский дом  № 1 (ул. Интернациональная, 1), рассчитанный на 70 человек, а фактически содержав-ший 91 девочку школьного возраста при 4 работниках педагогического и 23 тех-нического персонала; детский дом № 2 (ул. Советская) — на 50 человек, но имевший списочный состав в 106 детей, фактически же в нём было 67 мальчи-ков школьного возраста, при 6 работниках педагогического и 10 технического персонала (несоответствие фактического и списочного состава объяснялось тем, что с началом весны подростки уходили на заработки в деревни из-за отсутствия в детдоме полноценного питания); детский дом № 3 (бывший Кошелёвский мо-настырь), имевший 20 мальчиков и 38 девочек дошкольного возраста, 2 человека педагогического и 18 — технического персонала.

По возрастным категориям в детских домах Спасска содержалось : от 3 до 7 лет — 42 мальчика, 50 девочек; от 7 до 17 лет — 114 мальчиков, 95 девочек.

В начале 30-х годов в городе был организован «Детский городок». В 1935 году на его базе было организовано 5 детских домов. Кроме местных, в них везли эва-куированных детей из Самары (Куйбышева) и Ульяновской области, которые тогда были поражены неурожаем. Детдома в Спасске-Беднодемьяновске суще-ствовали и позже...

Самым старым детдомом был детдом № 1. Первым его директором был М. С. Со-колов (ушёл на фронт в июне 1941 года). Первое время дети и воспитатели жили в бараке, в тесноте и в холоде. Жили более чем скромно. Все необходимые ово-щи — картошку, морковь, капусту — выращивали сами воспитанники. Постепен-но завели своих коров, что позволило улучшить питание, посадили плодовый сад, обновляли мебель, оборудование, учебные пособия. В предвоенные годы сю-да поступали обездоленные дети почти со всего Поволжья. У многих из них ро-дители в 1933 году умерли голодной смертью. В детском тогда было тоже нелег-ко. Ещё тяжелее стало во время войны. Вместе с воспитателями дети ходили на огороды, выкапывали и собирали замёрзшую картошку...

В школах же продолжалась перестройка на советский лад. При этом стремление местных органов власти скорее избавиться от «социально-чуждых элементов» в учительской среде часто приводило к тому, что к педагогической деятельности привлекались просто грамотные люди, не имевшие специального образования. Главным критерием оценки педагога стала его политическая ориентация и пре-данность делу Коммунистической партии. Это приводило к тому, что, как было отмечено в докладе школьного инструктора Саранского уезда за 1919 год, мно-гие молодые учителя почти совершенно не умели давать уроки, т. е. выполнять свои прямые обязанности. Даже в 1927-1928 учебном году в школах 1-й ступени 17% учителей имело лишь низшее образование, а в школах 2-й ступени более 70% не имело законченного высшего. В Зубово-Полянском районе созданного в 1928 году Мордовского национального округа в 45 школах 1-й ступени с 4146 учениками работало всего 92 учителя : в среднем один учитель учил 45 учени-ков.

Хотя провозглашенный в 1927 г. курс на коллективизацию обуславливал и отно-шение к сельским учителям прежде всего, как к проводникам политики ВКП(б), многие из них, как, например, в Зубово-Полянском, Ачадовском и Рузаевском районах, занимали нейтральные позиции, а нередко даже становились на сторо-ну собственников земли, земледельцев-"кулаков".

Ученицы Какуевской школы Екатерина (10 лет) и Анастасия (12 лет) Кутуковы с гармонистом Ива-ном Арзамасцевым. Фото 1933 г.

Е. Кутукова : "Семья у нас была довольно большая, и всегда было много работы. Мать заставляла меня ра-ботать с самого раннего детства, и мне приходилось пропускать уроки, а чтобы учительница не ругала ме-ня за пропуски и смотрела на моё частое отсутствие в школе сквозь пальцы, мать носила ей подарки".

Начавшаяся в стране кампания по борьбе с «врагами народа» не мог-ла не затронуть и систему образо-вания, причем не только её руко-водящее звено, но и рядовых учи-телей. Просвещенцев раскулачива-ли, незаконно увольняли с работы, перебрасывали с места на место, лишали избирательных прав. По-добное отношение властей приво-дило к резкому недовольству и мас-совому бегству учителей с педаго-гической работы. В 1930 году из не-многочисленных школ Зубово-По-лянского района уволились 10 че-ловек.

