Республика Мордовия

 Историко-этнографический сайт

 

О районе

Администрация
Депутаты района

Деловая жизнь
Культура и

образование

Здравоохранение

Общественные организации
Отдых и туризм

Новости

Мокшень

English

Français

 

ВНИМАНИЕ !

Создаётся раздел "За-служенные учителя Мордовии," "Заслу-женные учителя Рос-сии".

Просим прислать сведения об учите-лях района, получив-ших эти звания с мо-мента их введения в 1940 г. (ФИО, желате-льно школа, пред-мет, год присвоения, фото).

Люди, всю жизнь учившие нас, дос-тойны, как мини-мум, того, чтобы помнили их имена...

zubova-poliana@mail.ru

 

 

А. Прохоров. Рисунок из книги "Зубова Поляна".

СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В СПАССКОМ УЕЗДЕ ЗУБОВО-ПОЛЯНСКОМ РАЙОНЕ В XVIII XX ВЕКАХ

Первый учитель в Шацкой провинции

2 сентября 1746 года в канцелярию Шацка явился некто Тимофей Анисимов. Он предъявил свидетельство Московской цифирной школы о том, что он обу-чался в ней 7 лет и имеет право преподавать арифметику и другие науки. Принял его полковник Сухотин и сурово спросил, подлинное ли свидетельство, не фаль-шивое ли оно. И хотя Анисимов был уже немолодым человеком с семьёй пос-ле окончания школы в 1727 году он 19 лет прожил в чужой избе в Подмосковье, работая учителем, полковник, не дожидаясь ответа, приказал заковать Аниси-мова в две большие колодки и содержать под караулом. Услужливые канцеля-ристы единогласно признали документы несчастного учителя фальшивыми. Су-хотин разгневался и велел допросить просветителя с пристрастием под бато-гами.

Несмотря на жгучую боль, пожилой учитель стоял на своём : что он не беглый и не крепостной и что свидетельство его подлинное. Двадцать недель продержали его в тюрьме, дважды жестоко пытали, грозили сослать на каторгу. Чиновники в России всегда были корыстолюбивыми, вот и Сухотин хотел записать Аниси-мова с семьёй в собственные крепостные крестьяне.

Однако горемычный школяр был человеком не без характера. Он много чего ви-дел на своем веку и самое главное — умел читать и писать. Решив бороться до конца, учитель украдкой посылает письмо к дворянке Челищевой с просьбой за-писать его в её дворовые  на основании "Указа о засвидетельствованной свободе относительно избрания места жительства". Челищева вступила в тяжбу с Сухо-тиным и выиграла её. Пока тянулось это дело, освобожденный Анисимов зара-батывал на жизнь в Шацке уроками.

Таким образом, он стал первым и на то время единственным патентованным просветителем огромного края. Домашняя школа Тимофея Анисимова была выс-шим и единственным учебным заведением Шацкой провинции, в состав кото-рой  входили  тогда  зубовополянские земли. Можно сказать, что первый учи-тель, первый просветитель Мещерского края начал свою деятельность на на-шей земле 250 лет назад (рассказ "Учитель из Шацка").

В середине XVIII века начали создаваться первые церковные школы для обуче-ния молодых людей «книгочтению, пению и писать в твердость». Учителям по-лагалось обучать школьников не только грамоте, но и честному житию, страху Божьему, «понеже грамота без страху Божия есть не что иное, как безумному мечь...».

В 1780 году в губернском центре Тамбове, уездным центром которого являлся Спасск, было открыто главное 4-х классное народное училище, а в следующем году во всех уездных городах были созданы малые народные училища. Тамбов-ский губернатор, известный государственный деятель и поэт Г. Р. Державин по-слал запрос об открытии училища во все уездные центры. Из Спасска дворянст-во ответило молчанием. А про купечество городничий Коровин донёс, что он объявил приглашение, но : «...Так из оного всего Спасского общества, по неиме-нию у оного большого капитала, никого желающих к тому не оказалось». Малое народное училище в Спасске в 1786 году всё же было открыто, но через 4 года снова закрыто по распоряжению тамбовского губернатора Зверева.

1 января 1787 года открылось малое училище в Шацке, в котором числилось 24 ученика. Единственным учителем той школы был некто Протопопов.

Школы уезда в XIX — начале XX веков

Н. Богданов-Бельский. "У дверей школы", 1897 г.

В начале XIX века просвещением Мещерского края занимался епи-скоп Иона. В 1812 году он пове-лел ввести в учебную программу Тамбовской семинарии мордов-ский (мокшанский) язык, так как многие выпускники семинарии в дальнейшем служили в храмах мок-шанских сел. Одновременно нача-лась работа по созданию первых русско-мокшанских словарей и грамматики. Семинаристы, а сре-ди них были выходцы из мордов-ских сёл современного Зубово-По-лянского района, должны были собрать и изложить по-русски све-дения о родном языке, «чинить пе-реводы» церковных текстов на местные наречия. Эти материалы позволили впоследствии профес-сору Тамбовской семинарии ма-гистру Павлу Орнатову составить первую грамматику мокшанского языка, которая была издана в Мо-скве в 1838 году.

Однако большая часть населения оставалась неграмотной, хотя пот-ребность в образованных людях ежегодно возрастала. И  церковное

ведомство, и правительство, а позднее и сельские общины начали создавать различные начальные школы, но процесс просвещения края шел медленно.

В 1834 году в Спасске открылось приходское училище. Первым учителем был священник Степан Фотиевич Славин. Продолжительное время в училище ра-ботали С. П. Райский, М. Ф. Платонов, в 1876 году учителем был Владимир Михайлович Преображенский, а Закон Божий преподавал иерей Иван Фил. Ястребов. До 1885 года было обучено около 80 детей.

Нужно отметить, что Спасский уезд, находившийся на окраине губернии, самый инородческий, как тогда говорили, не только в Тамбовской губернии, но и во всей среднерусской черноземной полосе (только мордва составляла около 50 ты-сяч населения), был самым отсталым в губернии по многим вопросам, в том чис-ле и по развитию образования. Тамбовский губернатор в середине XIX века в от-чёте царю докладывал, что "сеть школ в Спасском уезде за последнее десяти-летие не растёт"...

Но образованием населения была озабочена православная церковь, для детей крестьян и других сословий она постепенно открывала церковно-приходские школы. Ещё в 1841 году в селе Дубровки было открыто училище, в котором нас-тавником был священник И. И. Вягилинский. В 1871 году в Спасске было 1 при-ходское училище для мальчиков и девочек, в котором учились 39 мальчиков и 12 девочек. В уезде же в этом году сельских и приходских школ было : для маль-чиков — 19, смешанных (для мальчиков и девочек) — 1, обучалось всего мальчи-ков — 622, девочек — 5. При Вознесенской церкви в 1887 году была открыта церковно-приходская школа для прихожан обоего пола, а при Спасо-Преобра-женском соборе в 1891 году — женская церковно-приходская школа.

Согласно архивных данных одной из старейшей была Старо-Бадиковская цер-ковно-приходская школа. Начиная с 1880 года в течение пяти лет были откры-ты Аксеновская, Мальцевская, Кирилловская, Трёх-Липяговская, Тимашо-вская и Журавкинская церковно-приходские школы. В 1886-1890 годах от-крылось ещё 14 школ, в том числе Ново-Выселская, Хомутовская, Покасская, Саввинская, Ново-Бадиковская и другие. В 1891-95 годах было открыто ещё 17 школ.

Помимо церковно-приходских школ церковным ведомством в уезде создавались  школы грамоты. Первая школа грамоты была создана в селе Новая Потьма в 1884 году, за следующие 5 лет открылись Липлейская, Дракинская, Ново-Печи-моргская, Морд-Пимбурская, Ачадовская и другие, всего 18 школ, а до конца века появились ещё 15 школ грамоты, среди них Кошелёвская, Гальчевская, Кажлодская, Зарубкинская и другие, впоследствии реорганизованные в цер-ковно-приходские.

А. Морозов "Сельская бесплатная школа", 1865 г.