В 1935 году было окончательно принято решение об увольнении с работы учителей "чуждого соци-ального происхождения" — детей священников, бывших землевладе-льцев, торговцев и т. д. Результаты подобной политики сказались не-замедлительно : на 1 декабря 1937 года для неполных средних и сред-них школ в Мордовии не хватало 521 педагога, для начальных — 226. Проведённая в 1937 году ат-тестация учителей засвидетельст-вовала чрезвычайно низкую их по-

дготовку : из 6500 человек было аттестовано 2634, т. е. около 40%. Пришлось пер-воначальные результаты аттестации отменить, обосновав отмену тем, что аттес-тационные комиссии были укомплектованы «врагами народа».

Последовали репрессии : в наркомате просвещения были репрессированы нар-ком просвещения, 4 начальника управления из 5, ещё 10 сотрудников, арестова-но руководство и преподаватели пединститута (в том числе 5 лет ИТЛ получил его директор Евдоким Васильевич Базунов, 1888 г. р., уроженец Новых Высе-лок).

 Репрессии затронули просвещенцев и Зубово-Полянского района : были арес-тованы директор педтехникума Ф. Сурдин, получивший большой срок конц-лагеря (где и погиб), и его жена (осуждена к гласному надзору), расстреляны ещё трое преподавателей педучилища, расстрелян директор анаевской школы С. П. Никольский, на 6 лет лагерей осудили директора ачадовской школы комсомоль-ца П. Г. Ларина, на 10 лет — учителя мордполянской школы И. А. Калинина, на 5 лет — учителя из Покасс И. Я. Налиткина и на 3 года — учителя из Анаева И. И. Суксова. Заводили дело и почти год держали в тюрьме директора ширин-гушской школы Д. И. Богатырева,  несколько месяцев — председателя зубовопо-лянского райместкома учителей А. Г. Шитова. В июле 1938 года на 3 года осу-дили заведующего районо В. М. Ионова (срок, по воспоминаниям И. Сибиряка, он отбывал на Колыме
, освободился, скорее всего, уже после войны). Были иск-лючены и осуждены несколько студентов педучилища. В зубополянской школе была арестована (и впоследствии расстреляна) учительница русского языка Вера Иосифовна Оленина, жена первого хирурга местной больницы (тоже арестован-ного и расстрелянного), вследствие чего в некоторых классах всё первое полуго-дие русский язык и литература не преподавались.

Ученики Зубово-Полянской средней школы с учителями (слева на-право) : Дунаевым (военрук), Е. П. Ивановым (завуч), Т. Ф. Фроловой (немецкий), А. М. Наумовичем (география), 1948. Из архива А. Наумо-вича.

Материальное по-ложение учителей в эти годы было тя-жёлым. Сразу же после установления Советской власти резко снизился уро-вень жизни всех ка-тегорий населения. Уже в июле 1919 го-да в связи с тяжё-лым продовольст-венным положени-ем из Спасска на имя В.И.Ленина бы-ла отправлена теле-грамма от общего собрания школьных работников о несво-

евременной выдаче жалованья и пайков (на телеграмме сохранился запрос Ле-нина Крестинскому: "Что сделано?"). Не намного улучшилось положение и спус-тя десять лет. По введенной с 1928 года карточной системе получения основных продуктов питания и промышленных товаров, учителя снабжались по списку № 3. На каждого члена семьи в сутки полагалось по 300 г хлеба и по 500 г крупы и сахара в месяц. Установленные нормы снабжения были  не только далеки от про-житочного минимума, но и выдавались нерегулярно. Учителя школ, отдалённых от районных центров, не получали продукты по 6-8 месяцев. Согласно прове-дённому в Мордовии в 1930 году обследованию, учитель 1 ступени, имеющий семью из трёх человек и получающий ежемесячно около 55 рублей, 40 рублей тратил на приобретение продуктов питания на рынке.

В 1930 году заработная плата учителей школ 1 ступени в Мордовии была повы-шена до 75 рублей, что приравнивалось к зарплате среднеоплачиваемого рабоче-го; учителя школ повышенного типа (ШКМ, школ 2-й ступени) стали получать 115 рублей, а преподаватели техникумов — 150 рублей.

В эти же годы в стране было развёрнуто движение учителей-ударников ("отличников"), число которых постоянно росло....

Бабина, учительница из Мордовского Пимбура. Фото Г. Бокарева, 1972 г.