Уездная управа от-крывала также зем-ские школы, но их было немного. В 1877 году земская школа открылась в селе Дубровки. Раз-мещалась она в низ-ком деревянном до-ме площадью 85 м2, кроме местных де-тей в ней учились и дети из деревень Це-паево и Ермолаев-ка. Из-за отсутствия

мест родителям отказывали в приёме учащихся. Аналогичное положение склады-валось и в других вновь открывшихся школах. В 1884 году земская школа откры-лась в селе Монастырском, в 1884 году церковно-приходские школы появились в сёлах Липяги, Устье, Русский Пимбур, Русский Шелдаис.

Тамбовский историк-краевед И. И. Дубасов писал: «... С течением времени до учреждения Министерства народного просвещения учебное дело в Тамбовской губернии становилось всё хуже и хуже. Особенной невежественностью отли-чались у нас Темниковский и Спасский уезды». Но с учреждением Министер-ства народного просвещения дела со школами пошли не намного лучше. Более половины детей школьного возраста не было охвачено учёбой. Особенно мало училось девочек, родители не считали это нужным для них, использовали их в качестве нянек, загружали домашней работой.

В 1868 году в Спасском уезде было только 11 школ, в 1880 г. их стало 22 (одна-ко, в 39 селениях Спасского уезда, в том числе и в Зубовой Поляне, не было ни государственных, ни церковных, ни частных школ).

В начале 80-х годов XIX века грамотные и учащиеся  среди мужской части насе-ления составляли только 7%, а среди женщин их было менее 1%.

В 1881 году в Спасске было открыто городское 3-х классное училище. В нём обу-чались только мальчики. Для училища было специально построено кирпичное двухэтажное здание. Оно и сейчас стоит в Красном переулке, после революции 1917 года в нём размещался интернат средней школы № 1, с 1980-х годов и Спасский краеведческий музей. Училище содержалось на средства города и земства, деньги отпускали городская и уездная земская управы. Почетным смот-рителем училища был купец Павел Михайлович Аристов, непосредственным руководителем и инспектором училища — Александр Емельянович Почин-ский. Учителями работали Александр Арсеньевич Яковлев, Иван Василь-евич Дмитриевский. Закон Божий преподавал Гавриил Иванович Ремаров, а за здоровьем детей наблюдал врач Виктор Васильевич Покровский. В училище было 3 класса, в которых учились около 100 человек. Принимались в училище сначала дети купцов и мещан, позже и дети крестьян.

"Красная школа" в Спасске — бывшее 4-х классное училище.
Фото начала 2000-х гг.

В октябре 1895 года инспектор А. Е. По-чинский обратился с прошением о пре-образовании 3 кла-ссного училища в 4-х классное. Проше-ние было удовлетво-рено. Несколько рас-ширилась програм-ма, педагогический коллектив увеличи-лся до 6 человек. Преподавались в училище Закон Бо-жий, русский и цер-

 

ковно-славянский языки, арифметика, геометрия, история, естествоведение, фи-зика, география, черчение, рисование. Не преподавались иностранные языки, по-этому выпускники не имели возможности поступать в средние учебные заведе-ния.

 

 

Выписка из "Памятной книжки Тамбовской губернии на 1894 г."

За обучение родите-ли вносили плату 5 рублей в год. Дети крестьян редко име-ли возможность учи-ться в городском учи-лище, так как это бы-ло связано с  допол-

 

нительными расходами : наймом квартиры, приобретением учебников... Кроме того, крестьяне не имели потребности в учёбе, не понимали его значения. Кре-стьянских детей обучались единицы, в основном, из зажиточных. Некоторым на-иболее одарённым детям крестьян из бедняков и середняков Спасская уездная земская управа оказывала помощь : выдавала стипендии, освобождала от платы за обучение. Но таких было немного. Дети же дворян и некоторых купцов обыч-но обучались сначала дома гувернёрами, а потом в гимназиях Тамбова.

Футбольная команда училища в 1910-е гг. Фото из Спасского краеведческого музея.

В 1912 году училище стало высшим начальным мужским училищем. Руково-дил им в эти годы (до 1918 г.) Георгий Фёдорович Немешайлов. Преподавате-лями работали Якименко, Елькин, Степашкин. За время существования учили-ща его закончили около 500 человек. В 1918 году училище было преобразовано в единую трудовую школу второй степени. В начале 20-х годов школа стала рабо-тать по образцу гимназий царского времени —  готовить учителей для началь-ной школы и "ликвидаторов неграмотности" среди взрослого населения. Дирек-тором школы в это время (а затем заведующим учебной частью) был М. Н. Осич-кин.

В 1885 году было получено разрешение Тамбовского директора народных учи-лищ на открытие в Спасске одноклассного городского женского училища (пос-тепенно преобразованного в высшее, т. е. с 4-х годичным обучением). Откры-лись также: в 1885 году — церковно-приходская школа в селе Свищево (учили детей священник о. Н. С. Корнилов и крестьянин Д. И. Максимов, школа поме-щалась в церковной сторожке); в 1886 году — церковно-приходская школа в селе Хомутовка; земская школа в селе Чиуш-Каменка; в 1892 году — школа грамоты в селе Рузаново, превращённая затем в церковно-приходскую (обучал детей свя-щенник о. Василий Лентовский; в 1894 год — церковно-приходская школа в се-ле Абашево (детей обучали священник Александр Разумов и крестьянин Е. Ф. Куликов, который позже стал священником); в 1895 году — школы грамоты в селе Зубово (священником Иоанном Дубровским); в селе Веденяпино (священ-ником Александром Виргильевым, учитель здесь был Адриан Кочетов, сын дьякона). Нужно отметить, что в конце XIX века только 16% учителей были людь-ми светскими, остальные 84% приходились на лиц духовного сословия.

Так, медленно, с большими потугами развивалось в Спасском уезде в XIX веке школьное дело. Специально построенных зданий для школ было мало, они часто размещались в церковных караулках, в наёмном помещении. Иногда это была курная изба, в которой жил хозяин, в зимнее время здесь же находились телята и ягнята. Мебель состояла из одного стола, вокруг которого размещалось 20-30 уча-щихся. В Ачадовской школе, например, построенной в 1877 году,  была 1 клас-сная комната, тёмная и холодная. Обучались в этой школе 50 учеников (отдель-ное деревянное здание для начальной школы было построено только в кон-це 1920-х годов).

Какими учебниками пользовались ученики ? Из полученных в 1894-95 учебном году в Спасском уезде 4,5 тысяч учебников 70 % были церковно-славянские : Евангелие, Часослов, Псалтырь и другие. Одно это говорит о направлении за-нятий в школах.

Положение сельских учителей было нелёгким. Вот что писал учитель одной из сельских школ Алексей Каширин в 1886 году уездному земскому собранию : «...Состоял на должности учителя Спасского уезда около двух лет, а не полу-чаю жалования, которого приходится ждать не месяц и не два, а более пяти. Во время этого периода доходишь до такой крайности, что закладываешь не только лишнее платье, но даже всё необходимое, вследствие чего приходится в зимнее и осеннее время ходить в летнем костюме. Прибавляя к этому, сельско-му учителю приходится терпеть и другие нужды, а именно: сидеть в холодно-грязном училище, глотать дым во время классных занятий, преподавать без учебников, покупать бумагу, перья, карандаши и грифеля на последние свои гро-ши, которых и без того у сельского учителя бывает весьма мало. Всё это до такой степени расстраивает здоровье учителя, что он едва таскает ноги, продолжая своё жалкое существование...»

Передовые учителя не довольствовались программой Министерства просвеще-ния, стремились соединить обучение с трудом. Так, например, учитель Виндре-евской школы Терязев просил земскую управу выделить средства для устрой-ства образцового пчельника при школе. Земское собрание отклонило просьбу учи-теля. Многие передовые учителя вели общественную работу среди населения, проводили народные чтения...

По предложению Тамбовского губернского земского собрания Спасское уезд-ное собрание 28 сентября 1901 года рассмотрело проект нормальной сети школ для всеобщего обучения по губернии. В существующих тогда в уезде земских и церковно-приходских школах училось: мальчиков — 75%, девочек — около 10%. Земская управа доложила, что для введения всеобщего начального обучения толь-ко для мальчиков при тогдашнем финансовом обеспечении потребуется около 30 лет. Земству так и не удалось тогда претворить в жизнь проект всеобщего обуче-ние в уезде.