Проблемы школьного строительст-ва и всеобуча, особенно в связи с развернутой в конце 1920-х годов общегосударственной кампанией ликвидации неграмотности "как по-зорного наследия прошлого", были в центре внимания властей и ре-гулярно обсуждались на заседани-ях Зубово-Полянского райсовета, созданного в 1928 году. Так, в про-токоле от 17 февраля 1931 года чи-таем : "Выслушав доклад заведую-щего школой тов. Чумакова о ра-боте Зубово-Полянской ШКМ, президиум районного Совета от-метил : Зубовская школа колхоз-ной молодёжи находится в ста-дии организационного оформления. Укомплектована недостаточно. Наспех проведено укомплектова-ние слушателей курсов животно-водов и колхозных счетоводов. Школа не имеет агронома".

 

В протоколе от 13 июня 1931 года записано : "Слушали доклад инспе-ктора ОНО т. Горшкова. Поста-новили : открыть школы при ста-

нциях Известь и Свеженькая, в посёлке Ясная Поляна, в селе Промзине. Капи-тально отремонтировать школьные здания в Старой Потьме, Подлясове. От-крыть в Ачадове одну группу ШКМ" (школы колхозной молодежи).

В Горенке в существовавшую при мечети школу для мальчиков в 1919 году открылся доступ и для девочек, школа стала начальной светской для всех детей села.

В Потьме начальная школа, которую местные жители почему-то прозвали "гаре-мом", в 1930-х годах была преобразована в "семилетку". Её директором стала Ди-на Андреевна Расторгуева. Классы школы были переполнены, в каждом было около 40 учеников, не хватало учебников, в послевоенные годы один учебник вы-давался на пятерых учеников, не хватало и письменных принадлежностей.

Морд-Полянская школа, вторая половина XX в. Ограда школы соору-жена из металлических пластин — отходов производства Зубово-Полян-ского завода радиодетелей.

В Свеженкой шко-ла открылась 1 сен-тября 1920 года. Это было небольшое зда- ние, сооружённое из старых шпал, в нём находилось 3 небольших стола и несколько скамеек, на которых могли сидеть 20-25 учащи-хся. В этом помеще-нии занимались де-ти 1-4-х классов, ос-тальные ездили учи- ться в соседнее Па-шково.  В 1921 году было построено зда-

ние клуба, в приделе которого разместили начальную школу на 40-50 учащихся. Первой заведующей этой школой была Татьяна Васильевна Григорьева. Одна-ко в 1929 году клуб-школа сгорела. В школу превратили дом Новиковых. В мае 1949 году было начато строительство 7-летней школы. Возглавлял строительство начальник Зубово-Полянского лесоучастка М. П. Ионов. Строительство велось быстро, к сентябрю 1949 года закончилось. Крышу крыли щепой, когда уже нача-лись занятия. К зиме сложили печи. Разбросанные к тому времени по несколь-ким домам классы были теперь сосредоточены в одном здании. Но заниматься приходилось в две смены, т. к. учеников было много — в каждом классе человек по сорок. В 1956 г. в посёлке построили интернат для учащихся из соседних де-ревень. Но поселяли в нём только детей из многодетных семей. В 1957 году было построено ещё одно учебное здание, и школа получила статус десятилетки.

Учителя Зубово-Полянской средней школы (слева направо). Верхний ряд : Н. И. Наумович, И. В. Умнова, В. П. Тимошенкова, О. И. Понома-рёва. Нижний ряд :  Л. Н. Белякова, NN, Р. Д. Балашова, 1953 г. Из ар-хива А. Наумовича.

В школе райцентра стабильного педаго-гического коллекти-ва не было, учите-ля часто менялись, одни и те же специ-алисты преподава-ли и в открывшемся в 1932 году педтех-никуме, и в школе, что, разумеется, не могло не сказывать-ся на качестве пре-подавания.

В такой же  стадии "организационного оформления" в нача-ле 1930-х годов на-ходился и педтехни-

кум, на работу которого влияли не только объективные трудности, с которыми сталкивалась индустриализующаяся страна, но и такие субъективные, как репрес-сии, коснувшиеся не только преподавателей, но и студентов (см. историю педу-чилища).

Ученики Зубово-Полянской средней школы на занятиях фотокружка с учителем А. М. Наумовичем, 1959 г. Из архива А. Наумовича,

Основные школы района постепенно прошли все этапы изменений и преоб-разований, происхо-дивших на ниве просвещения после революции : земс-кие училища стано-вились школами пе-рвой ступени,из них рождались ШКМ, которые в свою оче-редь, были преобра-зованы в неполные средние.   В   1920-х

годах были созданы 3 средние школы : в 1934 году в Анаеве, а 1937 году — в Ширингушах и Зубовой Поляне. Директором последней был назначен Нико-лай Иванович Шеляков (список директоров школы).