В 1903 году в городе открылось приходское училище. В 1909 году была открыта женская гимназия (начальница Плесская). Педагогический персонал состоял из начальницы, 5 учителей,  учителя рисования, учительницы рукоделия. Священ-ник преподавал «Закон Божий». В 1914 году в гимназии обучалось 180 гимна-зисток, из первого выпускного класса вышло 18 девушек. Родители за обучение платили по 27 рублей 50 копеек в год. До 1917 года в Спасске было также выс-шее начальное женское училище и три начальных школы, всего в городе насчи-тывалось 650 учащихся. Функционировало также низшее ремесленное училище (будущий техникум).

Губернские и уездные власти видели, что дальнейшему развитию сельскохозяй-ственного производства мешает отсутствие опытных грамотных специалистов низшего звена : слесарей-мастеров по изготовлению и ремонту сельскохозяйст-венных машин и орудий. Ещё в 1884 году директор училищ Тамбовской губер-нии обратился в Спасскую земскую управу с предложением открыть школу по подготовке ремесленных учеников. После многолетних хлопот и переписки, свя-занных с выделением денежных средств, земское собрание согласилось открыть низшую ремесленную школу в городе Спасске на средства губернской и уездной управ. Министерство народного просвещения взяло на себя финансирование по-стройки учебного корпуса и мастерских.

В 1906 году средства были отпущены, усадьба выделена, приступили к строите-льству здания в конце улицы Тамбовской (сейчас улица Коммунальная) напро-тив здания бывшей спасской тюрьмы. В 1908 году основное здание школы было построено, в августе Спасская низшая ремесленная школа была открыта с од-ним кузнечно-слесарным отделением.

В первом наборе школы было 50 человек. Срок обучения составлял 4 года. При-нимались мальчики с образованием 3-4-х классов. Назначение школы было запи-сано в её уставе : готовить специалистов-слесарей и обслуживать местное насе-ление изготовлением и ремонтом сельскохозяйственных машин и орудий в Спас-ском уезде.

Двухэтажное здание школы (современный корпус № 1 техникума) было камен-ным. На первом этаже находилась слесарная мастерская, станочное отделение, в пристройке была кузница. В станочном отделении установили станки : два то-карных по металлу, один сверлильный и один фрезерный. Станки приводились в движение ременной трасмиссией от двигателя внутреннего сгорания (с за-пальным шаром). На втором этаже находились учебные классы и столярная мас-терская — вначале с двумя станками, строгальным и токарным по дереву.

Фактически учащиеся получали несколько специальностей, в основном две — слесарь широкого профиля и столяр, на практике знакомились с кузнечным де-лом. Основным предметом был технология кузнечного дела. Но изучались и об-щеобразовательные предметы : Закон Божий, русский язык, арифметика, счето-водство, черчение, рисование. После окончания школы присваивалось звание : подмастерье.

Н. Богданов-Бельский. "Ученицы", 1890-е гг.

В 1887 году строится школа в Мордовском Пимбуре, в 1898 го-ду — в Зарубкине. Все эти насе-ленные пункты были и старше, и гораздо крупнее Зубовой Поляны.

Самая большая школа министерст-ва народного просвещения работа-ла в Зарубкине. Любопытно соот-ношение учащихся по половому  признаку. В первый  класс в Зару-бкине в 1900 г. было принято 52 мальчика и 1 девочка, в школе в Анаеве обучалось 11 мальчиков и 6 девочек, в школу в Новых Вы-селках было принято 20 мальчи-ков и 5 девочек.

В татарской Горенке школа от-крылась накануне революции 1917 г., она находилась в местной мече-ти. Занятия в ней проводил мулла, и обучались в ней только мальчи-ки. Наряду с русским языком, ариф-

метикой, историей России, некоторыми естественными дисциплинами изуча-лись арабский язык, толкование сур Корана.

В Жуковке школа была открыта в 1909 году. Инициатором была местная жи-тельница, крестьянка, Сафаева Акулина Фёдоровна, которая дала согласие от-крыть школу в своём доме. Она же согласилась и учить детей, хотя сама плохо владела грамотой и письмом. И каждое утро в «школу» стали приходить дети в возрасте 8-14 лет. Мальчиков было больше. Вот как позже вспоминал эту учёбу Тюркин Константин Филиппович : " Мы приходили утром и садились за сто-лы. Акулина Фёдоровна показывала нам буквы. Мы их писали печатным шриф-том и тут же по многу раз повторяли их в слух. Буквари уже были, но не у всех, да и по ним мы почти не занимались. Акулина Фёдоровна заставляла нас учить наизусть молитвы. Иногда к нам приходил из Ширингушей батюшка, так как в селе церкви не было. Мы его встречали стоя и пели гимн "Боже царя храни" и молитвы. Батюшке это нравилось, и он отпускал нас домой. В школу ходили не всегда — когда кому хотелось, так как там было скучно, надоедали молитвы, и мы убегали. Выходит, мы оставались неграмотными". В 1912 году для школы построили уже специальное помещение из 2-х  комнат. В одной из них жила учи-тельница, приехавшая из уездного города Спасска, её звали Лукерья Ивановна.

Самой крупной церковно-приходской школой в Спасском уезде была Ачадов-ская — в ней учились 53 ученика. В Покрово-Селищенской — 35 учеников, в Вадово-Селищенской школе церковного ведомства занимались 28 детей.

Зубовополянцы помнят имена учителей и руководителей различных учрежде-ний системы образования, работавших в те годы. Анаевским образцовым двух-классным училищем заведовал С. Ф. Чигин, а учителем работал М. Н. Осичкин. В школе в Зарубкине аналогичные  должности занимали О.С. Прокопшева и А. П. Лебедев. В Новых Выселках школой заведовала А. А. Уланова, а законо-учителем был священник М. Т. Вихров. В Ачадовской школе трудились А. И. Муратова, Н. А. Новочадов, А. Ф. Григорьева. В Дубасове учительствовал П. А. Кутуков, в УмётеВ. П. Ботов и А. В. Купленский.

А. Степанов. "Приезд учительницы в деревню", 1914 г.

В будущем район-ном центре строи-тельство земской школы велось в 1911-1912 годах. До этого в деревне не-которое время суще-ствовала маленькая школа, содержавша-яся жителями на со-бственные средства. Первой учительни-цей в Зубовой По-ляне была Мария Ивановна  Забозла-ева.

Жалованье учителям в Спасском уезде на рубеже веков выдавалось за счет зем-ских средств. Лицам со специальной педагогической подготовкой устанавливал-ся неизменный оклад в 336 рублей в год. Квартира в большинстве случаев для учителей выделялась бесплатно. Сельские общины обязаны были обеспечить школы мебелью, топливом, проводить ремонт помещений (что делалось не всег-да). Положение учителей продолжало оставаться нелёгким : учитель Павликъ в журнале "Тамбовский народный учитель" (издававшемся учителем А. И. Алту-ховым, вышло всего несколько номеров), писал в1909 году : "Мы часто жалуем-ся на тяжесть одиночества, на духовную и материальную беспомощность..."

В 1911 году был принят закон о всеобщем обучении. В том же году состоялся Общеземский съезд по народному образованию, делегаты которого признали на-чальное обучение — делом неотложным, а обязательность его — желательной.

Первый Всероссийский съезд по народному образованию, который проходил в конце 1913-начале 1914 гг., подтвердил требование о единстве системы образо-вания, о введении всеобщего обучения, о светскости образования — положения, которые были претворены в жизнь лишь после революции 1917 года и граж-данской войны.

Описания школ уезда в:
 "Историко-статистическом описании Тамбовской епархии 1911 г."

По книге "Зубова Поляна", материалам спасских краеведов
 Н. Забродиной и В. Саунина, архивам ГАТО, публикациям в газетах.

Продолжение

Назад на страницу Культура и образование

Назад на страницу Книга "Зубова Поляна"

Hosted by uCoz