На уроке географии, 1970 г. Из архива А. Наумовича.

В Анаевскую зону входили Каргаши-но, Вадовские Се-лищи, Промзино, Подлясово и другие более мелкие насе-ленные пункты. При школе было общежи-тие, которое распо-лагалось в доме, ко- торый раньше при-надлежал «кулакам» Поповым, пришко-льный участок, ого-род, сад. В подсоб-ных помещениях де-ржали  коров, лоша-

дей, свиней. Вся полученная продукция использовалась для питания учащихся. В том же году началось строительство нового школьного здания, в котором участ-вовали жители окрестных сел.

Учащиеся Зубово-Полянской средней школы совершают велопоход в Пензу под руководством учителей А. М. Наумовича и Г. Ф. Кочемасо-ва, 1962 г. Из архива А.Наумовича.

Как было тогда при-нято, строительст-вом руководил не профессионал–стро-итель, а сам дирек-тор школы Николь-ский С. П.

В Ширингушской  средней школе учи-лись не только по-селковые дети, но и юноши и  девушки из Жуковки, Ста-рого и Нового Ба-дикова, Киселевки Только позже во многих этих дерев-нях появились свои средние  школы.  Все

они были центром просвещения и культуры прилегающей территории и сыграли огромную роль в жизни населения окрестных сел.

 

Ширингушский интернат : старшая пионер-вожатая Валентина Чудайкина и председа-тель совета пионерской дружины Николай Шумбасов , 1967 г.

Нелегким был путь к знаниям для многих учащихся Зубово-Полянской средней школы. Каждое утро — и в осеннюю не-погоду, и в зимнюю стужу — спешили они на уроки из Потьмы, Ясной Поля-ны, Новых Выселок, Умёта, с много-численных лесных кордонов, проходя в одну сторону 4-12 км. Или поселялись в райцентре у родственников, знакомых. Позже здесь для тех, кто, окончив непол-ные средние школы ("семилетки"), про-должал обучение в зубовополянской сре-дней школе, было выделено здание, в ко-тором   организован   интернат,   находив-

шийся между нынешними Домом быта и Сбербанком (в настоящее время не су-ществует). Подобный интернат был организован и в Ширингушах, в нём жили дети не только из соседних деревень, но и из других районов Мордовии (рас-сказ о жизни в интернате его воспитанницы).

С. А. Цукаркова

Отдельная и особая глава в истории школ района, ко-торую ещё предстоит обстоятельно изучить — период Великой Отечественной войны. В эти годы многие учителя-мужчины ушли на фронт, и в школах работали женщины. Софья Александровна Цукаркова в годы войны была директором Старо-Бадиковской школы. Она вспоминала : "Во время войны школа имела боль-шой пришкольный участок, где выращивали картофель, сеяли пшеницу, рожь. Все выращенное сдавали государ-ству. В нашем селе для эвакуированных детей-сирот  был  открыт детский дом на 100 мест. Дети учились в

нашей школе. Женщины-учителя старались приласкать, поддержать их доб-рым словом. Были и такие, кто забирал сирот в свой дом, их удочеряли и усы-новляли".

В. П. Байлер

Одним из воспитанников детского дома, спасённых на зубово-полянской земле, был Байлер Василий Петрович. Его родной город в одной из западных областей Советского Союза был разрушен. Беспризорных детей увезли в тыл, сначала в Витеб-скую область, но после бомбежки отправили в Мордовию в Темниковский детдом. Оттуда он сбежал. Был задержан и на-правлен в Ширингуши, где его определили в сапожную мас-терскую. Осенью был открыт детдом в Старом-Бадикове. Ди-ректором детдома был Основин. Подросток Василий был  по-мощником   воспитателя  Д. Ф. Сурдина.  Затем  закончил ФЗО

(фабрично-заводскую школу) в городе Молотове (Пермь), получил специаль-ность штукатура-маляра и вернулся в Ширингуши.

Школьники Свеженькой,  1943 г. Из архива Р.М. Васяевой.

Районный отдел об-разования, наряду с обычными учебны-ми и воспитатель-ными, ставил перед коллективами школ также задачи, нап-равленные на по-мощь фронту и обе-спечение жизнедея-тельности в услови-ях войны. В основ-ном это были меро-приятия по органи-зации трудовых от-рядов для работы в  колхозах и агитаци-онная  работа  среди

населения (см. приказы отдела образования (роно) военного времени). Си-лами учителей, учащихся и их родителей организовывался ремонт школ, учебно-наглядных пособий, заготовка и подвоз топлива.

Учительских кадров не хватало, учителями становились бывшие выпускники. Людмила Николаевна Андреева (Белякова) закончила школу в 1941 году. "После выпускного вечера мы пошли встречать рассвет, — вспоминает она, — сидели на берегу Парцы. А утром — война ! В августе 1941 года меня вызывает директор школы и говорит :  "Будешь работать учителем !"  Возражать было бесполезно — так было надо. Работала и одновременно училась в педучилище. На фронт меня не взяли, так как учить детей было некому. После уроков про-водила агитационно-массовую работу среди населения : знакомила людей с си-туацией на фронтах и в мире. Сколько слёз выплакали женщины на моих плечах! Также вместе с учениками выполняли посильную работу в госпитале в 1941 году: ухаживали за ранеными бойцами, писали письма их родным, ставили концерты. Платой за труд были улыбки раненых бойцов."

Почётная грамота-свидетельство о присвоении звания заслуженно-го учителя МАССР А. М. Наумовичу, 1970 г.

Закончилась война, на-чалось востановление страны. Учителей по-прежнему не хватало. Алексей Матвеевич Наумович, также под-ростком  эвакуирован-ный в Мордовию из Белоруссии, успел вы-расти, побывать на фронте, вернуться пос-ле ранения, закончить учительский институт в Темникове, готови-вший учителей по уско-ренной 2-х летней про-грамме (позже он зако-нчил московский инст-итут), начать работать.

Упорно учились и по-слевоенные дети. Оле-нин С. Д. вспоминает : "Даже в начале-сере-дине 50-х годов  у нас (Почтовый переулок, 22), как и у многих дру-гих, несколько лет «на квартире» жили уче-ники старших (9-10-х) классов из Умёта и Крутца. В их посёлках не было полных сред-них школ.Это были де-

ти друзей или хороших знакомых семьи. Жили и парни и девушки, иногда сразу по 2-3 человека. Еду в русской печке им готовила моя мать. За проживание пла-тили небольшие даже по тем меркам деньги. На воскресенье они, как правило, уезжали домой, возвращаясь с продуктами и чистым бельём. Иногда проведать детей приезжали их родители. Большинство из них впоследствии получило среднее специальное или высшее образование."

Учителя восьмилетней школы перед Первомайской демонстрацией около школы. В последнем ряду в шляпе — директор школы Григорий Фёдорович Кочемасов, ветеран ВОВ. В центре в пер-вом ряду — завуч Анна Михайловна Ларикова, конец 1960-х гг. Из архива А. М. Лариковой.

Учителя зубовополянских школ на республиканском учительском тур-слёте в Сабаеве. На переднем плане справа – Л. А. Прохорова, учитель биологии и ботаники. Слева со стаканом – А. А. Прохоров, учитель ге-ографии и рисования, 1973 г. Из архива А. Наумовича.

Вспоминает Прохо-рова Лидия Алек- сандровна: "В нача- ле 1960-х годов в по-селке была одна большая средняя школа. Занимались в 3-х деревянных от-даленных друг от друга зданиях, что было очень неудоб-но. В 1963 году шко-ла была разделена : на среднюю и "вось-милетку". Восьми-летняя школа оста-лась в деревянном двух-этажном зда-нии (позже оно бы-ло снесено и на его месте был  постро-ен торговый центр)

Возглавляли школу директор Григорий Фёдорович Кочемасов и завуч Анна Ми-хайловна Ларикова, в будущем заслуженный учитель РСФСР. Они многое да-ли нам, тогда молодым учителям, в профессиональном смысле. Коллектив учи-телей был дружный и очень энергичный. Своими силами построили учебные мастерские, кинотеку. С учащимися ежегодно ездили на экскурсии, ходили в по-ходы...

Выпускники 8 "Г" класса Зубово-Полянской 8-летней школы с учи-телями. Первый ряд (слева направо) : М. С. Данькова, Л. П. Гудожни-кова, А. П. Шипицин. Второй ряд : Л. А. Прохорова,  1966 г.

Время шло, посёлок разрастался. Для на-шей школы было по-строено типовое 2-х этажное здание. Число учащихся уве-личивалось, и с 1988 года «восьмилетка» стала средней шко-лой № 2. Традиции, заложенные педаго-гами старшего по-коления, получили дальнейшее разви-тие. Сейчас в  шко-ле № 2 более 500 учащихся.    Коллек-

тив педагогов заметно помолодел, более 15 лет его возглавляет заслужённый учитель Мордовии Наталья Владимировна Балашкина. Многие годы завучем в школе проработала заслуженный учитель Мордовии Нина Александровна Ба-бина.

Выпускники 10 "А" класса Зубово-Полянской средней школы вместе с учителями и директором школы Николаем Григорьевичем Шумки-ным, 1968 г.

В школе работают учителя высшей ка-тегории : заслужен-ный учитель Мор-довии Т. Г. Ларико-ва,  Е. М. Беляева, В. Ф. Медведева, А. Н. Бычкова, Л. А. Головина, Л. И. Мо-исеева, В. П. Браги-на, М. Л. Перестен-ко. В коллективе не-мало опытных учи-телей : Р. П. Кузне-цова, В. М. Дубров-ская, В. В. Карцев. С них берут пример

молодые педагоги : Н. В. Слезкина, С. К. Телюшина, С. И. Адайкина, Е. Ю. Чекмарёва и другие. Мужчин в коллективе мало, но все они творческие и дело-вые люди. Это В. С. Филичкин, О. Г. Чикарев преподаватели истории и об-ществоведения, Е. А. Соколов и С. Д. Михеев преподаватели труда, В. А. Дашкин и А. И. Капустин преподаватели физкультуры." (2000 г.)

Праздник знаний  в школе № 1 1 сентября 1991 г.  Зубова Поляна. Фото С. Шевченко.

Много заслуженных учителей работало и в средней школе номер один. Одна из них Галина Архиповна Хрунина, заслуженный учитель РСФСР. Её учитель-ский стаж — почти 50 лет.

В настоящее время перед учителями района стоит важная задача — в условиях постоянно ведущейся реформы российской школы создать условия учёбы для де-тей, отвечающие вызовам времени : освоить новые информационные техноло-гии, создать для среднего и старшего звена учащихся профильные классы, осво-ить новые методики и методы обучения и воспитания, позволяющие им успеш-но сдавать единый государственный экзамен (ЕГЭ).

В конце 2010-х годов в районе началась "оптимизация школьных бюджетов" — некоторые малокомплектные школы закрываются, детей из поселений, где они находились, в соседние сёла возят специальные школьные автобусы. Таким об-разом экономятся средства, а дети в больших школах имеют возможность учиться у более квалифицированных учителей. С другой стороны, федеральное и мор-довское правительства вкладывают большие средства в строительство новых и реконструкцию старых школьных зданий. За последние годы в районе было по-строено нескольких новых школьных зданий, особенно впечатляющим из кото-рых стало здание школы № 2 из райцентра — в 2008 году была закончена его реконструкция, и школа получила статус многопрофильной гимназии.

Директор зубовополянской школы № 1 Л. С. Кисля-кова (Чистякова), выпускница школы 1966 г., с колегами на праздновании 90-летия школы, 1998 г.

Одна особенность района (а имен-но наличие системы пенитен-циарных колоний) накладывает особый отпечаток на районную школьную систему (в прошлые де-сятилетия школы колоний подчи-нялись своему управлению, но с недавнего времени входят в рай-онную систему). Так, одна из школ района совершенно необычна не только для района, но и для рес-публики. Она расположена в по-сёлке Парца и находится при ис-правительной колонии № 14. Учатся  в ней только молодые жен-

щины в возрасте 18-25 лет. Все они отбывают наказание за преступления. При-чём, добрая половина учениц ВИЧ-инфицированные. Большинство из нахо-дящихся в колонии осуждённых раскаиваются в содеянном и надеются вернуться в общество исправившимися и никогда больше не ступать на путь правонаруше-ний. И первым шагом в исправлении для них может стать учёба в школе и полу-чение аттестата. Тем более, что и учителя, и руководство колоний делают для этого всё возможное, например, в 2004 году школа получила новое удобное по-мещение.

Адрес школы для потенциальных спонсоров и филантропических организаций : 431110 Мордовия, Зубово-Полянский район,  пос. Парца, колония № 14, директор школы (администрация колонии).

Есть и другие особенности школьной системы района начала XXI  века, связан-ные с катастрофическим уменьшением населения.

По материалам книги "Зубова Поляна", публикациям в газетах,
исследованиям  историков, воспоминаниям учителей  и жителей района.

Назад на страницу Образование в Спасском уезде в XVIII - XX вв.
Назад на страницу Культура и образование

Hosted by uCoz